Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За 2004-08-23

НА ВОПРОС АНДРЕЯ [kmvbezgranits-list] - Послание Президента РФ от 26 мая 2004 го

http://www.kreml.org/details/56072693

Послание Президента В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации
полный текст

26 мая 2004

Добрый день, уважаемые члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы.

Уважаемые граждане России. Думаю, что в этой аудитории - как и в прошлые годы
-
нет необходимости говорить о полученных в последнее время результатах. Для их

достижения мы вместе действительно много работали.
Отмечу лишь, что за четыре последних года мы перешагнули непростой, но очень

важный рубеж. И впервые за долгий период Россия стала политически и экономически

стабильной страной. Страной независимой - и в финансовом отношении, и в
международных делах. Что само по себе неплохо.
Наши цели абсолютно ясны. Это - высокий уровень жизни в стране, жизни -
безопасной, свободной и комфортной. Это - зрелая демократия и развитое
гражданское общество. Это - укрепление позиций России в мире. А главное,
повторю, значимый рост благосостояния граждан.
Сегодня мы лучше знаем собственные возможности. Знаем, какие у нас есть ресурсы.

Понимаем, что в достижении названных целей может нам помешать. И активно
модернизируем государство, добиваясь соответствия его функций современному этапу

развития России. Этапу, обеспечивающему существенно более высокий уровень жизни.
Напомню, что в последнее десятилетие прошлого века - в условиях разрушенной
экономики и утерянных позиций на мировых рынках - Россия была вынуждена
одновременно восстанавливать государственность и создавать новую для нас,
рыночную, экономику. Защищать - в борьбе с международным терроризмом -
целостность страны и отстаивать демократические завоевания народа.
С начала 90-х годов Россия в своем развитии прошла условно несколько этапов.

Первый этап был связан с демонтaжем прежней экономической системы. Он
сопровождался ломкой привычного уклада жизни, острыми политическими, социальными

конфликтами и был тяжело пережит нашим обществом.
Второй этап был временем расчистки завалов, образовавшихся от разрушения
"старого здания". При этом нам удалось остановить наиболее опасные тенденции
в
экономике и политической сфере. Не все решения, которые приходилось в те годы

принимать, имели долгосрочный характер. А действия федеральных властей являлись

скорее ответами на серьезные для нас угрозы.
Фактически, мы только недавно подошли к третьему этапу в развитии современного

российского государства. К возможности развития высокими темпами, к возможности

решения масштабных, общенациональных задач. И сейчас мы имеем и достаточный
опыт, и необходимые инструменты, чтобы ставить перед собой действительно
долгосрочные цели.
Четыре последних года наша экономика развивалась в целом неплохими темпами.
Несколько вырос уровень жизни людей. За этот период реальные доходы населения

увеличились в полтора раза. Подчеркну - реальные доходы. На треть - уменьшилось

число людей с доходами ниже прожиточного минимума. В прошлом году темпы роста

нашей экономики составили 7,3 процента. А в первые четыре месяца этого года -
8
процентов.
Тем не менее, мы должны задать себе вопрос: все ли мы сделали, все ли
возможности для экономического роста и социального развития мы использовали?
И
устраивает ли нас нынешнее положение дел? Нет. Прежде всего - не устраивает
уровень жизни людей.
Напомню, за время длительного экономического кризиса Россия потеряла почти
половину своего экономического потенциала. За четыре последних года мы смогли

компенсировать около 40 процентов падения. Но, несмотря на это, нам пока не
удалось "догнать самих себя" образца 89-го года. И только сохранение высоких

темпов развития - таких, на которые сейчас вышла Россия - не позволит отбросить

нас на "задворки" мировой экономики.
Сегодня - чтобы в непростых условиях глобальной конкуренции занимать ведущие

позиции - мы должны расти быстрее, чем остальной мир. Должны опережать другие

страны и в темпах роста, и в качестве товаров и услуг, и в уровне образования,

науки, культуры. Это - вопрос нашего экономического выживания. Вопрос -
достойного места России в изменившихся международных условиях.
Понимаю, это - крайне трудная задача. Но решить ее мы можем. И решить ее мы
можем только сами. Только от нас сегодня зависит, сможем ли мы стать обществом

действительно свободных людей. Свободных - и экономически, и политически. Только

от нас зависит успех решения первоочередных общенациональных задач. Задач,
которые хорошо известны. Это - удвоение за десятилетие валовoго внутреннего
продукта, уменьшение бедности, рост благосостояния людей и модернизация армии.
Еще раз отмечу: сегодня - впервые за долгое время - мы можем прогнозировать нашу

жизнь не на несколько месяцев, даже не на год, а на десятилетия вперед. И
достижения последних лет дают нам основание приступить наконец к решению
проблем, с которыми можно справиться. Но можно справиться только имея
определенные экономические возможности, политическую стабильность и активное

гражданское общество.
Далеко не всем в мире хочется иметь дело с самостоятельной, сильной и уверенной

в себе Россией. Сейчас в глобальной конкурентной борьбе активно используются

средства политического, экономического и информационного давления. Укрепление
же
нашей государственности - подчас сознательно толкуется как авторитаризм.
Хотел бы в этой связи заявить: никакого пересмотра фундаментальных принципов

нашей политики - не будет. Приверженность демократическим ценностям продиктована

волей нашего народа и стратегическими интересами самой Российской Федерации.
Главный конкурентный капитал, главный источник развития страны - это ее
граждане. Для того, чтобы страна стала сильной и богатой, необходимо сделать
все
для нормальной жизни каждого человека. Человека, создающего качественные товары

и услуги, создающего культурное достояние державы, создающего новую страну.
Для раскрытия такого потенциала мы должны общими усилиями создать безопасные

условия жизни, снизить уровень преступности в стране. Необходимо улучшить
состояние здоровья российской нации, остановить рост наркомании, избавиться от

детской беспризорности.
Мы должны снизить уровень смертности, увеличить продолжительность жизни людей.

Преодолеть демографический спад. Уже в ближайшем будущем мы можем столкнуться
с
нехваткой рабочей силы, повышением социальной нагрузки на молодое поколение
работающих.
Вы знаете: в предыдущих посланиях внимание, как правило, уделялось крупным
социально-экономическим задачам в обобщенном виде. Считаю сегодня необходимо

отступить от этой традиции - и можно отступить - и сконцентрироваться на
задачах, затрагивающих практически каждого гражданина, каждую российскую семью.
Теперь - мы вместе должны решить самые насущные для граждан страны проблемы.
Это
прежде всего - качество и доступность жилья, образования, медицинского
обслуживания. Мы подошли к возможности решать эффективно эти задачи становлюсь

на этом подробнее.
Уважаемые коллеги! Одной из самых актуальных задач считаю обеспечение граждан

доступным жильем. Это по-прежнему - очень болезненный вопрос для большинства

людей в России. Благоустроенное жилье важно и для отдыха, и для работы, и для

создания нормальной семьи. Между тем, даже нынешний рост доходов не всегда
позволяет людям приобретать жилье и улучшать его качество. Отсюда - низкая
мобильность населения, не позволяющая людям перемещаться по стране в поисках

