Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Возвращение родины

  Все выпуски  

Возвращение родины: Русское сопротивление ( 252 )


 

Всем добрый день. В сегодняшенем выпуске хочу предложить вам очередную главу из книги О.Платонова
"История русского народа в ХХ веке" - о русском сопротивлении в 60-70 годы.
Ну а в начале рекомендую следующие ссылки :

Танцы вокруг Саакашвили, — Ростислав Ищенко

http://rusnext.ru/recent_opinions/1441789555

«Царица доказательств»: Брешь в деле Царнаева

http://rusnext.ru/recent_opinions/1441801889

История одного майдана: кто такой Янукович? (ВИДЕО)

http://rusnext.ru/recent_opinions/1441812068

Зачем русским Сирия? Ответ «Эху Москвы» и Евгению Киселёву

http://rusnext.ru/news/1441800967

России нужен имперский Госплан, — эксперт

http://rusnext.ru/news/1441967524

Сегодня украинский избиратель ненавидит всех, — Ростислав Ищенко

http://rusnext.ru/news/1441965551

9/11: В жерле жертвенного костра

http://rusnext.ru/recent_opinions/1442060895

Британских лейбористов возглавил враг НАТО и друг Путина, — Telegraph

http://rusnext.ru/recent_opinions/1442075064


Русское сопротивление. - Возрождение национального сознания. -
 Клуб "Родина". - Националлибералы. - ВСХСОН. - "Молодая гвар-
 дия". - Национал-большевики. - "Наш современник". - ВООПИК. -
 "Русский клуб". - Рост патриотического движения. - "Вече". - Раз-
 витие отечественной мысли. - Преследования патриотов. - Возник-
            новение неформального объединения "Память".

   Возрождение русского национального сознания в 60-70-е годы
осуществлялось по нарастающей от извращенных и усеченных форм
отечественной идеологии в виде национал-коммунизма и национал-
либерализма к традиционным формам духовности, воплощенным в
вечные ценности Православной Церкви, великодержавности и рус-
ской народности. Национальное сознание, отчужденное десятилетия-
ми террора еврейских вождей и космополитов по сути дела заново
рождалось, росло и зрело в душе многих русских людей. В условиях
почти полного отсутствия правдивой информации о духовных корнях
нашей Родины и запретов на выдачу в библиотеках сочинений оте-
чественных мыслителей русским патриотам приходилось как бы
впервые открывать многие очевидные национальные истины. Зато ка-
кую радость испытывали они, прорвавшись через все препятствия и
запреты в сферу вечных ценностей Отечества!
   Еще в 50-е годы возникают отдельные очаги русского сопротив-
ления и национального возрождения. Они имели почти подпольный
характер и существовали в форме небольших кружков единомышлен-
ников при православных храмах, в университетах, институтах, библио-
теках, музеях и даже школах (среди преподавателей). Встречи прохо-
дили, как правило, на частных квартирах, обсуждались волнующие
проблемы, из рук в руки передавались редкие книги русских мысли-
телей - Н. Данилевского, К. Леонтьева, И. Киреевского, В. Розанова
и др., а также православная литература, труды отцов Церкви и святых
русских подвижников. В домах русских людей начинают снова появ-
ляться иконы, сначала как модное увлечение, но постепенно перерас-
тая в более глубокое чувство, удовлетворяющее духовную потреб-
ность. В деревню двинулось множество молодых людей, собиравших
иконы, церковные книги, предметы старого русского быта и одежды.
Все больше русских людей стали проводить свои отпуска в деревне. У
многих пробуждается интерес к русской старине.
   Возникновение в 1962 году клуба любителей памятников истории и
культуры "Родина" как бы легализовало этот широкий общественный
интерес, узаконив тем самым некоторые процессы возрождения русско-
го национального сознания. Инициаторами клуба "Родина" стали ху-
дожник И.С. Глазунов и архитектор-реставратор П.Д. Барановский.
Создание клуба поддержали целый ряд выдающихся деятелей русской
культуры, и в частности, художники П. Корин и А. Коробов, академи-
ки Н. Воронин и Б. Рыбаков, писатель Л. Леонов, архитектор П. Ре-
вякин. Председателем клуба был А. Садов. "Одной из важнейших за-
дач клуба, - писал впоследствии Глазунов, - была пропаганда отече-
ственного культурного и исторического достояния, привлечение как
можно большего числа людей к его защите от окончательного больше-
вистского разгрома. Эта тема постоянно звучала на наших вечерах, в
организуемых нами газетных и журнальных публикациях. С этой же
целью совершались экскурсии по историческим местам и древним рус-
ским городам".*1 Кроме лекционной и экскурсионной работы члены клу-
ба участвовали в реставрации памятников, и в частности Крутицкого
подворья в Москве и Болдинского монастыря под Смоленском. Вокруг
П.Д. Барановского сформировался круг архитекторов-реставраторов,
искусствоведов, бывших не просто превосходными специалистами, но
и прежде всего истинными патриотами России. Высокое духовное чув-
ство, которое они несли в себе, стало своего рода катализатором про-
буждения национального сознания для сотен русских людей. К наибо-
лее замечательным представителям круга Барановского следует отнести
Л.И. Антропова, Н.И. Иванова, В.А. Десятникова, В.И. Федорова,
Н.Н. Свешникова, А.И. Пономарева, М.П. Кудрявцева, О.И. Жу-
рина, В.А. Виноградова.
   При клубе возникла первая в советской России общественная ко-
миссия по охране памятников, председателем которой стал главный ре-
дактор журнала "Техника - молодежи" В.Д. Захарченко. Клуб имел
свой герб - на червленом щите сияла взятая из древней церковной ру-
кописи буква "Р", которую, как свечу или меч, крепко держала рука.
"Р" - Родина, Россия.
   Клуб воспитал целую плеяду замечательных русских патриотов, сы-
гравших в будущем большую роль в возрождении русского националь-
ного сознания, среди них В.Н. Ганичев, Ю.А. Бычков, Н.Д. Глу-
щенко, Ю.П. Конусов, Н.И. Розов, В.Д. Ляпков. "Эти люди, -
вспоминает Глазунов, - стали тогда основной ударной силой нашего,
нового для тех лет патриотического движения, вдохновляясь и загора-
ясь ежедневно от все более и более открываемого нами мира русской

------------
*1 Наш современник. 1996, N11. С.211-212.
------------
культуры, а также встречаясь, как они говорили, с "последними из мо-
гикан", исповедующими беззаветную стойкость не только в охране па-
мятников, но и в каждом живом проявлении русской души".*1 Клуб
"Родина" просуществовал до августа 1968 года и был закрыт советски-
ми властями во время событий в Чехословакии. Однако к тому време-
ни его эстафету перехватили другие, еще более мощные патриотичес-
кие организации, и прежде всего ВООПИК и "Русский клуб" (о чем я
еще буду говорить ниже).
   Хотя клуб "Родина" вобрал в свою орбиту сотни русских людей, са-
ма по себе их организация не носила политического характера, а ско-
рее всего была объединением по интересам. Параллельно деятельнос-
ти этого клуба, практически не пересекаясь и не смыкаясь с ней, в се-
редине 60-х годов начинает зарождаться русское политическое движе-
ние. Однако первые его ростки носили национал-либеральный харак-
тер, а его немногочисленные участники жили "тоталитарным отрица-
нием всей системы и породивших ее идеологических "корней"".*2 Их
кумирами стали мыслители преимущественно либерального направле-
ния - Н. Бердяев, Владимир Соловьев, С. Франк. К пониманию глу-
бинных национальных ценностей многие из них по-настоящему так и
не пришли, не сумев вырваться из плена интеллигентских традицио-
налистских представлений "западнической правизны", в духе X. Орте-
га-и-Гассет, Ж. Маритана, Т. Эллиота, О. Хаксли, зачастую отожде-
ствляя поверхностную либеральную традицию XIX - начала XX века
с глубинными основами национального бытия. В этом смысле нацио-
нал-либералы были неразрывны с космополитическим леволибераль-
ным диссидентством, отождествляющим коммунистический режим с
тысячелетней российской традицией. По своей сути они являлись на-
следниками нигилистов XIX века и были совершенно бесплодны для
созидания национальной жизни. Отрицая коммунистический режим,
они не могли противопоставить ему никакой положительной нацио-
нальной программы.
   Характерным примером такого движения был бердяевский кружок
в Ленинграде,*3 вошедший в историю под громким названием - Всерос-
сийский социал-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН).
Первоначальное ядро кружка, возникшего в феврале 1964 года, соста-
вили четыре выпускника Ленинградского университета - И. Огурцов,
М. Садо, Е. Вагин и Б. Аверичкин, а также инженер Миклашевич,

