Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Возвращение родины

  Все выпуски  

Возвращение родины: Православная церковь в Великую Отечественную войну(180)


 

       Добрый день дорогие читатели.

В следующих выпусках читайте главы из книги Олега Платонова "История русского народа в ХХ веке".

Я постараюсь делать выпуски почаще. Обещаю вернуться к книгам Мегре, Иванченко через несколько недель.

Итак, слово Олегу Платонову:

 

“Русская Церковь благословляет народ на борьбу. - Покров Божией

 Матери над Россией. - Чудеса и знамения. - Встреча Сталина с

 православными иерархами. - Патриотическая роль Церкви. - При-

 знание этого органами власти. - Открытие храмов и духовных учеб

       ных заведений. - Увеличение числа посещающих церковь.

 

   Война началась в день, когда Русская Православная Церковь отмеча-

ла День Всех Святых, в земле Российской просиявших. Для истинно

русских людей это стало знаком великой надежды, что начатая борьба

закончится победой русского оружия.*1

   Для православных русских людей Гитлер и его воинство были во-

площением сатаны и его темных сил, стремящихся уничтожить Рос-

сию, Святую Русь, погубить народ Русский. Защита Родины стала для

них защитой Святой Руси, незримо существовавшей даже в самые тя-

желые дни владычества еврейского интернационала.

   Митрополит Сергий (Страгородский) в первый же день войны на-

писал и собственноручно отпечатал на машинке "Послание пастырям

и пасомым Христовой Православной Церкви", в котором призвал Пра-

вославный Русский народ на защиту Отечества: "Фашиствующие раз-

бойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обеща-

 

------------

*1 См., например, слово митрополита Вениамина (Федченкова) в кн. Правда о религии

в России. М., 1942. С.291.

------------

ния, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан

уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких

рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов Пра-

вославного Христианства хотят еще раз попытаться поставить народ

наш на колени перед неправдой. Но не первый раз приходится Рус-

скому народу выдерживать такие испытания, С Божией помощью и на

сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Вспомним

святых вождей Русского народа Александра Невского, Дмитрия Дон-

ского, полагавших свои души за народ и Родину. Да и не только вож-

ди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православ-

ных воинов... Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу на-

рода. Вместе с ним она испытания несла и утешалась его успехами. Не

оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным бла-

гословением и предстоящий всенародный подвиг... Если кому, то

именно нам нужно помнить заповедь Христову: "Больше сея любве

никто же имать, да кто душу свою положит за други своя..."

(Ин. 14. 13). Нам, пастырям Церкви, в то время, когда Отечество при-

зывает всех на подвиги, недостойно будет лишь молчаливо посматри-

вать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченно-

го не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божи-

ей. А если сверх того молчаливость пастыря, его некасательство к пе-

реживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями на

счет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая

измена Родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен

пастырь, несущий свою службу истинно "ради Иисуса, а не ради хле-

ба куса", как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим

же души свои вместе с нашей паствой... Церковь благословляет всех

православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь

нам дарует победу".

   Незадолго до начала войны одному старцу Валаамского монастыря

было три видения во время службы в храме:

   1. Он увидел Божию Матерь, Иоанна Крестителя, святителя Нико-

лая и сонм святых, которые молили Спасителя о том, чтобы Он не ос-

тавил Россию. Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость за-

пустения, что невозможно терпеть эти беззакония. Все эти святые с Бо-

городицей продолжали молить Его со слезами, и, наконец, Спаситель

сказал: "Я не оставлю Россию".

   2. Матерь Божия и святой Иоанн Креститель стоят перед Престо-

лом Спасителя и молят Его о спасении России. Он ответил: "Я не ос-

тавлю Россию".

