Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Япония не изменяет "принципам Ёсида"



Япония не изменяет "принципам Ёсида"
2011-02-28 17:43 misha.tokyo@gmail.com
О существенном отходе от прежней "оборонной стратегии" вряд ли можно говорить

17 декабря 2010 года правительство Японии одобрило новые «Основные направления программы национальной обороны (2011)», сообщили средства массовой информации страны. В ней, как пишет газета «Асахи», отражена «обеспокоенность Японии по поводу усиливающегося военного строительства Китая и четкая позиция Японии, ее воля дать военный ответ на угрозы национальной безопасности». Можно отметить, что комментарии к содержанию новой программы в японских СМИ были скупы, как и рассказы об ее отличии от действовавшей до этого подобной программы.

В новых «Основных направлениях национальной обороны Японии» сохраняются стратегические принципы обеспечения национальной безопасности, заложенные в первые годы после Второй мировой войны.

-

С конца XIX века вся внешняя и внутренняя политика Японии формировалась на идеях милитаризма. Однако разгром милитаристской Японии во Второй мировой войне, а с ним и крах милитаристских идей побудил многих граждан задуматься о путях развития страны.

Выбор пути проходил в условиях оккупации страны де-юре странами победителями, де-факто Соединенными Штатами. Основной целью оккупационных властей Вашингтон ставил недопущение возрождения Японии как военного противника США. Поэтому были проведены мероприятия по искоренению милитаризма. Демобилизованы армия и флот, прошла чистка всех организаций от милитаристских элементов, распущены крупные монополии. Начала формироваться демократическая политическая структура, создавались политические партии и профсоюзы. Принята демократическая по содержанию Конституция и ряд законов, способствовавших демократизации.

Японский народ, пусть и в условиях оккупации, принял курс на демократическое развитие. В нашей литературе по известным причинам практически не исследовалось то, что этот курс поддерживался и многими «сильными японского мира», деловым сообществом, рядом видных политиков. Некоторые из них, еще в годы войны говорили, что милитаристский курс был ошибкой, что Япония должна была строить свое развитие на путях экономического роста.

ПРИНЦИПЫ ЁСИДА

Одним из таких политиков был Сигэру Ёсида. Он в 1944 году высказывался за заключение в кратчайший срок мира. За это как пораженец был арестован весной 1945 года. Молва характеризовала его как «врага милитаризма».

После капитуляции Ёсида с мая 1946 года по декабрь 1954 года возглавлял, с небольшими перерывами, пять кабинетов страны. Фактически это была «эра Ёсида», когда формировались принципы внешней политики страны. По оценке японских историков, будущее Японии Ёсида видел в отказе от попыток стать лидером в Азии с опорой на военную силу, в прочных связях и союзе с США. Укрепление этих связей рассматривалось им в активном участии на стороне США в холодной войне.

Устойчивость экономического роста в стране поддерживавшие Ёсида политики видели в развитии конкуренции и недопущении монополизации при четком разделении властей. Правила честной конкуренции, подчеркивали они, формируют законодатели, цель законов – развитие на благо государства. Выполняет законы правительство. За соответствием законам действий правительства следят органы судебной системы.

В первые годы оккупации Вашингтон основной целью ставил не допустить возрождения милитаризма в Японии. Но с ожесточением противостояния в ходе холодной войны, особенно после победы революции в Китае, взгляды Вашингтона на роль Японии в балансе военных сил в регионе сильно изменились. Японии стала отводиться роль «военного плацдарма» в борьбе «против коммунистической опасности на Дальнем Востоке». Участь стать «плацдармом», по всей видимости, не пугала, а даже устраивала деловые круги японцев и представлявших их политиков.

Принципы военной политики и обеспечения безопасности Японии закладывались еще в годы американской оккупации политиками консервативных буржуазных партий, находившихся у власти в стране. Уже тогда они пришли фактически к единому мнению, по которому внешняя и оборонная политика Японии должны служить, «прежде всего экономическим интересам нации». Но вставала проблема обеспечения безопасности. Строительство и развитие вооруженных сил, а с ним и возможность возврата к милитаризму, не вписывались в эту политику. Более рациональным виделась передача США обеспечения безопасности в обмен на согласие на размещение американских баз на территории страны.