------------
*1 Наш современник, 1996, N11. С.214.
*2 Вагин Е. Бердяевский соблазн. Правые в оппозиционном движении 60-70-х годов
//Наш современник. 1992, N 4.С. 172,
*3 См. Вестник РСХД. 1972, N 104/105; Посев. 1972, N 11.
------------
Г. Бочеваров, химик А. Ивлев, востоковед В. Платонов, поэт М. Ко-
носов, В. Ивойлов, Л. Бородин. Согласно Уставу ВСХСОН каждый
член был обязан вовлечь в организацию по крайней мере одного чело-
века. В течение трех лет подпольной работы количество членов
ВСХСОН достигло 28-30 человек, а кроме того, примерно столько же
входило в число кандидатов, среди которых были студент истфака Аб-
рамов, смотритель музея в Соловках Осипов, переводчик Балоян, сын
ленинградского вице-адмирала Кулаков, экономист Элькин, аспирант
ЛГУ Паевский, студент-экономист ЛГУ Андреев, внук министра Дво-
ра Николая II Фредерике, аспирант Лисин, учитель Онуфриев, слесарь
Статеев, студент Якимов.*1
   Деятельность организации сводилась к распространению литерату-
ры и самиздата либерально-христианского направления, в большом
обилии выпускаемой международной космополитической организацией
ИМКА, прежде всего сочинений Н. Бердяева, ставших своего рода
"евангелием" этого движения, а также пропагандистских материалов
католической церкви и папских энциклик. Идеологически ВСХСОН
основывался, с одной стороны, на полном отрицании коммунистичес-
кого режима ("марксизм-ленинизм - тотальная идеология коммунис-
тической бюрократии"), с другой - видел себя наследником революци-
онного движения русских рабочих, предшествующего событиям
1917 года. Свои собственные действия руководители Союза представ-
ляли как продолжение революционной борьбы русских рабочих, но ха-
рактер которой совершенно не понимали. В стремлении объединить
идеи либерально-космополитического учения Бердяева и революцион-
ного движения рабочих отражалась полнейшая идеологическая беспо-
мощность ВСХСОН.
   Тем не менее власти, узнавшие о существовании этой подпольной
организации, восприняли ее как покушение на основы основ советско-
го государства. Членов ВСХСОН обвинили в подготовке заговора с це-
лью "вооруженного свержения советского государственного и общест-
венного строя и установления в СССР буржуазного режима"; рядовых
членов организации на следствии и во время суда стремились уличить
в совершении (или подготовке) разного рода "подрывных акций".
В конце 1967 года руководителей организации судили закрытым судом
и вынесли суровый приговор: Огурцов, "глава организации", получил
15 лет заключения; Садо, "начальник личного состава", - 13 лет; Ва-
гин, "начальник идеологического отдела", и Аверичкин, "хранитель ма-

------------
*1 Рыжакин М. Русская Новая правая //Наш современник. 1992, N 4.С. 170-171.
*2 Там же. С.171.
------------
териалов организации", - по 8 лет каждый. Позднее, в 1968 году, осу-
дили и рядовых членов - 17 человек из них получили от 10 месяцев
до семи лет.*1
   Уже в лагерях некоторые представители бердяевского движения
ВСХСОН пересмотрели отношение к своему кумиру - произошел ес-
тественный сдвиг от либерально-космополитических социально-хрис-
тианских воззрений в сторону традиционной патриотической русской
идеологии.
   С 1963 года мощным легальным центром русского духовного возг
рождения и сопротивления постепенно становится журнал "Молодая
гвардия", возглавляемый тридцатилетним энергичным русским журна-
листом А.В. Никоновым. Новый редактор начинает помещать в жур-
нале статьи по истории и культуре Русского народа, о его духовных
деятелях, святынях и памятниках. В "Молодой гвардии" впервые уви-
дели свет замечательные образцы русской национальной публицисти-
ки - "Письма из Русского музея" В.А. Солоухина, записки-воспоми-
нания художника И.С. Глазунова, статьи о русской духовной культу-
ре М.П. Лобанова ("Просвященное мещанство", 1968), В. Чалмаева
("Великие искания", "Неизбежность", 1968), "Господин Великий Нов-
город" Д. Балашова, стихи В. Фирсова, Ф. Чуева, И. Савельева, В. Со-
рокина и др.
   Через "Молодую гвардию" к русской молодежи с письмом-напутст-
вием обращаются писатель Л.М. Леонов, художник П.Д. Корин,
скульптор С.Т. Коненков, призывая беречь святыни нашего народа,
любить свою землю. Публицисты журнала делают попытки осмыслить
опыт прошедших десятилетий и с позиций современного патриотиче-
ского сознания понять историю России до 1917 года. Чтобы как-то за-
щитить себя от нападок властей и доносов "Нового мира", авторы
"Молодой гвардии" использовали фиговый листок "марксизма-ле-
нинизма". Это в некоторых случаях вело к досадным погрешностям в
форме и изложении, которые были совершенно простительны с
высоты национального подвига, совершаемого на страницах русского
журнала.
   "Молодая гвардия" необыкновенно смело (по тем временам) заго-
ворила о трагической судьбе русской культуры, и прежде всего Пра-
вославной Церкви, в эпоху еврейских большевиков. Авторы журнала
предпочитали русских духовных подвижников Сергия Радонежского,
Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского революционным демо-

