Возвращение родины: Разрушение трудовой этики русского народа (250)
Добрый день друзья. Сегодняшний выпуск - последний в этом месяце. Я ухожу в отпуск. Следующий выпуск планирую на начало-середину августа. Прежде всего хочу вновь предложить вам следующие книги с самиздатовского сайта - о глубинных корнях ненависти к русским, о главном противостоянии в мире, об истории и культуре наших предков: Николай Сашкин Пособие по захвату мира: http://samlib.ru/n/nikolaj_sashkin/cbookszaxvat9docxdoc.shtml Николай Сашкин Сон Разума: http://samlib.ru/n/nikolaj_sashkin/cbookssonrazumadocx.shtml Далее, несколько интересных, на мой взгляд, статей об Украине и России: Исчезающая Украина http://rusnext.ru/recent_opinions/1436913148 Игорь Стрелков: для меня Власов был, есть и остается предателем http://rusnext.ru/news/1436965772 События в Сребренице неверно называть «геноцидом» http://rusnext.ru/news/1436953585 Чума на оба ваши дома! — Олег Царев http://rusnext.ru/recent_opinions/1436946950 И, наконец, слово Олегу Платонову ( "История русского народа в ХХ веке): Разрушение трудовой этики Русского народа. - Насаждение фальши- вых трудовых отношений. - "Социалистическое соревнование". "Ударничество". - Использование принудительных форм труда. - Воспитание нетрудового человека. В 60-70-е годы господствуют формы организации труда, основанные на административных запретах, мелочных инструкциях, различных ог- раничениях, сдерживающих самостоятельность, инициативу и предпри- имчивость русского труженика. Насаждаемой брежневским руководст- вом бюрократической системе управления требовался не самостоятель- ный работник, а преимущественно исполнитель "от сих до сих", послуш- ------------ *1 Политическое образование. 1989, N 1. С.55. *2 Consumption in USA and USSR. An International Comparison. Wash, 1981. P. 5. *3 Байбаков Н.К. Указ. соч. С.126. ------------ ный "механизм", "винтик". Самодеятельность и предприимчивость рас- сматривались как качества неудобного человека. В этих условиях пред- приимчивость нередко вырождалась в жульничество, мошенничество. Двойная бухгалтерия хозяйственной жизни сильно сказывалась на трудовой этике. Высокие трудовые ценности Русского народа продол- жали подвергаться обесценению. Осуществлялась беззастенчивая экс- плуатация высоких моральных понятий с целью компенсировать пло- хую организаторскую работу, ошибки, потери, расточительность, бесхо- зяйственность. Кустарный уровень управления, неумение работать, по- стоянные прорывы, штурмовщина,*1 прорехи прикрывались броскими лозунгами, а результаты плохой организаторской работы и бесхозяйст- венности перекладывались на плечи рядовых тружеников. Вместо того чтобы просто добросовестно организовывать работу, должным образом выполнять свои трудовые обязанности, советские ад- министраторы предпочитали устраивать дутое "социалистическое со- ревнование" и "ударничество", а также фальшивые "коммунистические субботники" и "воскресники" и различные виды "шефской помощи". Десятилетиями совхозы, колхозы, овощные базы, стройки привыкли регулярно использовать на тяжелых, грязных и непривлекательных ра- ботах труд квалифицированных горожан. А так как добровольно жела- ющих заниматься такой "шефской помощью", как правило, не оказыва- лось, то людей на эти работы направляли принудительно. "Социалистическое соревнование" и "ударничество", формализован- ные, заорганизованные, бюрократизированные, превратились в одну из форм выдавать желаемое за действительное, в имитацию бурной дея- тельности. Десятилетиями падало качество труда, снижались показате- ли, росли прогулы, текучесть, штурмовщина, а газеты и журналы тру- били о росте массового социалистического соревнования за право на- зываться "ударником" или бригадой "коммунистического труда". Тру- довые коллективы, районы, города, области, республики "соревнова- лись", кто выдвинет больше "ударников". Каждой производственной и административно-территориальной единице предписывалось по разна- рядке иметь определенное количество "ударников". Как рассказывала "ударница" В.