Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

О Японии

  Все выпуски  

О Японии.О японских мечах


Как известно, для самураев не было ничего ценней, чем японское холодное оружие, передававшееся из поколения в поколение. В период Хэйан (898 – 1185) и Камакура (1185 – 1333) таким оружием являлся лук со стрелами. Ближе к периоду Токугава священным оружием становится меч. Кроме того, что японский меч являлся душой самурая, по мнению  Д.Т.Судзуки, у него было две ипостаси. «С одной стороны, он призван был уничтожать все, что стоит на пути обладателя меча и противится его воле, а с другой – подавлять непроизвольные эмоции, порожденные инстинктом самосохранения». Естественно, здесь идет апелляция в первом случае к патриотизму и воинственности, а во втором – к психологической традиции верности и беззаветной самоотдачи, дисциплинированности.

С преобразованием армии в период Мэйдзи (1868 - 1912) по европейскому образцу меч не утратил своего символического значения, несмотря на запрет бывшим самураям его носить. Более того, меч даже не утратил своего значения как оружия. Ведь во главе преобразования армии стояли бывшие самураи не понаслышке знающие, какое влияние оказывает меч на психологию и воинский дух. К тому же офицерский состав состоял из самураев, привыкших к своему оружию. Стоит отметить еще и то, что простолюдины , поднявшиеся до офицерского состава, будут идти в бой с большей отвагой, если им дать в руки оружие, которое несколько веков имели право носить только представители привилегированного сословия.

Необходимо отметить, что с реорганизацией армии, меч сохранился у следующих категорий военнослужащих: офицерский состав, старший сержантский состав кавалерии, артиллерии, транспортных войск и пехоты, пехотных адъютантов, а также адъютантов кавалерии, артиллерии, транспортных и инженерных войск; офицерский состав медицинской службы. Кроме того, мечи сохранялись в полиции.

Классическими формами самурайских мечей являлись катана (длинный меч) и вакидзаси (короткий меч). Эти два меча (дайсё) в период Токугава имели право носить только самураи. В период Мэйдзи клинки типа катана и вакидзаси никуда не исчезли. Известнейший коллекционер японских мечей и специалист по ним Р. Фуллер  со всей определенностью показывает в своем энциклопедическом издании, что мечи этих типов достаточно часто встречались в армии в качестве боевых армейских мечей со старыми клинками, перемонтированными из самурайских мечей. Хотя гораздо реже встречаются собственно экземпляры старых самурайских мечей, приспособленных для использования в армии и во флоте. Образцы мечей таких типов встречаются вплоть до Второй мировой войны на протяжении трех эпох (Мэйдзи, Тайсё (1912 – 1926), Сёва (1926 – 1989)).

Причину такого распространения мечей традиционного типа Фуллер видит в том, что по мере нарастания противостояния с Китаем и усиливающегося давления со стороны Запада, принуждающего Японию поступиться своими интересами, происходил подъем национализма и возрождения традиций. Это включало и интерес к самурайским мечам. В результате традиционный меч катана стали производить с современной гарнитурой и клинками. То есть причина возрождения традиций в армии – во внешней политике, как реакция на притеснения Запада.

С этим, конечно, можно согласиться. Однако думается, что вряд ли происходило возрождение традиции. Традиция никуда не делась на протяжении всего периода Мэйдзи. Просто вследствие давления Запада сформировался милитаризм на основе существующей традиции, под влиянием которой он усилился и приобрел национальный характер.

Кроме мечей, классических образцов, приспособленных для ношения на службе, очень часто встречаются кинжалы традиционной формы (танто). Естественно, что такими кинжалами можно было сделать себе сэппуку, если в бою будет угроза плена и пр. Фуллер Р. пишет, что «офицер мог брать (и действительно так и делал) на службу несколько видов холодного оружия. Не найдено ни одной фотографии армейского офицера с кинжалом, но он мог носить его для самозащиты вне боя и в свободное время».

 


В избранное