------------
*1 В этом же году КГБ начал преследовать членов группы А. Фетисова, стоявших на па-
триотических позициях.
------------
кратам вроде Чернышевского. В русской деревне и земле они видели
основу русской духовности, явно симпатизировали национальной
культуре XX века (например, церковной живописи Врубеля и Несте-
рова), не боялись критиковать кумира либеральных демократов М.
Горького, показывать "просвещенное мещанство" интеллигенции "ма-
лого народа". Журнал фактически призывал русских людей открывать,
изучать, охранять и беречь свое великое духовное наследие, противо-
стоять "американизации духа". В борьбе "Молодой гвардии" за сохра-
нение русской культуры и против "американизации духа" главным оп-
понентом выступил леволиберальный "Новый мир". Еврейских авто-
ров и редколлегию этого издания "возмущала наглость" русских пат-
риотов, осмелившихся возрождать то, что, по "новомировским" взгля-
дам, давно уже умерло и глубоко похоронено. Статьи "Нового мира"
против русского возрождения напоминали обычные доносы, а по зло-
сти и концентрированной ненависти к русскому оставляли далеко по-
зади официальные поношения журнала "Коммунист". Так, в статье
против "Молодой гвардии" в "Новом мире" члена его редколлегии ев-
рейского публициста А.Г. Дементьева чувствуется просто звериная
злоба к "добрым храмам" и "грустным церквям", "пустынножителям и
патриархам", к русской крестьянской культуре (ее ценителей критик
называет "мужиковствующими"). Взамен всего этого еврейский боль-
шевик предлагает бодрое строительство коммунистического общества
по директивам ЦК КПСС, симпатизируя на самом деле космополитиз-
му и американизации духа.
   На антирусский выпад Дементьева в июле 1969 года последовало
письмо одиннадцати известных русских писателей, в их числе -
М. Алексеев, С. Викулов, А. Иванов, П. Проскурин, С. Смирнов, В. Чи-
вилихин. Русские писатели отметили космополитический характер на-
правления, заданного "Новым миром", стремление этого журнала извра-
тить и очернить развиваемую "Молодой гвардией" программу воспита-
ния русского патриотизма, беззаветной любви к Отечеству. В открытом
письме показывалась лживость и фальшивость позиции Дементьева и
по сути дела предсказывалась его будущая предательская роль, а фак-
тически измена Родине в годы так называемой перестройки.
   Несмотря на поддержку известных русских писателей, травля "Моло-
дой гвардии" продолжалась непрерывно. У "новомировских" русофобов
была солидная поддержка в высших партийных органах. Доносительская
критика сделала свое дело: журналом "занялся" Секретариат ЦК КПСС.
На одном из его заседаний при активном участии Суслова и Брежнева
А.В. Никонов был снят с поста главного редактора, а чуть позднее уво-
лен и заведующий отделом критики "Молодой гвардии" В.В. Петелин.
   Тем не менее журнал сделал огромное дело в консолидации русских
духовных сил. Так, со второй половины 60-х годов в окрестностях Тро-
ице-Сергиевой Лавры в Радонежье, прежде всего возле станции Сем-
хоз, начали селиться русские писатели-патриоты - А. Иванов, С. Куня-
ев, В. Фирсов, И. Шевцов, И. Кобзев, Г. Серебряков, Ф. Чуев, В. Соро-
кин, И. Акулов, Н. Камбилов, С. Высоцкий, Б. Орлов, В. Чалмаев, В.
Шугаев и др. - многие из них были авторами "Молодой гвардии". Воз-
ник своего рода союз единомышленников, объединенных общими ду-
ховными устремлениями. Так как почин этому объединению дал писа-
тель И. Шевцов, то Би-би-си в одной из радиопередач объявило, что
"черносотенец Шевцов создал под Загорском в поселке Семхоз анти-
Переделкино". Как прокомментировал сообщение Би-би-си сам Шев-
цов, "эти слова надо понимать так, что в подмосковном Переделкине
обитают в подавляющем большинстве писатели-евреи".*1
   Духовная струя журнала "Молодая гвардия" стала живительной си-
лой при возникновении еще одного центра формирования и развития
русского национального сознания. Им становится журнал "Наш совре-
менник" во главе с замечательным русским поэтом С.В. Викуловым
(до этого занимавшим пост зам. главного редактора "Молодой гвар-
дии"), который впоследствии писал: "Новая команда "Нашего совре-
менника" с самого начала была одержима целью пробуждать в народе
национальное сознание, угнетенное тяжелым прессом "пролетарского
интернационализма", а через него - патриотизм (причем не только со-
ветский, как требовали от нас идеологи партии), воспитывать в рус-
ских чувство человеческого достоинства, готовность немедленно дать
сдачу тем, кто это достоинство унизит или оскорбит".*2 Викулов сде-
лал ставку на талантливую русскую молодежь, живущую в глубине
России. В журнал потянулись писатели, имена которых позднее стали
знаменитыми по всей России, - В. Белов, В. Распутин, Е. Носов,
Ф. Абрамов, В. Лихоносов, О. Фокина, В. Астафьев, А. Знаменский,
В. Шукшин.
   Журнал сумел переломить космополитические традиции антирус-
ских журналов вроде "Юности" или "Нового мира", показывавших
русского человека как раба и быдло, лентяя и пьяницу. Как писал
С.В. Викулов, в отличие от русофобов, сотрудничавших в "Новом
мире", "Наш современник" не глумился над пьяным недугом народа, а
обличал, насколько это тогда было возможно, тех, кто тайно и явно
спаивает народ (статьи академика Ф.Г. Углова). В ответ на их анти-

------------
*1 Шевцов И. Великое служение Отечеству //Молодая гвардия. 1996, N10. С 175.
*2 Наш современник. 1996, N 6. С.27.
------------
русские выпады, обвинявшие народ в присущих ему якобы лени, раз-
болтанности, социальной инертности, журнал печатал острые статьи
лучших русских публицистов - И. Васильева, И. Синицына, В. Сит-
никова, Г. Кулагина, требовавших государственных решений по совер-
шенствованию производственных отношений, системы трудового вос-
питания школьников и молодежи.*1 Национальное патриотическое на-
правление сделало журнал самым популярным русским журналом в
стране. Только за первые годы издания журнала под руководством
С. Викулова его тираж вырос более чем в 5 раз - с 20 до 103 тыс.
экземпляров.*2
   Событием в духовной жизни России стала подвижническая дея-
тельность замечательного русского публициста, заместителя главного
редактора журнала "Наш современник" Ю.И. Селезнева, сумевшего
объединить вокруг журнала лучших отечественных критиков и публи-
цистов. Селезнев стал одним из духовных вождей русского националь-
ного возрождения, авторитет которого был высок и непререкаем, а бо-
евая напористость притягивала к нему сотни русских патриотов. Как
позднее вспоминали его соратники, "он был похож на воина, на витя-
зя Древней Руси. Высокий, подтянутый, со слегка откинутой назад го-
ловой, обрамленной густой кудрявой волной волос и аккуратной ост-
рой бородкой. А главное - глаза! Удивительно ясные, чуть прикры-
тые, устремленные вдаль. Ни дать, ни взять - витязь в дозоре, озира-
ющий рубежи родной земли".*3 С духовной прозорливостью он пред-
сказывал грядущие потрясения нашей Родины, пытался разбудить
пребывавшее в летаргии национальное сознание Русского народа.
Нельзя терять ни минуты, торопил Селезнев, каждый, кто способен
постоять за державу, должен быть мобилизован. Третья мировая вой-
на началась в идеологической сфере, и первой ее жертвой может стать
Россия, если патриоты не сумеют мобилизоваться. "Быть человеком -
значит быть патриотом" - так ставили и ставят вопрос все лучшие
люди России в прошлом и настоящем.
   Все антирусские силы от функционеров ЦК до космополитических
литераторов объединились в единой кампании против русского публи-
циста-патриота, не уставая травить и преследовать Селезнева и, нако-
нец, добились его увольнения из журнала.
   В 1970 году вышли в свет романы И. Шевцова "Во имя отца и сы-
на", "Любовь и ненависть", в которых писатель-патриот разоблачал