И. Гаганова: "И у меня закрадывалось сомнение: не слишком ли все совершается легко и просто? Каждый ли из тех, кто поддержал почин, искренен и честен перед собой и страной? Да и в ко- личестве ли последователей суть дела?.. С годами мы все больше на- капливали опыт приукрашивания действительности, умелого сглажива- ------------ *1 Труд потерял равномерность и ритмичность. В начале 80-х годов на многих предпри- ятиях 50-70% месячной работы приходилось на последнюю декаду. ------------ ния острых углов. Все должно было развиваться по заданной драматур- гии... Сколько же было этой показухи!"*1 В 60-70-е годы формируются несколько массовых типов нетрудово- го человека, в лице которых процесс отчуждения труда дошел до край- ней точки - презрение к труду, устойчивое предпочтение праздности труду. Честный труд такой человек считал невыгодным, на честного труженика смотрел как на помеху в своем стремлении жить легкой жизнью. Когда ему говорят о трудолюбии, он может только рассмеять- ся, так как всерьез полагает, что это понятие из области художествен- ной литературы далекого прошлого. "Есть несколько категорий таких людей, - пишет И. Синицын. - Есть демонстративно презирающие труд, есть стойко не любящие труд, есть такие (их особенно много), кто кое-как терпит его, относится к нему как к неизбежной неприятности. Но всем им, кому в большей степени, кому в меньшей степени - род- ственен типичный образ нетрудового человека... Этот человек посто- ронний всему и всем. Он не понимает и не любит людей труда, не зна- ет и не хочет знать цены тому, что создано трудом. Для него нет обще- ственных интересов, общественных забот... у него нет общественных целей и радостей... нет соотечественников и родины тоже нет. Для не- го родина там, где вкуснее и беззаботнее. Главная черта его характе- ра - беспредельный неуправляемый эгоизм".*2 Нетрудовой человек всем своим существом, образом жизни, миро- воззрением разлагающе действовал на окружение, особенно на моло- дежь. Причем, рядом с этим нетрудовым человеком формировался про- межуточный тип, в котором трудовые ценности еще не вполне погиб- ли. Писатель В. Распутин в повести "Пожар" точно подметил: "Обозна- чился в последние годы особый сорт людей, не совсем бросовых, не по- терянных окончательно, которые в своих бесконечных перемещениях не за деньгами гоняются и выпадающие им деньги тут же с легкостью спускают, а гонимы словно бы сектантским отвержением и безразличи- ем ко всякому делу. Такой ни себе помощи не принимает, ни другому ее не подаст, процедуру жизни он исполняет в укороте, не имея семьи, ни друзей, ни привязанностей, и с тягостью, точно бы отбывая жизнь как наказание. Про такого раньше говорили: ушибленный мешком из- за угла, теперь можно сказать, что он отсебятился, принял одиночест- во как присягу. И что в этих душах делается, кому принадлежат эти души, - не распознать". К началу 80-х годов по стране бродили не менее миллиона лиц без оп- ределенных занятий, официально именуемых "БОМЖ" (без определенно- ------------ *1 Огонек. 1988, N 4. *2 Наш современник. 1987, N 6. С.145. ------------ го места жительства) или "БОРЗ" (без определенного рода занятий). труд для этих людей составлял печальную необходимость, которую они нередко предпочитали заменять воровством. Дальневосточные ученые, исследовавшие тунеядство и бродяжничество в своем регионе, считали, что причина бродяжничества этих людей в том, что они не получили тру- дового воспитания, или, говоря словами Толстого, "потеряли способность, охоту и привычку зарабатывать свой хлеб". Выборочное статистическое обследование бродяг показало, что две трети из них ранее были судимы, более трети - люди 30-39 лет, седьмая часть - женщины, большинство разведено. Преобладающее большинство бродяг имело детей. Журналист А. Лебедев, проживший среди бродяг около года, считал, что "на некоторую часть бродяг можно взглянуть как на продукт на- шей романтики. Сейчас многие сокрушаются: строили грандиозные ги- дростанции, заводы, БАМ, не думая о жилье и быте тех, кто строил. Масса героев покорителей природы оказались без крыши над головой (я не имею в виду тесные общежития). Позвали людей в голубые да- ли: "Ребята, палатка это прекрасно! Выстроите Зейскую, Бурейскую электростанции - поедете дальше!" Не все выдерживали испытания романтикой. Единицы становятся бродягами, а сотни временщиками. Им что тайгу рубить, что дом ломать... Лишь бы платили. Бродяжни- чество - это, наверное, утрата всякой морали, в том числе и трудовой: забетонировать - разбить, построить - разрушить..."