Весной 1950 года, в ходе переговоров Токио и Вашингтона по подготовке к подписанию мирного договора, японская сторона дала согласие на сохранение американских баз на территории страны. Более того, японцы были готовы «выразить такое пожелание со своей стороны, если американцам это неудобно». И такое пожелание было высказано.

В январе 1951 года в Токио прибыл государственный секретарь США Джон Фостер Даллес для проведения переговоров с премьер-министром Японии Ёсида о подписании мирного договора. В сообщении по их итогам говорилось, что «правительство Японии обратилось к правительству США с просьбой о размещении в Японии американских военных сил и США благожелательно отнеслись к этому».

В сентябре 1951 года в Сан-Франциско, одновременно с подписанием мирного договора с Японией, был подписан и японо-американский договор безопасности, а через несколько месяцев и так называемый «административное соглашение», которое определяло статус американских баз на территории Японии на период действия договора безопасности. Все три документа вступили в силу 28 апреля 1952 года и в результате завершилось формирование японо-американского военного союза, с четким распределением функций – Япония предоставляет базы, США – обеспечивает военную безопасность.

Японская сторона, допустив размещение американских военных баз на территории страны, добровольно и сознательно передала Соединенным Штатам большинство функций по обеспечению безопасности страны, гарантировала защиту страны от вторжения извне, а также подавление возможных антиправительственных выступлений внутри страны. Главной целью при этом ставилось сокращение своих расходов на оборону до минимума.

Поэтому уже на упоминавшихся выше переговорах Ёсида с Даллесом Вашингтон впервые столкнулся с тем, что Токио, ссылаясь на положения 9-й статьи Конституции, провозглашавшей отказ от создания вооруженных сил, решительно отверг требования Вашингтона по созданию японских вооруженных сил. Ёсида на требование госсекретаря обеспечить «формирование вооруженных сил численностью 350 тысяч человек» и, что не менее важно, «с перспективой их участия в создаваемой США региональной системе безопасности» ответил: «Для выполнения требований США необходимо пересмотреть Конституцию. Однако мы не можем рассчитывать на благоприятный исход народного референдума по этому поводу».

После вступления в силу Сан-Францисского мирного договора полицейский корпус Японии, созданный по специальной директиве Штаба оккупационных войск в августе 1950 года, через две недели после начала войны в Корее, в октябре 1952 года, был переименован в Корпус национальной безопасности с личным составом в 110 тыс. человек.

Де-факто строительство вооруженных сил Японии как «сил самообороны» началось лишь после принятия 1 июля 1954 года Закона о силах обороны. На первый взгляд конституционный запрет на создание вооруженных сил был соблюден лишь формально, вместо термина «вооруженные силы» применен термин «силы самообороны». Тем более что началось, пусть и медленное, их наращивание по численности личного состава, вооружениям и боевым возможностям. Но Верховный суд Японии признал силы самообороны конституционными при условии, что они действуют только на территории страны и не участвуют в коллективной обороне. Важно, что последнее неизменно соблюдается руководством Японии.

В ноябре 1955 года во внутриполитической обстановке Японии произошло знаковое событие. Две буржуазные партии страны – Либеральная и Демократическая – объединились в Либерально-демократическую партию Японии (ЛДП). В дальнейшем более полувека до 2009 года военное строительство в Японии осуществлялось в соответствии со взглядами руководства ЛДП.

Принцип, по которому внешняя и оборонная политика страны должна служить прежде всего экономическим интересам нации, был сохранен и положен в основу деятельности ЛДП в реальной политике. Она, как аргументированно приходит к выводу известный российский японовед-политолог Сенаторов, проводилась партией на основе действий с «позиции умеренного, здравомыслящего союзника США» и «члена свободного мира, избегающего прямого участия в острых конфликтных ситуациях, тем более втягивания в вооруженные инциденты». Как показывает дальнейшая практика военного строительства Японии, ЛДП твердо придерживалась этого курса во все время нахождения во власти.

ДОГОВОР БЕЗОПАСНОСТИ

В разгар холодной войны Вашингтон прилагал большие усилия для создания под своей эгидой системы военных союзов на Дальнем Востоке, направленных против СССР и Китая. Вооруженные силы большинства стран – союзников США входили составными частями в стратегические концепции Вашингтона. И только силы самообороны Японии не были включены в подобные конкретные планы Пентагона. Японо-американский Договор безопасности обязывал Японию лишь предоставить США право на размещение своих баз на островах Японского архипелага.