------------
*1 Наш современник. 1996, N 6. С.27.
*2 Там же. С.7.
*3 Наш современник. 1991, N 5. С.120.
------------
подрывную деятельность западных спецслужб и сионистского подпо-
лья в нашей стране. Романы были хорошо приняты многими русскими
людьми, но вызвали злобные нападки со стороны врагов России, кос-
мополитов, масонов. Агент влияния США еврейский большевик
А.Н. Яковлев, занимавший тогда руководящий пост в Агитпропе
ЦК КПСС, пытался сделать все, чтобы не допустить их опубликова-
ния, а когда у него это не вышло, организовал клеветническую кампа-
нию против русских патриотов. За статью русского поэта И.И. Коб-
зева, опубликованную в газете "Советская Россия" в поддержку рома-
нов И. Шевцова, по указанию Суслова и Яковлева были уволены глав-
ный редактор газеты и его заместитель, а также ответственный работ-
ник ЦК Дмитрук, придерживавшийся патриотической ориентации.
   Во второй половине 60-х годов создаются все условия для более ор-
ганизованной консолидации русских патриотических сил. Под легаль-
ным флагом сохранения памятников истории и культуры, как в свое
время клуб "Родина", возникает организация, ставшая на многие годы
главной патриотической структурой, объединившей вокруг себя милли-
оны рядовых русских людей, неравнодушных к судьбе отечественного
наследия. Образование в 1966 году Всероссийского общества охраны
памятников истории и культуры (ВООПИК) вывело процесс патрио-
тического объединения на качественно новый этап, на котором уже на-
чиналось рождение общерусских политических организаций, отстаива-
ющих национальные интересы России. Первыми духовными возглави-
телями этого движения были замечательные русские ученые, художни-
ки, писатели, музыкальные работники - академики Б.А. Рыбаков и
И.В. Петрянов-Соколов, П.Д. Корин, И.С. Глазунов, Л.М. Лео-
нов, В.Д. Иванов, В.А. Солоухин, В.Н. Иванов (он стал первым
фактическим председателем Центрального Совета ВООПИК*1) и, ко-
нечно, архитектор-реставратор П.Д. Барановский. Именно последний
в сотрудничестве со своими соратниками по клубу "Родина" Л.И. Ан-
троповым, Г.И. Гунькиным и В.А. Десятниковым составили устав
ВООПИК, провели первоначальную подготовительную и организатор-
скую работу по созданию этой патриотической организации.
   Забота о памятниках и святынях Отечества, чтение лекций по рус-
ской культуре и искусству стали главным смыслом жизни тысяч рус-
ских людей. К чтению лекций привлекаются лучшие отечественные си-
лы. Тесные залы общества не вмещали всех желающих. При
ВООПИКе создается комиссия по шефству над памятниками истории

------------
*1 Формальным первым председателем был некто Кочемасов, зампред. Совмина
РСФСР, сознательно тормозивший развитие патриотической организации.
------------
и культуры, являвшаяся добровольческим движением за спасение па-
мятников истории и культуры России. Возникают реставрационные от-
ряды из добровольцев-энтузиастов, костяком которых становятся кад-
ры специалистов, подготовленных П.Д. Барановским еще во времена
клуба "Родина". Вокруг них собираются сотни подвижников, в течение
многих лет бесплатно участвовавших в реставрации памятников в ос-
новном на подготовительных работах. В выходные дни и летние отпу-
ска эти люди отправлялись спасать памятники от разрушения. Впос-
ледствии они составили костяк многих патриотических организаций, в
том числе "Памяти" в начале ее деятельности.
   В мае 1968 года в Новгороде прошла организованная ВООПИКом
конференция "Тысячелетние корни русской культуры", ставшая вехой
в возрождении отечественного самосознания. На конференции высту-
пили десятки видных деятелей русской культуры, среди них И.В. Пе-
трянов-Соколов, П.В. Палиевский, В.В. Кожинов, О.В. Волков,
С.Н. Семанов и др.
   При ВООПИКе образуется секция по комплексному изучению рус-
ской истории и культуры, получившая среди ее членов негласное на-
звание "Русский клуб". В этом клубе впервые за многие годы начина-
ют обсуждаться животрепещущие вопросы формирования и развития
русской культуры и духовности. В национальный оборот снова вклю-
чаются ранее запрещенные даже упоминать имена выдающихся рус-
ских деятелей и мыслителей прошлого: Данилевского, Каткова, Розано-
ва, Леонтьева, Победоносцева, Иоанна Кронштадтского и Серафима
Саровского. "Русский клуб" возглавляли писатель Д.А. Жуков (пред-
седатель), историк С.Н. Семанов и П.В. Палиевский (заместители),
а от аппарата ВООПИКа клуб курировал И.А. Белоконь. В течение
нескольких лет клуб был центром формирования и развития русской
патриотической мысли. Лучшие умы России пытаются осмыслить при-
чины трагедии, постигшей Отечество. Клуб собирался в Высокопетров-
ском монастыре в Москве. На его заседаниях, кроме уже перечислен-
ных выше деятелей ВООПИКа и участников конференции в Новгоро-
де, активно работали: В.А. Чивилихин, В.А. Чалмаев, В.В. Сорокин,
И.И. Кобзев, И.С. Глазунов, Ю.Л. Прокушев, Г.В. Серебряков,
С.Г. Котенко, И.А. Кольченко, О.Н. Михайлов, Н. Сергованцев,
А.И. Байгушев, О.И. Журин, В.А. Виноградов, М.П. Кудрявцев,
В.Д. Захарченко, Л.П. Кабальчик, Н.А. Сверчков, 3.А. Ткачук,
А.П. Пайщиков, Е.И. Осетров, А.В. Никонов, С.Ю. Куняев.
   "Организационно, - писал один из членов "Русского клуба"
А.И. Байгушев, - мы приняли церковную структуру. Монастырь, Пе-
тровка, 28, был у нас чистилищем. Здесь был как бы открытый храм, и
сюда свободно в любой день, в любой час могли зайти на постоянную
службу, то есть на любое мероприятие, любой творческий вечер, рус-
ские миряне. Здесь мы приглядывались к новым лицам, отбирали, ко-
го какими интересами привлечь, а кого постараться под тем или иным
предлогом отшить "... " Постоянные и проверенные (в общении, в "со-
блазнах", мы не гнушались и анкетой) попадали под негласный статус
оглашенных. Их мы уже сами начинали настойчиво приглашать на рус-
ские мероприятия, давали несложные, больше для проверки, просвети-
тельные поручения. Из "оглашенных" лучшие попадали в "верные" и
уже могли посещать наши "русские вторники", на которых шла основ-
ная духовно-строительная работа. Здесь поочередно каждым из наибо-
лее активных членов "Русского клуба" делался доклад на предложен-
ную им самим русскую тему".*1
   "Мы, - сообщает тот же член клуба, - не решались начинать хотя
бы закрытые собрания "Русского клуба" с молитвы. Хотя священники
и появлялись рядом с нами на наших "светских" собраниях впервые не
замаскированно, не стыдливо, а гордо, в облачении и при регалиях, но
нам только еще предстояло вернуть... самим себе собственное русское
достоинство, чтобы не дрожать перед иудо-атеистами, а гордо осенять
себя на людях нашим православным крестом. Однако "безмолвие"
(исихазм) и благородный "византизм" сразу стали духовными знамена-
ми "Русского клуба". Валентин Дмитриевич Иванов, знаменитый исто-
рический писатель, автор "Руси изначальной" и "Руси Великой", с пер-
вых же шагов "Великорусского монастыря" стал его иереем. После мно-
гих лет преследования и травли он с особенным жаром отдавался клу-
бу, найдя здесь самую благородную, затаив дыхание слушающую его
аудиторию. И то же надо сказать об Олеге Васильевиче Волкове, не
сломленном многолетним ГУЛАГом публицисте, дворянине самых вы-
соких кровей, вдруг радостно увидевшем, что Россия еще жива, что
идет молодая здоровая смена, в которой не убит масонским интернаци-
онализмом православный русский дух".*2
   Несмотря на возвышенный "византизм" и внешне почти церковные
формы организации "Русского клуба", большинство его членов остава-
лись практически неверующими и невоцерковленными людьми, хотя
все они осознавали огромную созидательную и жертвенную роль Пра-
вославной Церкви в русской истории и культуре. Осуждая еврейский
большевизм за геноцид Русского народа, они вместе с тем не смешива-
ли его с русским государственным направлением, которое придал ком-

