Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Возвращение родины

  Все выпуски  

Возвращение родины: Родовые поместья ( 169 )


Добрый день друзья. Сегодня, наконец-то удалось добраться до нашей рассылки.
Хочу посвятить выпуск родовым поместьям или лучше сказать "Голосам из родовых поместий".
Всегда будут люди, которые рассуждать горазды, строить или ниспровергать философские теории и ведь всё так красиво, складно звучит. А есть люди, которые находят в себе достаточно храбрости, чтобы проверить теорию на практике. Если говорить о родовых поместьях, то большая часть сегодняшних поселенцев строят свою родину, своё пространство Любви, следуя прекрасной мечте, поверив в неё однажды,  не способные изменить ей и мечта, материализуется и хорошеет на глазах. Дадим слово людям, живущим уже несколько лет в поместьи. В сегодняшем выпуске, нашим гостем будет Волияр.

 Волияр, поселение Благодатное, под Новосибирском :
   "Вошёл, чтоб разместить свой рассказ и обнаружил, что у нас, похоже, складывается ещё одна традиция: рождественские романтические воспоминания. Время такое, наверное.

... Она сидела на крыше.

Эта история произошла в самом начале моей поселенской жизни. Собственно, не знаю, как она куда-то и куда попала, но некоторое время назад знакомые рассказали о истории, подозрительно похожей на нашу. О том, как одна девушка познакомилась с молодым врачом в момент, когда сидела на крыше своей недостроенной бани, а потом они поженились и стали строить своё родовое поместье.

Итак, с чего все начиналось...
Когда я прочёл первые книги "Анастасии", сразу появилось ощущение, что это то, ради чего хочется жить. Вопросы типа "зачем?" и "что делать?" к тому времени, после некоторых разочарований, стали актуальны. В то время я работал врачом, пытался, в меру сил, заниматься целительством и выкладывался полностью, так, что появилась одышка, и при мысли о лечении кого-то начинало тошнить.

Сопоставив затраты, необходимые при строительстве Родового поместья, с зарплатой врача и не добившись соответствия, понял, что надо идти в бизнес.
Долго ли, коротко ли, путём проб, ошибок и всяких всячин, удалось мне через несколько лет заработать планируемую сумму. В инициативной группе в моём городе к тому времени уже распределяли первые гектары, но мне пришлось тогда от участка отказаться, так как дела свои я ещё не закрыл, а земля, по моему глубокому убеждению, - она как жена. Без внимания её оставлять надолго можно, конечно, но очень нежелательно. Опыт общения с женой, к слову, у меня уже был, конечно, удачный ... в смысле, развелись мы к тому времени недавно, а земледелие я любил ещё с детства, у родителей на огороде. Вот тогда я и услышал впервые про "ах, какую невесту!", которая "универ заканчивает!", "баню сама строит!" и "полгектара за сезон деревьями засадила!" - словом, "ай, молодец!"

Логически рассудив, что ни одна нормальная молодая девушка одна этого всего делать одновременно не может, я пришёл к выводу, что просто у этой девушки есть парень, которому она помогает. На мой вопрос о парне я услышал, что он, конечно, есть, но вот как-то на гектаре не очень появляется.
"Ну конечно, он работает в городе, да ещё организует всё строительство, доставку материалов и саженцев, оплачивает и контролирует это всё, когда же ему часто на гектаре появляться?" - сказал я.
В ответ как-то помялись, в общем, ничего вразумительного, но добавили, что скоро будут распределять ещё участки на том же поле. К моменту наступления этого "скора" я уже был полностью свободен, и мы вместе с будущими соседями поехали смотреть землю и выставлять столбики ограждения на новое поле.

Дело было поздней осенью, снежок уже пролетал. Мы проезжали мимо свежепоставленной бани из бруса, а на крыше, около трубы кто-то чего-то делал. Водитель остановил машину, закричал: "Привет, Анюта! Чего делаешь?". Она ответила, что герметизирует печную трубу, даже с крыши не слезла.
Ну а у нас было полно дел. Группа будущих соседей рассыпалась по периметру выделенного поля, и все вместе мы начали его огораживать. Сразу стало видно, кто чего стоит. Кстати, прошло много лет, а то первое впечатление оказалось удивительно верным. Один ушёл с мечтательным видом куда-то вдаль, трогая руками траву и задумчиво глядя в небо. Другой развил кипучую организаторскую рукомахательность с периодами руковождения и рукоуказания. Третий безуспешно пытался забуриться в землю, вращая бур не в ту сторону. В основном мы всё же методично и постепенно устанавливали свеженапиленные колышки.

- Перепись будущих соседей! Давайте телефоны, адреса, имена! - раздался рядом звонкий голос.
Это ещё что такое?!
Кто вёл дела с управлением через мобильный телефон, меня поймёт. Сотовый очень быстро становится болевой точкой. От его звонка вздрагиваешь, половина головы, к которой его прикладываешь, начинает болеть, и хочешь эту заразу выключить - а нельзя, нельзя ни днём, ни ночью. И кто-то просит у меня номер моего телефона! Нет!
Рядом стояла та самая девушка, которая с крыши слезла. Я периодически видел её среди работающих и уже успел окрестить "колобком с хвостом" и ещё "ядерным взрывом, растянутым во времени". Чувствовалась в её движениях какая-то неуёмная энергия.
Кстати, незадолго до этого одна ясновидящая на мой вопрос о будущей супруге ответила, что будет у меня жена молодая, стройная и ... округлая вся. Я посмотрел на неё и подумал тогда: "Ну вот, эта точно округлая, хоть и стройная, и что?!"
А округлое чудо с хвостом, торчащим из-под шапочки, тем временем вопросительно смотрело на меня своими серо-зелёными глазами, держа наготове ручку с блокнотом.
- Я говорю, записываю имена и номера телефонов для общего списка поселенцев.
- А-а-а-а... Я номер своего телефона дам, но только в обмен на твой, а зовут меня Валера.
После секундного замешательства (позже Аня мне сказала, что в этот момент была просто потрясена наглостью некоторых поселенцев) она назвала мне номер своего мобильного и записала мой.
"Ну и зачем?" - Подумал я, забивая новый номер в память телефона. "А какая разница..."