В январе 1960 года Договор безопасности (1951) был пересмотрен и после жесткой внутриполитической борьбы в Японии был принят Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности между США и Японией. Не вдаваясь в перипетии этой борьбы, можно констатировать, что Договор безопасности 1960 года устраивал и Вашингтон, и руководство Японии, но не большинство граждан страны. Договор был лишь немного подкорректирован. США сохраняли свои базы на территории Японии, японская сторона брала на себя основные расходы по их содержанию.

Японское руководство устраивало то, что по Договору безопасности (1960) вооруженные силы США были обязаны защищать Японию от внешней агрессии и осуществлять ее прикрытие своим «ядерным зонтиком». В статье V договора говорится, что «каждая сторона признает, что вооруженное нападение на любую из сторон на территориях, находящихся под управлением Японии, было бы опасным для ее собственного мира и безопасности, и заявляет, что она предпримет действия для отражения общей опасности в соответствии со своими конституционными положениями и процедурами». Иными словами, Япония должна вступать в вооруженный конфликт только в условиях реальной угрозы безопасности собственной территории.

Срок действия Договора безопасности (1960) был определен на 10 лет, после чего любая сторона могла за год заявить о своем желании его денонсировать. О таком желании ни в Токио, ни в Вашингтоне, ни через 10 лет, ни до сего дня даже не было и мысли. Напротив, речь шла лишь о развитии союзнических отношений.

РОСТ И РАЗВИТИЕ АРМИИ

Тем не менее вооруженные силы Японии укреплялись по мере роста экономических возможностей страны, но в их строительстве всегда отражалась нацеленность на оборону в полном соответствии с решением Верховного суда Японии. В 1957 году были приняты Основной курс обороны. Оборонное строительство шло по пятилетним планам, которые реализовывались исключительно в интересах обеспечения обороны собственной территории.

Правительство ЛДП, несмотря на расширение экономических возможностей государства по развитию вооруженных сил и повышению их боевых возможностей, не проявляло особых усилий в этом направлении. Более того, выразив уже в первых программных документах стремление к «активному развертыванию мирной дипломатии», ЛДП предприняла ряд шагов для позиционирования Японии как исключительно миролюбивого государства. К ним можно отнести: ограничение оборонных расходов в 1% от ВВП; запрет на экспорт вооружения и военной техники; «три неядерных принципа»; строительство оборонного потенциала по принципу минимально разумной достаточности.

Большинство целей Основного курса обороны было достигнуто. Потребовалась новая долгосрочная стратегия в сфере обеспечения безопасности. В октябре 1976 года Совет национальной обороны и правительство приняли «Основные направления национальной обороны» как перспективный план строительства сил самообороны примерно на 20 лет. В них была провозглашена концепция «базовых сил обороны», то есть установлены количественные показатели для всех видов вооруженных сил, перед которыми поставлена задача быть готовыми самостоятельно отразить «ограниченную агрессию небольшого масштаба». Рост военного потенциала страны ограничивался уровнем «минимально необходимого для самообороны». Наметилась тенденция сокращения численности личного состава.

Цели «Основных направлений национальной обороны» 1976 года были достигнуты в срок, и кабинет министров в декабре 1995 года приняли «Основные направления программы национальной обороны» на период с 1996 года.

В документе подчеркивалось, что в соответствии с Конституцией Япония «по собственной инициативе проявляет умеренность в строительстве своего оборонительного потенциала, претворяя в жизнь основные принципы проведения политики, ориентированной исключительно на оборону. Лучше допустить вакуум силы, чем создать потенциал, придающий Японии характер угрозы», отмечается в документе.

Примечательно и указание, по которому повышение качества оборонного потенциала Японии должно осуществляться в тесном согласовании с экономикой и финансами. Предусматривалось сокращение численности личного состава и военной техники примерно на 20%. Эти сокращения намечалось осуществлять планомерно до 2010–2015 годов. Акцент делался на соблюдении ограничений, вытекающих из концепции решения исключительно задач обороны.

Подобный подход был основан на том, что в деле обеспечения безопасности страны руководство Японии все послевоенные годы во главу угла ставило развитие японо-американского союза и его укрепление. В настоящее время характер двусторонних взаимоотношений в военной области определяется принятыми в 1978 году Руководящими принципами японо-американского сотрудничества. В них прописаны действия сторон при нескольких вариантах развития кризисной ситуации до непосредственного нападения на Японию. Особо отмечается, что силы самообороны Японии и вооруженные силы США действуют под раздельным командованием, хотя предусматривается их тесное взаимодействие. Руководящие принципы не ставили под сомнение основополагающий принцип японской внешней и оборонной политики – служить прежде всего экономическим интересам страны.