*1 Сложившаяся в стране система труда воспроизводила лодырей и прогульщиков, постоянно отвлекая людей от места основной, профес- сиональной работы, направляя их на непрофессиональное выполнение чуждых им видов труда. В первой половине 80-х годов ежедневное число лиц, не вышедших на работу, только по официальным данным, приближалось к 1 млн. че- ловек, а на самом деле было в 2-4 раза выше (администрация имела склонность не вносить в статистические данные сведения о действи- тельном числе прогулов и незаконном отсутствии на работе). В сере- дине 80-х годов Госкомстат СССР сообщал, что затраты предприятий, учреждений и организаций в связи с отвлечением работников от основ- ной деятельности составили в целом по народному хозяйству 1649 млн. руб. Из них на выплату зарплаты - 1547 млн. руб. Ежегодно терялось около 200 млн. человеко-дней (а реально от 400 до 800), из них поло- вина - за счет посылки горожан на сельхозяйственные работы, около десятой части - за счет "шефской помощи" овощным базам.*2 ------------ *1 Московские новости. 13.3.1988. *2 Правда. 8.5.1988. ------------ Особая система трудовых отношений сложилась в трудовых колони- ях. В начале 80-х годов по объему выпускаемой продукции трудовые колонии, входившие в систему Министерства внутренних дел, занима- ли шестое место среди производственных министерств страны. Здесь нередко продолжали жить "трудовые" традиции Беломорканала, зало- женные еще еврейскими большевиками. Производство велось на уста- ревшем оборудовании, в тяжелых условиях, безо всякой охраны труда. Причем в лагерях по-прежнему существовала "трудовая-нетрудовая" иерархия ("блатной закон"), согласно которой работу выполняли так называемые мужики (люди, как правило, совершившие преступление случайно и желающие побыстрей вернуться к привычной жизни), уго- ловная же верхушка из "первой пятерки" блатных чаще всего не рабо- тала, заставляя свою норму выполнять "мужиков" (а нормы рассчита- ны на здоровых, хорошо питающихся людей). Для выполнения этих норм принимались "социалистические обяза- тельства". Так, например, в одной из колоний среди прочих пунктов числился и такой: "Развернуть трудовое соревнование среди осужден- ных и добиться присвоения шести отрядам и 31-й бригаде звания "Вы- сокопроизводительного труда и примерного поведения"". 50% заработанного осужденными в колонии изымалось на содержа- ние правоохранительных органов. На продуктовый ларек разрешалось тратить 10-15 руб. в месяц. А в результате "выходит... ("мужик") че- рез несколько лет из ворот колонии потерявший здоровье, без денег, измученный долгой унизительной зависимостью, профессионально ни к чему не пригодный".*1 А таких "мужиков" в 70-х годах в колониях бы- ло около полутора миллионов.*2 Наряду с принудительным трудом заключенных широко использо- вался принудительный солдатский труд. Солдат, взятый на службу, чтобы защищать Родину, становился своего рода крепостным минис- терств и ведомств (Минводхоза, Минтрансстроя, Минтяжстроя и мн. др.) и выполнял самые тяжелые и непривлекательные виды работ. Нормировщики одного из многих военно-строительных отрядов жа- ловались, что оплата труда в отряде крайне низка. Обучение солдат профессии поставлено плохо. В основном их использовали на вспомо- гательных работах, где все инструменты - лом да лопата. Всем воинам- штукатурам, кровельщикам и т.д. присваивали самый низкий разряд. Без всяких оснований срезали расценки, тарифные ставки.*3 ------------ *1 Советская культура. 9.9.1989. *2 Данные Бакатина, предоставленные им при назначении его министром МВД в Вер- ховный Совет СССР. *3 Правда. 