К моменту, когда все столбики были поставлены, посыпал снег и начало темнеть. Очень хотелось есть. Все как-то незаметно исчезли с поля, остались трое, включая меня. Мы сели в машину, но поехали почему-то в сторону, противоположную трассе.
- Нас Аня в гости позвала. Заедем, погреемся, чайку попьём, поговорим, - ответил водитель на невысказанный вопрос.
Внутри бани оказалась довольно большая комната, почти четверть площади которой занимала огромная, сколоченная из досок кровать, ещё дощатый стол и несколько табуреток. Пахло чем-то съестным, горела керосиновая лампа. От печки - булерьяна разливалось тепло.
Вместо чая Аня стала разливать суп и предлагать хлеб с какой-то аджикой. Эту аджику надо было мазать на хлеб, поскольку в ней много соли, а суп почти несолёный.
Суп оказался не только совсем не солёный, но ещё и чечевичный, а аджика... Слава богу, я её сначала чуть-чуть попробовал! Там был сплошной красный острый перец! Надо сказать, что на тот момент я любил есть мясное, солёное, жирное и если перчёное, то только чёрным перцем, а бобовые я не любил всегда, однако тот суп... Он почему-то запомнился удивительно вкусным, правда чай я смог пить, только когда тот уже почти совсем остыл.
Между тем мы о чём-то разговаривали, даже и не помню, о чём. В тепле после горячего супа я быстро осоловел, мы собрались и уехали в город.
Вот, собственно, так мы и познакомились. Проснувшись утром, я попытался вспомнить ощущения от своей будущей Родовой земли. Мне казалось, что должно быть ощущение какого-то притяжения. Я сосредоточился и закрыл глаза... Никаких ощущений, кроме остаточного жжения от красного перца...

Как же так?! Я помню, как мы ставили столбики, помню чечевичный суп, а про землю-то, что, всё пропустил? Надо ехать снова, но как, на каком автобусе? О!!! У меня же номер телефона Ани записан! Сейчас всё узнаем.

Потом я узнал, как доехать, договорился, что Аня будет на месте, взял с собой еду и поехал с расчетом вечером вернуться. Быстро нашел место, попили чаю и пошли все помогать строиться Аниным соседям, которые не успевали до холодов. Потом был обед, потом пошел посмотреть землю. Надо сказать, что земля на поле была покрыта снегом, торчали редкие стебельки, берёзовый лог с краю, тополёвая лесополоса с другого края... Ощущения по-прежнему упорно безмолвствовали.

Вечером, приехав в город, обнаружил, что умудрился оставить у Ани чётки, которые почти постоянно вертел тогда в руках. Дела к тому времени, как уже писал, полностью были закрыты, а потребность в деятельности осталась. Стал размышлять. Почему-то мысли постоянно возвращались к одной одинокой бане... Вот здесь и здесь удобно повесить полки, а то всё на столе, да на лавках сложено, тут надо подсыпать опилками, вот так можно без электричества добывать воду из пробуренной глубокой скважины, вот здесь можно поставить дом... Стоп. Ты о своём поместье будешь мечтать, где что построить... В общем, после нескольких дней маеты в квартире решил, что без моих любимых чёток мне никак не обойтись.

Хорошо, всё-таки, что телефон Ани записал! Позвонил, договорился приехать уже с ночёвкой. Взял с собой спальник, немного инструментов и поехал. К слову, в бане (единственном на тот момент готовом строении на полях) у Ани жили ещё соседи, которые ударными темпами достраивали собственный дом, а также их кошка и щенок, то есть компания там была тесная и дружная. Днём я провёл ревизию пиломатериала, оставшегося от строительства бани, и изготовил несколько оригинальных полочек разного размера, которые мы развесили по стенам. Сразу стало просторнее и уютнее. Ещё ходили в лес за дровами, и я, раззадорившись, взялся тащить здоровую лесину, о чём пожалел, не пройдя и трети пути, но лесину всё-таки дотащил. Аня с тонким стволом рядом шла только что не вприпрыжку. Вечером разговаривали, пили чай, смотрели на огонь, открыв дверцу булерьяна...
На следующий день выяснилось, что в город мы с Аней едем на автобусе вместе.
Пока ехали, стали обсуждать проект Аниного поместья и дома. Кстати, парень её, как выяснилось, действительно интереса к поместью не проявлял и в строительстве бани, посадках и прочих делах практически не участвовал...

Вот так мы встречались, разговаривали, обсуждали. Аня, кроме всего прочего, оказалась весьма категоричным и решительным человеком, и неизвестно, чем бы эта история закончилась, если б не взялись мы однажды за руки...
Было ощущение, что у меня в руке что-то то ли необычайно святое, то ли родное, то ли сильное, а скорее всего, всё вместе. Я всегда с недоверием относился к рассказам о том, что "между ними пробежала искорка". Какая там искорка! Ощущение, что через руку гудящим потоком льётся что-то прекрасное, ликование какое-то, и ты весь становишься другим человеком.

