Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Jewish Magazine

  Все выпуски  

Jewish Magazine


Доброго времени суток! Здравствуйте! Шалом!

Вы снова в ЕВРЕЙСКОМ МАГАЗИНЕ, виртуальном, естественно. И перед Вами на выбор новые поступления:

Февраль в еврейской истории

4.ii.1738

270 лет назад в публичном сквере Штутгарта под восторженные возгласы тысяч горожан в птичьей клетке, изготовленной в человеческий рост, был повешен 40-летний Йозеф Зюсс Оппенгеймер. С 1732 года придворный финансист и первое доверенное лицо герцога Вюртембергского Карла-Александра. По сути некоронованного правителя герцогства. Оппенгеймер творил подлинные чудеса в раздобывании средств на дорогостоящие затеи шефа, честолюбие и аппетиты которого он сам же ловко раскручивал, проталкивая все новые и новые налоги, заведя бессовестную торговлю должностями и титулами. С легкой руки финансиста велись разорительные судебные процессы против состоятельных граждан. Законопослушные советники герцога заменялись лихими креатурами Оппенгеймера. В своих руках он сосредоточил монопольную торговлю солью, кожей, крепкими напитками, основал банк, фарфоровую фабрику. Против герцога и его нажившего смертельных врагов всесильного временщика поднялась волна ненависти. В марте 1737 года, спустя пятнадцать минут после приема депутации разъяренных граждан, угрожавших революцией, герцог скончался от инсульта. Той же ночью Оппенгеймера арестовали. После длительного и пристрастного разбирательства приговорили к смертной казни через повешение. Под страшными пытками он признал себя виновным чуть ли ни во всех обвинениях, какие только ни приходили в голову мстительным тюремщикам. Однако ни самые жестокие мучения, ни обещания помилования не склонили Оппенгеймера к принятию христианства. Особенную ярость судей вызвали его многочисленные любовные связи с христианскими женщинами, в том числе из самых аристократических кругов. Перед тем как вздернуть Оппенгеймера на перекладине, ему в последний раз предложили купить жизнь ценой отказа от веры. В ответ последовало «Шма, Исраэль!» («Слушай, Израиль!»). После казни, которую впоследствии историки квалифицировали как «судебное убийство», все штутгартские евреи были безжалостно изгнаны из города. Останки Оппенгеймера шесть лет оставались висеть в клетке, прежде чем родственникам наконец разрешили похороны. В 1925 году увидел свет всемирно известный роман Лиона Фейхтвангера «Еврей Зюсс», написанный с огромным художественным мастерством и тщательной проработкой исторических реалий. А в 1940 году под тем же названием немецким режиссером Вайтом Харланом – с учетом указаний самого Йозефа Геббельса – был снят фильм, удостоенный главной нацистской кинопремии. По окончании войны Харлана пытались привлечь к судебной ответственности как нацистского преступника, однако ему удалось выкрутиться, свалив ответственность за антисемитскую ленту на шефа нацистской пропаганды.

5.ii.1943

65 лет назад оберштурмбанфюрер СС командир полиции безопасности и СД в Минске доктор юриспруденции Эдуард Штраух отдал приказ об уничтожении еврейского населения белорусского города Слуцка. Помимо оккупационной полиции безопасности в «акции» предписывалось задействовать около 110 военнослужащих латышской добровольческой роты. Далее приказ гласил: «Обеспечение безопасности и охрана гетто возлагаются на полицию порядка. Учет и оценка остающейся в гетто собственности поручаются гауптштурмфюреру СС Мадекеру. Для выполнения этой задачи в его распоряжение предоставляется команда из двух служащих, 2 переводчиков (евреев) и 10 латышей. Доставка евреев из гетто производится под руководством штурмбанфюрера СС Графа. В его распоряжение предоставляется 6 команд, каждая из которых состоит из 1 служащего местной команды и 9 латышей. Вывоз евреев к месту переселения [т. е. расстрела] осуществляется при помощи 6 грузовиков, каждый из которых сопровождают 4 латыша. В районе переселения имеются 2 ямы. При каждой яме работает группа из 10 человек руководящего и рядового состава, которые сменяются каждые 2 часа. Обеспечение безопасности в районе переселения возлагается на унтерштурмфюрера СС Пьера с 10 латышами». Латышские добровольцы «трудились» в Белоруссии столь усердно, что сам рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, хотя и относился к ним брезгливо, как к народности «низшей расы», в июле 1943 года все же распорядился о соответствующем поощрении латышских частей: «Оценивая проявленное ими до сих пор отличное поведение, я присуждаю им служебное наименование “латышские полицейские батальоны”».