подходящей работы.
Очень многие люди, надо признать это, все еще живут в ветхих, аварийных домах
и
квартирах. Строится - мало, а то, что строится, еще часто не отвечает
современным стандартам безопасности и качества. Причем новое жилье могут
позволить себе купить лишь люди с высокими доходами. Отсутствие такой
возможности у молодых семей сказывается на их планах по рождению детей. И еще

довольно часто в одной квартире вынуждены проживать сразу несколько поколений.
Вывод очевиден: старые методы и подходы - они и раньше-то не решали проблему,
а
сегодня - попросту не работают. Надо прекратить обманывать людей, вынуждая их

годами и десятилетиями стоять в очередях на получение жилой площади. И
обеспечить возможности ее приобретения на рынке для основной части работающего

населения России, одновременно с этим - гарантируя предоставление малоимущим

гражданам социального жилья.
Правительство, региональные и местные органы власти должны ориентироваться на

то, чтобы к 2010-му году минимум треть граждан страны (а не одна десятая, как

сегодня) могли бы приобретать квартиру, отвечающую современным требованиям.
Приобрести - за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов.
Для этого жилищное кредитование - должно стать долгосрочным и доступным для
граждан. А чтобы рост спроса на жилье не привел только к скачку цен, следует

обеспечить конкурентные условия для жилищного строительства. Какие действия
здесь надо предпринять? В целом они известны. В общих чертах их назову.
Первое. Нужны финансовые механизмы, позволяющие улучшать жилищные условия не

только за счет текущих заработков и имеющихся сбережений, но и в счет будущих

доходов людей. Нужны ясные правовые условия для развития долгосрочного жилищного

кредитования - как граждан, так и профессиональных застройщиков.
Ипотека должна стать доступным способом решения проблем для людей со средними

доходами. Разумеется, нужны и другие формы финансирования - такие, как участие

граждан в долевом строительстве и жилищно-накопительных программах. И на решение

всех этих задач должны эффективно работать государственная система регистрации

прав на недвижимость, бюро кредитных историй, развитый рынок ипотечных ценных

бумаг. Нужно все это делать.
Второе. Необходимо разрушить монополии на строительных рынках. Граждане России

не обязаны оплачивать стоимость административных барьеров, создаваемых в
строительстве, а также сверхприбыли застройщиков - монополистов. Принятие
муниципалитетами четких правил землепользования и застройки, упрощение процедур

разрешений и согласований на строительство, подготовка необходимой
инженерно-коммунальной инфраструктуры - все эти меры должны быть направлены на

сокращение времени и затрат по строительству.
Третье. Принципиальным вопросом являются гарантии права собственности
добросовестных приобретателей жилья. Сделки на рынке жилья должны проходить
только по прозрачным, понятным людям и, что немаловажно, недорогим процедурам.
И, наконец, последнее. Надо навести порядок в сфере предоставления социального

жилья. Получение жилья по договору социального найма должно стать доступным для

тех, кто в нем действительно нуждается. Кроме того, следует предусмотреть
дополнительные меры по целевой поддержке отдельных категорий граждан, в
особенности - молодых семей. Кое-что мы начали в этом отношении делать, пока
-
совершенно недостаточно. Нужно наращивать эти усилия.
Теперь - о модернизации здравоохранения. Мы уже не первый год об этом говорим,

но преобразования здесь идут вяло, медленно и пока - не дают каких-либо значимых

результатов.
Сегодня по важнейшим показателям здоровья Россия уступает многим странам. Так,

продолжительность жизни у нас на 12 лет ниже, чем в США, на 8 лет - ниже чем
в
Польше, на 5 лет - ниже чем в Китае. Прежде всего, это связано с высокой
смертностью в трудоспособном возрасте. Детская смертность - хотя и сокращается
-
но все равно остается в полтора-два раза выше, чем в развитых странах.
Одной из главных причин такого положения дел остается неэффективность
отечественного здравоохранения. И по сей день во всей системе предоставления

медицинских услуг их качество и доступность продолжают снижаться, а затраты
только растут.
Гарантии бесплатной помощи часто носят декларативный характер. А люди так и не

понимают, что могут получить бесплатно, а за что - должны доплачивать. При этом

в самом сложном положении оказываются наименее обеспеченные люди. Они вынуждены

тратить на медпомощь непомерно высокую долю своего и так небольшого дохода. Или

- даже отказывать себе в элементарных лекарствах, что просто недопустимо.
Главная цель модернизации российского здравоохранения - повышение доступности
и
качества медицинской помощи для широких слоев населения. Из этого прежде всего

следует, что гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны
и
понятны. И по каждому заболеванию должны быть выработаны и утверждены стандарты

медицинских услуг - с обязательным перечнем лечебно-диагностических процедур
и
лекарств, а также - с минимальными требованиями к условиям оказания медпомощи.

Причем, такие стандарты должны действовать в каждом населенном пункте Российской

Федерации. И только дополнительная медпомощь и повышенный уровень комфортности

ее получения должны оплачиваться пациентом.
Детализация стандартов дает возможность посчитать реальную стоимость этих услуг

и перейти от сметного принципа содержания медицинских учреждений к оплате за

оказанный объем и качество медицинской помощи. Причем, такая оплата должна
производиться в соответствии с принципами обязательного страхования. И
одновременно - надо создавать стимулы для развития добровольного медицинского

страхования.
Правительство и парламент должны обеспечить правовую базу обязательного
медицинского страхования, государственных гарантий медицинской помощи, частной

медицинской практики, оказания платных услуг.
Следующая важная задача - это развитие отечественного образования. Хочу
подчеркнуть: российское образование - по своей фундаментальности - занимало и

занимает одно из ведущих мест в мире. Утрата этого преимущества абсолютно
недопустима. Условия глобальной конкуренции требуют от нас усиления практической

направленности образования. А это в первую очередь означает повышение требований

к профессиональному хочу подчеркнуть образованию - профессиональному в широком

смысле этого слова.
Сегодня профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда.

Более половины выпускников вузов не находят работу по специальности. Массовый

охват высшим образованием сопровождается снижением уровня преподавания.
При этом, по сравнению с советским периодом, почти утроился прием в вузы и число

поступающих в них - фактически сравнялось с числом выпускников средних школ.
Ну
кому это надо? И при таком количестве дипломированных специалистов у нас
сохраняется дефицит квалифицированных кадров, остро необходимых стране.
Одна из самых серьезных проблем - это недоступность качественного образования

для малоимущих. Обучение сопровождается дополнительными платежами, которые не

каждый может себе позволить. Сокращение общежитий, маленькие стипендии не
позволяют детям из малообеспеченных семей - особенно из отдаленных городов и
сел
- получить качественное образование.
Между тем, результативность реформ в этой сфере сегодня следует измерять по
показателям качества образования, его доступности и его соответствия
потребностям рынка труда. И в этой связи назову следующие целевые ориентиры.
Первое. Выпускники школ - независимо от имущественного положения родителей -

должны иметь возможность поступать в вузы в соответствии с уровнем их знаний.