Когда, взглядом мартовского кота, добравшегося до большой бутыли валерианки, я посмотрел на Аню, то увидел, что с ней происходит что-то подобное. Мы не размыкали руки, пока я провожал её домой, а когда я пошёл обратно, то обнаружил, что меня носит от одного края тротуара к другому, как пьяного. Хотелось петь, смеяться и обнимать всех подряд. Усилием воли я заставил себя идти почти строевым шагом, чтоб без проблем пустили в метро. Получилось нормально, только чуть чуть подпрыгивал от избытка чувств.
Потом мы познакомились с родственниками, поженились, утеплили баню, завезли дрова и остались зимовать, но это уже совсем другая история.... "

 

  Волияр, поселение Благодатное, под Новосибирском :
   "Здорово, всё-таки, что мы открыли тему "Помещичьи истории". В "Обмене опытом" пытаешься чего-нибудь умное, важное сказать, так сказать, сухой остаток. А здесь... простор для эмоций и всяких интересных деталей.
   Мы с женой эксперименты любим ставить. Если растения садим, как в книгах описано, то обязательно вместе с контролем, семенами, которые во рту не держали. А есть ещё часть растений жены, а часть моих. Забавно наблюдать, как сильно эти растения отличаются. Рассада помидор одного и того же сорта - мои крепкие, тёмно-зелёные, растения жены какие-то синие, низенькие. Я шутил, что они для неё очень стараются, но разнообразие питательных веществ, необходимых жене, так велико, что растения еле справляются с таким серьёзным "заказом". Постепенно растения жены догнали мои по росту, но всё равно были фиолетовые. Когда пришла пора попробовать плоды, выяснилось, что томаты, выросшие для моей половины, обладают, в отличие от контрольных, отчётливым привкусом йода. Другой сорт томатов "Будёновка" она садила, подержав во рту, а контроль просто в землю. Плоды с кустов, посаженных через рот, были значительно крупнее контрольных и другой формы. Я называл их "Будёновка помещицы". Если представить, что обычная Будёновка на обычную голову, то Помещичья будёновка - на очень большую голову. Как же в них надо было нуждаться в момент посадки!
   Болгарские перцы, семена которых садила жена, для меня были просто хорошими перцами. Настоящее потрясение меня ждало, когда я попробовал перец с куста, посаженного мной. Как описывал Владимир Мегре сцену лесного обеда, когда он вкушал овощи, выращенные Анастасией, я потом вспомнил, но когда я откусил от перца... Это было состояние какого-то выпадения из реальности, когда весь организм блаженствует от того, что происходит. Вырвало меня из этого состояния ощущение, что я укусил свой палец. Осознав, что весь перец вместе с семенами и зелёным черешком съеден, я тут же обнаружил, что руки уже перебирают кусты перцев в поисках нового плода.
   Следует заметить, что всё это происходило на фоне голодания. Жена летом уехала на море, а у меня вдруг обнаружилось столько дел, что жалко было времени готовить, а тем более мыть посуду. Ел я только тогда, когда "кончался бензин" и наступала слабость. Готовил горячее где-то один раз в два дня. Выяснилось, что вокруг полно съедобного. Когда надоедало то, что растёт на огороде, я шёл "в поля". Руки тащили в рот иногда то, на что обратил внимание впервые в жизни (это на третий год жития в поместье!) и уж подавно я не знал, да и сейчас не знаю, как называется. Странно то, что после таких походов, хоть съедал совсем немного, слабость исчезала, а чувство голода трансформировалось в ощущение сжатой пружины, которая, распрямляясь, даёт мне силы. Вот в один из таких дней и произошла история с болгарским перцем. Интересно, что пережил всё это я со второго плода (первый был с куста жены).
   История о помидорах в траве.
   В книгах Мегре вообще много чего написано полезного. Только вот мы всё как-то стремимся по-своему делать. Ну... мы же сами с усами, в конце концов. Вот там, например, совет есть, как утро надо встречать. Про то, что хорошо в росе искупаться, про ложку мёда натощак... Я знаю, что если я утром сразу после восхода Солнца по своему газону покатаюсь, да лицо росой умою, то потом весь как наэлектризованный хожу, только ощущение есть, что энергия силы такой разрывает, что тело своё готовить к ней надо, чтоб прочно энергию ту удержать могло. Если ложку мёда съем натощак, то печёт в животе потом. Это не боль, как при язве, а как горячее что-то во мне появилось. Про томаты же в книге читал, что под снегом их прятала Анастасия. Под снегом на следующий год мы попрячем, а в этом году посадили в гряду, как всегда, но рассада осталась. Решили разделать мы дёрна кусок у забора, внесли немного перегноя, посадили рассаду, полили и забыли, даже не подвязали. Поливал их в течение лета я дважды, они заросли все травой, лишь ботва кое-где проступает. На грядке обычной томаты уже налились, покраснели, а там, у забора, в траве помидоры все мелкие, только чуть-чуть розовеют. Когда ж покраснели...
   Вот, если сравнить помидоры с теплицы и с грядки открытой, конечно с открытой гряды помидоры вкусней, но когда я сравнил их с плодом из травы у забора, других помидор после этого больше не надо. И если в траве не наспели - других не хотелось. И сытные были они, после них как бы сил прибавлялось. Да только немного их было, раз в 10 меньше, чем с растения гряды..."


"Прошёл почти год с тех пор, как была написана и размещена последняя история. Сколько всего напроисходило!!! Приятно вспоминать длинными зимними вечерами...