   3. Матерь Божия одна стоит перед Сыном Своим и со слезами мо-

лит Его о спасении России. Она сказала: "Вспомни, Сын Мой, как Я

стояла у Креста Твоего и хотела встать на колени перед Ним". Спаси-

тель сказал: "Не надо, Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради слов

Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню...".*1

   Война подтолкнула к религиозному очищению души многих рус-

ских людей. Храмы были переполнены верующими, совершавшими мо-

литвы, прося у Бога заступничества и спасения Отечества, себя и сво-

их близких. Причем для многих верующих партийно-советская струк-

тура, организующая страну в борьбе с врагом, отождествляется с пра-

вославными патриотическими чувствами. Для некоторых Вера в Бога

и ближайшие партийные задачи получают единое завершение в общем

патриотическом порыве. Верующие на фронте вступают в партию, так

как уже видят в ней патриотическую силу. Солдат Михаил Федорович

Черкасов, например, писал с передовой матери: "Мама, я вступил в

партию... Мама, помолись за меня Богу".*2

   Церковь благословила Отечественную войну Русского народа и Бла-

гословение это было утверждено на Небе.

   Протоиерей В. Швец рассказывал, что "когда началась Великая Оте-

чественная война, Патриарх Антиохийский Александр III обратился с

посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной по-

мощи России. Очень немного истинных друзей оставалось у нашей

страны тогда. Были великие молитвенники и на Руси, такие, как иеро-

схимонах Серафим Вырицкий. Тысячу дней и ночей стоял он на мо-

литве о спасении страны и народа России в тяжелейшие годы, когда

страну терзали враги. Но, как и в 1612 году, Промыслом Божиим для

изъявления воли Божией и определения судьбы страны и народа Рос-

сии был избран друг и молитвенник за нее из братской Церкви - ми-

трополит гор Ливанских Илия (Антиохийский Патриархат). Он знал,

что значит Россия для мира; знал, и поэтому всегда молился о спасе-

нии страны Российской, о просветлении народа. После обращения

Александра III митрополит Илия стал еще горячее всем сердцем мо-

литься за спасение России от погибели, от нашествия вражеского. Он

решил затвориться и просить Божию Матерь открыть, чем можно по-

мочь России. Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился

ни один звук с земли, где не было ничего, кроме иконы Божией Мате-

ри. Владыка затворился там, не вкушая пищи, не пил, не спал, а толь-

ко, стоя на коленях, молился перед иконой Божией Матери с лампа-

дой. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых

 

------------

*1 К Свету. 1995, N 9/10. С.23.

*2 Советская Россия. 13.9.1990.

------------

и о том, куда дошел враг. Через трое суток бдения ему явилась в ог-

ненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истин-

ный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение

Божие для страны и народа Российского. Если все, что определено, не

будет выполнено, Россия погибнет.

   "Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные

академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фрон-

тов и тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленин-

града - сдавать нельзя. Пусть вынесут, - сказала Она, - чудотворную

икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг

города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избран-

ный город. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в

Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу

нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России.

Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию

и рассказать о том, как она была спасена".

   Великая Отечественная война, по словам митрополита Сергия

(Страгородского), стала "очистительной грозой" для Русского народа.

Страшные испытания, обрушившиеся на страну, вызвали у миллионов

людей чувство православного возрождения, православные храмы вновь

наполнились народом. Многие запреты, наложенные на веру в 30-е го-

ды, были отменены, распущен преступный Союз воинствующих без-

божников, а его председатель Губельман скончался в страшных муче-

ниях от рака.

   В трагические дни германского наступления на Москву 14 октября

1941, в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, митрополит

Сергий (Страгородский) обратился к русским людям с посланием, в

котором говорилось: "Вторгшийся в наши пределы коварный и жесто-

кий враг, по-видимому, напрягает все свои силы. Огнем и мечом про-

ходит он нашу землю, грабя и разрушая наши села, наши города... Си-

лен враг, но "велик Бог Земли Русской", как воскликнул Мамай на Ку-

ликовом поле, разгромленный русским воинством. Господь даст, при-

дется повторить этот возглас и теперешнему нашему врагу. Над нами

Покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней заступницы Русской

Земли. За нас молитвы всего светозарного сонма святых, в земле на-

шей воссиявших".