Ради реализации этого принципа руководство Японии в лице правительств ЛДП никогда не пыталось оспаривать решающую роль США в японо-американском альянсе. Тем не менее силы самообороны Японии остаются чисто национальными вооруженными силами и ни в каких структурах не подчинены американскому военному руководству.

Негативным моментом в деятельности японо-американского союза являлась проблема концентрации американских баз в префектуре Окинава. Это вызывает постоянные и весьма мощные протесты населения Окинавы, что не могли не учитывать в Токио, да и в Вашингтоне. Проблема неоднократно обсуждалась в рамках Японо-американского консультативного комитета по вопросам безопасности, так называемый «комитет 2+2».

ДОРОЖНАЯ КАРТА ДЛЯ ТОКИО

На его заседании в мае 2006 года было выработано и подписано соглашение «Японо-американская дорожная карта, вехи для перестройки». В нем были рассмотрены также и вопросы снижения неудобств для населения из-за американских военных баз на территории Японии. Обе стороны демонстрировали добрую волю и понимание важности сохранения сдерживающего потенциала размещенного на этих базах контингента американских войск. При этом стороны принимали во внимание согласованный вывод военных специалистов двух стран о том, что оперативная обстановка в регионе диктует необходимость наличия на постоянной основе военных баз США именно на территории Японских островов.

Казалось, путь к решению проблемы баз был найден. С другой стороны, существенно изменилась обстановка в регионе, и спектр фактических угроз расширился, появились новые, которые требовали разработки новых направлений совместных действий США и Японии. Все шло к пересмотру Договора безопасности (1960). Хорошим поводом для начала переговоров по характеру изменений в нем рассматривались мероприятия в связи с 50-летним юбилеем договора в январе 2010 года.

Однако на парламентских выборах 30 августа 2009 года ЛДП потерпела поражение, к власти пришла Демократическая партия Японии (ДПЯ). Ее победа была обусловлена популистскими предвыборными обещаниями в социальной сфера, а также и обещанием добиться вывода ряда баз США и равноправия в японо-американском союзе.

В отношениях Токио с Вашингтоном возникла напряженность, констатировали японские СМИ. Вашингтон с некоторой тревогой следил за развитием ситуации. Предвыборные декларации лидеров ДПЯ в сфере оборонной политики значительно отличались от изложенных выше принципов и конкретных мероприятия ЛДП. Кроме того, сформированное ДПЯ правительство было коалиционным. В коалицию вошли Социал-демократическая партия Японии (СДПЯ) и Народная новая партия Японии (ННП), у которых взгляды на проблемы безопасности далеко не совпадали с позицией ДПЯ.

По настоянию СДПЯ в окончательный вариант коалиционного документа было включено заявление о намерении пересмотреть соглашение по базам 2006 года. ДПЯ согласилась с этим ради сохранения коалиции. Более того, сразу же после формирования правительства в сентябре 2009 года новоизбранный премьер-министр и председатель ДПЯ Хатояма инициировал расследование по поводу правомерности ряда договоренностей кабинетов ЛДП о базах США на Окинаве.

В декабре 2009 года администрация США уведомила Токио, что она не намерена проводить переговоры с целью углубления двусторонних отношений, приуроченных к 50-летию японо-американского Договора безопасности 1960 года. Еще более напряженность в отношениях между Токио и Вашингтоном усилилась после выступления Хатоямы во время официальных мероприятий по случаю 50-летия Договора безопасности (1960). Японский премьер-министр шокировал членов американской делегации своим заявлением о закате эпохи однополярного мира во главе с США и необходимости для Японии выстраивания равноправных отношений с США.

В конце январе газета «Иомиури» опубликовала статью председателя комитета по международным отношениям Сената США Джона Керри. В ней он, расценив Договор безопасности как «ключевой элемент обеспечения мира и процветания в Азии», отметил, что «мероприятия по случаю его юбилея носили сдержанный и формальный характер». Причина этого в том, что изменения во внутриполитической обстановке в Японии «вызывают серьезные опасения по поводу направленности развития альянса».