24.4.1989. ------------ В "военно-трудовых армиях" работало в то время не менее миллио- на человек. Своим трудом они значительно облегчали жизнь паразити- рующим на солдатском труде министерствам. Как правильно отмеча- лось в то время: "Привлечение солдат к выполнению плановых зада- ний "развращает" многие наши ведомства, они перестают соразмерять свои желания и возможности: рабочая сила-то ведомству ничего не сто- ит. Ни соцкультбыт нормальный создавать, ни зарплату человеческую платить солдатам, по мнению руководителей ведомств, не надо. И экс- плуатация труда здесь не в меньшей степени, чем у заключенных в трудколониях". Очень близка к принудительной форме труда была в 60-70-е годы работа так называемых лимитчиков, вынужденных из-за прописки трудиться на рабочих местах, вредных, непривлекательных, с низкой оплатой. Десятилетиями функционировала система, когда русские лю- ди из Тульской, Калужской, Рязанской, Тамбовской и многих других областей приезжали в Москву, Ленинград и другие большие города, чтобы выполнять самую непрестижную и невыгодную работу, на кото- рую не шли местные, жили в бараках-общежитиях, не смея протесто- вать против нарушения элементарных условий труда и жизни. Рабо- чая сила лимитчиков стоила для работодателей значительно дешевле, чем рабочая сила жителей, прописанных в больших городах. Но при этом нарушались самые элементарные принципы социальной справед- ливости, деформировались основополагающие трудовые ценности, труд приобретал принудительный характер. Общая численность ли- митчиков в СССР составляла в 70-е годы многие миллионы человек. Общее же число людей, занятых на всех видах недобровольного (принудительного) труда - в трудовых колониях, военно-трудовых от- рядах (стройбатах), по лимиту в больших городах, привлеченных на ра- боты и другие виды "шефской" помощи, - составляло в 70-е годы не менее 6 млн. человек. В целом по стране сложилось крайне уродливое соотношение меж- ду настоящими тружениками и людьми, работающими, чтобы только отделаться, предпочитающими праздность труду. Специальное обследо- вание тех лет показало, что настоящее стремление работать как можно лучше, высокая самодисциплина, инициативность, творческое отноше- ние к своим обязанностям свойственны только 25-35% занятых в на- шем народном хозяйстве, причем в основном лицам от сорока лет и старше. Примерно пятая часть работающих - лица с низкой трудовой активностью. Они инертны, работу предпочитали праздности, наруша- ли трудовую дисциплину, отличались слабой продуктивностью и низ- ким качеством труда. Около половины взрослого населения страны, хотя и понимали ценность трудолюбия и добросовестного отношения к труду, но не стремились работать как можно лучше, не обладали вы- сокой сознательной дисциплиной, не относились инициативно и творчески к своему труду. Таким образом, по крайней мере две трети на- шего населения начала 80-х годов трудно было отнести к хорошим работникам. Отчуждение труда, разрушение трудовых ценностей, неуклонно продолжавшиеся последние десятилетия, стали важнейшей причиной серьезной деформации многих сторон советского социально-экономи- ческого механизма, ценообразования, планирования, управления. От- сутствие или имитация деятельности на том месте, где требовался на- стоящий труд, создавало зияющие пустоты в производстве, обслужи- вании, структуре цен, заставляло использовать заведомо искаженные пропорции в отдельных народнохозяйственных категориях - потреб- ление, накопление, группа А, группа Б и т.п. Назначались дутые це- ны, чтобы получить незаслуженную оплату за плохую работу или да- же ее отсутствие, фиктивный хозяйственный механизм создавался, чтобы имитировать полезную деятельность, поддерживались фальши- вые производственные отношения, чтобы скрыть глубокое противоре- чие между тружениками и паразитическими элементами. Создавалась парадоксальная ситуация: чем больше в стране становилось техники, тем хуже ее использовали, фондоотдача снижалась. Если еще в 40-е годы в стране не хватало технических средств, а трудолюбия, стара- тельности, добросовестности было даже в избытке, то в 70-е годы, на- оборот, главным дефицитом стала культура добросовестного, самосто- ятельного, инициативного труда. Именно этот дефицит породил все остальные виды дефицита в нашей стране. Степень отдачи трудового потенциала, повышавшаяся во второй половине 40-х -50-х годах, в 60-70-х годах стала снижаться. Катастрофически увеличился разрыв