   Как гласит московское предание, зимой 1941 года Сталин призвал к

себе в Кремль духовенство для молебна о даровании победы, тогда же,

свидетельствует легенда, чудотворная икона Тихвинской Богоматери

(по другой версии, Владимирской Богоматери) была на самолете обне-

сена кругом Москвы и Москву от врага спасла. А 9 декабря после пер-

вого успешного контрнаступления, предшествовавшего московскому,

был освобожден город Тихвин.*1

   Весной 1942 года в Москве впервые за многие годы власть разреши-

ла верующим праздновать Пасху.

   4 сентября 1943 года Сталин пригласил в Кремль иерархов Русской

Православной Церкви - митрополита Московского и Коломенского

Сергия (Страгородского), митрополита Киевского и Галицкого Нико-

лая (Ярушевича), митрополита Ленинградского и Новгородского Алек-

сия (Симанского). Все трое сполна хлебнули арестов и лагерей, но, ос-

вободившись из них, продолжали вести православную, патриотическую

работу. Сталин сам завел речь о необходимости возрождения Церков-

ной жизни и скорейшего избрания Патриарха. В ходе двухчасовой бе-

седы обсуждались многие вопросы Русской Православной Церкви: о

проведении Архиерейского Собора для избрания Патриарха, об откры-

тии храмов и духовных учебных заведений, возобновлении издания

церковного журнала и организации свечных заводов, расширении прав

духовенства и снятии ограничений на деятельность религиозных об-

щин. "Русская Церковь, - подчеркнул в этой беседе Сталин, - может

рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства во всех во-

просах, связанных с ее организационным укреплением и развитием

внутри СССР".*2

   В конце 1943 года возобновился выпуск ежемесячника "Журнал

Московской Патриархии", а в 1944 году в Новодевичьем монастыре от-

крылись Православно-Богословский институт и Богословско-пастыр-

ские курсы, переведенные через несколько лет в Троице-Сергиеву Ла-

вру, ставшие Московской духовной академией и семинарией.

   По указанию Сталина при Совнаркоме СССР создается специаль-

ный орган - Совет по делам Русской Православной Церкви, которому

отводилась роль посредника между правительством и Церковью.

   Руководству Русской Церкви предоставили просторный особняк в

Чистом переулке, где до войны располагалось немецкое посольство.

Расставаясь с иерархами, Сталин сказал, обращаясь к митрополиту

Сергию: "Ваше Высокопреосвященство, это все, что я пока могу для

Вас сделать".

   В постановлении ЦК ВКП(б) от 27 сентября 1944 года "Об органи-

зации научно-просветительской пропаганды" впервые не были сформу-

лированы задачи "решительной борьбы за преодоление религиозных

пережитков" и "бескомпромиссного наступления на реакционную по-

повщину", обязательные для подобных документов предыдущих лет.

 

------------

*1 Слово. 1990, N 11. С.31.

*2 Цит. по: Исторический архив. 1994, N 3. С.137.

------------

   Во время войны Сталин, напутствуя полководцев перед сражением,

обычно говорил: "Ну, дай Бог!" или "Ну, помоги Господь!" Писатель

В.А. Солоухин, служивший во время войны в Кремле, рассказывал:

"Выходит на крыльцо Иосиф Виссарионович. По левую руку - Алек-

сий, по правую - Митрополит Крутицкий и Коломенский".

   За время войны в СССР были вновь открыты 20 тысяч храмов.

Миллионы русских людей молились за победу! По сведениям, приво-

димым протоиереем В. Швецом, молился и сам Сталин. Б.М. Шапош-

ников, бывший царский офицер, не скрывавший своих религиозных

убеждений, часами беседовал со Сталиным, и все его советы (в том

числе одеть войска в старую форму царской армии с погонами) были

приняты. А.М. Василевский, по рекомендации Б.М. Шапошникова

назначенный на смену ему начальником Генштаба, был сыном священ-

ника, и отец его еще был жив.

