Обширная территория государства Чжоу, охватывавшая
практически весь бассейн Хуанхэ, со временем распалась на множество
соперничающих между собой самостоятельных государственных образований —
изначально, наследственных уделов на территориях, заселённых различными
племенами и расположенных на удалении от столиц — Цзунчжоу
(западной — около г. Сиань) и Чэнчжоу (восточной — Лои, Лоян).
Эти уделы предоставлялись во владение родственникам и приближённым верховного
правителя — обычно чжоусцам. В междоусобной борьбе число первоначальных
уделов постепенно сокращалось, а сами уделы укреплялись и становились более
самостоятельными.
Население Чжоу было разнородным, причём наиболее крупную и
развитую его часть составляли иньцы. В государстве Чжоу значительная часть
иньцев была расселена на новых землях на востоке, где была построена новая
столица — Чэнчжоу (современная провинция Хэнань).
Для периода Чжоу в целом характерно активное освоение новых
земель, расселение и этническое смешивание выходцев из различных районов,
уделов (впоследствии — царств), что способствовало созданию фундамента
будущей китайской общности.
Период Чжоу (XI—III вв. до н. э.)
делится на так называемые Западное и Восточное Чжоу, что связано
с переездом правителя Чжоу в 770 до н. э. под угрозой нашествия
варварских племён из Цзунчжоу — первоначальной столицы государства —
в Чэнчжоу. Земли в районе старой столицы были отданы одному из союзников
правителя государства, который создал здесь новый удел Цинь. Впоследствии
именно этот удел станет центром единой китайской империи.
Период Восточное
Чжоу, в свою очередь, разделяется на два периода:
Чуньцю («Период
Весны и Осени» VIII—V вв. до н. э.);
Чжаньго («Период
Сражающихся царств», V—III вв. до н. э.).
В период Восточного Чжоу власть центрального
правителя — вана, сына Неба (тянь-цзы), правящего Поднебесной по Мандату
Неба (тянь-мин), — постепенно ослабла, а ведущую политическую роль стали
играть сильные уделы, возглавляемые удельными князьями (чжу хоу),
превращавшиеся в крупные царства. Большинство из них (за исключением окраинных)
именовали себя «срединными государствами» (чжун-го), ведущими своё
происхождение от раннечжоуских уделов.
В период Восточного Чжоу формируются основные
философские школы Древнего Китая — конфуцианство (VI—V вв.
до н. э.), моизм (V в. до н. э.), даосизм (IV
в. до н. э.), легизм.
В V—III вв. до н. э. (период Чжаньго) Китай
вступает в железный век. Расширяются сельскохозяйственные площади,
увеличиваются ирригационные системы, развиваются ремёсла, революционные
изменения происходят в военном деле.
В период Чжаньго на территории Китая сосуществовало семь
крупнейших царств — Вэй, Чжао и Хань (ранее все три входили в царство
Цзинь), Цинь, Ци, Янь и Чу. Постепенно в результате ожесточённого
соперничества верх стало одерживать самое западное — Цинь. Присоединив
одно за другим соседние царства, в 221 до н. э. правитель Цинь —
будущий император Цинь Ши Хуан — объединил весь Китай под своей властью.
Так в середине III века до н. э. завершился
период Восточного Чжоу.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 56 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.