Возвращение родины: Военный коммунизм (101)
Здравствуйте друзья. Я постараюсь подготовить выпуск, посвящённый дохристианской азбуке славян к началу следующей недели, а в сегодняшнем выпуске читайте об экономической доктрине большевиков - военном коммунизме. Главным идеологом милитаризации труда был организатор красной гвардии Лев Троцкий. Олег Платонов убедительно доказывает, что по-сути , воззрение Троцкого на переустройство труда в новую историческую эпоху отражало мировоззрение паразитических, деклассированных, босяцких слоев общества. "Безжалостно разрушая вековой уклад Русского народа, большевистский режим стремится навязать ему космополитические, утопические формы жизни. Еще задолго до революции российские социалисты разработали умозрительную схему будущего народного хозяйства, отвечавшую их понятиям об идеальном общественном устройстве. В учебнике известного коммуниста А. Богданова "Краткий курс экономической науки", первое издание которого относится к 1897 году, а последнее, пятнадцатое, - к 1924 году, наиболее ярко и систематически изложены космополитические принципы построения социалистического хозяйства, которое, без сомнения, разделялись большинством российских коммунистов. "Тип организации, - излагается в учебнике, - не может быть иным, как централистическим, но не в смысле старого, авторитарного,а в смысле иного, научного централизма. Его центром должно являться гигантское статистическое бюро, на основании точных расчетов распределяющее рабочие силы и средства труда, т.е. вырабатывающее единый хозяйственный план для всей экономической системы". Национальный характер, особенности народной жизни в этой схеме в расчет совсем не принимаются. Хозяйство рассматривается безотносительно к исторически сложившимся хозяйственным связям. Более того, считается, что "масштаб организации с самого начала должен быть мировой или близкий к мировому, чтобы новое общество не зависело в своем производстве и потреблении от обмена со странами, не вошедшими в него..." Движущей силой хозяйственной системы социалисты мыслят не материальные и моральные стимулы, а товарищескую дисциплину, которая, пока общество не воспиталось в духе коллективного труда, включает и принуждение. Общественная собственность на средства производства предполагает общественно-организованное товарищеское распределение на уравнительной основе. Исчерпывающая картина нового общественного устройства, старательно насаждаемого большевистским режимом, дается Л. Троцким в книге "Терроризм и коммунизм". В приводимом ниже обширном отрывке из этой книги формулируется кредо коммунистических вождей на новый мировой порядок. <Организация труда, - писал Троцкий, - есть по существу организация нового общества: каждое историческое общество является в основе своей организацией труда. Если каждое прошлое общество было организацией труда в интересах меньшинства... то мы делаем первую в мировой истории попытку организации труда в интересах самого трудящегося большинства. Это, однако, не исключает элемента принуждения во всех его видах, в самых мягких и крайне жестких. По общему правилу, человек стремится уклониться от труда. Трудолюбие вовсе не прирожденная черта: оно создается экономическим давлением и общественным воспитанием. Можно сказать, что человек есть довольно ленивое животное. На этом его качестве, в сущности, основан в значительной мере человеческий прогресс, потому что если бы человек не стремился экономно расходовать свою силу, не стремился бы за малое количество энергии получать как можно больше продуктов, то не было бы развития техники и общественной культуры... Не нужно, однако, делать отсюда такой вывод, что партия и профессиональные союзы в своей агитации должны проповедовать это качество как нравственный долг. Нет, нет! У нас его и так избыток. Задача же общественных организаций как раз в том, что "леность" вводится в определенные рамки, чтобы ее дисциплинировать, чтобы подстегивать человека... Ключ к хозяйству - рабочая сила... Казалось бы, ее много. Но где пути к ней? Как ее привлечь к делу? Как ее производственно организовать? Уже при очистке железнодорожного полотна от снежных заносов мы столкнулись с большими затруднениями. Разрешить их путем приобретения рабочей силы на рынке нет никакой возможности при нынешней ничтожной покупательной силе денег, при почти полном отсутствии продуктов обрабатывающей промышленности... Единственным способом привлечения для хозяйственных задач необходимой рабочей силы является проведение трудовой повинности. Самый принцип трудовой повинности является для коммуниста совершенно бесспорным: "Кто не работает, тот не ест". А так как есть должны все, то все обязаны работать... Наши хозяйственники и с ними вместе профессионально-производственные организации имеют право требовать от своих членов всей той самоотверженности, дисциплины и исполнительности, каких до сих пор требовала только армия... Рабочий не просто торгуется с советским государством, - нет, он повинен государству, всесторонне подчинен ему, ибо это - его государство... Рабочее государство считает себя вправе послать каждого рабочего на то место, где его работа необходима. Меньшевики выступают... против трудовой повинности. Они отвергают эти методы как "принудительные". Они проповедуют, что трудовая повинность равносильна низкой производительности труда... Это утверждение подводит нас к самому существу вопроса. Ибо дело, как мы видим, идет вовсе не о том, разумно или не разумно объявить тот или другой завод на военном положении, целесообразно ли предоставить военно-революционному трибуналу право карать развращенных