в производительности труда в нашей стране и США, и в особенности в сельском хозяйстве. Если еще при Сталине Россия сделала стремительный рывок к сокращению это- го разрыва, то в 60-70-е годы наше экономическое отставание стано- вилось все более и более явным. Оторвавшись от народных корней, превратив труд в арену всевозможных социальных экспериментов, под- менив национальную модель трудовой деятельности набором "времен- ных инструкций" (от "съезда" к "съезду"), страна все больше теряла способность к продуктивному творческому труду. Жизнь Русской Церкви. - Преодоление трудностей. - Уменьшение числа приходов. - Усиление роли Церкви в духовной жизни. - Обраще- ние к Церкви интеллигенции. - 100 миллионов крещеных. - Канониза- ция русских святых. - Почитание царственных мучеников. - Борьба с масонским экуменизмом и протестантским реформаторством. Отстранение Хрущева от власти 14 октября 1964, года в Праздник Покрова Божией Матери, было воспринято православными русскими людьми как знак покровительства Божией Матери над Россией. Закры- тие православных церквей прекратилось, однако храмы верующим воз- вращены не были. Положение Русской Церкви, хотя и несколько улуч- шилось, но тем не менее было гораздо хуже, чем в последнее десятиле- тие правления Сталина. Новое время принесло новые испытания и новые трудности. Замет- но снизилась по сравнению с послевоенным десятилетием посещае- мость храмов прихожанами. Объяснялось это тем, что из жизни уходи- ло поколение, юность которого приходилась на дореволюционные го- ды. В результате хрущевских гонений и запретительных акций в нача- ле 60-х годов почти прекратился приток в церковь молодых людей, в храмах преобладали пожилые женщины. Не хватало священников. Старшее поколение священнослужителей умирало, а выпускники ду- ховных семинарий (значительная часть которых была закрыта Хруще- вым) не могли восполнить этой естественной убыли. Часть священни- ков приходилось рукополагать без соответствующего духовного образо- вания. Среди них преобладали выходцы из Западной Малороссии, где к тому времени сохранилось гораздо больше православных людей, по- лучивших еще в 30-х годах семейное религиозное образование. Несмотря на старания священнослужителей и мирян, не удалось от- менить дискриминационные пункты "Положений о Русской Право- славной Церкви", навязанные православным людям космополитичес- ким режимом Хрущева в 1961 году. Устранение настоятелей и клири- ков от административно-хозяйственных дел затрудняло их пастырскую службу и мешало духовному окормлению паствы. Церковные старосты, не всегда имевшие твердые христианские убеждения, нередко вступали в конфликт со священнослужителями, что противоречило самому духу Православия. После вечного упокоения в 1970 году Патриарха Алексия 1 новым Первоиерархом Русской Церкви стал в 1971 году митрополит Крутиц- кий и Коломенский Пимен. При нем церковная жизнь протекала без особых потрясений. Однако как и в 60-е, так и в 70-е годы происходи- ло сокращение православных приходов: некоторые сельские приходы в связи с оттоком сельских жителей в город теряли прихожан и закры- вались, в то же время в городах открывать храмы запрещалось. За 1966-1971 годы количество православных приходов уменьшилось с 7523 до 7274, а к 1981 году - до 7007. Сократилось и число священ- ников - с 6234 в 1971 до 5994 в 1975. В результате этого некоторые священники окормляли по два, три и даже по четыре прихода. Упал образовательный уровень духовенства. Богословское образование име- ла лишь половина духовенства. Почти половина священнослужителей не имела общего среднего образования.*1 Несмотря на огромные трудности и непрекращающуюся атеистиче- скую пропаганду, роль Церкви в общественной жизни страны во вто- рой половине 60-х-в 70-е годы заметно увеличивается. Более частыми становятся случаи прихода в храм людей (особенно интеллигенции), выросших в атеистических семьях. В больших городах заметно вырос- ло число крещений взрослых людей. Все это свидетельствовало о том, что попытки партийных и советских органов отвратить русских людей от Церкви оказывались в основном безуспешными. По данным социо- логических опросов, число сознательно верующих в конце 70-х годов достигало 30-40 млн. Крещеных по православному обряду было боль- ше 100 млн.