Для этого потребуется абсолютно прозрачная и объективная система оценки знаний

при поступлении в учебные заведения, воссоздание в широком масштабе
подготовительных отделений в вузах и адресное предоставление стипендий. А
молодым людям, проживающим далеко от престижных университетов, надо обеспечить

возможность для сдачи вступительных экзаменов.
Второе. Следует стремиться к тому, чтобы большинство выпускников учебных
заведений работало по специальности. Речь, разумеется, не о возврате к
директивному распределению, а о прогнозировании потребностей государства в
необходимых ему специалистах. При этом полагаю также возможным заключение
договора со студентом, который после получения бесплатного образования должен

отработать по специальности определенный срок. Либо - вернуть деньги,
затраченные государством на его обучение. И начать, видимо, надо с дефицитных

сегодня специальностей. Считаю также, что в интересах отечественного бизнеса
-
участвовать в подготовке необходимых экономике специалистов, используя для этих

целей образовательные кредиты. Эта практика уже применяется, нужно ее активнее

использовать.
Третье. Мы обязаны внедрить в практику адекватные времени образовательные
стандарты. Больше того - содержание образования должно соответствовать самым

высоким мировым стандартам. При этом нельзя забывать и о накопленных
отечественных преимуществах. И надо максимально наращивать наши возможности там,

где российское образование находится на уровне мировых требований. Или даже
превышает их - у нас есть такие области.
Мы также должны дальше интегрировать образование и научную деятельность.
Развитие вузовской науки и крупных научно-образовательных центров должно стать

приоритетной задачей.
Уважаемые коллеги! Доступность услуг образования и здравоохранения, возможность

приобрести жилье - помогут нам смягчить проблему бедности. Сейчас около 30
миллионов наших граждан имеют доходы ниже прожиточного минимума. Это - огромная

цифра. Причем, большинство бедных в стране - это трудоспособные люди.
Очевидно, что усилия государства и бизнеса должны быть направлены на дальнейшее

увеличение занятости - особенно в регионах с застойной безработицей, на развитие

малого и среднего бизнеса, на эффективное использование мер адресной социальной

поддержки.
Однако действительно надежную основу для долговременного решения социальных
проблем, в том числе и борьбы с бедностью может дать только экономический рост.
И мы вполне способны за десять лет увеличить наш экономический потенциал в два

раза, как говорили еще в прошлом году. Способны, если удержим среднегодовые
темпы роста хотя бы на уровне первого квартала текущего года. Более того - при

сохранении таких темпов мы смогли бы удвоить ВВП на душу населения не за десять

лет, а уже к 2010 году. Члены Правительства тоже аплодируют, значит они с этим

согласны.
При этом необходимым условием обеспечения высоких темпов развития остается
завершение преобразований, идущих во многих секторах экономики и социальной
сферы.
Несколько слов - о бюджетной реформе. Основной ее принцип - переход от
управления бюджетными затратами к управлению результатами. В целом -
Правительству надо сформировать систему оценки планов и показателей работы всех

органов исполнительной власти. И только на этой основе - подводить итоги, делать

выводы и корректировать политику по отдельным направлениям.
В этой связи основой формирования бюджета должны стать четко заданные цели
проводимой политики и ожидаемые результаты. А само бюджетное планирование -
приобрести долговременный характер. При этом самостоятельность
бюджетополучателей в распоряжении средствами должна сопровождаться их
ответственностью за результаты работы.
Отмечу, что достижение оптимального уровня госрасходов - подчеркну это особо
-
должно стать базовым принципом экономической политики. И так денег не так много.

Правительству надо прежде всего провести реструктуризацию огромной сети
бюджетных учреждений, которые растут как грибы по всей стране, - изменив порядок

их финансирования и сам статус значительной части таких учреждений.
Хотел бы здесь затронуть еще один важный вопрос. В стране сейчас - свыше 35тысяч

федеральных государственных учреждений, многие из которых наделены функциями
по
контролю и надзору. И они нередко просто навязывают гражданам и бизнесу свои

"услуги" по проведению экспертиз, консультаций и так далее. В этом году
Правительство должно изъять из компетенции государственных учреждений - не
являющихся органами управления - властные полномочия. Кроме того,
государственные функции, уже признанные избыточными, не должны быть
реанимированы на уровне субъектов Федерации и муниципалитетов.
Необходимо также навести порядок с государственной и муниципальной
собственностью. Я уже говорил, что каждый уровень власти должен иметь только
то
имущество, которое необходимо ему для исполнения закрепленных за ним публичных

полномочий - и не более того. Это надо иметь в виду и при дальнейшем сокращении

функций министерств и ведомств.
Предстоит также подготовиться к введению нового разграничения доходных
полномочий и расходных обязательств между уровнями бюджетной системы страны.
И
субъекты Федерации, и муниципалитеты должны знать, за исполнение каких функций
и
за предоставление каких публичных услуг они отвечают. А также - из каких
источников они их будут финансировать.
И, наконец, следует четко установить и разграничить ответственность уровней
власти в сфере социальной поддержки населения. Проблемы обеспечения доступным

жильем, вопросы образования и здравоохранения непосредственно касаются всех
субъектов Российской Федерации. И правильным будет их привлечение к активному

участию в разработке нормативно-правовых актов и системы мероприятий по
практической реализации пакета социальных программ - с учетом разграничения
полномочий между уровнями государственной власти.
В результате всех этих мер - должна появиться обновленная система межбюджетных

отношений, вырасти самостоятельность и ответственность как регионов, так и
муниципалитетов. Я знаю всю озабоченность и регионов, и муниципалитетов в ходе

решения этих вопросов. Надеюсь, что и Правительство, и депутаты обеих палат
парламента России прислушаются к этим озабоченностям, взвесят все "за" и
"против" и примут адекватные нашему времени и требованиям экономики решения.
Проведение бюджетной реформы, в свою очередь, позволит продолжить преобразования

в налоговой сфере. За последние четыре года здесь сделаны серьезные шаги. Они

уже начали приносить результаты - выросла собираемость налогов, снизились
масштабы уклонения от их уплаты, уменьшилось налоговое бремя на экономику. Но

сделано, конечно же, далеко не все.
И чтобы перейти к эффективной налоговой системе - в ближайшие два года нам надо

принять и реализовать ряд дополнительных решений. Какой должна стать налоговая

система после завершения реформы?
Во-первых, необременительной для бизнеса. И не только по уровню налоговых
ставок, но и в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговых

проверок и налоговой отчетности.
Во-вторых, она должна быть справедливой для всех экономических агентов. Условия

налогообложения должны быть равными для предприятий, работающих в одной сфере.