рабочих, ворующих столь драгоценные для нас материалы и инструменты или саботирующих работу. Нет, вопрос поставлен меньшевиками гораздо глубже. Утверждая, что принудительный труд всегда малопроизводителен, они тем самым пытаются вырвать почву из-под нашего хозяйственного строительства... Ибо о том, чтобы перешагнуть от буржуазной анархии к социалистическому хозяйству без революционной диктатуры и без принудительных форм организации хозяйства, не может быть и речи... Плановое хозяйство немыслимо без трудовой повинности. Что свободный труд производительнее принудительного - это совершенно верно по отношению к эпохе перехода от феодального общества к буржуазному. Но надо быть либералом... чтобы увековечить эту истину и переносить ее на эпоху перехода от буржуазного строя к социализму... Весь вопрос в том, кто, над кем и для чего применяет принуждение. Трудовая повинность имеет принудительный характер, но это вовсе не значит, что она является насилием над рабочим классом. Если бы трудовая повинность натыкалась на противодействие большинства трудящихся, она оказалась бы сорванной и с нею вместе советский строй... Русский капитализм, в силу своей запоздалости, несамостоятельности и вытекающих отсюда паразитических черт, в гораздо меньшей степени, чем капитализм Европы, успел обучить, технически воспитать и производственно дисциплинировать рабочие массы. Эта задача сейчас целиком ложится на профессиональные организации пролетариата. Хо- роший инженер, хороший машинист, хороший слесарь должны иметь в Советской Республике такую же известность и славу, какую раньше имели выдающиеся агитаторы, революционные борцы, а в настоящий период - наиболее мужественные и способные командиры и комиссары... Наши трудовые мобилизации не войдут в жизнь, не укоренятся, если мы не захватим за живое все, что есть честного, сознательного, одухотворенного в рабочем классе. Более глубокие слои... вышедшие из крестьянской толщи... еще слишком бедны инициативой. Чем болен наш русский мужик - это стадностью, отсутствием личности, т.е. тем, что воспело наше реакционное народничество, что восславил Лев Толстой в образе Платона Каратаева: крестьянин растворяется в своей общине, подчиняется земле. Совершенно очевидно, что социалистическое хозяйство основано не на Платоне Каратаеве, а на мыслящем, инициативном, ответственном работнике. Эту личную инициативу необходимо в рабочем воспитывать... ...Путь к социализму лежит через высшее напряжение государства. И мы с вами проходим как раз через этот период... Никакая другая организация, кроме армии, не охватывала в прошлом человека с такой суровой принудительностью, как государственная организация рабочего класса в тягчайшую переходную эпоху. Именно поэтому мы и говорим о милитаризации труда>. По сути дела, воззрение Троцкого на переустройство труда в новую историческую эпоху отражало мировоззрение паразитических, деклассированных, босяцких слоев общества. Именно для этих слоев труд был проклятьем, а лень - осью жизни. В их представлении нормальный человек может трудиться только по принуждению, из-под палки. Нравственные ценности русского крестьянина, и прежде всего трудолюбие как добродетель, были совершенно непонятны и даже дики для этих слоев. Золотой век для них - это время, когда не надо будет работать, а только наслаждаться вечной праздностью. Недаром Троцкий говорит о лени как о двигателе прогресса. Социалистический лозунг освобождения труда мыслится им как освобождение от труда. Золотая мечта лодырей и паразитов. Именно поэтому он всегда был враждебен русскому крестьянству, начисто отрицая его культуру. Он писал: "Мужицкая основа нашей культуры - вернее бы сказать, бескультурья - обнаруживает все свое пассивное могущество". Это могущество традиционной крестьянской культуры Троцкий и его последователи "огнем и мечом" пытались уничтожить, подавить "косность широких слоев отсталой народной массы". И это была не просто борьба людей, а двух противоположных идеологий - трудовой и нетрудовой (паразитической). В идеях Троцкого в чистом виде появилось утопическое стремление к созданию всеобъемлющей, всезнающей, всепонимающей централист- ской системы административного диктата, сочетающейся со всеобщей милитаризацией труда, бюрократизацией и натурализацией распределе- ния и обмена, огосударствлением профсоюзов. Именно он стал одним из главных инициаторов проведения этой системы в жизнь. Крах этой системы он позднее объяснял не принципиальной ее порочностью, а низкой культурой населения России, которая еще не доросла до столь "совершенных" форм хозяйственного развития. Вот как это он сам рас- сказывал на XI партийном съезде: "Мы начали в хозяйственной поли- тике крутым и непримиримым разрывом с буржуазным прошлым. Раньше был рынок - упраздняется, свободная торговля - упраздня- ется, конкуренция - упраздняется, калькуляция коммерческая - уп- раздняется. Что вместо этого? Централистский верховный священный ВСНХ, который все распределяет, все организует, обо всем заботится: куда машины, куда сырье, куда готовые продукты, - он из единого центра через свои ответственные органы решает, все распределяет. Мы на этом плане осеклись. Почему? Потому что оказались недостаточно подготовленными... А если бы не осеклись? Или другими словами: ес- ли бы другой рабочий класс на известной стадии своей диктатуры имел бы возможность, по своей культурной подготовке, перейти к этому цен- тралистическому государственному упразднению рынка, конкуренции, калькуляции и к замене этого единым хозяйственным планом, все ох- ватывающим и все предусматривающим... тогда огосударствление