Совсем недавно появился у нас новый праздник. Называется он - Вареникин день. Проводится в любой день, когда хорошая погода и настроение.
Впервые Вареникин день был проведён позапрошлым летом. Жена тогда согласилась с уговорами родни и поехала отдыхать на Юг, на море. Летом дел интересных на поместье очень много, ну просто не успеваешь все переделать. Готовить есть, мыть посуду мной к интересным делам относится только тогда, когда есть кому оценить. Поскольку единственный человек, обладающий способностью выражать свой восторг по поводу мной приготовленного был далеко на юге, а невымытая посуда могла быть отмыта только помощью стамески (ну или болгарки), питался я исключительно свежими овощами, ягодами и зеленью с огорода, а также растительным маслом из бутылки, солью и хлебом. Надо сказать, что эта оздоравливающая диета по Анастасии прекрасно снимала слабость, но совсем не избавляла от чувства голода. Я познал радость от съеденного чего-то зелёного, сорванного мимоходом, неземное блаженство от вкуса свежих ягод, не важно какого они цвета и многообразие мира запахов, когда твой нос пытается отыскать что-нибудь съедобное. Раз в два - три дня я варил какую - нибудь крупу или лапшу и это была не только сама вкусная крупа, которую я ел в своей жизни, она ещё приносила не сравнимое ни с чем восхитительное ощущение сытости... Жизнь была прекрасна! По крайней мере, первые две недели.
Как - то я зашел в гости к соседям, и наблюдая за нехитрыми хлопотами хозяйки на кухне, исполнился такой тоской... А на следующий день, с голодухи, пришло озарение, и понеслось...
Проведя тщательную ревизию оставшихся съестных запасов (для осуществления моего замысла хватало, пожалуй, только соли и картошки), обзвонил соседей и соорудил из подручных материалов длинные столы и лавки, разместив их в тени. После пяти вечера стали собираться соседи. Надо сказать, что летом забот у всех хватало, а пообщаться, поделать чего-то вместе, попеть песен хотелось всем. Мне, кроме всего этого хотелось вкусно поесть, и ждать мне пришлось ещё часа четыре. К этому времени все вместе мы налепили и наварили ведра два вареников с разными начинками. Процесс совместного творения так всех увлёк, что мои попытки перевести его в радость от поедания оного длительное время дружно игнорировались, к тому же каждый хотел попробовать вареники именно со своей, самой вкусной начинкой. В качестве досок для налепленных вареников использовались цельные отшлифованные листы фанеры. В итоге все восемь килограмм запасённой муки кончились.
И дело было не в том, что вареники получились фантастически вкусными и исчезали из тазиков с потрясающей воображение скоростью. Не в том, что ещё пару часов после пели песни у костра, а потом доели всё, что осталось. Дело было в том, что мы все вместе сотворили одну на всех всеобщую, единую совместность. Мы были этим вечером одной единой большой семьёй.
А следующим летом праздник Вареникин день повторился. И снова это было здорово! Только муки опять не хватило.
   Произошло у нас в поселении обсуждение устава нашего. Долго обсуждали, не сказать, что всё гладко было, только родилась у нас идея описать всё языком сказки. Понятнее так, добрее.
Итак, представляю вам Сказку о Благодатном.

Стали как-то жители нашего поселения вечерами субботними на полянке вместе собираться. Чайку попить, у костра посидеть, песни попеть, да о делах разных поговорить. О погоде, о видах на урожай, о том, у кого что и как выросло, как торговля да строительство идёт. Решали, какой тема следующего занятия в общественной школе будет, как с дорогой быть, чем гостей занимать и много ещё чего решали. Обсуждали вопросы не торопко, обстоятельно, высказывались по кругу, старались в решениях своих все мнения учесть. Бывало, и дети малые такое подсказывали, что удивлялись все, как сами до того не додумались. А бывало, что и слов не надо было - и так всем всё ясно. Что-то такое в этих посиделках было, что теплее всем становилось. А потом, радовались ещё раз, когда видели, как от их решений жизнь преобразилась. Знали все, что только вместе, с огоньком да с весельем сделанное, радость каждому принесёт.
Жили также в то время люди, для которых посиделки такие непонятными были. Не верили те люди, что вот так, сообща, без руководства да без принуждения жить можно. И поселенцы тогда придумали для них свои посиделки называть то расширенным заседанием Правления, то Общим собранием и даже Председателем иногда кого-нибудь называли... Вот такие непонятливые люди в то время ещё жили. Для них же поселенцы написали руководство к действию, как и что тем делать, чтоб такого же уровня взаимного доверия достигнуть да такие же мудрые решения принимать. Руководство это Уставом поселения назвали. Кто по Уставу такому жить начинал, у тех в поселениях получаться начинало всё замечательно. А места те сплошь благодатными да гармоничными становились.
   Планируя жизнь в поместье, я всегда возвращался к приобретению животных. Когда я был маленьким, у нас был пуховый козёл. Вероятно, вспоминая о нём, я мечтал о дойных козах. Я хотел приобрести двух козочек сестричек и вырастить их. Жена довольно скептически относилась к этим идеям. Её настораживала привязка к животным, их зависимость от хозяина, невозможность надолго отлучиться из поместья (козу, например, доят три раза в день). Ситуация радикально изменилась после того, как мы отравились некачественными молочными продуктами с рынка. Жена сказала, что мы покупаем дойную козу. А было это в конце октября.
Какую козу!? Ни кормов, ни хлева, да и кто продаст дойную, покрытую козу в зиму?! Коз, то есть молодых козочек продают весной! Летом, на худой конец!
"Будем искать - найдём, корма купим, хлев ещё есть время построить" - был мне ответ.
Нашли козу мы где-то в течение недели. Собственно, это был не первый попавшийся вариант, и даже не второй. Оказывается, есть немало людей, которые хотят продать своих коз, а язык может довести иногда очень далеко. Проблема была в том, что коз многие хозяева держат не в лучших условиях, не всегда за животными следят. Когда приезжаешь смотреть козу, настраиваешься на знакомство с животным, как бы настраиваешься на него и ловишь страдания, которые оно испытывает от неправильного обращения, от плохих условий содержания. А бывают "пустые" козы. Это внешне довольно ухоженные, откормленные животные с отсутствием интеллекта в глазах. Они не проявляют интереса к человеку, не спешат слушаться хозяев, слабо проявляют эмоции, и основным их качеством можно назвать упрямство.
"Наша" хозяйка держала двух коз, маму и дочку, обе были покрыты, мама доилась, дочке предстояло ягниться первый раз. Их нам посоветовала одна знакомая, порекомендовав хозяйку аккуратной и доброй, а коз воспитанными и доброжелательными, к тому же и довольно высокомолочными. Собственно, коза на продажу (вторая дочка), была уже продана и больше там продавать коз никто и не собирался, но через пару дней хозяйка позвонила сама и предложила купить старшую козу.
Надо ли говорить, что всю эту неделю, параллельно с основной работой на стройке у соседа, шло возведение хлева - пристройки к бане, а в последний день - сооружение клетки для перевозки. Сено нам уступили в обмен на будущее молоко соседи, которые заготовили его для коровы, но там что-то не срослось.
Сама коза оказалась чрезвычайно приветливой, терпеливой и, я бы даже сказал, деликатной животиной. Воспитанная женщиной, она долгое время бегала за моей женой как привязанная, воспринимая меня, как просто обслуживающий персонал. В первый же день мы по незнанию накормили её коноплёй, она потом буянила в недостроенном сарае, пока жена не догадалась успокоить её пустырником, съеденным козой с жадностью. Кстати, позже я подводил козу к пустырнику - всякий раз безрезультатно. Начитавшись о диетах для коз, а так же об опасности перекорма, мы в первые же дни посадили козу на голодную диету. Это выяснилось потом, когда в ноябре я выпустил её пастись на неглубокий снег и увидел, сколько коза съедает на пастбище, с ней потом ничего не бывает и она потом тихо, спокойно стоит в хлеву. А в первые дни в неутеплённом сарае без дверей, при морозе в минус двадцать с лишним на голодной диете мы учились понимать нашу козу. Иногда пустырник нужен был мне. Вскоре выяснилось, что наша умница никогда не подаёт голоса без необходимости. Чаще всего - это требование покормить, подоить, погулять или просто приветствие. Наблюдая, что и как коза ест в свободном выпасе, мы поняли, что ест она практически всё, что в кормах ей требуется разнообразие, что заставлять её делать что-то - занятие бесперспективное.
О молоке могу сказать, что оно - на любителя. Даже не имея козьего привкуса, оно настолько сладкое и "плотное", что коровье после него воспринимается разбавленным. Творог, творожный сыр, блины на сыворотке - выше всяких похвал. Но важнее молока для меня оказалось наличие существа, которое всегда радо тебя видеть и выражает тебе всяческое приятие.
А впереди очередное приключение - рождение козлят.
  
