В СТОЛИЦЕ ОПРИЧНИНЫ-4
(продолжение, начало читайте в архиве рассылки)
Начало Смуты
отрывки из книги известного краеведа Л.С.Строганова «Александровская Слобода
в смуту начала XVII века»
В шести из девятнадцати вкладных грамот, полученных Махрищским монастырем в годы
опричнины, можно увидеть в качестве послуха при сделке Василия Григорьевича Зубова.
Зубовы представляют старинный род вотчинников Кинельского стана и являлись давними
соседями монастыря. Эта была многочисленная и известная в округе фамилия. В одной
из грамот в 1569 году Василий Григорьевич Зубов выступает в качестве вкладчика,
который передает старцам Махрищского монастыря половину своей деревни Татьянино
Дулеповской земли. Послухами
были его сородичи, вотчины которых находились по соседству. Двое из них братья
Гаврила и Филипп Петра дети Зубова, вскоре оказываются в числе старцев Махрищского
монастыря с иноческими именами Герасим и Филофей. Для того, чтобы получить келью,
им наверняка пришлось поступиться значительной частью своих владений. В 1578
году старцы Герасим и Филофей, видимо, вложили остальную часть своих вотчин:
две свои доли села Ивановского и деревню Могильцы, за что получили особое положение
в монастыре, а после смерти игумена
Вассиана они становятся во главе межигуменского сопровительства. Земли Зубовых
находились на берегах реки Молокчи, там, где сейчас село Ивановское Ухтомское.
Род Зубовых сохранился до наших дней, а история их заслуживает специального исследования.
Ближайшими соседями Зубовых были средние вотчинники Таратины. До опричнины они
имели здесь сельцо Селиваново и четыре деревни: Скотово, Тукалово, Шерошенскую
и Черленскую, расположенные на правом берегу реки Молокчи, южнее села Скнятинова.
В первые дни опричнины Таратины были выселены и сельцо Селиваново с деревнями,
«запустели, а поля кустарников поросли». После отмены опричнины в 1572 году опалу
с Таратиных сняли, а их запустевшую вотчину с пустошами вернули с условием, что
эти земли они отдадут старцам Махрищского
монастыря. Поэтому в 1575 году появляется от них вкладная грамота, где сказано:
«Милости ради… яз Никита, да Дмитрей, да Посник Андреевы дети Таратина дали…отчину
свою в Кинельском стане пустое сельцо Селиваново да пустоши… (названия перечисляются),
«что нас государь царь пожаловал, велел нам тое отчину отдати со всеми угодьи…»
За этот вклад братья просят записать на вечный помин родителей, брата и двух
сестер, возможно, замученных опричниками. «А меня Никиту, - просит старший из
них, - в монастырь постричи
и келью устроити». И действительно, в последующих актах монастыря мы находим
старца Никона Таратина в одном ряду с сопроводителями Герасимом и Филофеем Зубовыми.
От вотчины Таратиных и по сей день оставалась деревня под названием Таратино.
Интересна судьба мелкого земледельца Архипа, прозвищем Салтан, сына Василия Ярцева.
Салтан владел пустошью Бачмановской, которую получил от деда своего Андрея Тупицына.
Эту пустошь Салтан Ярцев дал в 1563 году в монастырь с условием, что старцы возьмут
за это вклад его долги соседям-кредиторам, в числе которых Зубовы, Таратины и
Клобуковы. Во владения Махрищского монастыря в те же годы прибыло сельцо Тупицыно,
приобретенное игуменом Варлаамом. Местоположение данной вотчины, видимо, нужно
искать между вотчинами
Зубовых и Клобуковых, там, где сейчас находится село Лизуново.
Другой мелкий вотчинник того же Слободского стана Алистарх Посник Ивана сын Суслов
дал в 1569 году в Махрищский монастырь треть своей деревни Петрово на реке Малый
Киржач. Эта вотчина, скорее всего, находилась недалеко от села Годунова, где
и теперь стоит деревня Сусловка. Алистарх просит за вклад постричь его в монастырь.
Наверное, его жизнь оказалась в опасности, когда на его вотчину положили глаз
опричники Годуновы.
За опричный период во вкладной книге Махрищского монастыря упоминаются очень
именитые вкладчики, бабка царя Ивана по матери, вдова князя Василия Львовича
Глинского, княгиня Анна с сыном Михаилом. В 1578 году они дали старцам сельцо
Корсаково и деревню Исаково на речке Грязовице в Кинельском стане. Как известно,
там у матери царя Ивана великой княгини Елены Глинской находился вдовий надел,
именуемый Площевской волостью. Видимо, ее близкие родственники унаследовали здесь
часть земель.
За два десятилетия Махрищский монастырь, как никакой другой, удвоил свои земельные
владения. Причем, пик роста падает на конец 60-х – начало 70-х годов, когда опричный
террор достиг наивысшего предела.
(продолжение следует)
09 ноября обновлен раздел «Заметки и дневник обывателя из города Александрова»:
http://aleksandrov-gazeta.narod.ru/Aleksandrov.ru.html
Кстати, эти краеведческие материалы об истории города не сохраняются на сайте,
а «висят» там только 2-7 дней, а потом стираются и на их месте помешаются новые.
06 ноября обновлен «Список известности жителей Александрова», в который добавлено
18 новых фамилий и всего теперь стало 230 фамилий, посмотрите – не попали ли
туда ваши знакомые или Вы сами. Ну, и там же можно проголосовать за кого Вам
угодно – хоть за дворника, хоть за главу администрации:
http://aleksandrov-gazeta.narod.ru
09 ноября обновлен раздел «Самые свежие городские новости» (это может быть интересным
только жителям города Александрова): О ЧЕМ МОЛЧАЛА ВЛАСТЬ
http://aleksandrov-gazeta.narod.ru/g-00.html