*2 Церковные праздники собирали огромное количество лю- дей. И что характерно для этого времени - в церковь потянулась ин- теллигенция. В храмах шла напряженная духовная жизнь. Впервые за советское время продолжилась канонизация святых Русской Церкви. В апреле 1970 года Священный Синод причислил в лику общерусских святых православного просветителя Японии равноапостольного Николая (Ка- саткина), в 1977 - просветителя Америки и Сибири митрополита Мос- ковского Иннокентия (Вениаминова), в 1979 - местночтимого Харь- ковского святителя Мелетия (Леоновича). За период после Поместного Собора 1971 года установлено празд- нование соборов святых - Тверских (1979), Новгородских (1981), Ра- донежских (1981), Владимирских (1982), Смоленских (1983), Белорус- ских и Сибирских (1984), Костромских (1986), Рязанских (1987) и Крымских (1988). Церкви были переданы мощи святителя Феодосия Черниговского, преподобного Феодосия Тотемского и гробница святи- теля Питирима Тамбовского. ------------ *1 История Русской Православной Церкви 1917-1990. С.187. *2 Там же. С.188. ------------ Служение многих русских священников носило подвижнический характер. Под неусыпным наблюдением и давлением атеистической власти любой батюшка вне церкви чувствовал себя, как в стане вра- гов. В проповедях и публикациях священникам запрещалось упоми- нать слова "Страшный Суд", "Конец света", "Крестный ход"; употреб- лять имена отца Иоанна Кронштадтского, Серафима Саровского, ну и, конечно, Царственных Мучеников и других новомучеников Русской Церкви. Тот, кто отказывался выполнять этот запрет, подвергался гонениям. Известный духовный писатель и общественный деятель отец Дими- трий Дудко, великий подвижник Православия и русской националь- ной идеи, многократно подвергался гонениям, арестам, заключению в ГУЛАГ (9 лет). Победить смерть еще при жизни и идти крестным пу- тем этой победы - так выражался в его книгах духовный, жизненный исповеднический опыт православного священника. Единственный вы- ход для спасения души - "нести свой крест, принимать трудности и даже искушения... И только тот, кто победит всякие искушения, мо- жет следовать дальше".*1 Продолжала свое православное служение и Русская Зарубежная Церковь. Еще в конце войны монастырь преп. Иова Почаевского, на- ходившийся под ее юрисдикцией, покинул Чехословакию и образо- вал три монастырских издательских центра в Джорданвилле (США), Монреале (Канада) и Мюнхене (ФРГ). На базе этих центров Русская Зарубежная Церковь организовала выпуск периодических изданий и духовной литературы. Многие духовные произведения печатались впервые. Так, "Великая Дивеевская тайна" преподобного Серафима Саровского была обнародована в Джорданвилле лишь в 1969 году по благословению архиепископа Русской Зарубежной Церкви Аверкия, Сиракузского и Троицкого. Еще в первой половине 1930-х годов публикацию благословил архиепископ Феофан Полтавский. В 60- 70-е - начале 80-х годов Зарубежная Церковь совершила ряд про- славлений русских подвижников: св. Иоанна Кронштадтского (1964), преп. Германа Аляскинского (1970), св. блаж. Ксении Петербургской (1978), преп. Паисия Величковского (1982), Новомучеников и испо- ведников Российских (1981; среди которых были Царь Николай 11 и его семья). Канонизация Царственных Мучеников Русской Зарубежной Церко- вью явилась огромным событием не только для наших соотечественни- ков за границей, но и прежде всего для истинно православных людей ------------ *1 Димитрий Дудко, свящ. Христос в нашей жизни. М., 1992. ------------ в самой России, среди которых почитание царской семьи никогда нс прекращалось. Событие это стало началом нового духовного этапа в жизни страны, первой ступенью к покаянию Русского народа за то, что он попустил иноплеменникам "умучить своего Царя". "Грех цареубийства, проис- шедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского, и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном само- сознании".