про- фсоюзов и плановое руководство социалистическим хозяйством озна- чали бы две стороны одного и того же процесса". Абсолютное непонимание традиционной крестьянской культуры бы- ло для Троцкого не случайным. В истории страны он видел только от- рицательные стороны - темноту, невежество. Прошлое России, да и вообще Русский народ Троцкий просто презирал. "Россия приговорена своей природой на долгую отсталость, - заявлял он. - Ни один госу- дарственный деятель России никогда не поднимался выше третьераз- рядных имитаций герцога Альбы, Меттерниха или Бисмарка". Вообще Россия для Троцкого - провинциальное захолустье, в котором не бы- ло ничего ценного, а только "варварская жестокость самодержавного государства, ничтожество привилегированных классов, лихорадочное развитие капитализма на дрожжах мировой биржи, выморочность рус- ской буржуазии, упадочность ее идеологии, дрянность ее политики". Российское "третье сословие", заявлял Троцкий, "не имело и не могло иметь ни своей Реформации, ни своей Великой Революции". Россий- ская история, по мнению Троцкого, не дала в прошлом ни Лютера, ни Фомы Мюнстера, ни Мирабо, ни Дантона, ни Робеспьера. Вся русская культура - лишь "поверхностная имитация высших западных моделей и ничего не внесла в сокровищницу человечества". Как некогда маркиз де Кюстин, Троцкий предлагает строить Россию заново, прежде всего очистив ее от всякого "исторического хлама", на- зываемого некоторыми отсталыми людьми "культурно-историческим наследием". Что делать с такими отсталыми людьми, Лев Давидович знает точно. "Враждебные государству элементы, - пишет он, - долж- ны направляться в массовом порядке на объекты строительства проле- тарского государства". Большая часть пятнадцатого тома собрания сочи- нений Троцкого посвящена милитаризации труда, которая должна осу- ществляться путем превращения производственных районов в миллион- ные дивизии, объединения военных округов с производственными под- разделениями. На важнейших объектах он предлагает создавать "ударные батальоны, чтобы они повысили производительность личным примером и репрессиями..." Троцкист Гольцман на V Всероссийской конференции профсоюзов (ноябрь 1920 года) высказывает следующее кредо: "Другой способ (способ воздействия на рабочих) - это способ принуждения, способ ре- альной политики, которая не останавливается ни перед какими метода- ми, как методами поощрения рабочих, так и методами принуждения, беспощадной палочной дисциплины по отношению к рабочим массам, которые нас тянут назад. Мы не будем останавливаться перед тем, что- бы применить тюрьмы, ссылку, каторгу по отношению к людям, кото- рые неспособны понять наших тенденций". А каковы их тенденции, троцкист Гольцман рассказывает в своей книге "Реорганизация человека" - превращение людей в роботов и винтиков производства. "Труд и отдых чередуются по предначертанной программе, обеденное время регулируется сигналом. Стихия быта заме- няется его рационализацией. В питание и отдых врывается поэзия ма- шинистов. Наступает в наиболее изощренной форме... механизация жизни". Гольцман провозглашает бесплодное потребительство, объявляя по- требление целью жизни. Необходимо "расширить количество предме- тов, подчиненных человеку". Задача организации потребления и, по сути дела, задача жизни в том, чтобы не упустить ни одного атома материи. Природа дана для удовлетворения потребностей человека. Все для человека. Никаких святынь. Святотатство всегда было лозунгом жизни. Вся древняя культура - хлам. Прочь ее. Пожившему человеку не грех и умереть. Психология босяков и кочевников, философия мировой шпаны от- равленной патокой растекается по России, противопоставляя древней культуре бесплодные лозунги, стравливая поколения, нарушая преем- ственность. <С вековой тишиной русской деревни решительно покончено, - пи- сал очевидец событий 1917 года, - происходит коренная ломка, вели- кая переоценка ценностей всего и во всем. Зажиточные, "справные" хозяева нервничают. Они режут не только скот, но и кур, так как ждут не то их конфискации, не то регистрации. ...Крестьянская психология того времени - богатых крестьян и не- малой части середняков... колеблется и мечется между радостью, что помещичьи земли перешли к крестьянину, надеждой на какой-то неоп- ределенный неформулируемый, "свой", крестьянский порядок вещей и опасением, что эти достижения пойдут прахом и опасением, что то но- вое, что начинает строиться, это не совсем понятное новое окажется не "своим", не коренным крестьянским>. Конечно, крестьян радовало, что им удалось получить землю на при- вычной им основе уравнительного землепользования по трудовой и по- требительской норме. Крестьянская община на некоторое время ожила, шумели крестьянские сходы, на которых обсуждался вопрос о переда- че земель. Чаще всего землю делили по количеству едоков, кое-где по числу работников или по дворам, или путем прирезки земли хозяйст- вам бедных крестьян. Однако уже летом 1918 года начались тревожные процессы разрушения краеугольных принципов общины - самоуправ- ления и трудовой демократии. В деревню направляются продотряды для изъятия якобы излишков хлеба, которых на самом деле не было. В 1917 году в армию было мобилизовано примерно 40% мужского насе- ления в рабочем возрасте: отсюда сокращение посевных площадей и продукции сельского хозяйства. Для поддержки продовольственных отрядов и установления в дерев- не новых порядков издается декрет об организации деревенской бедно- ты снабжения ее хлебом, предметами первой необходимости и сельско- хозяйственными орудиями за счет других частей деревни. По этому декрету в деревне