10.ii.1258

750 лет назад, 10 февраля 1258 года, выдержав лишь десятидневную осаду, перед монгольскими полчищами внука Чингисхана Хулагу-хана капитулировала столица 500-летнего Багдадского халифата, что завершило завоевание монголами Ирана, Ирака и сопредельных земель. Спустя три дня победители вошли в город и, круша и сжигая все на своем пути, превратили цветущую столицу, один из великих центров мировой учености и культуры, в дымящиеся и изгаженные развалины. Еще через неделю с изощренной жестокостью был предан смерти последний, 37-й по счету, аббасидский халиф аль-Мустасим, перебиты все его родственники, полностью истреблен аппарат управления халифатом и вырезаны до сотни тысяч горожан-обывателей. Как писал хронист, «река Тигр была сначала красной от крови, а потом черной – от чернил» (монголы бросили в воду все книги). Были уничтожены произведения художников и сказочные по мастерству изделия ремесленников. И вместе с тем, как ни удивительно, почти не пострадала в те времена крупнейшая на территории Ирака 36-тысячная еврейская община Багдада, располагавшая в городе 16 синагогами. Евреи, которые жили на здешних землях с III века, со времен, когда никакого Багдада еще не существовало, подвергались преследованиям мусульманских властей и потому поддерживали монгольских завоевателей, с приходом которых их положение существенно улучшилось. Из еврейской среды даже выдвинулись несколько высших государственных чиновников, в частности Са’д ад-Давла, в 1289 году назначенный великим визирем государства Хулагуидов. Более того, на период царствования Хулагу-хана пришелся расцвет еврейско-персидской литературы, основоположником которой и наиболее крупным еврейско-персидским поэтом признан Шахин, автор цикла героико-эпических поэм на библейские сюжеты. Самая известная из них – «Мусанаме» («Книга Моисея», 1326), поэтичное жизнеописание Моисея. По построению это произведение близко к поэме «Шахнаме» («Книга царей») основоположника персидского героического эпоса Абулькасима Фирдоуси, традициям которого Шахин, вероятно, следовал. Творчество Шахина, Имрани и других авторов позволило сохранить и создать стандарт еврейско-персидского языка. Однако с принятием на рубеже XIII–XIV веков монгольскими правителями ислама вновь начались притеснения евреев, были введены обязательные отличия в одежде и другие ограничения. В 1333 и в 1344 годах были разрушены синагоги Багдада, разграблено имущество евреев и многие из них обращены в ислам.

10.ii.1943

65 лет назад, 10 февраля 1943 года Государственным департаментом США за подписью заместителя Государственного секретаря Самнера Уэллеса по всем американским консульствам была разослана телеграмма № 354 с предписанием не принимать никаких «частных сообщений» по поводу немецких действий в отношении евреев. Этот циркуляр фактически изолировал официальные круги США от любой информации о Холокосте. 13 февраля 1943 года появилось сообщение о том, что Румыния будто бы предложила продать 72 тыс. «своих евреев» по 139 долларов «за душу», разрешив их транспортировку в Палестину на судах под флагом Ватикана. Хотя министр финансов США Генри Моргентау довел это предложение до сведения президента Франклина Рузвельта, оно было «отфутболено» Самнеру Уэллесу, который без какой-либо проверки фактического содержания сообщения квалифицировал его как «безосновательное». На самом же деле этот план действительно обсуждался в агентурных кругах с осени 1942 года, но к февралю 1943 года он был окончательно оставлен. Хотя, по свидетельствам, сам Уэллес с сочувствием относился к еврейским проблемам и симпатизировал сионистскому движению, линию на замалчивание трагедии европейского еврейства проводил с отменным рвением вплоть до своей отставки в сентябре 1943 года.