*1 Прославление Царственных Мучеников способствовало возрождению русского национального сознания. Относительное усиление роли Православной Церкви в духовной жизни Русского народа вызывало беспокойство антирусских, космопо- литических сил как в России, так и на Западе. Делается все, чтобы при- дать русскому Православию протестантский характер, превратив его в одну из декоративных, псевдо-христианских религий, пронизанных ма- сонско-экуменическим духом, какими в Европе и Америке стали, на- пример, католицизм, лютеранство, кальвинизм. Западные центры целенаправленно всяческим образом поощряют любые ростки протестантизма, экуменизма и религиозного реформа- торства в среде русского духовенства. В 60-е годы протестантское движение было отмечено такими имена- ми, как священники Н. Эшлиман и Г. Якунин (впоследствии лишен сана и отлучен от Церкви). Они выступали с письмами, переполненны- ми развязными, несправедливыми и провокационными обвинениями по адресу Патриарха, епископата и духовенства Русской Церкви. Пись- ма эти с помощью западных спецслужб и средств массовой информа- ции широко распространялись по всему миру, служили целям клевет- нической кампании против России и иерархов Русской Православной Церкви, вносили раздор в среду духовенства. Серьезный вред незыблемым основам православного вероучения на- носили религиозные реформаторы - экуменисты, имевшие тогда серь- езную поддержку в лице митрополита Ленинградского и Новгородско- го Никодима (Ротова), ставшего одним из президентов Всемирного Со- вета Церквей, насаждавшего экуменический дух в среде русского духо- венства. Верно служа целям масонско-экуменических кругов, этот ие- рарх даже скончался в 1978 году в Ватикане, на приеме у папы рим- ского. Продолжателем экуменического дела митрополита Никодима ------------ *1 "Послание Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 75-летию убиения Императора Николая II и Его се- мьи". 1993. ------------ стал один из руководителей Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии священник Виталий Боровой. Наиболее последовательным выразителем экуменического реформа- торства был священник А. Мень, еврей по национальности, по собст- венным словам, никогда не забывавший "о той ответственности и при- звании, которые возлагает на меня принадлежность к Израилю".*1 Мень открыто заявлял, что "русская православная дореволюционная литера- тура не всегда понятна нынешним читателям" и что "не следует стра- дать ностальгией прошлого". Вместо "устаревшей" православной лите- ратуры нужно создавать новую на современном языке. Вместо тради- ционных основ Православия Мень предлагает собственную трактовку христианского вероучения, модернизируя его в протестантском и ка- толическом духе. В книге Меня "Сын Человеческий" Бог - некое уни- версальное, одинаковое для всех конфессий существо, вроде Универ- сального Архитектора Вселенной у масонов. Мень объявляет шовини- стами всех противников экуменического движения, уравнивающего правоту Православия с отпавшими от истинной веры другими христи- анскими конфессиями. Экуменический реформатор настаивал на отме- не почитания некоторых русских святых, канонизацию которых он счи- тал следствием "средневекового антисемитизма". Несмотря на все усилия, поддержанные Западом, представителей масонского экуменизма и протестантского реформаторства, им не уда- лось замутить чистоту православной веры. Для подавляющего боль- шинства клириков и мирян экуменисты и протестанты были простой кучкой раскольников, презираемых и отвергаемых Церковью как еретики. Православные русские люди продолжали жить идеалами Святой Ру- си, убежденные в том, что она жива и незримо присутствует рядом с нами. Как писал в 1972 году православный мыслитель и публицист Г. Шиманов: "Святая Русь не исчезла, не закопана; она вечна и побе- доносна, и это последнее слово принадлежит истории нашего народа... Святая Русь исчезла только с поверхности современной жизни, но она продолжает жить в ее скрытых глубинах, произрастая до того времени, когда будет угодно Богу, и переживая зиму, она опять появится на по- верхности и украсит образ земли Русской, которую хлестали свирепые и ледяные ураганы и бури".*2 ------------ *1 Столица. 1991, N 31/32. *2 Наша страна. 22.11.1972. ------------ |
В избранное | ||