создаются комитеты бедноты из числа сельских про- летариев, полупролетариев, люмпен-пролетариев, бедняков да и просто разных деклассированных элементов. Следует вспомнить, что в 1917- 1919 годах в деревню приходит на жительство большое количество го- рожан, живших когда-то на селе, но потерявших с ней связь и вот в го- ды революции вернувшихся в нее, чтобы пережить голод. Членам комбеда, которые, естественно, не представляли интересов коренной деревни, давались почти полная власть и масса привилегий и прежде всего право на бесплатное получение значительной части зер- на, изъятого у своих односельчан. Сельский мир, сельская община рас- калывались на две неравноправные части: пролетарские и люмпен-про- летарские комбеды, поддерживаемые силой оружия, и огромная масса коренного крестьянства, оказавшегося в бесправном положении. На практике дело осуществлялось так. Приходил в деревню воору- женный до зубов продотряд. Собирались на собрание сельские проле- тарии, полупролетарии, люмпен-пролетарии, бедняки, чаще всего лоды- ри и пьяницы. Из них руководство продотряда подбирало комбед. Чле- ны комбеда (нередко настоящие деклассированные, уголовные типы) указывали продотрядовцам, у кого из сельчан есть зерно. По личному указанию Ленина назначается премия в половинном размере стоимости найденного хлеба для крестьян, донесших о нали- чии "излишков" у своих односельчан. Далее под угрозой оружия "из- лишки" изымались, а доносчики получали свою половину. Например, в Усманском уезде Тамбовской губернии продотряды из реквизирован- ных 6 тыс. пудов хлеба 3 тыс. передали в пользу комбеда. С 1919 года начинает осуществляться система продразверстки, т.е. принудительного изъятия у крестьян значительного количества продо- вольствия. Продразверстка обеспечивалась путем круговой ответствен- ности волости и должна была выполняться любой ценой - даже если у крестьян не оставалось продовольствия на прокорм семьи. Всего фак- тически безвозмездно было изъято 615 млн. пудов зерна. Свободная торговля хлебом была запрещена. Крестьяне, имевшие хлеб, но укло- нявшиеся от сдачи его государству, объявлялись врагами народа и да- же предавались суду ревтрибунала. В волостях вводилось заложниче- ство крестьян, отвечавших жизнью за немедленный сбор и ссыпку "из- лишков" хлеба. По данным 33 губерний, в 1918 году было 315 тыс. членов комбедов и 117 тыс. коммунистов, членов сельских ячеек. Это ничтожно малая цифра. Ибо в то время коммунистом мог стать безо всяких формаль- ностей любой сельский пролетарий или бедняк. В сельском мужском населении 16-59 лет комбедовцы составляли 2,2%, а члены партии - 0,8%. В общей же численности сельского на- селения доля комбедовцев была крайне незначительной - 0,5%, а до- ля членов партии - 0,2%. Деятельность комбедов разрушила относительный мир, существо- вавший в крестьянских общинах. От неумения, от предвзятости, от прямой корысти, от желания покуражиться комбедовцами было совер- шено огромное количество злоупотреблений - произвольных конфи- скаций имущества, зерна и продуктов, бессмысленных арестов и жес- токого обращения. За очень короткий срок комбеды сумели снискать к себе всеобщую ненависть коренного крестьянства и в начале 1919 года были официально распущены, хотя на самом деле продолжали сущест- вовать под вывеской местных советов. В законе о социалистическом землеустройстве, изданном в 1919 го- ду, вся земля объявлялась единым государственным фондом и декла- рировалось, что право на эту землю получает тот, кто землю обрабаты- вает. На практике же получалось так, что государство, а фактически большевистский режим, становясь собственником всей земли, распре- деляло ее через своих чиновников по своему усмотрению, предпочитая тех, кто поддерживает его политику. Идеальной формой землепользо- вания объявлялись совхозы, коммуны, артели, товарищества, а на все виды единоличного землепользования предлагалось смотреть как на отживающее явление. Более того, развитие этих последних форм наме- ренно тормозилось. Крестьяне теряли право самостоятельного выбора. Кстати, политика бездумного предпочтения развития сельскохозяйст- венных коммун не шла им на пользу. Бедняки, люмпен-пролетарии, бывшие горожане, объединившись в коммуны, получали инвентарь, скот из помещичьих усадеб, ссуды, освобождение от налогов и самое главное - большое количество земли (на одного человека), теряли стимул к эффективному труду. Начинали паразитировать, проедать и пропивать полученный инвентарь, скот и ссуды. Вот, например, история, рассказанная Б. Пильняком. Несколько братьев вернулись из города, где ранее служили дворниками, и в быв- шей помещичьей усадьбе устроили коммуну, собрав вокруг себя неиму- щих односельчан, и даже "охватили" членов помещичьей семьи. При- своили весь инвентарь, лучшие земли. Сами практически не работали, а держались начальниками (председатель, секретарь, завхоз). На них работали неимущие односельчане (кто погорел, кто просто нищий). Жили члены коммуны в двух домах и бане. Один дом - дача 12х12 из 4 комнат и кухни - занимали три брата и их родственники; в этом доме чисто. Второй дом: 11х14, людская изба, одна комната, окно за- ткнуто тряпками, живут 23 человека; в этом доме - грязно, низко, тем- но, все старики и старухи босы и спят вповалку. Члены коммуны обладали значительной частью земли и имущества. Коммуна Деревня Число людей 31 75 Число домов 3 18 Пахотные земли (десятин) 200 72 Засеяно озимых (десятин) 24 20 (больше не позволялось иметь) Лошадей 31 75 Коров 13 12 Свиней 8 - Инвентарь сеялки, веялки, плуги сохи, бороны Питание едят с мясом кошки, щавель Деревня сдавала