15.ii.1723

285 лет назад, 15 февраля 1723 года, в Москве, на Красной площади на высоком «срубе» (эшафоте) у Лобного места, должен был быть казнен отсечением головы 54-летний Петр Павлович Шафиров, сенатор, вице-канцлер (по-современному, министр иностранных дел), близкий сподвижник и преданный помощник Петра I, блестящий дипломат, полиглот, человек быстрого и изворотливого ума, но в то же время личность крайне склочная и невоздержанная. Внук смоленского купца – польского еврея Шафира (русская версия распространенной в Европе еврейской фамилии Шапиро), вместе с семьей принявшего крещение в 1657 году при окончательном переходе Смоленска под юрисдикцию России, сын Павла Филипповича Шафирова, возведенного в русское дворянство старшим братом Петра I царем Федором Алексеевичем, Петр Шафиров, в 1710 году первым из русских удостоенный Петром Великим баронского титула, начал свою карьеру в 1691 году скромным переводчиком Посольского приказа. Благодаря незаурядной энергии и лингвистическим способностям он быстро вознесся по служебной лестнице, и в 1719 году стал кавалером высшей российской награды – ордена Св. Андрея Первозванного. Приговор к смерти, а также к лишению всех чинов и титулов, имений и имущества был вынесен за «нарушение регламента», выразившееся, по словам исследователя архивных материалов, в том, что «Шафиров при всем Сенате разругал по-матерну обер-прокурора Скорнякова-Писарева». Следственная комиссия под давлением группировки А.Д. Меншикова всячески пыталась присовокупить к «дерзкому поведению» барона еще и казнокрадство, но при всех стараниях крупных злоупотреблений у барона обнаружить не смогла. Среди прочих обвинений фигурировало также и «сокрытие еврейского происхождения». Царь собственноручно вычеркнул этот пункт как к делу не относящийся, но тем не менее вердикт о прекращении земного существования верного служаки подписал. И вот голова несчастного уже покоится на плахе и палач заносит над ней свой «инструмент»... Но лезвие топора врубилось в дерево рядом с шеей вельможи: уважив заслуги Шафирова, царь Петр в последний момент заменил ему отсечение головы пожизненной ссылкой в Сибирь со всем семейством. Однако, еще более смилостивившись, царь дозволил Шафирову по пути в края далекие «остановиться на жительство» в Нижнем Новгороде, где на содержание бывшему богачу  вместе с семьей (в его столичном дворце по выезде хозяина разместилась Петербургская академия наук), выделялось 33 копейки в день. Впрочем, опала оказалась недолгой – в феврале 1725 года Петр умер, и сменившая его на троне Екатерина I на следующий год вернула Шафирова в столицу и сполна возвратила ему все ранее у него отобранное.