Растущую напряженность в японо-американских отношениях удалось снять лишь в феврале 2010 года, когда на встрече на Гуаме министра иностранных дел Японии Кацуя Окада и госсекретаря США Хиллари Клинтон была достигнута договоренность о начале консультаций с целью корректировки Договора безопасности.

Из-за непоследовательности в своих политических декларациях премьер Хатояма в мае 2010 года был вынужден подать в отставку. Как показал непродолжительный по времени его период нахождения во власти, лидер оппозиционной партии, связанный предвыборными обязательствами, столкнувшись с реальной политикой, не смог выбраться из сложного переплетения социально-экономических, внешнеполитических и оборонных проблем, пытаясь сдержать предвыборные обещания. Тем не менее ДПЯ оставалась во власти, а возникшие проблемы пришлось решать его преемнику, также видному деятелю ДПЯ Наото Кану.

В сфере внешней политики и обеспечения безопасности и обороны страны ему удалось, как считают японские обозреватели, «выправить негативные для японо-американских отношений последствия неуклюжих действий Хатоямы». Но осуществлено это за счет возвращения к проводившейся администрациями ЛДП оборонной политике.

Можно полагать, что это возвращение произошло под нажимом японского истеблишмента, который осознает, что Япония, находясь под защитой американского «ядерного зонтика» и опираясь на американскую военную мощь, может позволить себе сохранять прежний довольно умеренный уровень оборонных расходов, направляя основные ресурсы на развитие своей экономики, серьезно пострадавшей от мирового финансового кризиса, и социальные цели.

ИЗМЕНЕНИЙ НЕ ПРЕДВИДИТСЯ

Выгоды Японии от союзнических отношений с США намного превосходят негативные моменты от присутствия баз США. Японии не надо добиваться покровительства США как страховки на случай обострения отношений с Китаем, в том числе и по территориальной проблеме, как это делают в настоящее время другие страны Восточной Азии. Тенденция в направлении поиска гарантий со стороны США в этих странах в обеспечении своих суверенных прав обозначилась в ходе состоявшейся в Ханое в середине июля 2010 года конференции стран ЮВА. На ней была выражена их общая озабоченность в связи с нарастанием гегемонистских моментов в политике КНР, которая открыто претендует на всю акваторию Южно-Китайского моря.

Японское руководство осознает, что такая страховка на чрезвычайно выгодных для Японии условиях существует в форме японо-американского Договора безопасности и сопутствующих ему документах. В них содержатся обязательства США обеспечивать территориальную целостность Японии в нынешних границах, а также защищать ее права на установление границы исключительной экономической зоны, в том числе вокруг группы островов Сэнкаку.

Готовность США к этому подтвердил бывший заместитель госсекретаря США Ричард Армитадж, который в последнее время совершает деликатные дипломатические миссии там, где официальные контакты не желательны. Он находился в Токио, как можно полагать, в связи с выборами председателя ДПЯ. Выступая в пресс-клубе японских журналистов, Армитадж поздравил Наото Кана с переизбранием на пост председателя ДПЯ и автоматически на посту премьер-министра.

Комментируя инцидент с китайским рыболовным судном и кораблем береговой охраны Японии, Армитадж заявил, что тем самым Китай «проверял Японию». При этом, как пишет газета «Иомиури», он посоветовал послать Китаю намек, что «Токио и Вашингтон непоколебимо едины». При этом «нет необходимости что-то говорить о Сэнкаку», лучшим намеком «может стать увеличение оборонных расходов».

Армитадж предупредил Китай, что вооруженные силы США на основании японо-американского Договора безопасности будут обязаны принять меры, в случае если Китай будет активизировать свою деятельность вокруг островов Сэнкаку.

В новых «Основных направлениях программы национальной обороны» Японии отмечается, что от сил самообороны требуется возможность быстрого и гибкого реагирования на угрозы. Подход к выработке мер по обеспечению безопасности должен быть комплексным, с учетом развития не только военной составляющей, но и дипломатических актов, экономической помощи на нужды развития. Однако о существенном отходе от прежней «оборонной стратегии», как и от курса на «поддержание минимально необходимых для обороны сил», вряд ли можно говорить.

Александр Васильевич Шлындов - ведущий научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН, кандидат исторических наук, полковник запаса;
Тебин Николай Петрович - старший научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН.