------------
*1 Байгушев А.И. Сатанинские признания закулисного человека. М., 1996. С.291.
*2 Там же. С.287-288.
------------
мунистической власти И.В. Сталин. Более того, некоторые члены
клуба были горячими почитателями этого великого человека. Положи-
тельный опыт сталинских национальных реформ 1940-х-начала 1950-х
годов, остановленных космополитическим режимом Хрущева, подталки-
вал их к абсурдной мысли о возможности соединения большевизма с
Православием (С.Н. Семанов) или, как иначе выражались Г. Шима-
нов и М. Антонов, "соединения Нила Сорского и Ленина", Правосла-
вия с ленинизмом.*1 Конечно, такие мысли могли возникнуть только в
атеистическом сознании. По мере его изживания и воцерковления
взгляды "национал-коммунистов" менялись в сторону традиционной
русской идеологии.
   Деятельность "Русского клуба" внесла огромный вклад в возрожде-
ние национального сознания и в воспитание сотен, а может быть, даже
тысяч русских людей в духе любви к традиционным духовным ценно-
стям Отечества и беззаветном служении им.*2 Однако в своем стремле-
нии обратиться к более широкой русской аудитории члены клуба на-
талкивались на глухую стену запретов, что вынуждало их искать дру-
гие, подпольные формы распространения национальных знаний.
   Исконно русская мысль продолжала развиваться как бы в подполье
и распространялась по потаенным каналам и изданиям. Что не могли
(или не хотели) сделать члены "Русского клуба" - совершали смель-
чаки, стоявшие идейно рядом с ним.
   С января 1971 года в течение четырех лет выходит русский патри-
отический журнал "Вече". Печатался он на машинке тиражом в не-
сколько десятков экземпляров. Его редактор В.Н. Осипов сумел со-
брать вокруг себя группу прекрасных авторов, превративших "Вече" в

------------
*1 Такой взгляд на Ленина и ленинизм со стороны некоторых русских патриотов для
того времени вполне объясним - они не знали многих преступных деяний Ленина,
не ведали и о его еврейском происхождении.
*2 Под влиянием активистов "Русского клуба" и ВООПИКа образуются и другие пат-
риотические организации. Так, например, в конце 60-х годов возникает Обществен-
ный совет при Главном управлении внутренних дел Московской области, руководст-
во которого придерживалось патриотической ориентации. Первым его председателем
стал русский писатель А. Первенцев, затем свыше десяти лет совет возглавлял
И. Шевцов, заместителями которого были В. Сорокин, Ф. Чуев, членами совета -
"радонежцы" И. Акулов, Г. Серебряков, С. Куняев, Совет сделал очень многое для
патриотического воспитания подмосковной милиции. "И самой большой неизменной
популярностью среди стражей порядка пользовались стихи Сорокина, Серебрякова,
Чуева, Куняева в исполнении самих авторов" (Молодая гвардия. 1996, N 10.С. 186).
В 1967 году русские патриоты образуют Клуб советско-болгарской творческой мо-
лодежи, в котором большую роль играли члены "Русского клуба" Никонов, Ганичев,
Палиевский, Семанов. Год спустя при клубе возник журнал "Дружба", который воз-
главил русский патриот, поэт В.И. Фирсов.
------------
высокопрофессиональный журнал, освещавший на своих страницах не
только общеидеологические, но и исторические, экономические, поли-
тические, экологические, архитектурно-градостроительные, литератур-
ные и этнографические вопросы существования Русской нации. С пер-
вых номеров (а вышло их всего 9) журнал занял православно-христи-
анскую позицию, последовательно проводя славянофильские идеи, что
впоследствии на суде было вменено редактору как преступление. Тем
не менее и здесь некоторые авторы пытались соединить Православие
и большевизм (ленинизм). Так, М. Антонов в статье о славянофиль-
стве рассматривал его как высший взлет народного самосознания в
России, но только в "доленинский период"! Соответственным образом
"ленинский период" в развитии России, по мнению М. Антонова, был
значительнее и положительнее, чем вся предшествующая история
страны (!).
   Среди авторов "Вече" особого упоминания заслуживают писатели
Л.И. Бородин (отсидевший по делу ВСХСОН), О.В. Волков (мно-
голетний узник ГУЛАГа) и Д.А. Жуков, архитектор-реставратор
В.А. Виноградов, отец Димитрий Дудко, публицист А.М. Иванов-
Скуратов, искусствовед М.П. Кудрявцев, православный мыслитель и
публицист Г.М. Шиманов. Большинство из них писали под псевдо-
нимами.
   Наиболее ярким и последовательным выразителем коренной рус-
ской идеологии среди авторов журнала был Г.М. Шиманов, издавший
в начале 70-х годов на Западе книгу "Записки из красного дома". В от-
личие от многих идеологов "Русского клуба" типа Палиевского и Ко-
жинова, занятых в основном "пережевыванием" традиционных славя-
нофильских трудов и взглядов (и поэтому топчущихся на месте), Г.М.
Шиманов придавал русской идеологии определенное развитие приме-
нительно к новым условиям. Шиманов смело и глубоко понял главное
- корень мирового зла (и в том числе трагедии в России) в катастро-
фическом тупике западной цивилизации, по сути дела, отказавшейся от
христианства и заменившей полноту духовной жизни фальшивым бле-
ском материального благополучия. "Я скажу, - писал православный
мыслитель, - что теперь, после опыта тысячи лет, загнавшего челове-
чество в невыносимый тупик, разве не ясно, что только подлинное, воз-
рожденное христианство может быть выходом из тупика? Что необхо-
дима иная, новая, не языческая - буржуазная, но аскетическая и ду-
ховная цивилизация?" Такая цивилизация может возникнуть на рус-
ской духовной основе. Судьба России - не только ее судьба, но судь-
ба всего человечества, которое сумеет выйти из тупика, опираясь на
традиционные духовные ценности Русского народа. Русским нужно
объединяться на своих духовных основах, чтобы выполнить свою мис-
сию перед Отечеством и миром. И в этом объединении атеистическая
советская власть не является препятствием, ибо она может быть пре-
образована изнутри в совершенно иное качество, главное же - возро-
дить в себе коренное русское самосознание.
   "Нам надо вспомнить, - декларировал Г. Шиманов, - о том, что мы
русские, вспомнить, не для того чтобы через минуту снова забыть об
этом, но для того, чтобы уже навсегда соединить свое сердце с сердцем
народным, соединить судьбу свою с судьбою Отечества, соединить на-
дежды свои с надеждами лучших русских людей о РЕЛИГИОЗНО-
НАЦИОНАЛЬНОМ ВОЗРОЖДЕНИИ РОССИИ...
   Но мы обязаны трезвыми, мы обязаны православными глазами смо-
треть на вещи. Величайшее зло - не искать Божией правды и не сози-
дать свою жизнь по этой правде. Будешь искать и будешь строить - и
никакая власть тебе в этом помешать не сможет. Советская власть -
это не только безбожие и величайшая в мире гроза, это также и некая
тайна и орудие Божьего Промысла...
   Процесс возвращения русского духа в себя, процесс возвращения
РУССКОГО СОЗНАНИЯ уже начался, и остановить его ничто не смо-
жет. Теперь нам крайне важно восстановить здоровое и подлинно пра-
вославное отношение к своему Государству. Смущаться, что оно явля-
ется ныне официально атеистическим, по-моему, не нужно (и Павел
был до своего обращения, как известно, Савлом), а нужно верить и ра-
ботать на благо Церкви, и на благо русского общества и советского го-
сударства. Не подлежит никакому сомнению, что православные хрис-
тиане должны быть лучшими гражданами нашей Родины... В нынеш-
ней атмосфере внутренней ПУСТОТЫ и внутреннего ОДИЧАНИЯ
они должны явиться подлинной СИЛОЙ, подлинным ЗДОРОВЬЕМ,
подлинной ОПОРОЙ нашего Русского народа и нашего государства, -
и так оно несомненно и будет во славу Божию и к торжеству нашей
Православной Церкви!"
   Русская идеология журнала "Вече" вызвала резкое раздражение сре-
ди космополитических представителей партийной власти, и прежде
всего Андропова и Суслова. По личному указанию Андропова в мае
1974 года против редактора "Вече" В.Н. Осипова возбуждается уго-
ловное дело, а сам он был заключен в тюрьму. Во время следствия
Осипов вел себя мужественно, не выдав ни одного из своих авторов.
Однако один из его ближайших сотрудников дал подробные показания,
которыми и воспользовалось следствие. Осипов был осужден на 7 лет
лагерей. Такой огромный срок отражал степень страха перед смелым
русским человеком и ненависть космополитического режима к нему, не
боявшемуся открыто исповедовать "реакционные славянофильские"
взгляды.*1 В обвинительном заключении по делу Осипова (1975), в ча-
стностни, говорилось: "Действуя с так называемых легальных позиций,
прикрываясь лживыми декларациями о своей лояльности к советскому
государству и якобы патриотическим характером своих устремлений,
Осипов, опираясь на лиц, в прошлом судимых за особо опасные госу-
дарственные преступления (имелись в виду Л. Бородин, О. Волков и
о. Димитрий Дудко. - О.П.), поддержку зарубежных антисоветских
организаций и органы буржуазной пропаганды, в 1970-1974 годах с
целью подрыва советской власти, консолидации антисоветских элемен-
тов занимался преступной деятельностью по изданию, размножению и
распространению на территории СССР и вне его пределов нелегальных
машинописных журналов "Вече" и "Земля", отдельные статьи которых
содержат клеветнические измышления, порочащие советский государ-
ственный и общественный строй, реакционные, шовинистические и
славянофильские взгляды".
   В 70-е-начале 80-х годов наступление космополитических сил на
русское патриотическое движение носило организованный характер и
подготавливалось на самом верху, в окружении членов Политбюро
Суслова и Андропова. Репрессивные меры против русских журналов
"Молодая гвардия" и "Наш современник", проработка русских писате-
лей и публицистов, судебное преследование патриотов не прекраща-
лись, поддерживаемые доносами интеллигенции "малого народа" и вы-
ступлениями западных средств массовой информации, координируе-
мых западными спецслужбами.
   Сигнал к травле русских патриотов дал агент влияния США, свя-
занный с американскими спецслужбами, А.Н. Яковлев, занимавший в
то время пост зам. зав. Отделом пропаганды ЦК КПСС. Этот махро-
вый русофоб в статье на страницах "Литературной газеты" выдвинул
против русского патриотического движения грозные политические об-
винения,*2 которые по меркам того времени могли обернуться для "об-
виняемых" арестом и судом. К счастью для патриотов, статья и обви-
нения в ней были составлены так бездарно и топорно, что по своей су-
ти бросали вызов всей русской интеллигенции. Л.И. Брежнев, позна-
комившись со статьей, раздраженно заявил: "Этот говнюк хочет поссо-
рить нас с интеллигенцией".