по разверстке: зерно, мясо, яйца, шерсть, картофель. Коммуна ничего не сдавала. "Мужики на коммуну смотрели косо, злоб- но, недоверчиво, сторонились коммуны". Таких коммун в годы граж- данской войны организовано было немало, и получили они печальную славу. Увлекшись конфискациями и карательными мерами, пролетарская власть на селе не сумела выполнить самого главного - подвинуть ко- ренное крестьянство к обобществлению хозяйства. Несмотря на значи- тельную поддержку и льготы, на призыв к обобществлению откликну- лось незначительное число крестьян. К концу 1920 года в коллектив- ные хозяйства и коммуны объединилось только 131 тыс. человек. При- чем половина из них не была крестьянами, а горожанами, бежавшими из города в результате голода. Число же колхозников-крестьян состав- ляло около 0,5 процентов сельского населения. Коммуны провалились, потому что были псевдонародными форма- ми труда, как правило, выдуманными людьми, не знавшими крестьян- ской жизни. На практике многие из них стали формой паразитирова- ния пролетарских, люмпен-пролетарских и босяцких элементов. Проев и прожив имущество коммуны, члены ее разбегались в разные сторо- ны, не оставив доброй памяти в народе. В 1918 году были национализированы все денежные накопления, на- ходившиеся в банках и кредитных учреждениях. В результате этого ша- га крестьянство потеряло сотни миллионов золотых рублей (в довоен- ных ценах). В этом же году принимается декрет о единовременном чрезвычайном налоге на городскую и сельскую буржуазию в размере 10 млрд. рублей. Только по официальным данным, этим налогом обло- жили 10-12 процентов сельского населения, хотя на самом деле еще больше. На места спускалась разнорядка, и под угрозой арестов, рас- стрелов, конфискации крестьян вынуждали платить налог. Сбор нало- гов в деревне возлагался на комбеды, и они осуществляли его по сво- ему усмотрению, порой обкладывая им даже неугодных бедняков. Как жаловались сами крестьяне: "Из уезда говорят: роди и клади, и многих разорили с этим налогом". Бандитское поведение комбедов, массовые конфискации, реквизи- ции, грабительские налоги расстроили сельское хозяйство гораздо больше, чем военные действия. Вместе с тем сказывался огромный де- фицит рабочей силы. Посевные площади сокращались. Имея земли больше, чем до революции, крестьянство не было заинтересовано в рас- ширении запашки, так как боялось конфискаций и реквизиций. В 1921 году производство зерновых составило 30 процентов от уровня 1913 го- да, а производство мяса снизилось почти в 4 раза. Резко сократился доход на одно крестьянское хозяйство. Уровень жизни понизился почти наполовину. Значительно изменился состав де- ревни. Преобладающая часть богатых, зажиточных и средних крестьян была разорена. Удельный вес богатых и зажиточных крестьян, состав- лявший до революции 25 процентов населения, уменьшился до не- скольких процентов (в пределах 5). В центральных районах России, где конфискации, реквизиции, контрибуции и пр. применялись особенно сурово, богатых и зажиточных крестьян здесь практически не осталось. Больше всего богатых и зажиточных крестьян сохранилось в Сибири. Наряду со значительным снижением удельного веса зажиточных и богатых крестьян существенно сократилось число средних крестьян, хотя одновременно понизилось число беспосевных. Но самой значи- тельной закономерностью этого времени было огромное увеличение малопосевных хозяйств (т.е. главным образом бедняков), которые до войны пополняли свой бюджет посторонними заработками. В 1920 году по уровню дохода на одно крестьянское хозяйство (ес- ли принять за критерий довоенный период) преобладающая часть кре- стьян относилась к разряду бедняков и середняков, живших на грани- це прожиточного минимума. Борьба с крестьянством, преследование и уничтожение его наиболее активных слоев привели село к катастрофе, поставили сельских жите- лей на грань вымирания. Изношенные сельскохозяйственные орудия не восстанавливались, поголовье рабочего скота сокращалось. Средний размер сельскохозяйственного инвентаря, приходившегося на одно кре- стьянское хозяйство, снизился, по самым ориентировочным оценкам, на 50 процентов против довоенного. Число голов скота упало пример- но на 30 процентов. Железный плуг, получивший широкое распростра- нение перед революцией, начал вытесняться старинной деревянной со- хой. В результате гражданской войны, голода и эпидемических болезней погибло не менее 8 млн. крестьян. Общий уровень крестьянского насе- ления по сравнению с довоенным периодом снизился. В результате то- тальной троцкистской пропаганды у части крестьянства была подорва- на вера в народные основы, традиции, идеалы. В самом начале 1918 года в России вводится всеобщая трудовая по- винность. В этом же году взамен прежних удостоверений личности, паспортов выдаются трудовые книжки. Для так называемой буржуазии (понятие, трактуемое в то время, весьма расширительно, включая зна- чительную часть крестьян и интеллигенции) под страхом тюремного заключения устанавливается обязательная явка на все работы, куда бы их ни послали местные власти. Не реже одного раза в месяц в трудо- вой книжке делается пометка о выполнении владельцами книжек воз- ложенных на них общественных работ и повинностей. К концу 1918 года все граждане России теряют право на доброволь- ный выбор труда и в случае необходимости могут быть переведены с одной работы на другую. Более того, допускается принудительный пе- ревод из одной организации в другую больших групп работающих. В новом Кодексе законов о труде так и говорится: "Для исполнения сроч- ных общественно-необходимых работ, если не