   Явно был на стороне Русской Православной Церкви и Г.К. Жуков.

В Белоруссии один из священников сообщил ему, что немцы вывезли

колокола из его храма. Тогда Жуков распорядился направить туда це-

лый вагон колоколов и даже выделил взвод солдат для их установки.

   В первые месяцы обороны Ленинграда, когда положение было самое

тяжелое и умирали тысячи людей, из Владимирского собора вынесли

Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом во-

круг Ленинграда - город был спасен. Но многим до сих пор непонят-

но, чем держался Ленинград, ведь помощи ему практически не было:

то, что подвозили, было каплей в море. И тем не менее город выстоял.

Снова подтвердились слова, сказанные святителем Митрофанием Во-

ронежским Петру I о том, что город святого Апостола Петра избран

Самой Божией Матерью, и пока Казанская Ее икона в городе и есть

молящиеся, враг не может войти в город. Вот почему ленинградцы так

почитают Казанскую икону Божией Матери. Она все время от основа-

ния города была Заступницей его, да и всей России. Интересно и то,

что блокада Ленинграда прорвана в день празднования святой равно-

апостольной Нины, просветительницы Грузии. После Ленинграда Ка-

занская икона начала свое шествие по России. Да и Москва была спа-

сена чудом. Разгром немцев под Москвой - это истинное чудо, явлен-

ное молитвами и заступничеством Божией Матери. Немцы в панике

бежали, гонимые ужасом, по дороге валялась брошенная техника, и ни-

кто из немецких и наших генералов не мог понять, как и почему это

произошло. Волоколамское шоссе было свободно, и ничто не мешало

немцам войти в Москву. Затем Казанскую икону перевезли в Сталин-

град. Там перед ней шла непрестанная служба - молебны и поминове-

ния погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом бе-

регу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни при-

лагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком

пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо там

была Казанская икона Божией Матери.

   Сталинградская битва, сообщает протоиерей Швец, началась с мо-

лебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к на-

ступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где

были критические положения, в места, где готовились наступления.

Священство служило молебны, солдат кропили святой водой.

   Келейник тогда еще Патриаршего Местоблюстителя Митрополита

Сергия (Страгородского) архимандрит Иоанн (Разумов) рассказывал: "В

день Богоявления 19 января "1943 года" митрополит Сергий возглавил

крестный ход на Иордань. Это были дни решающих боев за Сталинград,

и Владыка особенно горячо молился о победе русского воинства. Нео-

жиданная болезнь заставила его слечь в постель. В ночь на 2-е февраля

1943 года Владыка пересилил свой недуг, попросил келейника помочь

ему подняться с постели. Встав, он с трудом положил три поклона, вос-

сылая благодарение Богу. Когда келейник помогал ему снова лечь в по-

стель, митрополит Сергий сказал: "Господь воинств, сильный в брани,

низложил восстающих против нас. Да благословит Господь людей Сво-

их миром! Может быть, это начало будет счастливым концом". Утром ра-

дио передало весть о разгроме немецких войск под Сталинградом".

   Протоиерей В. Швец свидетельствует, что рассказы о чудесных слу-

чаях ему приходилось слышать и от многих фронтовиков, в том числе

и от неверующих. В частности, он рассказывает об одном таком свиде-

тельстве заступничества и помощи Божией Матери. Произошло это во

время штурма Кенигсберга в 1944 году. Вот что поведал ему офицер,

бывший в самом центре событий битвы за этот город-крепость: "Наши

войска уже совсем выдохлись, а немцы были все еще сильны, потери

были огромны и чаша весов колебалась, мы могли там потерпеть страш-

ное поражение. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много

офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: "Вот

попов привезли, сейчас они нам помогут..." Но командующий быстро

прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные

уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой.

Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех

перебьют! От немцев была такая стрельба - огненная стена! Но они

спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновре-

менно прекратилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал - и наши

войска начали общий штурм Кенигсберга с суши и с моря. Произошло

невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен! Как

потом в один голос рассказывали пленные: перед самым русским штур-

мом "в небе появилась Мадонна" (так они называют Богородицу), Ко-

торая была видна всей немецкой армии, и у всех абсолютно отказало

оружие - они не смогли сделать ни одного выстрела. Тогда-то наши

войска, преодолев заграждения, легко сломили (рукопашное) сопротив-

ление и взяли город, который до этого был неприступен и мы несли та-

кие потери! Во время этого явления немцы падали на колени, и очень

многие поняли, в чем здесь дело и Кто помогает русским!" И еще один

факт. Киев - матерь городов русских - был освобожден нашими вой-

сками 22 октября - в день празднования Казанской иконы Божией Ма-

тери (по церковному календарю, или 4 ноября гражданского стиля). И

это было весьма знаменательно для народа России: отсюда началась

Русь наша; здесь произошло Крещение нашего народа, который избрал

навсегда Христианство, Православную Веру! Вся истинная сила и все

истинное счастье Русского народа - в Православной Вере!*1

   По мере улучшения отношений между Русской Церковью и государ-

ственной властью происходит своего рода самоликвидация обновленче-

ской ереси. Потеряв поддержку со стороны НКВД (получившего в этот

период другие указания), ее руководители быстро теряют всякое влия-

ние, а их "приходы" стремительно тают.

   Многие деятели обновленчества, попавшие в это движение по недо-

разумению или слабости, ищут пути снова соединиться с Матерью-

Церковью.

   В сводках, направляемых Сталину, этот процесс иллюстрируется

следующими фактами.

   Тульский обновленческий "архиепископ" Петр Турбин прислал ми-

трополиту Николаю телеграмму, в которой приветствует избрание Сер-

гия Патриархом, высказывает надежду на соединение обеих церквей и

просит принять его в патриаршую церковь.

   Заштатный обновленческий "архиепископ" Михаил Постников в сво-

ем заявлении на имя митрополита Николая высказывался за необходи-

мость объединения обновленческой церкви с Русской Православной.

   Управляющий Московской епархией обновленческий "архиепископ"

Андрей Расторгуев обратился к настоятелю церкви на Пятницком

кладбище в Москве Романкову с просьбой принять его на службу в ка-

честве второго священника.

   Отмечались случаи, когда верующие обновленческих "приходов"

стремились уйти из обновленчества и перейти в подчинение Патриар-

ха Сергия. Так, например, в Рождественском, Преградненском, Благо-

Дарненском районах Ставропольского края верующие отказывались от

 

------------

*1 К Свету. 1995, N 9/10. С.24.

------------

обновленческих "священников" и обращались к благочинному церквей,

прося назначить к ним священников, признающих Патриарха Сергия.

Обновленческие "приходы" в городах Армавире и Майкопе Краснодар-

ского края перешли в Русскую Церковь.

   В Туле прихожане обновленческого Всехсвятского собора собрали

совещание, на котором вынесли решение: "В переживаемое наше тяже-

лое время не место в жизни Православной Русской Церкви внутрен-

ним спорам и разногласиям... Приветствуем с духовной радостью из-

брание на пост главы Православной Церкви митрополита Сергия и об-

разование Священного Синода. Выражаем надежду на будущее умиро-

творение и соединение Православной Русской Церкви".

   Другая часть обновленческого духовенства, как, например, глава его

"митрополит" Александр Введенский, с 1941 года находящийся в эва-

куации в Ульяновске (Симбирске), Свердловский "митрополит" Яцен-

ко, Рыбинский "епископ" Лобанов, Ленинградский "епископ" Румян-

цев - высказываются за необходимость сохранения обновленчества.