------------
*1 Как космополитический режим боялся "реакционно-славянофильских" взглядов В.Н.
Осипова, свидетельевует тот факт, что за 1961-1983 годы он провел 15 лет в заклю-
чении и ссылке.
*2 Яковлев А.Н. Против антиисторизма //Литературная газета. 13.11.1972; подробнее о
содержании этой статьи - в главе 53.
------------
   Космополитические силы в ЦК и правительстве препятствуют дея-
тельности русских патриотических организаций, и прежде всего
ВООПИКа, "Русского клуба", тормозятся или даже запрещаются пуб-
ликации произведений русских писателей, философов и публицистов (в
частности, А.Ф. Лосева, В.А. Солоухина, М.П. Лобанова и мн. др.).
   В 1979 году усиливается организованное преследование русского из-
дательства "Современник" (руководители Ю. Прокушев и В. Соро-
кин), ориентировавшегося на выпуск книг русских писателей-патрио-
тов, "которым двери таких "русскоязычных" издательств, как "Художе-
ственная литература", "Советский писатель", были наглухо закрыты".
Как писал И. Шевцов: "Это был настоящий подвиг патриотов, требо-
вавший от них гражданского мужества, принципиальности, выдержки
и стойкости в условиях ожесточенной идеологической борьбы с меж-
дународной и внутренней сионистской кликой духовных и нравствен-
ных растлителей".*1 Русское издательство выпустило множество книг
таких авторов, как В. Белов, В. Распутин, Ф. Абрамов, В. Шукшин,
М. Лобанов.
   "Чашу терпения" космополитической клики в ЦК КПСС переполни-
ла публикация романа И. Шевцова "Набат", в котором был остро по-
ставлен еврейский вопрос, подвергнуты критике сионистское подполье
и его покровители в ЦК КПСС.*2 За этот мужественный гражданский
шаг главный редактор издательства В. Сорокин был снят с работы,
против него была развязана кампания грязной клеветы, на некоторое
время фактически запрещен выпуск книг русских авторов.
   В декабре 1980 года без всяких объяснений с поста главного редак-
тора "Комсомольской правды" снимается видный деятель русского па-
триотического движения писатель В.Н. Ганичев.
   Следующий, 1981, год характеризовался усилением космополитиче-
ского наступления на патриотические силы. В марте 1981 года Андро-
пов направляет в Политбюро записку, в которой отмечает создание сре-
ди интеллигенции движения "русистов". "Под лозунгами защиты рус-
ских национальных традиций, - доносил глава КГБ, - они по сущест-
ву занимаются активной антисоветской деятельностью". Андропов ста-
вил вопрос о скорейшей ликвидации этого движения, угрожавшего, по