находится достаточного количества лиц, желающих добровольно эти работы выполнять... мож- но постановить о переводе целой группы трудящихся из организации, где они работают, в другую организацию, расположенную в той же или иной местности". В порядке очереди их записи в Отделе распределения рабочей силы безработные могут принудительно направляться на рабо- ту в другую местность. Таким образом, трудящимся, имеющим склонность к самостоятель- ному труду, на добровольной основе, навязывается принудительная система труда, выйти из которой человек не мог не только из-за угро- зы тюремного заключения, но и еще в большей степени из-за угрозы голодной смерти. По крайней Мере в городах все источники получения продуктов питания были взяты новой властью в свои руки. Продоволь- ствие распространялось по карточкам. Но, чтобы получить эту карточ- ку, человек должен был быть официально прикреплен к какой-то рабо- те. Если хочешь жить, другого выхода не оставалось, кроме как идти работать туда, куда тебя посылает новая власть. Таким образом, чело- век полностью терял свою свободу и становился всей своей жизнью и смертью зависим от воли новой власти. Если работа тебе не нравилась и ты отказывался от нее из чувства протеста - значит, ты терял право на получение хлебной карточки, а, следовательно, и право на жизнь. В июле 1918 года петроградский комиссариат продовольствия вво- дит классовый паек для различных групп трудового и "нетрудового" населения. 4 категории пайков по "трудовому признаку": 1 - для рабо- чих тяжелого физического труда, 2 - для остальных рабочих и служа- щих по найму, 3 - для лиц свободных профессий, 4 - для нетрудовых элементов. Неоднократно поднимается вопрос о лишении пайков "ку- лацких" и "буржуазных" элементов, которые трактовались очень рас- ширительно. Развитие пайковой системы шло одновременно с жесткой централи- зацией оплаты труда в сторону всеобщей уравнительности и обезлич- ки. Централизованное установление общеобязательных норм и систем оплаты с жесткой регламентацией условий труда возникло сразу же по- сле революции. В 1919 году вводится единая для всей страны тариф- ная сетка с 35 разрядами и соотношением крайних разрядов 1:5. По первым 14 разрядам тарифицировались рабочие, а с 15 разряда - ин- женерно-технический персонал. Следующим шагом, доводящим до абсурда идею всеобщей центра- лизации системы оплаты труда, стало "Общее положение о тарифе", подписанное Лениным в июне 1920 года. Документ устанавливал об- щие для всей страны нормы выработки, которые исходили из данных о некоей средней производительности труда. Декрет подробно распи- сывал тарифные ставки, нормы и порядок оплаты и премирования тру- да. Декларируя повышение производительности труда, опираясь на аб- страктные утопические посылки, декрет на самом деле способствовал уравниловке, обезличке и дальнейшему падению производительности труда. К концу военного коммунизма зарплата была натурализована. Продукты выдавались рабочим и служащим по карточкам и твердым ценам, а в конце 1920 года - бесплатно. Бесплатно выдавалась также производственная одежда, бесплатными были различные коммуналь- ные услуги и транспорт. По исчислениям С.Г. Струмилина, в 1920 го- ду заработная плата натурой была в 12 раз больше ее денежной части, т.е. создавалась идеальная уравниловка. Подобная политика не могла не вызвать самого широкого протеста русских людей. На заводах и фабриках проходили забастовки и митин- ги. Но многие из них жестоко (и нередко кроваво) подавлялись "по за- конам" военного времени. В стране возникает огромное количество концентрационных лагерей с принудительным трудом, куда стараются упрятать не только предста- вителей буржуазных слоев, но и всех несогласных с "трудовой" поли- тикой новой власти. 31 декабря 1918 года в "Известиях" публикуется специальное распоряжение правительства: "О концентрационных лагерях. Президиум Московского совета утвердил положение о концентраци- онных лагерях для выполнения необходимых общественных работ. В лагере подлежат заключению все обвиняемые или обвиненные в различных преступлениях, за исключением наиболее тяжких, как-то: разбоев, грабежей, убийств, предумышленных убийств, контрреволю- ционных преступлений, заговоров, шпионажей и т.д. Кроме того, в концлагерь направляются лица без определенных заня- тий и не зарегистрированные на бирже труда, а также зарегистрирован- ные на бирже труда, но отказавшиеся от работ не по специальности, тру- доспособные члены семей бежавших к белогвардейцам, советские работ- ники, советские служащие и военные служащие, за проступки по служ- бе и театральные барышники. На каждое лицо, препровождаемое в концлагерь, составляется на- правляющим учреждением препроводительный бланк, с указанием пре- ступления или проступка, а для осужденных и срок заключения. Труд работающих в концлагере оплачивается соответственно ставкам профессиональных союзов. Продовольственный пай для работающих ус- танавливается в размере для лиц, занимающихся фактическим трудом". В феврале 1919 года концентрационные лагеря объявляются "школой труда". В выступлении Ф. Дзержинского на 8-м заседании ВЦИК гово- рится: "Я предлагаю оставить... концентрационные лагеря для использо- вания труда арестованных, для господ, проживающих без занятий, для тех, кто не может работать без известного принуждения, или если мы возьмем советские учреждения, то здесь должна быть применена мера такого наказания за небрососвестное отношение к делу, за нерадение, за опоздание и т.