26.ii.1973

35 лет назад МВД СССР под грифом «Секретно» представило в ЦК КПСС справку «О выезде из СССР лиц еврейской национальности на постоянное жительство в Израиль». «Выезд граждан еврейского происхождения из СССР на постоянное жительство в Израиль, а до его образования в Палестину имел и имеет место во все послевоенные годы. Всего за послевоенные годы из СССР в Израиль эмигрировало около 42 тыс. человек в возрасте свыше шестнадцати лет. До 1955 года выезд допускался лишь в исключительных случаях. С 1945 по 1955 год выехало 500 чел. В последующие десять лет (1955–1965 годы) было выдано разрешений на выезд 4167 гражданам еврейской национальности, преимущественно лицам преклонного возраста. В 1965 году было принято решение об увеличении количества выездов в Израиль и установлена ежегодная квота в 1500 человек, 8 февраля 1967 года решением инстанций квота на выезд в Израиль была увеличена до 5 тыс. человек в год. Однако в связи с агрессией Израиля против арабских стран это решение реализовано не было. 9 июня 1967 года выезд советских граждан на постоянное жительство был временно прекращен. 24 июня 1968 года по решению инстанций выезд в Израиль был возобновлен, а 25 марта 1970 года была установлена квота на выезд – 3000 человек в год. Этим решением запрещалось выдавать разрешения на выезд мужчинам и женщинам, которые по закону Израиля признавались военнообязанными, а также введен порядок предварительного обсуждения характеристик на ходатайствующих на общих собраниях коллективов трудящихся по месту работы выезжающих. Количество лиц, выехавших в Израиль по годам: 1969 год – 2099, 1970 год – 872. Уменьшение количества выехавших в 1970 году объясняется тем, что к этому времени почти изжил себя принцип воссоединения разрозненных семей, который являлся основным при удовлетворении ходатайств о выезде. Кроме того, были введены более строгие ограничения на выезд лиц с высшим образованием и состоящих на воинском учете. В 1971 году эти ограничения были смягчены, в результате чего число выехавших увеличилось и составило 9901 человек. С ними выехало детей до 16 лет 3803 чел. В 1972 году рассмотрено 27 118 ходатайств, получили разрешение на выезд 25 523, выехало 21 816 человек и с ними 8 тыс. детей до 16-летнего возраста. Наибольшее количество в 1972 году выехало: из Грузинской ССР – 6614, Украинской ССР – 6567, Литовской ССР – 2595, Латвийской ССР – 1689, Узбекской ССР – 1410, г. Москвы – 878. Как и в прошлые годы, разрешения на выезд в Израиль получали лица, не осведомленные о сведениях, составляющих государственную тайну, не имеющие ценных специальностей, а также активно проявляющих националистические взгляды и приверженность к иудейской религии. Среди выехавших в 1972 году: мужчин – 10 263, женщин – 11 553, рабочих преимущественно в сфере обслуживания – 5406, служащих – 5218, пенсионеров – 2490, иждивенцев – 8663».(Борис Явеловlechaim.ru)

На прощанье, два анекдота, свеженькие, из Московского Еврейского Общинного Центра, на вечнозеленую тему...

***В командиpовке умеp Абpам. Hадо было как-то тактично, деликатно сообщить жене Абpама, чтоб та не убивалась от гоpя. Решили, что кpоме Семы никто лучше этого не сделает. Он интеллигент и дипломат. Сема отыскал кваpтиpу Абpама, позвонил. Hа поpоге появилась жена Абpама:
- В чем дело ?
Сема был обескуpажен, но не настолько, чтоб потеpять даp pечи.
- Вы знаете, мы с Абpамом были в командиpовке ?
- Знаю. И что ?
- Вы знаете, что мы пpилично заpаботали ?
- Знаю. И что ?
- Вы знаете, мы все деньги пpопили. И Абpам тоже.
- Чтоб он подох ! - вскpичала жена.
- Уже, - вздохнул Сема.

 ***Идyт два еврея по кладбищy. Остановились y могилы Рабиновича. Один говорит:
- Смотри, Хаим, как тyт хорошо, какая природа ! Птички поют, деревья зеленеют... Так бы всю жизнь и провел тyт, а потом - лег бы, прямо здесь, рядом с Рабиновичем... Хаим, а тебе бы хотелось так ?
Тот подyмал и говорит:
- Уж лyчше рядом с мадам Ботyшанской.
- Hо ведь она жива !
- Тем более !

До новых встреч! И будьте мне здоровы и счастливы! И не забывайте иногда заглянуть на http://www.mignews.blogspot.com и оформить подписку.

Шавуа тов! - всем евреям и сочувствующим!..

редакция

 

 


В избранное