 А у нас в Благодатном традиция новая родилась - хлеб домашний печь, да на особой закваске.
Началась эта история давно, лет десять уже. Я тогда врачом в больнице работал, так наша повариха, Марья Васильевна, на свой день рождения гостей окрошкой угощала - удивительно вкусной. На мой вопрос ответила, что вкус необычный от кваса особенного, ядерного. Почему ядерного? Не знаю, не спросил тогда, но закваску вместе с подробной инструкцией по применению Марья Васильевна мне принесла. Инструкция простая: жареные сухари нужны, сахар, мука да закваска. Квас вкусный, особенно в жару из погреба достанешь, сядешь в тенёк... А спустя некоторое время мама, как на пенсию вышла, стала дома хлеб печь. Только на пекарских дрожжах он не всегда вкусным получался. Вроде всё по технологии, по рецепту делает, а чего-то в нем не хватает... Посоветовала ей соседка хлеб на квасной закваске делать, которая в магазине продаётся, а мама возьми, да попробуй свою закваску, да ловко так получилось! Он, хлеб то, на квасе долго подходит. Если с утра поставишь тесто, к вечеру хлеб только поспевает, да не любит закваска сильного подогрева - не подходит тогда. В общем, особое отношение к ней нужно. Зато хлеб получается мягкий, вкусный да ароматный! Корочка хрустящая, мякиш упругий, тяжёлый, весь в дырочках. Хлеб этот долго может храниться и не черствеет, не портится, а главное, лишён дрожжевого привкуса. И делать всё ещё проще стало: из кваса - хлеб, а из хлеба - квас.
Мы, как поселились на поместье, года четыре прошло, как об этой закваске вспомнили. К слову сказать, жена у меня покупной хлеб не ела почти - сухарики в основном сушила. А попросила закваску соседка, ей первой хлеб печь захотелось. Мы потом всем поселением к ней по очереди ходили хлеб пробовать... А после уже мы стали печь, да остальные соседи. Все свои рецепты выдумывали: с кедровой мукой, с льняным семенем, с геркулесом, с отрубями, с мёдом, с кориандром - красота!
Когда хлеб в духовке подпекается, по всему дому аромат! А когда готов, сразу без корочек остается с двух сторон. Горячую хрустящую корку намазываем деревенским маслом сливочным, оно тает и в мякиш впитывается. Вкуснотища! Иногда к хлебу соседи в гости приходят, так вчетвером полторы булки сразу и уговорим теплыми - завтра снова хлеб ставить.

Как-то собрались мы вечером у соседей, а там торт испекли. Мы с соседями любим зимними вечерами собираться песни попеть, поиграть, поговорить, и чтоб к чаю что-нибудь было. Когда в гости уходили, я хлеб в духовку поставил. Через час сходил домой, достал и исходящую паром булку к общему столу преподнёс. Так даже дети, известные сладкоежки, сказали, что торт - это так, баловство, а вот хлеб с маслом - серьёзная еда.
Хлеб заводить - это как влюблённость. Есть в этом страсть какая-то. Тесто замешиваешь, сам думаешь, хорошо так на душе становится. А потом оно расти начинает! И хлеб будто чувствует тебя: рецепт один, а каждый раз разным получается, и всегда по вкусу приходится!
Кстати, жена хлеб ест теперь с удовольствием, бутерброды из него разные делает, да сухарики свои любимые - они из этого хлеба лакомством получаются.
  