------------
*1 Молодая гвардия. 1996, N10.0.188.
*2 Как писал русский историк С.Н. Семанов: "... Шевцов выпустил роман "Набат", где
значился "вымышленный персонаж" Мирон Андреевич Серов, которого именовали
"крупным государственным деятелем", - зашифровка имени Михаила Андреевича
Суслова была слишком уж прозрачной. Далее в романе появлялась его супруга, ди-
ректор медицинского заведения, которая покровительствовала "сионистам". Реальную
супругу Суслова звали именно так, и она много лет возглавляла стоматологический
институт" (Вече. 1994, N 52. С.122).
------------
его мнению, коммунистическим устоям больше, чем так называемые
диссиденты.
   По новому делу "русистов" уже в апреле 1981 года с поста главного
редактора "Человек и закон" увольняется русский историк (в свое вре-
мя заместитель председателя "Русского клуба") С.Н. Семанов. В ав-
густе арестовывается публицист А.М. Иванов, автор известных в па-
триотических кругах статей в журнале "Вече" и работ "Логика кошма-
ра" и "Рыцарь неясного образа", в которых раскрывается преступная
сущность большевистского руководства, а история компартии была
справедливо показана как "непрерывная цепь заговоров, переворотов,
грубого насилия, задуманных и осуществленных людьми, мечтавшими
только о сохранении своей личной власти". Иванов был связан со мно-
гими представителями русской интеллигенции, в частности с художни-
ком И.С. Глазуновым и историком С.Н. Семановым. Путем подслу-
шивания чекисты, в частности, установили, что Семанов призывал к
борьбе с космополитическими силами, справедливо отмечая, что кон-
чился "период мирного завоевания душ. Наступает революционный пе-
риод... Надо переходить к революционным методам борьбы... Если мы
не будем сами сопротивляться, пропадем". В марте 1982 года Семанов
был схвачен и отвезен в Лефортово (после допроса отпущен). Вместе
с Семановым пострадал еще один сотрудник журнала "Человек и за-
кон" - Рыжиков, составивший ряд документов, в которых выдвигал
требование "чистки" высшего партийного аппарата, засоренного сиони-
стами и им сочувствовавшими.
   В конце 1981 года космополитические власти разгромили редакцию
журнала "Наш современник", уволив двух заместителей главного ре-
дактора, в том числе выдающегося русского публициста Ю. Селезнева
(вскоре после этого скончавшегося).
   На совещаниях в ЦК подвергаются критике такие выдающиеся кни-
ги русских писателей, как "Лад" В.И. Белова и "Память" В.А. Чиви-
лихина. Слово "русский" как бы изымается из официального обихода.
В "Правде" организуются выступления интеллигентов "малого народа
против изучения русской истории и культуры. Осенью 1983 года в
"Литературной газете" и "Вопросах литературы" ведутся нападки на
ученых, изучающих творчество русских философов Соловьева, Федо-
рова, Флоренского.
   Кампания клеветы и травли организуется вокруг ВООПИКа. В 1982
году в официальной газете "Известия" публикуется статья "Пассы во-
круг кассы", где Всероссийское общество охраны памятников истории
и культуры подается чуть ли не как преступный центр выкачивания
народных средств для присвоения в личных интересах. Эта и последо-
вавшие за ней публикации были направлены на подрыв престижа об-
щественного участия в охране памятников Отечества.
   В декабре того же года ВООПИК заставляют "добровольно" отка-
заться от взносов коллективных членов общества, которые служили ос-
новой его реставрационных расходов. В 1983 году ликвидируются про-
изводственные мощности ВООГТИКа. Таким образом, подрывается ма-
териальная база существования общества, сужается его самостоятель-
ность в охране и восстановлении памятников. В следующем году
ВООПИК лишают права вести самостоятельную работу по пропаганде
знаний о памятниках истории и культуры, передав ее обществу "Знание".
   И наконец, принимается решение о внесении изменений в закон
РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культу-
ры". В одной из статей аннулируется право ВООПИКа на согласова-
ние работ на территориях и в зонах охраны памятников, что привело к
снижению законодательной требовательности в вопросах охраны па-
мятников и умалению значения общества. Все это только усилило кри-
зис в деле сохранения культурного наследия России.
   В 1983 году космополитические силы организовали антирусский ша-
баш в связи с выходом в свет в журнале "Волга" (город Саратов) заме-
чательной статьи М.П. Лобанова "Освобождение", которая была напи-
сана по поводу романа М. Алексеева "Драчуны", где рассказывалась
правда о голоде 1933 года в Поволжье. В статье Лобанова впервые в рус-
ской публицистике в СССР осмыслялись масштабы и причины народ-
ной трагедии раскрестьянивания. Как писал современник, "эффект от
статьи был ошеломляющим - словно в хорошо прогретое солнцем бо-
лотце вдруг плашмя упала откуда-то с неба огромная каменная глыба".*1
   Своей яростной реакцией по поводу статьи Лобанова космополити-
ческие силы фактически выдавали свою духовную связь с еврейскими
большевиками, осуществлявшими геноцид русского крестьянства. По
журналу "Волга", допустившему опубликование "крамольной" статьи,
было принято решение Секретариата ЦК КПСС (на котором главную
роль играл ставленник Суслова М.В. Зимянин), его главного редакто-
ра Н.Е. Палькина уволили.
   Весьма характерно отношение Запада к преследованию русских па-
триотов. В отличие от диссидентов, которые на Западе воспринимались
как друзья, русские патриоты рассматривались как враги. Западные
средства массовой информации, координируемые и финансируемые
спецслужбами, "Свобода", "Голос Америки", Би-би-си фактически под-
стрекали советские власти к преследованию патриотов и с удовлетво-

------------
*1 Московский литератор. 21.4.1989.
------------
рением воспринимали гонения на них. Особенно враждебно к русско-
му движению были настроены еврейские националистические органы и
публицисты (например, А. Янов), которые открыто призывали к рас-
праве с патриотами России.
   В 70-е-начале 80-х годов возникла негласная спайка космополити-
ческих сил в партийных и советских органах и зарубежных русофобов.
   Кампания против патриотов и всего русского, начинавшаяся в ЦК,
подхватывалась в западных странах, и прежде всего в США и Израи-
ле. Деятели русской культуры видели и понимали это, пытаясь апел-
лировать к Брежневу (занимавшему двойственную позицию) и к здо-
ровым силам в политическом руководстве (которых ко второй полови-
не 70-х годов в Политбюро уже практически не было). Голосом в пус-
тыне, например, стало письмо великого русского писателя М.А. Шо-
лохова о положении русской культуры, направленное им в марте
1978 года на имя Брежнева. Несмотря на некоторые особенности при-
нятого тогда лексикона, письмо отражало все главные боли и чаяния
русских патриотов. "Одним из главных, - писал М. Шолохов, - объ-
ектов идеологического наступления врагов социализма является в на-
стоящее время русская культура, которая представляет историческую
основу, главное богатство социалистической культуры нашей страны.
Принижая роль русской культуры в историческом духовном процессе,
искажая ее высокие гуманистические принципы, отказывая ей в про-
грессивности и творческой самобытности, враги социализма тем самым
пытаются опорочить Русский народ как главную интернациональную
силу советского многонационального государства, показать его духовно
немощным, неспособным к интеллектуальному творчеству. Не только
пропагандируется идея духовного вырождения нации, но и усиливают-
ся попытки создать для этого благоприятные условия.
   И все это делается ради того, чтобы, во-первых, доказать, что соци-
ализм в нашей стране - это якобы социализм "с нечеловеческим ли-
цом", созданный варварами и для варваров, и, во-вторых, что этот со-
циализм не имеет будущности, так как его гибель предопределена на-
циональной неполноценностью Русского народа - ведущей силы Со-
ветского государства.
   Особенно яростно, активно ведет атаку на русскую культуру миро-
вой сионизм, как зарубежный, так и внутренний. Широко практикует-
ся протаскивание через кино, телевидение и печать антирусских идей,
порочащих нашу историю и культуру, противопоставление русского со-
циалистическому. Симптоматично в этом смысле появление на совет-
ском экране фильма А. Митты "Как царь Петр арапа женил", в кото-
ром открыто унижается достоинство Русской нации, оплевываются
прогрессивные начинания Петра I, осмеиваются русская история и
наш народ. До сих пор многие темы, посвященные нашему националь-
ному прошлому, остаются запретными. Чрезвычайно трудно, а часто
невозможно устроить выставку русского художника патриотического
направления, работающего в традициях русской реалистической шко-
лы. В то же время одна за одной организуются массовые выставки так
называемого авангарда, который не имеет ничего общего с традициями
русской культуры, с ее патриотическим пафосом. Несмотря на прави-
тельственные постановления, продолжается уничтожение русских ар-
хитектурных памятников. Реставрация памятников русской архитекту-
ры ведется крайне медленно и очень часто с сознательным искажени-
ем их изначального облика.
   В свете всего сказанного становится очевидной необходимостью еще
раз поставить вопрос о более активной защите русской национальной
культуры от антипатриотических, антисоциалистических сил, правиль-
ном освещении ее истории в печати, кино и телевидении, раскрытии ее
прогрессивного характера, исторической роли в создании, укреплении
и развитии Русского государства. Безотлагательным вопросом являет-
ся создание журнала, посвященного проблемам национальной культу-
ры ("Русская культура"). Подобные журналы издаются во всех союз-
ных республиках, кроме РСФСР.
   Надо рассмотреть вопрос о создании музея русского быта. Для бо-
лее широкого и детального рассмотрения всего комплекса вопросов
русской культуры следовало бы, как представляется, создать авторитет-
ную комиссию, состоящую из видных деятелей русской культуры, пи-
сателей, художников, архитекторов, поэтов, представителей Министер-
ства культуры Российской Федерации, ученых-историков, филологов,
философов, экономистов, социологов, которая должна разработать со-
ответствующие рекомендации и план конкретной работы, рассчитанной
на ряд лет".*1
   Ничего из того, что предлагал великий русский писатель, выполне-
но не было. В ответ на письмо подручный Суслова М.В. Зимянин под-
готовил записку, в которой утверждал, что проблем, поставленных Шо-
лоховым, не существует и что писатель оказался "под каким-то, отнюдь
не позитивном влиянием". Партийный чиновник предлагал "разъяс-
нить т. М.А. Шолохову действительное положение дел с развитием
культуры в стране и в Российской Федерации, необходимость более
глубокого и точного подхода к поставленным им вопросам в высших
интересах Русского и всего советского народа. Никаких особых дискус-