   Введенский, узнав об избрании Сергия Патриархом, предполагал да-

же ставить вопрос о патриаршестве в обновленческой церкви в целях

уравнения ее положения с Русской Церковью, но, видя растерянность

среди обновленческого духовенства и не допуская возможности объе-

динения обеих церквей на равных началах, не исключает возможности

распада обновленчества.*1

   По отношению к еретикам-обновленцам Патриарх Сергий избрал

твердую линию. В сущем сане принимались епископы, пресвитеры и

диаконы, получившие сан до 1923 года, когда обновленцы были за-

прещены Патриархом Тихоном, если они не утратили права на свя-

щеннослужение через вступление в брак после Хиротонии. А лжесвя-

щенники и лжеепископы "обновленческого поставления" принима-

лись мирянами или же в том сане, которого удостоились до уклоне-

ния в раскол.*2

   Секретные доклады председателя Совета по делам Русской Право-

славной Церкви при СНК СССР Г.Г. Карпова, направляемые на имя

Сталина, свидетельствуют об огромном росте числа верующих, посеща-

ющих церкви и молящихся за победу в войне.

   В Москве на Пасхальной службе 1944 года, проходившей в 30 хра-

мах, собралось только на первой заутрене 120 тыс. человек, но в боль-

шинстве церквей в эту ночь было проведено по 2-3 службы. Приведем

еще некоторые факты из доклада Г.Г. Карпова.

 

------------

*1 Исторический архив. 1994, N 3. С.144.

*2 Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви 1917-1990. М., 1994. (да-

лее: История Русской Православной Церкви). С.125.

------------

   Примерно половину посетивших церкви составляли пожилые возра-

ста, 25% - среднего возраста и 25% - молодежи. 75% всех составляли

женщины. Особенно большое скопление верующих наблюдалось в сле-

дующих церквах: кафедральный Богоявленский собор (Елоховский) -

до 10 тыс. человек; церковь Петра и Павла в Преображенском -

8 тыс. человек; Свято-Духовская церковь на Данилевском кладби-

ще - 8 тыс. человек; церковь Иоанна Предтечи на Красной Пресне -

6 тыс. человек; церковь Иоанна Воина на Якиманке - 6 тыс. человек;

церковь Петра и Павла в Солдатской слободе - 4 тыс. человек.

   Почти во всех церквах города, в том или другом количестве, были

военнослужащие офицерского и рядового состава, общим числом свы-

ше 500 человек (от 10 до 20 человек в каждой церкви, и только в церк-

ви Иоанна Предтечи на Красной Пресне было военнослужащих до

200 человек). Наиболее крупные церкви посетили представители и со-

трудники посольств и иностранные корреспонденты. Так, например, в

кафедральном соборе, где службу вел Патриарх Сергий, было иност-

ранцев до 25 человек (прошедших в алтарь), в том числе 14 человек от

американского посольства и среди них - советник посольства Гамиль-

тон, начальник морского отдела миссии контр-адмирал Ольсен, первый

и второй секретари посольства; из английского посольства - 4 челове-

ка; из австралийской миссии - 2; трое японских корреспондентов и

технический секретарь французского представительства Отт.

   Выборочные данные о посещаемости церквей в эту ночь в Москов-

ской области показывают, что количество верующих в церквах было

значительно выше, чем в праздник Пасхи 1943 года. Так, например, в

30 районах области 90 действующих церквей посетило 148 тыс. чело-

век, тогда как в предыдущем году - 95 тыс. человек.

   Почти 80% посетивших пасхальную службу в районах области со-

ставляют женщины, молодежь -от 20 до 25%, но в некоторых райо-

нах, как, например, в Подольском, Мытищинском, Константиновском,

Краснопахорском, молодежь составляла 50% всех присутствующих в

церквах.

   В области были также посещения церквей офицерским и рядовым

составом. Так, например, в Казанской церкви (село Коломенское Ле-

нинского района) военнослужащих было 50 человек, в церкви Алексан-

дра Невского (поселок Бирюлево Ленинского района) - 275 человек,

в Троицкой церкви города Подольска - 100 человек.

   Во всех церквах Москвы и области во время пасхальной службы бы-

ло зачитано церковно-патриотическое обращение Патриарха Сергия.*1

 

------------

*1 Исторический архив. 1994, N 3. С.146-147.

------------

 

 


В избранное