 А вот из этой истории статья получилась несколько нравоучительная, уж извините


Что глаголет устами ребёнка?
Или учебники истории и обществознания
глазами непрофессионала.

Сравнительно недавно, около года назад, одна соседская девочка, Саша, попросила родителей перевести её на домашнюю форму обучения. В школе она звёзд с неба не хватала, но и сложностей у неё не было, просто подумала она, что заниматься дома и периодически сдавать зачёты по предметам в школе будет для неё интереснее, и больше времени свободного будет оставаться. Родители у неё оказались прогрессивными, легко пошли на встречу ребёнку и утрясли все формальности, а так же предложили соседям, кому интересно, с Сашей по разным дисциплинам позаниматься. Кто-то хорошо английским владел, кто к биологии, кто к математике склонность проявил, а я в школе историю любил, ну и обществознание - предмет для себя новый, тоже на себя взял. Посмотрел на учебники - вроде новые, "История России С древнейших времён до конца XVI века", авторы Данилов А.А. и Косулина Л.Г издательства "Просвещение" и "Обществознание" А.И. Кравченко и Е.А. Певцова, издательство "Русское слово", оба для шестого класса. Родители, как люди обстоятельные, их вместе с Поурочными планами для преподавателей купили, словом, все условия для занятий. Интересно, имея за плечами Высшее образование и годы работы в самых разных организациях и разных условиях вновь взять в руки школьный учебник.
Материал в учебниках изложен вроде логично, одно проистекает из другого... Если б не способность детского ума смотреть на вещи под своим углом и задавать неожиданные вопросы.
- Почему именно богатых называют высшим классом? Не благородных, не добрых, не умных, а именно богатых? Или они сами себя так назвали?
- Почему достойный уровень жизни - когда человек способен удовлетворить все разумные потребности? По-моему, достойная жизнь - это когда тебя вспоминают и говорят: "Как хорошо, что есть такой человек!"
- Почему в учебнике важнейшим условием образования семьи является брак? А я думала, любовь...
- Зачем людям нужно государство? Они жили в своём родовом общинном строе, решали всё все вместе и вместе всё делали, сильные оберегали слабых, умные делились знаниями, богатства были общими и распоряжались ими сообща. Зачем понадобились люди, которые ничего не делают, только управляют?
- Саша, давай вспоминать. Люди начинали торговать, появились купцы, которые ездили далеко, чтоб продать свои товары с прибылью, им нужна была охрана. Иногда на мирные селения случались набеги. Тогда люди стали призывать вооружённые отряды для охраны и военной помощи, этими отрядами руководили князья. Князья поддерживали порядок в городах, где родственные связи были не сильны и люди не могли договориться.
- А почему люди не могли договориться и сами решать всё по-справедливости? Что им помешало? И когда не было войны, или никто не нападал, чем жили эти вооружённые отряды под предводительством князей? Может это они сами и грабили и нападали, а потом приходили и предлагали помощь против самих себя? То есть государство появилось в результате обмана одних и глупости и страха других? А почему эти князья не хотели возделывать землю и добывать себе пропитание мирным трудом, как все? У них что, руки не из того места росли? И почему, если эти князья были такими мудрыми, достойными власти, они постоянно убивали своих братьев, обманывали, нарушали клятвы, грабили? А династические браки? Если человек торгует любовью, что хорошее он вообще способен сделать? Или за князей ни одна нормальная девушка за муж не хотела? Судя по скульптурам Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского, так и было, таким только в династические браки... Почему Московское княжество при Иване Калите, который скопидомствовал, нарушал договора, занимался подкупом, шантажом, шёл войной на соплеменников превратилось в духовный центр русских земель? Это что, шутка такая?
И ещё:
- Я тут в теме о конституции прочитала, что нельзя издавать законы, которые бы унижали человека, отменяли его права, ущемляли интересы. Я не хочу учить историю и обществознание, мне это неинтересно, тут в учебниках всё про плохое, про неправду, про обман, про несправедливость. Почему для получения аттестата зрелости я вынуждена читать все это? Иначе я буду незрелой? По-моему, это ущемление моих прав и интересов.
- Саша, а что тебе интересно?
- Интересно с ребятами играть, интересно интересные книжки читать, интересно за своей грядкой в огороде ухаживать, всё на ней садить, смотреть, как всё растёт. Интересно с котом играть, на санках кататься, когда взрослые поют, с ними петь интересно.
- А какие книжки для тебя интересны и чем?
- Люблю книги про Полианну, про Аню из Зелёных Мезонинов, люблю про приключения, Джека Лондона, Марк Твена, прочитала "Войну и мир" Толстого, в основном про "мир", правда...
- Погоди, погоди... Давай так : покажи мне две твои любимые книжки и отметь в них главы, которые ты с удовольствием перечитываешь, ты ведь их перечитываешь?
- Конечно, и не по одному разу.
- Ну вот, отметь места, которые перечитываешь с удовольствием, и те, которые предпочитаешь пропускать, а потом позволь мне их прочитать. Хорошо?
После недолгих манипуляций с оглавлением, в моих руках оказалась "Полианна вырастает" Элинор Портер и "Аня из Зелёных Мезонинов" Люси Мод Монтгомери. Так в тридцать с небольшим я стал читателем книг из серии "Любимые книги девочек".
Могу сказать, что книги эти о прекрасных чувствах, о жизнелюбии, о светлом и хорошем, о человеческом мужестве и взаимопонимании, о том, что добро всегда побеждает. Меньше понравились Саше главы, в которых описываются придуманные взрослыми условности и осложняющие жизнь ограничения и главы, где описывается несправедливость и боль.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что история - основа культуры, что изучение истории имеет первостепенное значение в формировании нравственности человека.
Если в учебнике описаны сплошь войны, кровопролитные реформы, убийства, вероломство, стяжательство и даётся подробное описание прогрессивного значения всего вышеперечисленного, то какой нравственный урок вынесет ребёнок из таких занятий историей?
Если основным условием рождения семьи утверждается её государственная регистрация, а брак по расчету (династический брак) преподносится, как необходимость, как должное - чего нам ждать от обученных таким образом детей в будущем?
Я читал где-то, что история является важнейшей гуманитарной наукой. Гуманитарной, значит наукой о человеке. В учебниках, такое ощущение, что не люди описываются, а роботы. Ничего о личных качествах, о том, почему были приняты те или иные решения, никакой нравственной оценки их действий. Опущены примеры людской доблести, благородства, самоотверженности, проявления лучших человеческих качеств. Складывается ощущение, что единственным движущим мотивом русских князей было увеличение личной власти, накопление богатства, захват новых территорий и интересы не людей, а государства. При этом государство представляется, как некая высшая ценность, оправдывающая что угодно. Чего удивительного, что ребёнок не хочет этим заниматься?
Как-то повелось считать, что детское несогласие - это каприз, что нынешнее поколение всё такое пошло - ленивое, им бы только в компьютерные игры играть, в интернете сидеть, да фантастику читать, ничто другое их не интересует. Сейчас мне кажется, что мы со своим вечным стремлением самоутвердиться, построить карьеру, обустроить собственную жизнь, забыли, что взрослый прагматичный подход нередко неуместен, что дети, вполне обеспеченные всем необходимым и даже более, испытывают постоянный нравственный голод. И вот такие учебники, вполне, собственно отражающие нашу сегодняшнюю действительность, вместе с самой нашей действительностью таковы, что молодёжь предпочитает заниматься чем угодно, чтоб только не видеть тот "счастливый" мир, который мы построили. Мир, в котором высшей добродетелью в обществе (высший класс) у нас считается не способность радоваться, не благородство, не доблесть, а богатство, способность удовлетворить свои материальные потребности, навязать свою волю. Мир, в котором внутреннее, настоящее достоинство подменено уровнем материального достатка. Вот и получается, что молодёжь следует наставлениям взрослых и занимается приобретением этого самого богатства, а потом мучается, поскольку материальное богатство счастья не приносит. Либо, если более остро чувствует неправильность такого положения вещей, мучается сразу, разрываясь между генетически заложенной потребностью учиться у взрослых и генетической же тягой к справедливости, честности и достоинству. А уход в виртуальные миры, пристрастие к наркотикам, бесцельному времяпровождению... Не напоминает ли это попытку восполнить чем - то дефицит культуры, дефицит сильных, красивых чувств, общности, согласия, сформировавшийся в условиях дефицита человечности и правды?