------------
*1 ЦХСД, ф. 5, оп. 25, д. 96, л. 10-14.
------------
сии по поставленному им особо вопросу о русской культуре не откры-
вать".*1 Такой подход партийной власти к нуждам Русского народа оз-
начал, что большая часть функционеров ЦК заняла откровенно космо-
политическую позицию.
   Однако значительная часть русских патриотов об этом не знала и
продолжала постоянно апеллировать к высшей партийной власти.
   В 1979 году русский ученый-востоковед В.Н. Емельянов написал
открытое письмо в ЦК о положении в Академии наук СССР, в кото-
ром говорилось о еврейском засилье в русской науке, тормозившем ее
нормальное развитие, о "лакействе президента Академии А.П. Алек-
сандрова перед сионистами.*2
   В том же 1979 году русский поэт С.Ю. Куняев, тогда секретарь
Московского отделения СП, направил письмо в ЦК КПСС, в котором
говорил о сионистском влиянии в идеологии. Письмо это было широ-
ко поддержано патриотической общественностью. Как отклик в под-
держку Куняева публицист А.М. Иванов составил свое письмо и ра-
зослал его многим членам Союза писателей России.
   Разбитое в главных организующих центрах, русское патриотическое
движение как бы растекалось по всей России, развиваясь децентрали-
зованно, автономно, на местах в виде различных любительских объеди-
нений, клубов и групп. Стихийно, как бы демонстративно вопреки пар-
тийной власти, то тут, то там возникают патриотические объединения
и кружки, включавшие в себя представителей самых разных слоев рус-
ского населения. Так, в Институте математики АН СССР возник пат-
риотический кружок, возглавляемый самим директором института, вы-
дающимся русским ученым, академиком И.М. Виноградовым. На со-
браниях кружка проводились обсуждения разных общественных про-
блем, организовывались встречи с деятелями русской культуры. По по-
воду деятельности этого кружка в австрийской газете "Цайт" была
опубликована статья "Руссизм как псевдорелигия", в которой, в част-
ности, говорилось: "Московский институт математики - учреждение,
имеющее международную репутацию. Менее известно, что это гнездо
миротворчества, откуда исходят националистические призывы и где ис-
пытывают ностальгию по Сталину. Философский кружок, который там
возник, вдохновляется директором Института Иваном Виноградовым,
большим ученым-математиком и неисправимым антисемитом, его заме-
стителем Львом Понтом (Понтрягин), который считает интернациона-

------------
*1 ЦХСД, ф. 5, оп. 25, д. 96, л. 10-14.
*2 С большим трудом русским ученым, в числе инициаторов которых был академик
И.М. Виноградов, удалось добиться отставки Александрова и выдвижения на пост
президента Г. Марчука.
------------
лизм главным врагом в борьбе за человеческие души, и другим извест-
ным математиком Шафаревичем, который проповедует солженицын-
скую мистику "крови и почвы" в более светском и более приемлемом
для системы варианте.
   Недавно директор Института представил русофильскому кружку
своего личного друга писателя Ивана Шевцова... Перед математиками
он прочел отрывок из своего последнего произведения: Сталин прини-
мает маршала Рокоссовского и дарит ему белые розы: это трогает мар-
шала до слез. Эту прозу поэт Феликс Чуев дополняет стихами: "Об от-
це и сыне" ("Верните Сталина на пьедестал - для молодежи нужен
идеал")... Сегодня крайние националисты считают Сталина орудием
русской истории, а его чистки - избавлением от марксистов-западни-
ков и от еврейских разлагающих идей".*1
   Несмотря на строгую космополитическую цензуру, время от времени
появлялись труды, отражавшие поиски и движение русской мысли. Па-
триотическим духом пронизана книга Ф. Нестерова "Связь времен"
(1980), ставшая, по словам митрополита Петербургского и Ладожского
Иоанна, своеобразным национал-большевистским манифестом, направ-
ленным на подчеркивание "национально-исторических особенностей
России", борьбу с русофобией и развенчание "нигилистических концеп-
ций русской истории". Еще более широкий общественный резонанс по-
лучила книга В.А. Чивилихина "Память", пробудившая в сознании де-
сятков тысяч русских людей теплые, благодарные чувства к жизни и де-
яниям своих героических предков. "Память, - говорил писатель, - это
ничем не заменимый хлеб насущный, сегодняшний, без коего дети вы-
растут слабыми незнайками, не способными достойно, мужественно
встретить будущее". Публикация книги стала важной вехой в развитии
русского национального сознания. Многих она подтолкнула на актив-
ную деятельность. В 1982 году именем этой книги было названо люби-
тельское объединение "Память", основателями которого стали активис-
ты из комиссии по шефству над памятниками истории и культуры МГО
(Московское городское отделение) ВООПИК (у истоков ее стояли
П.Д. Барановский, его соратники и ученики). В первые годы "Память"
собиралась во Дворце культуры Метростроя, объединив в своих рядах
людей самых разных профессий и возрастов - инженера Г.И. Фрыги-
на и слесаря К.Н. Андреева, бригадира рабочих В.М. Лапина и под-
полковника Ю. В. Золина, композитора А.С. Лобзова, супругов -
журналиста и преподавателя Э.Д. и Л.И. Дьяконовых, братьев Е, и
В. Поповых, артиста Москонцерта В.М. Кобзева и мн. др.

------------
*1 Цит. по: Молодая гвардия. 1996, N 10. С.164.
------------
   На заседаниях "Памяти" заслушивались доклады и устраивались ве-
чера на самые разнообразные темы - "Поэзия Н. Рубцова", "Он пел
Россию голосом и сердцем" о Ф.И. Шаляпине, вечер памяти, посвя-
щенный русскому художнику К.А. Васильеву, творческие встречи с
главным редактором журнала "Роман-газета" В. Ганичевым, с доктором
исторических наук Н. Яковлевым*1 писателями И. Шевцовым, В. Кру-
пиным, Д. Жуковым, поэтами В. Сорокиным, Г. Серебряковым,
Т. Пономаревой.


В избранное