Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Jewish Magazine

  Все выпуски  

Jewish Magazine


Доброго времени суток! Вы в ЕВРЕЙСКОМ МАГАЗИНЕ и выбор за Вами...

Сегодня в выпуске:

Еврейские парадоксы

Как только начинаешь думать или писать про дела еврейские, трудно удержаться в строгих академических рамках – евреи туда никак целиком не утрамбовываются. Все время за эти почтенные рамки вылезает то любознательный нос, то ухмыляющийся рот, то еще какая-нибудь характерная часть обманчиво немощного еврейского тела... http://mignews.blogspot.com/2010/02/blog-post_7057.html

Холокост претендует на "Оскар"

Сегодня, спустя 65 лет с момента окончания Второй мировой войны, события того времени остаются в центре внимания. Среди претендентов на премию «Оскар» этого года немало фильмов, которые обращаются к темам Холокоста и судеб еврейского народа... http://mignews.blogspot.com/2010/02/blog-post_4873.html

Есть время подумать

Предлагаем нашим читателям фрагмент речи шестого Любавичского Ребе, рабби Йосефа-Ицхака Шнеерсона. Он по-новому осветил события, которые привели к установлению этого праздника, и связал их с актуальными проблемами еврейской жизни нашего времени... http://mignews.blogspot.com/2010/02/blog-post_489.html

Астрономия и Иудаизм см.ФИЛЬМ ON LINE http://iudaizm.com/astronomija.html

Спросить у раввина. Можно ли убить совесть? Что вы скажете о понятии «совесть» с точки зрения иудаизма? Спасибо. Наталья

Рав Реувен Куклин
Отвечает Рав Реувен Куклин 

Уважаемая Наталья!

Совесть — это внутренний голос человека, который предостерегает его от совершения дурных поступков. Если человек всё же поступает аморально, его мучают угрызения совести. Источник этого голоса — йецер а-тов (доброе начало), которое есть у каждого человека. Само наличие такого голоса свидетельствует, что у человека есть душа, и служит «аргументом» против дарвинизма (ведь совесть никоим образом не помогает человеку выжить).

Не существует человека, у которого нет и никогда не было совести. Каждый рождается с той или иной мерой совести. Однако совесть можно убить. Пишет рав Хаим Фридлендер в книге Сифтей Хаим:

«Человек создан с внутренними чувствами, называемыми совестью, и он совершает свои действия в соответствии с совестью. И когда он терпит неудачу, совершая грех, совесть кричит изнутри, чтобы он исправил сделанное, раскаялся и привёл свои действия в соответствие со своим внутренним миром. Но, конечно, необходимо ухо, способное услышать крик совести. Человек может также проигнорировать или заглушить этот крик, но, в любом случае, когда он первый раз совершает грех, совесть его кричит, и мучает его, и требует раскаяться. Но если человек проигнорирует её крик, он уже не будет чувствовать, как совесть мучает его и побуждает к раскаянию. А если он повторит свой грех, то на этот раз грех убьёт совесть. С этого момента совесть не кричит и не побуждает. Совесть уже не требует от него ничего, она уже мертва».

Так рав Хаим объясняет изречение Талмуда (Кидушин 20а): «Если человек не прислушался к голосу совести, Б-г наказывает его муками». Далее он пишет:

«Пока совесть ещё жива в человеке, существует надежда, что исправление придёт изнутри: ухо сможет услышать, и тогда человек пробудится и раскается, приведёт свои дела в соответствие со своим внутренним миром. В этом случае надежда не потеряна. Но если человек продолжает грешить и приходит к нему второе бедствие — он повторяет тот же грех, — то этот грех уже представляется ему разрешённым действием. Отныне он уже не сможет услышать крик своей совести… Единственная возможность — “…пока не примет ещё одно бедствие”, т.е. может случиться так, что к раскаянию его побудят события внешнего мира — бедствия и мучения, и он раскается из-за бедствий и мучений, которые потрясут его и заставят задуматься о том, что он делает».

Обычно совесть мучает человека, когда тот чувствует, что совершил какой-то поступок, который ему не подходит. Поэтому сказали мудрецы (Пиркей Авот 2:13): «Не будь грешником в своих глазах». Объясняет Рамбам, что «если человек ценит себя низко — не будет ему страшно совершить низость».

И ещё в одной ситуации человек не чувствует угрызений совести, совершив грех. Это происходит тогда, когда он совершенно не осознаёт, что его поступки дурны. Например, есть люди, для которых позлословить о ком-то совершенно не представляется грехом. Но Тора относится к злословию как к одному из самых тяжких грехов, который, в определенном смысле, приравнивается к убийству, прелюбодеянию и идолопоклонству.

У йецер а-ра (дурного начала) есть очень грозное оружие в войне с совестью. Это оружие называется «разделение». Работает это так: обычно люди остерегаются воровать, но иногда позволяют себе проехать на автобусе «зайцем», убеждая себя, что это вовсе не кража. Йецер а-ра часто убеждает человека: то, что ему хочется сделать, вовсе не является тем аморальным поступком, совершить который он так опасается.

Из того, что сказано выше, следует, что недостаточно во всех делах руководствоваться голосом совести, ведь ее так легко «убить» или «обмануть». Человек, который хочет идти прямым путём, должен прислушаться к голосу Творца, Который говорит ему, какие действия являются добром, а какие — злом. И «услышать» его можно только с помощью изучения Торы. С уважением, Реувен Куклин http://toldot.ru

Просто анекдот...

- Абрам, я сегодня сэкономила 5 копеек.
- ?..
- Я бежала за трамваем, не понимаешь...
- Софочка, дорогая, лучше бы ты бежала за такси.

Всем Шабат шалом и Шавуа тов! - евреям и сочувствующим!

Место встречи изменить нельзя - приглашаем в ЕВРЕЙСКИЙ ЖУРНАЛ !..


В избранное