д." Таким образом, предлагается создать школу труда, и по поводу этого есть следующее предложение: "ВЧК предоставляется право заключения в концентрационный лагерь..." Предложение пламен- ного революционера принимается, "школы труда" стали "успешно" раз- виваться. Интересен начальствующий состав этих "школ", созданных для "отсталого" российского населения. В сборнике "Действующие распоря- жения по местам заключения" (Москва, 1920 год) приводятся распоря- жения и циркуляры, подписанные начальником Главного управления местами заключения Наркомюста РСФСР Ширвиндтом, затем Апете- ром; зам. начальника - Корнблиттом, начальниками отделов - Бехтере- вым, Бродовским, Голенкевичем, Гольцом, Кесслером, Якубсоном; инспекторами - Блаубергом, Войцицким, Миллером; председателем Центральной распределительной комиссии заключенных - Сольцем (позже стал помощником А. Вышинского); консультантом - Утевским. Принудительный труд практикуется повсеместно под страхом тюрем и расстрелов. В февральском постановлении Совнаркома за тот же 1919 год мелькают выражения типа: "...взять заложников из крестьян с тем, что если расчистка снега не будет произведена, они будут расстреляны".*1 В 1919-1920 годах вольный наем рабочей силы объявляется буржу- азным предрассудком и как форма привлечения рабочей силы ликви- дируется, заменяясь распределением по нарядам и трудовыми мобили- зациями. Вся рабочая сила была поставлена на учет "по головам". Спе- циальные постановления правительства объявляли потребность в рабо- чей силе определенных специальностей по отраслям промышленности. Устанавливалась разнорядка, а дальше уже люди с наганами или сол- даты с винтовками обеспечивали "доставку" рабочей силы в необходи- мое место. В эти же годы в стране активно внедряются идеи "единой трудовой школы". Однако правильные, здравые по своей сути идеи соединения обучения с производственным трудом доводятся до абсурда и приобре- тают принудительный характер. Вместо гармоничного сочетания обуче- ния и производительного труда упор делается на так называемые "тру- довые процессы". В школьных инструкциях проводится мысль, что учебные предметы должны иметь только служебную роль по отноше- нию к производительному труду. Большая часть времени используется не для освоения учебных предметов, а для работы в производственных, преимущественно в кустарно-ремесленных мастерских и "общественно полезного труда" по благоустройству городов, сел, общественных садов и парков. Школьников на эти работы водили как солдат на учения под страхом дисциплинарных наказаний. Подобная трудовая муштра и принудительность воспитывала отвращение к труду, а пренебрежение учебными программами порождало неучей. Опыт "единой трудовой школы" первых лет революции еще раз показал, как можно дискреди- тировать хорошую идею, используя для ее претворения в жизнь негод- ные средства. Введение всеобщей трудовой повинности, развитие в государствен- ном масштабе принудительного труда ударили по самым трудоспособ- ным, активным, самостоятельным и предприимчивым работникам. Для них такая система труда была невыносима, так как подрывала их изна- чальное духовное состояние. Производительный труд в этих условиях стал невозможен. Уже в мае 1918 года председатель ВЦСПС М. Томский отмечает, что "падение производительности труда в настоящий момент дошло до той роковой черты, за которой (вернее, на которой) грозит полнейшее разложение и крах".*1 Рабочие бросают фабрики и заводы, покидают го- рода, обосновываются в деревне. На первом съезде совнархозов А. Гас- тев констатирует нежелание рабочих работать: "По существу, мы сей- час имеем дело с громадным миллионным саботажем. Мне смешно, ко- гда говорят о буржуазном саботаже, когда на испуганного буржуа ука- зывают как на саботажника. Мы имеем саботаж национальный, народный, пролетарский".*1 Рабочие, несогласные трудиться принуди- тельно и на условиях уравнительного распределения, объявлялись "не- настоящими" рабочими, прокравшимися кулацкими элементами, а в лучшем случае пролетариями, зараженными мелкобуржуазной психо- логией, для перевоспитания которых были созданы "школы труда" - трудовые лагеря. К концу гражданской войны идея принудительного труда доводится до логического завершения в системе милитаризации труда. "Мы, - писал Троцкий, - мобилизуем крестьянскую силу и формируем из этой мобилизуемой рабочей силы трудовые части, которые приближа- ются по типу к воинским частям... Рабочая масса должна быть перебра- сываема, назначаема, командируема, точно так же, как солдаты". Одно- временно милитаризации подвергается труд рабочих. На III Всероссий- ском съезде профсоюзов в апреле 1920 года Троцкий заявил: "Верно ли, что принудительный труд всегда непродуктивен? Мой ответ: это наиболее жалкий и наиболее вульгарный предрассудок либерализма". На IX съезде РКП(б) Троцкий объявляет, что каждый должен считать себя "солдатом труда, который не может собой свободно располагать, если дан наряд перебросить его, он должен его выполнить; если он не выполнит - он будет дезертиром, которого карают". Организуются массовые мобилизации по трудовой повинности, вырабатываются пла- ны с установлением числа мобилизованных, местом их сосредоточения, размером трудовой задачи и количеством необходимых орудий труда. Лица, уклонившиеся от трудовой мобилизации, привлекаются в уго- ловном порядке. После окончания гражданской войны часть солдат организуют в трудовые армии, которые как настоящие военные части направляются на объекты государственного значения; распределение работ в них осу- ществляется принудительно-приказным способом, а оплата труда - по пайковой системе. Первая трудовая армия формируется на Урале, чуть позднее возникает