Налоговая система должна быть такой, которая не позволяла бы уклоняться от
уплаты налогов.
В-третьих, налоговая система у нас по-прежнему избыточно ориентирована на
фискальную функцию, в ущерб другим - прежде всего, функции стимулирования роста

конкурентоспособности. И в этой связи, налоговая система России должна быть
более благоприятной для инвестирования и развития бизнеса, - более
благоприятной, чем в странах-конкурентах. Она сама должна стать
конкурентоспособной.
Далее. Правительство неоднократно поднимало вопрос о необходимости снижения
единого социального налога. Мы должны вывести из "тени" значительную часть
оплаты труда, защитить социальные права работников и стимулировать заботу
граждан о собственном пенсионном обеспечении, снизив нагрузку на бизнес.
Другой проблемный вопрос - налог на добавленную стоимость. Наряду с изменением

процедур взимания НДС, надо пойти на дальнейшее снижение ставки налога, решить

вопрос о своевременном возмещении НДС по экспортным операциям и при
осуществлении капитальных вложений, а также - исключить, наконец,
налогообложение авансовых платежей.
Наконец, важно разграничить правомерную практику налоговой оптимизации от
случаев криминального уклонения от налогов.
Подчеркну: стабильность бюджетной и налоговой политики является важнейшим
фактором развития экономики. Эта стабильность, однако, не в состоянии устранить

всю неопределенность экономических условий ведения бизнеса. Необходима
взвешенная макроэкономическая политика. Нужно продолжать то, что у нас сложилось

в экономике в последние годы. Политика - последовательного снижения инфляции
-
до 3% в год. И создания в течение ближайших двух лет необходимых условий для

обеспечения полной конвертируемости рубля. Мы знаем о принятых в этой сфере
законах. Знаем, что и Правительство, и Центральный банк такую задачу ставят.
Но
создают для себя более комфортные условия - где-то к 2007 году. Можно, вполне

можно сегодня намного быстрее.
Мы также должны создать эффективную систему использования природных ресурсов.

Нам нужны прозрачные, некоррупционные условия доступа к ним, например - с
помощью аукционов. Надо перейти от административных разрешений к полноценным

договoрам - с четким определением прав и ответственности как государства, так
и
предпринимателей. Обеспечить предсказуемость и стабильность таких отношений.
Система ресурсных платежей - тоже требует изменений. Она должна предоставить

равные условия конкуренции как внутри добывающего сектора, так и между
добывающими и перерабатывающими отраслями. А также - обеспечить рациональное

использование природных ресурсов. Полагаю, что новый Лесной кодекс и Закон о

недрах должны ответить на все эти вопросы.
Уважаемое Собрание! Среди наиболее значимых задач, стоящих перед страной, хотел

бы особо выделить еще одну - это развитие транспортной инфраструктуры. С учетом

масштабов России и географической удаленности отдельных ее территорий от
политических и экономических центров страны - я бы сказал, что развитие
инфраструктуры это больше, чем экономическая задача. Ее решение прямо влияет
не
только на состояние дел в экономике, но в целом - на обеспечение единства
страны. На то, чувствуют ли себя люди гражданами единого и большого государства.

И могут ли пользоваться его преимуществами.
Сегодня изношенность и низкая плотность дорожной сeти, нефтепроводов,
газотранспортной системы и инфраструктуры электроэнергетики накладывают
серьезные ограничения на развитие всей российской экономики.
Предприятия не могут нормально функционировать, если нельзя быстро и недорого

доставлять товары. Неразвитая дорожная и портoвая инфраструктура уже сейчас
стала тормозом для экспорта, поскольку не в состоянии справиться с возрастающим

объемом грузов. И совершенно очевидно, что при наших климатических условиях и

протяженной территории инфраструктурные издержки являются значительной частью

стоимости многих видов товаров и услуг. Вместе с тем, современная, хорошо
развитая транспортная инфраструктура способна превратить географические
особенности России в ее конкурентное преимущество.
Что нужно для этого сделать? Прежде всего - объединить экономические центры
страны, предоставить беспрепятственный выход хозяйствующим субъектам на
региональные и международные рынки и одновременно - обеспечить предоставление

инфраструктурных услуг мирового уровня.
Правительство должно найти эффективные механизмы контроля качества и издержек

при строительстве новых объектов. Кардинально изменить положение может только

создание конкурентной среды.
Государство, вместе с тем, еще длительное время - обращаю на это внимание,
убежден в этом, - еще длительное время должно будет контролировать развитие
инфраструктуры страны. Вместе с тем, частные инвестиции могут внести весомый

вклад в создание разветвленной транспортной инфраструктуры высокого качества
и
надежности.
Однако для частного капитала крайне важна определенность планов государства.
С
этой точки зрения - Правительству предстоит объявить о своих планах и проектах,

об условиях их реализации. Такие проекты есть, их нужно быстрее дорабатывать.

Напомню некоторые из них.
К примеру, в нефтяном секторе речь идет о диверсификации поставок нашей нефти.

Такие планы хорошо известны. Это - расширение пропускной способности Балтийской

трубопроводной системы, введение в действие нефтепроводов Западная Сибирь -
Баренцево море, определение маршрутов с месторождений Восточной Сибири, обход

проливов Босфор и Дарданеллы, интеграция нефтепроводов "Дружба" и "Адрия".
Между тем, уже не первый год Правительство не может определиться по приоритетам.

И вопрос, прямо скажем, перезрел. Обращаю внимание, что ориентиром для принятия

необходимых решений должна быть реализация общегосударственных задач, а не
интересы отдельных компаний.
Что касается газотранспортной системы, то здесь надо прежде всего развивать
газораспределительную сеть внутри нашей страны - включая расширение системы на

восток России. В части экспорта важнейшим является строительство
Северо-Европейского газопровода. Он позволит диверсифицировать экспортные
потоки, напрямую связав сети России и страны Балтийского региона с
общеевропейской газовой сетью.
Для России также важна модернизация дорог - не только соединяющих основные
экономические центры страны, но и имеющих транзитное значение. Опорную сеть
дорог надо последовательно ориентировать на интеграцию в общеевропейскую
дорожную сеть и - через Транссибирский коридор - связать ее с дорожной сетью

Дальневосточного региона. Другой проект - это строительство и реконструкция
автомагистралей в коридоре "Север-Юг". Кое-что здесь уже делается. Нужно
продолжать эту работу.
Такие проекты позволят обеспечить межрегиональные и транзитные потоки на
основных направлениях международных перевозок. И что немаловажно - развивать

территории, прилегающие к соответствующим магистралям.
И последнее. Мы давно говорим о платных дорогах. Полагаю, нам надо начать
реализацию таких проектов по основным магистралям - разумеется, наряду с
существующими бесплатными. Уже в самое ближайшее время Правительство должно
определить их перечень.
К задачам общенационального масштаба, безусловно, относится и модернизация
армии. Боеспособные, технически оснащенные и современные Вооруженные Силы нужны

нам для надежной защиты государства. Для того, чтобы мы могли спокойно решать

внутренние социально-экономические задачи.
Мы должны обезопасить нашу страну от любых форм военно-политического давления
и
потенциальной внешней агрессии. И в этой связи важнейшей задачей остается
модернизация наших Вооруженных Сил. Включая оснащение стратегических ядерных
сил
самыми современными системами стратегических вооружений. У нас все для этого

есть. А также - оснащение других видов и родов Вооруженных Сил соответствующим

оружием тактического и оперативного назначения. Хотел бы вновь отметить:
адекватное качество вооружений - это характеристика, напрямую определяющая
степень боеготовности современной армии.
Мы также приступаем к реформе социальных гарантий военнослужащих. Для них будет

создана ипотечно-накопительная система. Через 3года после вступления в нее
военнослужащий сможет получить жилье на условиях ипотечного кредита. Полагаю

также, что задачи военного образования для подготовки специалистов уникальных

профессий, необходимых современной армии, можно решать и на базе гражданских

вузов.
Хотел бы подчеркнуть: для успешной модернизации всей военной организации
государства нам необходимо четко знать, как тратятся немалые деньги - в том
числе на обеспечение военнослужащих жильем, на военную медицину, на образование.