События, описанные в статье подлинные, имя героини изменено."

А ещё со мной произошла одна история, после которой я подумал.... Я вообще врач в прошлом...
Ну, в общем, судите сами.


Сосед строил баню. Бревна нетолстые, но тягали они их наверх с женой. А она у него тоненькая такая. Я проезжал мимо, увидел, решил помочь. И получилось то, что бывает, когда два работника ещё не сработались. Я приподнял свой конец бревна, а сосед его толкнул на меня. Бревно торцом ударило во внутреннюю сторону лодыжки опорной ноги. Я упал, боль дикая, в глазах темно...

Когда немного улеглось, допрыгал до машины и домой, дома сделал компресс, а голеностоп отёк весь и покраснел.
Ночью снится мне сон.
Женщина, госпожа, а с ней лекарь китаец. Она показывает на меня и говорит: "Видишь, у человека плохо с ногой? Помоги ему". Китаец подошёл ко мне, ногу посмотрел и сказал, чтоб я накопал вон там глины, аккуратно её отделил от корешков, которые в ней найду и растирал эту глину ногами с небольшим количеством воды в тазу. Когда я это сделал, он что-то помял на ноге, что-то пошептал... Вот и весь сон.
Утром просыпаюсь, откинул одеяло, а голеностопный сустав сини-и-и-й! Отёк ещё сильнее, чем накануне вечером. Ну, думаю - влип! Встал на здоровую ногу, а потом аккуратно на ушибленную... ничего. Я сильнее опёрся - ничего! Отёк у меня держался недели две, но я не хромал ни дня, боли не было!

Кто охраняет поместья?

Сосед строил дом зимой. Детали опущу, только приезжает он однажды на своём снегоходе после недельного отсутствия, а от его стройки следы свежие. Он кинулся - не хватает электроинструмента разного и, главное, дорогой электрической тали. Она тяжелая, её на волокушах утащили. Погоревал сосед и поехал в деревню электроинструмент покупать. Надо сказать, что приехал то он в поселение на машине, машину оставил у соседки, а до своего поместья на снегоходе. К нему и дорогу поэтому не прочистили (метров триста), он всё равно на снегоходе ездил. Купил он электроинструмент, да без тали как? Один на себе ведь тяжёлое не поднимешь. Сел он опять на снегоход и поехал по следам воров. Возвращается вскоре обратно - аж сияет! Воры чего-то испугались, по чищеной дороге до трассы идти побоялись, полезли через лог, по грудь в снегу, петляя по кустам. Сначала бросили таль, потом по очереди весь похищенный электроинструмент, а последние триста метров до трассы, судя по следам, уже ползли на четвереньках. Вот так.
  