Донецкая, Кавказская, Поволжская, Петроградская, Сибирская, Туркестанская, Украинская и Центральная. Вдохновителем и руководителем этих трудовых армий был все тот же Л. Троцкий. В начале 1920-х годов численность трудовых армий достигала 5 млн. че- ловек, выполнявших самые различные виды работ в промышленности, на транспорте и даже в сельском хозяйстве. Милитаризация труда па- рализовала народные основы труда, разрушила его духовное содержа- ние, сломила сложившиеся трудовые отношения. Страна была ввергну- та в катастрофу невиданного "масштаба, прежде всего в результате "все- общего развала сферы труда и трудовых отношений". Сельское хозяйство - отброшено лет на сто назад. В 1919-1920 годах большевики издают ряд фантастических декре- тов, декларирующих "отмирание денег". Сначала выпускают декрет о безденежных расчетах между советскими организациями, разрешается бесплатная перевозка по железной дороге государственных грузов и пассажиров "советской категории". Один за другим выходят декреты: "О бесплатном отпуске населению предметов широкого потребления", "Об отмене платы за всякого рода топливо", "Об отмене денежных рас- четов за пользование почтой, телеграфом, телефоном и радиотелефо- ном", "Об отмене взимания платы за жилые помещения с рабочих и служащих и за пользование водопроводом, канализацией и очисткой, газом, электричеством и общественными банями". В декабре 1919 года выходит декрет "О воспрещении на территории РСФСР изготовления и продажи спирта, крепких напитков и не отно- сящихся к напиткам спиртосодержащих веществ". Производство спирт- ного национализируется. Предусматривались меры борьбы с пьянст- вом, хотя на практике они не осуществлялись. Напротив, пьянство ста- ло самым распространенным бытовым явлением, усугубленным тем, что пили все, что попадалось под руку, и прежде всего самогон, разные суррогаты. Осуществление глобального контроля над промышленностью стало одной из главных задач новой власти в конце 1917 года. Одним из пер- вых решений ее - создание фабрично-заводских комитетов со статусом государственых учреждений, подчиняющихся только единому государ- ственному центру. Государственный контроль через фабрично-заво- дские комитеты перерастает в национализацию десятков тысяч пред- приятий, объединяемых в несколько огромных государственных моно- полий. Например, управление нефтяной промышленностью сосредото- чилось в Главном нефтяном комитете (Главнефть), который являлся "единственным органом, ведающим всеми вопросами, связанными с до- бычей, переработкой, перевозкой, распределением и потреблением неф- ти и ее продуктов". Центротекстиль, другая монополистическая органи- зация, объединял и руководил всей деятельностью текстильной про- мышленности. Главсахар управлял всеми предприятиями сахарной промышленности. Вся российская промышленность была распределена среди небольшого числа крупных монополистических объединений, входивших в Высший Совет народного хозяйства. Некоторые думают, что централизация промышленности возникла во время гражданской войны и исходила из военной необходимости. Здесь следует сразу же сказать, что это не так. Все крупные монополистические объединения возникли в России еще весной 1918 года, до того, как всерьез разгоре- лась гражданская война, и объяснялись не военной необходимостью, а исходными теоретическими предпосылками руководителей новой вла- сти. Ленин считал законным право Всероссийского центра подчинять себе непосредственно все предприятия данной отрасли во всех концах страны. "Коммунизм, - писал Ленин в мае 1918 года, - требует и предполагает наибольшую централизацию крупного производства по всей стране. Поэтому общероссийскому центру, безусловно, надо дать право подчинить себе непосредственно все предприятия данной отрас- ли". <Мы, - заявлял Ленин, - ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное. Мы до- пускаем капитализм только государства>. Шаг за шагом национализируется сначала крупная и средняя, а за- тем и мелкая промышленность. Механическое объединение и подчине- ние тысяч предприятий единому центру, лишение их самостоятельнос- ти вместе с трудностями с сырьем и рабочей силой привело к тому, что более сорока процентов национализированных предприятий еще в ав- густе 1918 года закрылись, чем усугубили промышленный голод в стра- не и создали по цепной реакции серьезные трудности для многих ты- сяч других предприятий. К концу 1920 года национализированы и мел- кие предприятия, многие из которых были подчинены крупным на пра- вах цехов. Национализация мелких предприятий привела к параличу местной инициативы, ухудшению снабжения населения продуктами местного производства и вызвала новую волну закрытия предприятий. В 1920 году не работало уже свыше 54% предприятий России. Прерва- лись складываемые многими десятилетиями, а то и веками промыш- ленные и коммерческие связи. Положение еще более ухудшалось невежественным отношением большевиков к инженерам и специалистам. Выступая перед представи- телями профсоюзов 6 ноября 1918 года, Ленин утверждал: "Рабочий класс показал, что он умеет без интеллигенции и без капиталистов ор- ганизовать промышленность". Все это в совокупности привело к тому, что выработка продукции сократилась в 7 раз, производительность тру- да - в 4 раза. Промышленность была отброшена почти на полстолетия назад и работала главным образом на обслуживание армии. Кавалерийская атака на промышленность не удалась. "Попытки опе- ративного руководства из единого центра для всего СССР, - отмеча- лось на XII съезде РКП (б), - превращались в свою противополож- ность, т.е. происходило отсутствие всякого руководства". |
В избранное | ||