Кроме того, в армии и других силовых ведомствах накоплено огромное имущество.
И
оно также нуждается в оценке и в эффективном управлении. Прозрачная военная
экономика - это необходимое условие реформы. Все эти шаги должны повышать
престиж и привлекательность военной службы.
Прошу иметь в виду Министерство обороны и Правительство в целом: объемы
затрачиваемых средств, интересы обороноспособности страны, а также - важные
социальные параметры реформы делают обязательным наличие гражданского контроля

за эффективностью идущих в армии преобразований.
Уважаемые коллеги! Подъем экономики, политическая стабильность и укрепление
государства благотворно сказались на международных позициях России. Мы сумели
в
значительной мере придать нашей внешней политике и динамичный, и прагматический

характер.
Очевидно, что масштаб задач, стоящих перед страной, сегодня существенно
изменился. И надо сделать внешнюю политику адекватной целям и возможностям
нового этапа развития. Иначе говоря - использовать инструменты внешней политики

для более ощутимой практической отдачи в экономике, в реализации важнейших
общенациональных задач.
Нашим приоритетом остается работа по углублению интеграции на пространстве
Содружества Независимых Государств. В том числе - в рамках Единого
экономического пространства, Евразийского экономического сообщества. Это, без

преувеличения, одно из условий региональной и международной стабильности.
Убежден, Содружество должно результативно работать на граждан наших государств.

Работать - через обеспечение максимальной открытости экономик. Через устранение

барьеров на пути взаимной торговли и информационных потоков, деловой и
общественной инициативы, прямых человеческих контактов.
Мы заинтересованы в дальнейшей интеграции российской экономики в мировое
хозяйство, включая присоединение на выгодных для нас условиях к ВТО. Усиление

конкуренции на мировых рынках побуждает развитые страны наращивать поддержку

своим производителям и экспортерам. МИДу России и Правительству в целом нужно

изыскивать более эффективные способы для увеличения российского экспорта, для

надежной защиты интересов российских компаний за рубежом.
Такой подход особенно важен сейчас - когда Россия и ЕС уже непосредственного

граничат друг с другом. Нужно, чтобы расширение Евросоюза сближало нас не только

географически, но и экономически, и духовно. Убежден, в этом - залог успеха не

только российского, но и всего европейского бизнеса. В этом - и новые рынки,
и
новые инвестиции. В целом - новые возможности для будущего Большой Европы.
Мы будем дальше развивать политический и экономический диалог с США и такими

крупнейшими партнерами, как Китай, Индия, Япония, будем работать с другими
странами. Существенным резервом развития торгово-экономических, культурных и

гуманитарных связей является также приграничное и межрегиональное
сотрудничество.
Очевидно, что необходимым условием решения названных задач является надежная

безопасность России, нерушимость ее границ. И адекватный ответ на наиболее
острые угрозы XXI века - международный терроризм, распространение оружия
массового уничтожения, региональные конфликты - можно дать лишь солидарными
усилиями мирового сообщества, с опорой на инструменты ООН и международное право.
Терроризм - несет угрозу жизни и правам человека, дестабилизирует государства
и
целые регионы мира, встает на пути экономического и социального прогресса. И

сегодня международные террористы продолжают совершать акты насилия и убийства

мирных граждан. Делают попытки спровоцировать хаос и дестабилизировать
обстановку в различных регионах мира. И Россия, к сожалению, не является здесь

исключением.
Несмотря на подобные провокации - включая недавнее политическое убийство лидера

Чечни и попытку дезорганизовать работу законно избранных органов власти
республики - наша линия в борьбе с террором остается неизменной и
последовательной. Никто и ничто не остановит Россию на пути укрепления
демократии, обеспечения прав и свобод человека.
Мы будем и дальше работать над развитием международно-признанных правовых
инструментов и коллективных механизмов нейтрализации глобальных угроз. Задачу

укрепления антитеррористической коалиции - считаю одной из важнейших.
Хотел бы при этом заметить, что никакие ссылки на необходимость борьбы с
терроризмом не могут быть аргументом для ограничения прав человека. А на
международной арене - для создания необоснованных сложностей для общения между

людьми.
Завершая внешнеполитическую тему, подчеркну: российское общество должно видеть

практические результаты нашей работы на международном направлении. Это -
обеспечение безопасности личности, расширение возможностей для
предпринимательства, эффективная защита прав соотечественников за рубежом.
Рассчитываю, что в сотрудничестве с Федеральным Собранием мы сможем еще более

продуктивно работать на всех вышеназванных направлениях.
Уважаемые депутаты Государственной думы, члены Совета Федерации! Преемственность

стратегического курса, продолжение преобразований - уже проверенных практикой

последних четырех лет - является основой нашего дальнейшего стабильного
развития. При этом единственным источником и носителем власти в Российской
Федерации является ее многонациональный народ. И только народ - через институты

демократического государства и гражданского общества - вправе и в состоянии
гарантировать незыблемость нравственных и политических основ развития страны
на
многие годы вперед. Вместе с тем, мы обязаны дать критическую оценку и состоянию

нашей демократии.
Является ли политическая система в ее нынешнем виде инструментом реального
народовластия? И насколько продуктивен диалог власти и общества? Очевидно, что

молодая российская демократия добилась в своем становлении значительных успехов.

И кто их сегодня упорно не замечает, не хочет замечать, - тот не вполне
искренен. Но все же наше общественное устройство - пока далеко от совершенства.

И надо признать: мы в самом начале пути.
Без зрелого гражданского общества - невозможно эффективное решение насущных
проблем людей. Качество их повседневной жизни прямо зависит от качества
общественно-политической системы. И здесь у нас конечно есть еще немало
вопросов.
Хотел бы напомнить: любая власть прежде всего означает большую ответственность.