   С середины декабря у нас в поселении шли репетиции новогодних спектаклей. Впервые такой спектакль мы поставили в прошлом году, всем понравилось, и в этом году готовилась премьера уже целых двух спектаклей: один был кукольным. Надо сказать, что для участников представления, постоянно живущих в поселении, репетиции оказались значительно веселее и насыщенней, чем само представление. То ли сказалось напряжение публичного выступления, то ли "зрители" что-то привнесли в атмосферу театра, но моменты, над которыми до слёз ухахатывались на репетициях, прошли в представлении ровным фоном.

Так вот, тридцать первого декабря все собрались в одном доме, устроили стол, посмотрели спектакли, поиграли в игры, поговорили о том, о сём, да и разошлись по домам ближе к десяти вечера. В полдвенадцатого мы с женой обошли, увязая в снегу, весь наш гектар, пожелали ему плодородия и спать легли, а наутро...

- Слушай, сегодня же первое января! - говорит мне Анюта (это так жену мою зовут).
- Ну, всё логично! Если вчера было тридцать первое декабря, и мы справляли Новый Год, значит сегодня первое января - я уже понимал, что она к чему-то клонит, и меня это слегка настораживало.
- А как же традиция? - спросила невинным голосом Аня.
Я, лихорадочно перебрав в уме все традиции, которые надо было соблюсти первого января и не найдя ничего несоблюдённого, ответил:
- Мы же договорились, что подарок на Новый год будет общий, когда поедем в город, а сейчас под елкой ничего не будет, да и ёлки у нас нет...
- Да какая ёлка, какой подарок!? Я о вековой традиции рода Поповых на первое января говорю.
- Какой вековой традиции рода Поповых на первое января? - чуть ошалевшим голосом ответил я.
- Ну как же, первого января каждого года мужчины из рода Поповых моют пол во всём доме. Это у вас праздник такой, "Поломой" называется... Ты что, не чувствуешь зов предков?!
Я честно углубился, насколько смог, в глубины подсознания, но никакого зова предков там не почувствовал. Так, мужики какие-то ржали во весь голос и всё. А пол в доме, надо отметить, после подготовки к встрече Нового Года оставлял желать чистоты, так сказать...
- А!?... О-о-о-о!!!... Вот, вот, вот... Ага! - я начал, в меру сил, изображать озарение медиума от встречи с духами предков.
Аня прижалась ко мне бочком, о-о-очень внимательно, серьёзно посмотрела в глаза и проникновенным голосом тихо спросила: "Ну как? Почувствовал?".
- Вообще-то, там, в видении моём, то есть... было что-то про мытьё пола мужчинами, но это, знаешь ли, на периферии картинки было. А вот в центре видения была испечённая первого января женщинами рода Поповых... большая пицца!
- Пицца?!
- Ага!... Погоди, я сказал пицца?
- Да, ты сказал "Большая пицца".
- Нет. Там их было две! Две а-а-гро-о-мные пиццы, испечённые первого января женщиной из рода Поповых! С лучком, перчиком, оливками, кукурузой, сыром и розовым майонезом!
- Ты точно уверен, что там были ДВЕ а-а-гро-о-мные пиццы, и что обе они были испечены женщинами рода Поповых?
- А-г-а-а!
- А откуда, позволь тебя спросить, женщины рода Поповых брали для пиццы розовый майонез, я уже не говорю об оливках и кукурузе!?
- Ну-у-у-у... Что ты меня об этом спрашиваешь? Во-первых, обратись к родовым корням и сама выясни, что и откуда женщины брали для пиццы. Пицца - это, в конце концов, не мужское дело, не всё же мне одному отдуваться. А во-вторых, мне ещё с "Поломоем" надо определиться. То есть, с мытьём пола я более-менее понял, а вот где тут праздник - пока не очень. Так что давай, возвращаемся к корням... Только не вздумай халявить!

При повторном погружении в самые глубины своих корней обнаружил на фоне дружного мужского хохота, уже с переходами на подвывание, сдержанные деликатные женские смешки, и больше ничего.

Что же делать? Пол действительно не мыт, да ещё тёща сегодня обещала приехать. Я открыл глаза и встретил изучающий взгляд жены.
- Ну, как там голос предков? - Спросила она
- Знаешь, я действительно ощутил, что "Поломой" - это прекрасный праздник, такой родной... почти как восьмое марта. А пиццы были всё-таки с оливками, не знаю уж, откуда их брали.
- Ну, откуда кто брал оливки, я, кажется, выяснила. Теперь тебе, насколько я понимаю, предстоит выяснить, где в доме находится половая тряпка, тазик, веник и совок. И достань мне из морозилки пачку слоёного теста...

А потом я, действительно с ощущением праздника в душе, вымел сор изо всех углов, включая труднодоступные, с упоением отдраил пол во всём доме и успел ещё немного поучаствовать в приготовлении пиццы. Их было действительно две, со всеми перечисленными мной ингредиентами, правда, не огромные - всего лишь в размер противня стандартной духовки, но очень вкусные. Одну из них мы приговорили на месте, а вторую понесли к соседям на чаепитие в виде "несладкого торта". Несмотря на то, что сладкое не любил только хозяин дома, все собравшиеся заявили, что несладкий торт к чаю - это самое то, и с удовольствием составили ему компанию. Затем мы играли, шутили, пели, разговаривали...

Вернувшись домой в двенадцатом часу и обнаружив дома чистоту и порядок, а в душе умиротворение, я подумал: "Какие прекрасные и приятные у нас родовые традиции на первый день нового года!" "
  

 
  
  
  


В избранное