Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

О Японии

  Все выпуски  

О Японии Европейский взгляд на японское искусство



Запад открыл для себя японское искусство именно в эпоху Мэйдзи. Это открытие происходило при непосредственном участии самих японцев, которые активно участвовали в разнообразных мировых выставках в Европе. Однако, как это ни печально, хотя и закономерно, усиленная модернизация привела к тому, что японцы стали думать, будто их искусство, да и все, что связано с древностью - глупые пережитки.

Молодое поколение стало вести себя также разнузданно, как сейчас. Конфуцианские сказки, в которых сын накрывал родителей своей одеждой от комаров и подставлял свое тело для маскитов - высмеивались всеми, кому не лень.

Раньше я вот лично думал, что лишь русским людям свойственно отрицание своего прошлого. Однако такое заблуждение стало возможным потому, что за прошлый век Россия-матушка пережила по меньшей мере пять революций - коренных ломок социального и политического строя. Вероятно поэтому наши соотечественники так не любят своё прошлое, а бывает даже, что плюют на него.

Между тем японцы в эпоху Мэйдзи поступали точно также: переставали ценить свои исконные традиции, обычаи... и традиционное японское искусство.

Так, например взгляды видного "западника" Токутоми Сохо сводились к тому, что "злейшими врагами молодого человека могут оказаться пожилые люди (!), которых он всегда любил и уважал. Заодно со стариками Сохо объявлял анахронизмом и всю яонскую культуру. В нынешней Японии его ничего не устраивало. Ничего за исключением географии и климата.... Больше всего его радовало островное положение страны, которое напоминало ему об Англии."

И во многом была заслуга европейцев, которые в буквальном смысле открыли японцам глаза на те сокровища, которым они обладали.

В этом плане стоит отметить деятельность Эрнеста Фенолоссы, профессора философии и этнографии, преподававшем в Токийском университете с 1878 г. В 1884 году в префектуру Нара направилась комиссия во главе с Окакурой Тэнсином, Кано Тэссэй и Э. Феноллосой.

Задача комиссии состояла в том, чтобы обследовать  буддийские храмы и синтоисткие святилища и занесение в каталог находившихся там предметов культа, которые комиссия сочла бы, ни больше ни меньше, шедеврами искусства.

Так, в храме Хорюдзи комиссия "открыла" деревянную статую VII в. , вырезанную корейскими мастерами. Вот как сам Феоллоса описывает посещение храма:

"Центральное правительство снабдило меня бумагами, которые предоставляли право  открывать хранилища и храмы. Центральное место в восьмиугольном павильоне Юмэдоно занимало большое закрытое святилище, устремлявшееся в верх, подобно колонне. Священники Хорюдзи сказали, что, согласно традиции Японии, в этом святилище находится проивзедение корейских мастеров времени правления Суйко (VI - VII вв.), но само святилище не открывалось больше двухсот лет.

Воодушевленные  перспективой обнаружения уникальной ценности, мы всячески убеждали священников продемонстрировать нам ее. В течении долгого времени они отказывались, утверждая, что в  наказание за святотатство землетресение уничтожит храм. В конце концов нам удалось убедить их; я никогда не забуду, что мы почувствовали, когда ключ после столь многих лет со скрипом повернулся в заржавленном замке. В святилище мы увидели нечто высокое, тщательно забинтованное кусками хлопчатобумажной материи, в которую въелась пыль веков. Развернуть статую было непростой задачей, поскольку длина материи составила около 500 ярдов; наши глаза и ноздри были буквально забиты едкой пылью".

Эх.. Завидую я Энесту! Он смог ущепнуть госпожу историю за одно мягкое место - смог ощущить время в буквальном смысле этого слова! После этого открытия, Феноллоса стал в Японии знаменитым американцем, который внес свою лепту в становление представления японцев о своем уникальном искусстве!

Между тем борьба между консерваторами (сторонниками сохранения традиций) и либералами (сторонниками модернизации) продолжалась и завершилась она все-таки консенсусом: западная техника - японский дух! Лично мне крайне хотелось бы, чтобы и модернизация  в России происходила по такому же сценарию, при котором все лучшее что было оставалось, а не уничтожалось.... А  вам?

По материалам:

книги А.Н. Мещерякова Император Мэйдзи и его Япония. С.420 - 421, 448

А также сайта музея О. Тэнсина: http://www.tenshin.museum.ibk.ed.jp[/pwal]


 

 

_______________________________

 

 

 

С уважением, Dreammanhist
Сайт: www.japanmeiji.ru



В избранное