Недопустимо, когда цивилизованная политическая конкуренция подменяется корыстной

борьбой за статусную ренту. Когда финансовая сторона деятельности политических

объединений по-прежнему скрыта от общественности. Когда рынок избирательных
технологий и лоббистских услуг ориентируется прежде всего на теневой сектор.
И
все это - на фоне унылого однообразия большинства партийных программ.
Несколько слов - о роли неполитических общественных организаций. В нашей стране

существуют и конструктивно работают тысячи гражданских объединений и союзов.
Но
далеко не все они ориентированы на отстаивание реальных интересов людей. Для

части этих организаций приоритетной задачей стало получение финансирования от

влиятельных зарубежных фондов. Для других - обслуживание сомнительных групповых

и коммерческих интересов. При этом острейшие проблемы страны и ее граждан
остаются незамеченными.
Должен сказать, что когда речь идет о нарушениях фундаментальных и
основополагающих прав человека, об ущемлении реальных интересов людей - голос

подобных организаций, подчас, часто даже не слышен. И это неудивительно: они

просто не могут "укусить руку", с которой кормятся. Разумеется, подобные примеры

не могут быть для нас поводом для обвинений гражданских объединений в целом.

Думаю, что подобные издержки неизбежны и носят временный характер.
Чтобы снизить эти издержки и стимулировать дальнейший рост институтов
гражданского общества, не нужно ничего изобретать. И наш собственный, и мировой

опыт уже доказал продуктивность целого ряда подходов. Так, необходимо постепенно

передавать негосударственному сектору функции, которые государство не должно
или
не способно эффективно выполнять.
Имеет также смысл использовать и накопленный в ряде регионов России опыт работы

общественных палат. Такие - постоянно действующие негосударственные организации

могут обеспечивать независимую экспертизу важнейших нормативных актов. Актов,

непосредственно затрагивающих интересы граждан.
Теснее сотрудничать с гражданскими структурами должны и политические партии.

Непосредственная связь с людьми, с обществом поможет улучшить качество народного

представительства на всех уровнях. И партии должны быть заинтересованы в
расширении своих рядов, укреплении материальной базы, интеллектуального и
кадрового потенциала. В том, чтобы активно создавать фракции в региональных
парламентах, участвовать в работе органов местного самоуправления.
Партии должны повышать уровень политической культуры, осваивать навыки
межпартийного диалога и коалиционных действий. Должны учиться приходить к власти

и расставаться с ней по воле народа.
Еще раз подчеркну: радикальный пересмотр экономической политики, какое бы то
ни
было ограничение прав и свобод граждан, кардинальное изменение
внешнеполитических ориентиров - любые отклонения от выбранного и, я бы больше

сказал, выстраданного Россией исторического пути - могут привести к необратимым

последствиям. И они должны быть абсолютно исключены.
Уважаемые друзья! Сегодня я говорил о важнейших общенациональных задачах.
Считаю, что создание в России свободного общества свободных людей - это самая

главная наша задача. Но и самая сложная.
Главная - потому что несвободный, несамостоятельный человек не способен
позаботиться ни о себе, ни о своей семье, ни о своей Родине. Сложная - потому

что свободой не всегда дорожат. Еще реже умеют ею распорядиться. Созидательную

энергию, предприимчивость, чувство меры и волю к победе нельзя ввести указом,

нельзя импортировать, нельзя позаимствовать.
Добиваясь роста благосостояния граждан - мы будем и дальше сохранять и
отстаивать демократические завоевания народа России. Будем укреплять
безопасность государства и добиваться цивилизованного, основанного на
международном праве решения ключевых вопросов мировой политики.
Рассчитываю при этом на конструктивное сотрудничество всех ветвей и всех уровней

власти.
Рассчитываю на поддержку и солидарность всех граждан России.
На их веру в себя. В свои силы. В успех нашей страны.
Благодарю за внимание.

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Адрес подписки:
Написать в лист: mailto:country.ru.kmvbezgranits-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:country.ru.kmvbezgranits--unsub@subscribe.ru

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-08-23 01:18:34 (#216593)

[kmvbezgranits-list] самоуправление - анонс! / образование / межконфессиональный

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

ОТ МОДЕРАТОРА:
Дорогие друзья! Для писем в наш лист есть отличный адрес:
country.ru.kmvbezgranits-list@subscribe.ru
Любое письмо будет прочитано подписчиками, если в строке
"тема" имеется однозначный указатель:
[kmvbezgranits-list] + ваша тема

23 августа 2004 года

Анонс и новости:

1. ПЯТИГОРСК РАЗРАБАТЫВАЕТ НОВОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
[самоуправление]
2. ДЕФОЛТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ [образование]
3. КРАЕВОЙ ПЕДСОВЕТ. ВРЕМЕНА МЕНЯЮТСЯ - ШКОЛА ОБНОВЛЯЕТСЯ [образование]
4. РОЖДЕННЫЙ В ПЯТНИЦУ [краеведение, межэтнический мир]
5. СТАВРОПОЛЬЕ ВЫИГРАЛО ТЕНДЕР МЕЖДУНАРОДНОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ
И РАЗВИТИЯ [образование]
6. НА СТАВРОПОЛЬЕ 70 КВАРТИР БУДУТ ПРИОБРЕТЕНЫ ДЛЯ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ
[образование]
7. НА СТАВРОПОЛЬЕ ИДЕТ ПЕРЕХОД ШКОЛ НА ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ [образование]

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

1

Дата публикации: 21 августа 2004 года
Источник: http://www.regnum.ru/allnews/311690.html

ПЯТИГОРСК РАЗРАБАТЫВАЕТ НОВОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Вопросы развития территориального общественного самоуправления,
новые формы самоорганизации граждан будут обсуждаться 25 августа
в администрации Пятигорска (Ставропольский край). Как стало
известно корреспонденту ИА REGNUM, в этом курортном городе
пройдет заседание круглого стола "Территориальные инициативы
горожан - здоровая основа развития города".
Актуальные проблемы развития общественных инициатив пятигорчан
будут обсуждать представители власти, общественных объединений,
домовых и квартальных комитетов, жилищных кооперативов и
товариществ собственников жилья. Особое место во встрече
будет уделено положительному опыту, накопленному местными
ТСЖ. Дело в том, что в течение 3 месяцев в Пятигорске
осуществлялся проект "Наш дом" товарищества собственников
жилья "Зеркало-3". Были проведены выборочное анкетирование
населения, просветительские работы, консультации,
подготовлено методическое пособие "Дом и его хозяин". Все
это явилось предпосылками плодотворного диалога между местной
администрацией, активистами общественного самоуправления,
бизнесменами и журналистами. По итогам работы круглого стола
планируется принять обращение к общественности и жителям города.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

2

Дата публикации: 21 августа 2004 года
Источник: http://www.stapravda.ru/2004/08/21/2004-08-21-04.shtml

ДЕФОЛТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Лариса ПРАЙСМАН

В Ставрополе состоялось краевое августовское педагогическое
совещание. В этом году оно было посвящено развитию современных
педагогических технологий в условиях модернизации образования.
В совещании, кроме педагогов, приняли участие члены правительства,
депутаты Госдумы края, работники министерств и ведомств, главы
и заместители районных и городских администраций.
С приветствием выступил губернатор края Александр Черногоров. Он
отметил, что система образования Ставрополья является одной из
лучших в России. Стабильность экономики последних лет позволила
финансировать ряд краевых целевых программ, касающихся обучения
и воспитания школьников и молодежи. И если остальные мероприятия
из плана первоочередных действий губернатора в настоящий момент
профинансированы на 52 процента, то в образовании они сегодня
уже выполнены на 98 процентов.
Основной доклад сделал министр образования СК Алексей Шабалдас,
который поставил перед педагогами задачи в рамках модернизации
общего и профессионального образования.
Новый поворот темы открыла своим выступлением ректор Ставропольского
государственного педагогического института, профессор Людмила Редько.
Вспомнив дефолт августа 1998 года, она заявила, что принятый в этом
августе Госдумой России пакет документов по образованию (в
педагогической среде его называют взрыв-пакетом ) стал дефолтом
российского образования. Л. Редько имела в виду, что в новой
редакции (она уже принята в двух чтениях) закон Об образовании
секвестирован на треть. Государство снимает с себя основные
обязательства перед населением, касающиеся образования детей
и молодежи. Из президиума ректора СГПИ поддержал губернатор,
который предложил избирателям спросить с депутатов Госдумы
РФ, почему они приняли подобный закон, а средствам массовой
информации - публиковать, кто из наших земляков, представляющих
край в ГДРФ, и как голосовал... Коснулись этой темы в своем
выступлении директор СШ села Гофицкого Петровского
района Геннадий Батищев и другие.
Были затронуты проблемы реструктуризации сети образовательных
учреждений сельских районов, здоровьесберегающих технологий,
личностно ориентированного подхода к обучению в колледжах и ПТУ.
Участников совещания приветствовала заместитель председателя
Госдумы Ставропольского края Любовь Волошина. В мероприятии
также приняла участие заместитель председателя правительства
СК Алла Золотухина.
Совещание приняло рекомендации, в частности - обратиться в
Министерство образования и науки РФ с предложением поддержать
сельские школы; провести в октябре этого года краевой съезд
филологов; завершить полную комплектацию современной компьютерной
техникой общеобразовательных учреждений края и т. д.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

3

Дата публикации: 21 августа 2004 года
Источник: Ставропольские губернские ведосмости, 151,

КРАЕВОЙ ПЕДСОВЕТ. ВРЕМЕНА МЕНЯЮТСЯ - ШКОЛА ОБНОВЛЯЕТСЯ
Лариса Ракитянская.

В городском Дворце детского творчества прошло традиционное краевое
совещание педагогических работников. Тема его современные
образовательные технологии в школе. Она оказалась настолько
обширной, что организаторы августовского педсовета решили не
дробить совещание на заседания отдельных секций, а рассмотреть
все детали в комплексе.
К участию в краевом педагогическом совещании пригласили членов
правительства края, представителей Госдумы, руководителей
управлений образования, директоров школ, педагогов, ректоров
вузов всех тех специалистов, для кого 1 сентября начинается
основной рабочий процесс.
С большим докладом выступил губернатор Ставропольского края
Александр Черногоров. Он отметил, что система образования
в нашем крае считается одной из лучших в стране. Глава края
определил приоритеты развития образования, проанализировал
успехи и достижения, поблагодарил учительство за тяжелый
каждодневный труд по воспитанию подрастающего поколения,
обозначил проблемы в сфере образования. К числу самых
трудных и первоочередных задач он отнес кадровое обеспечение
школы, организацию профессиональной подготовки, социальную
защиту педагогов. Кроме того, губернатор отметил, что в крае
стабильными темпами шло оснащение школ компьютерной техникой:
в прошлом учебном году 136 сельских школ Ставрополья были
подключены к интернет-системе, еще 33 будут иметь доступ
к сети.
Говорил губернатор и об обеспечении школьной формой городских
и сельских школ: в крае делается ставка не на унифицированную
одежду, а на аккуратность, строгость и опрятность.
Школа является приоритетным направлением работы правительства
и Госдумы края, подчеркнул губернатор. Этот факт подтверждается
тем, что ежегодно увеличивается бюджетное финансирование
образовательной сферы, а в качестве моральной поддержки
учительству планируется установить в городе Ставрополе, перед
зданием СГУ, памятник Первой учительнице.
Предстоит немало сделать и в области социальной защиты
педагогов: с целью закрепления кадров на селе следует более
предметно заниматься обеспечением учителей жильем, приобретая
его в том числе и на вторичном рынке, отметил А.Черногоров.
Кроме того, считает губернатор, правительству и Госдуме края
необходимо сделать все, чтобы сохранить для сельских учителей
жизненно необходимые льготы. Есть и другие планы, разработанные
совместно с минобразования края, связанные с материальной
поддержкой молодых учительских кадров.
О необходимости разработки нормативно-правовых механизмов
образовательной деятельности и внесении соответствующих
изменений в Закон Ставропольского края Об образовании говорила
первый зам. председателя Госдумы края Любовь Волошина.
Она также коснулась ряда проблем, связанных с переходом
школ на профильное обучение. Л.Волошина похвалила министра
образования за настойчивость и упорное вышибание всех
возможных средств на образование.
На августовском педсовете выступил и министр образования
Ставропольского края Алексей Шабалдас. Он отметил, что
вопрос, вынесенный на обсуждение в канун нового учебного
года, действительно заслуживает повседневного внимания всех
специалистов: важно, чтобы современными образовательными
технологиями владел сегодня каждый педагог, ведь от этого
напрямую зависит эффективность общения учителя и ученика.
Это, считает министр, и есть главная методология партнерства,
основной ориентир и приоритет школы XXI века.
А.Шабалдас говорил о необходимости сочетать современные
средства обучения с традиционными подходами к воспитанию
духовно богатой и нравственной личности. В этой связи он
попросил учителей внимательнее относиться именно к духовной
составляющей образовательного процесса: ни в коей мере
не препятствовать изучению основ православия или других
религий, однако помнить: мы живем в поликультурной среде.
В нашем крае с его многонациональным составом следует
больше внимания уделять воспитанию толерантности, помня при
этом, что именно русская культура, русский язык являются
стержневыми в нашем крае, цементирующим и объединяющим
народы началом.
Именно тему толерантности предложил Ставропольский край
обсудить на открывающемся 23 августа интернет-педсовете,
сказал министр.
На августовском педсовете царила праздничная, приподнятая
атмосфера: все выступающие поздравили педагогов края
с наступающим учебным годом и Всероссийским праздником
Днем знаний.
На совещании большой группе педагогов края были вручены награды.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

4

Дата публикации: 21 августа 2004 года
Источник: http://www.stapravda.ru/2004/08/21/2004-08-21-08.shtml

РОЖДЕННЫЙ В ПЯТНИЦУ
Магинур ПРИХОДЬКО, Анна ЛУПАШКО

Джума в переводе с арабского означает пятница - святой день
у мусульман. Именно в такую счастливую пятницу 75 лет назад
родился Джумасет Ильясов. Тогда в приземистую мазанку его отца,
прижимая седую бороду к груди, вошел аульский мулла. Он прочитал
молитву и, нагнувшись над младенцем, несколько раз произнес:
Имя твое Джумасет!
Их аул лежал в древней степи, рядом несла живительную влагу река
Кума. С детства полюбил Джумасет степные просторы, песни
жаворонков, весенние разливы тюльпанов и маков. В его душе
красота родной природы начала рождать поэтические строки, и как
знать, насколько раньше Джумасет Ильясов состоялся бы как поэт,
если бы его детство не опалила война+
В то время Джумасет выполнял роль единственного почтальона,
разносил по домам Бог весть как доходящие сюда письма от аульчан,
сражавшихся на фронтах Великой Отечественной. Он читал их
малограмотным землякам, а потом писал ответы, вкладывая в каждую
строчку всю глубину тоски близких, их веру в Победу. И
солдаты-фронтовики в каждом таком послании между строк ощущали
силу родной земли, которая хранила и оберегала их, вела в бой
и давала силы выжить.
Ему не было и 12 лет, когда в ауле появились чужеземцы, пришедшие
творить зло и насилие. Когда фашистов погнали вон, чуть ли не
на следующий день после освобождения аула, в Озек-Суате открылась
школа-интернат. И вот тогда Джумасет написал свои первые стихи,
все увиденное, пережитое легко ложилось на бумагу+
Он закончил семилетку и поступил на заочное отделение Грозненского
педучилища. 16-летним пареньком начал работать учителем начальных
классов в родном ауле. Позднее получил высшее образование и стал
преподавать историю, географию, был завучем, директором школы.
Общий стаж на педагогическом поприще у него теперь 42 года.
Д. Ильясов состоялся не только как учитель и поэт, но и как
просветитель. Великое переселение народов России оставило свои
отметины в судьбе местных туркмен. Три с половиной века живут
они на Ставрополье, вдали от своей исторической родины. У этого
малочисленного народа отсутствовала письменность, возникла угроза
потери родного языка. И только по инициативе Д. Ильясова во всех
аулах края более 20 лет назад началось преподавание туркменского
языка.
До того ему пришлось основательно поработать, дабы вернуть
землякам утерянную письменность, приблизить местный диалект
к литературному туркменскому языку. Горы книг, журналов,
проспектов перелопатил Ильясов. Встречался и переписывался
с десятками языковедов, работников культуры и образования
Туркменистана.
Это позволило Джумасету Ильясовичу в числе первых издать
на Ставрополье книги на родном языке. Так, в 1982 году вышли
в свет Поговорки ставропольских туркмен . В 1994-м Академия
наук Туркменистана выпустила его книгу Ставропольский салам .
Еще через пять лет издается сборник стихов Проснувшаяся поэзия .
С его творчеством знакомы читатели нефтекумской районной
газеты Восход , стихи Д. Ильясова публиковались в центральных
газетах Туркменистана.
Джумасет Ильясов достойно прожил много лет с единственной
избранницей Айшат Джумаевной. У него шестеро детей, 17 внуков
и 7 правнуков. Кстати, сыновья Джаппар, Седар и Бахтияр тоже
отмечены поэтическим даром. Джаппар, к примеру, к юбилею отца
прислал из далекого Красноярского края свою первую книгу.
Готовит к изданию стихи младший Бахтияр, работающий сегодня
строителем в Ставрополе. А дочери Бексултан и Насипхан
учительствуют в той же школе, где работал отец.
Любящие отца и мать дети подарили недавно родителям новый
добротный дом, спутниковую антенну. И теперь их телевизор
принимает 20 каналов, в т. ч. три программы из Ашхабада.
Президент Туркменистана Сапармурад Ниязов наградил Д. Ильясова
медалями За гуманизм и За любовь к Отечеству и пригласил
посетить историческую родину. Имеет Д. Ильясов и российские
правительственные награды.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

5

Дата публикации: 21 августа 2004 года
Источник: http://www.regnum.ru/allnews/311687.html

СТАВРОПОЛЬЕ ВЫИГРАЛО ТЕНДЕР МЕЖДУНАРОДНОГО БАНКА
РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ

20 сентября на Ставрополье состоялось краевое августовское
совещание работников образования. Оно посвящено отработке
педагогических технологий в условиях модернизации образования,
сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе губернатора
Ставропольского края.
В совещании приняли участие около 700 человек, в том числе
глава краевые власти. Система образования Ставропольского края
на сегодня считается одной из лучших в стране. Эта отрасль
профинансирована на 98 %. При этом, более 26 млн. рублей
израсходовано на оснащение сельских школ компьютерной
и мультимедийной техникой, комплектами учебного и
спортивного оборудования и инвентаря, обеспечение школьными
автобусами. Ставропольский край, единственный в Южном округе,
выиграл тендер Международного банка реконструкции и развития.
Эти восемь миллионов долларов будут направлены на создание
двадцати одного ресурсного центра для обучения учителей
информационным технологиям. Край один из лидеров в стране по
компьютеризации городских и сельских учебных заведений.
В текущем году 136 сельских школ Ставрополья были подключены
к сети Интернет и еще 33 будут иметь доступ к Интернету
до конца текущего года.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

6

Дата публикации: 21 августа 2004 года
Источник: http://www.regnum.ru/allnews/311688.html

НА СТАВРОПОЛЬЕ 70 КВАРТИР БУДУТ ПРИОБРЕТЕНЫ ДЛЯ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ

В новом учебном году за бюджетные средства Ставропольского
края будет приобретено 70 квартир, предназначенных для молодых
учителей, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе
губернатора Ставропольского края. Об этом говорилось на краевом
педагогическом совещании. Кроме того, в бюджете Ставрополья на
2005 год планируется предусмотреть средства и на сохранение
льгот для сельских учителей. Выпускникам вузов и педагогических
колледжей, прибывшим в школы по целевому направлению, будет
выплачиваться единовременное пособие в размере не менее трех
тысяч рублей. В планах Правительства Ставрополья увеличение
надтарифного фонда образовательных учреждений.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

7

Дата публикации: 21 августа 2004 года
Источник: http://www.regnum.ru/allnews/311689.html

НА СТАВРОПОЛЬЕ ИДЕТ ПЕРЕХОД ШКОЛ НА ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

В ближайшее время в Ставропольском крае предстоит разработать
нормативно-правовые механизмы образовательной деятельности
и внести необходимые изменения в Закон Ставропольского края
"Об образовании", сообщили корреспонденту ИА REGNUM в
пресс-службе губернатора Ставропольского края. Об этом
говорилось на краевом педагогическом совещании.
Эта необходимость вызвана тем, чтобы к новому учебному году
обеспечить полный переход общеобразовательных учреждений на
профильное обучение. Такой переход обусловлен посланием Президента
России Владимира Путина Федеральному Собранию страны, где была
поставлена четкая задача: усилить практическую направленность
образования, обеспечить предпрофильное и профильное обучение
учащихся в селах и городах. Необходимо также добиться
прозрачной и объективной системы оценки знаний выпускников школ
и вузов, подготовить учащихся и педагогов для участия в 2006-ом
году в Едином Государственном Экзамене.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Адрес подписки:
Написать в лист: mailto:country.ru.kmvbezgranits-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:country.ru.kmvbezgranits--unsub@subscribe.ru

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-08-23 01:11:59 (#216586)