ФСБ
2011-03-01 02:04 misha.tokyo@gmail.com
Шестисотый «Мерседес» врезается на перекрестке в зад черной «Волге» с тонированными стеклами. Бандит выскакивает из «Мерседеса», начинает прикладом крушить стекла в «Волге» и видит в ней полковника ФСБ. «Товарищ полковник, я все стучу, стучу, а вы не открываете… Куда деньги заносить?»

Тойота: Маде ин Владивосток
2011-03-01 16:39 misha.tokyo@gmail.com
Гигант японского и мирового автопрома концерн "Тойота" /Toyota Motor Corp./ достиг принципиальной договоренности о создании совместного предприятия во Владивостоке с японской торговым домом "Мицуи" /Mitsui & Co/ и компанией российского автопрома "Соллерс". Создаваемый ими завод будет собирать внедорожники "Лэндкрузер Прадо" /Land Cruiser Prado/, сообщила сегодня пресс-служба "Тойоты".

Совместное предприятие ООО "Соллерс-Буссан" начнет функционировать весной 2012 года. Предполагается, что завод будет собирать тысячу автомобилей в месяц из комплектующих, поставленных "Тойотой", а его продукция будет продаваться на внутрироссийском рынке дилерами японского концерна.

Напомнив, что "Тойота" стала первой компанией японского автопрома, которая будет выпускать свою продукцию на российском Дальнем Востоке, пресс-служба концерна отметила, что создание совместного предприятия "позволит быстрее удовлетворять спрос на внедорожники в России и более гибко реагировать на запросы растущего российского рынка".

В текущем финансовом году, который завершается 31 марта, "Тойота" рассчитывает на больший рост доходов за счет увеличения продаж за рубежом, в том числе в РФ.

Сакура - японская нацменская напевка
2011-03-01 16:48 misha.tokyo@gmail.com


Братцы Ёсида - жгут дико на японских балалайках.
2011-03-01 16:51 misha.tokyo@gmail.com


Палка-палка три струна, или опять братцы Ёсида..
2011-03-01 16:55 misha.tokyo@gmail.com
прибавьте звук ваших колонок:


п

3 Марта - праздник ДЕВОЧЕК: Хина Мацури 雛祭り
2011-03-02 09:13 misha.tokyo@gmail.com
3 Марта - праздник ДЕВОЧЕК: Хина Мацури 雛祭り


Праздник девочек или Праздник кукол, один из главных праздников в Японии, который отмечается 3 марта. Также этот праздник известен под названиями Праздник первого дня змеи (яп. Дзёси-но сэкку) и Праздник цветения персика (яп. 桃の節句 Момо-но сэкку).



В этот день семьи, в которых есть девочки, выставляют на всеобщее обозрение особых кукол, называемых хина нингё (яп. 雛人形 хина нингё) установленных на похожей на лестницу, многоярусной подставке хинакадзари (яп. 雛飾り хина казари). Хинакадзари обычно имеет три, пять или семь ярусов, покрыта тканью красного цвета и часто украшается лепестками цветов персика, комната, где установлены куклы украшается при помощи шаров из искусственных лепестков вишни и мандаринового дерева. Украшения и необходимые принадлежности для Хинамацури приобретаются на специальных ярмарках Хина ити (яп. 雛の市 хина-ити), буквально кукольный базар. Хина ити проходят в феврале и являются хорошей возможностью встретится и пообщаться с друзьями и знакомыми.

Девочки надевают нарядные кимоно с цветочным рисунком, ходят в гости, дарят друг другу подарки, едят различные сладости, например хиси моти (яп. 菱餅 хиси моти), хина арарэ — особые пышные сладости, изготовленные из риса и покрытые сладкой патокой, различное печенье, пьют сиродзакэ (яп. 白酒 сиродзакэ) — белое, сладкое, слабоалкогольное сакэ. Во время праздника девочки должны соблюдать правила хорошего тона, таким образом, традиционно, Хинамацури служит целям воспитания девочек и позволяет их родителям продемонстрировать перед гостями, что их дочери хорошо воспитаны и владеют правилами этикета.

История этого праздника насчитывает более тысячи лет. В древности в «третий день третьей луны» или «день змеи» японцы совершали магический обряд хина-окури, спуская по реке особых бумажных «кукол, спускаемых по реке» (яп. 流し雛 нагаси бина). По поверью, эти куклы, плывущие в маленьких плетёных корзинках, уносили с собой все болезни и несчастья, вместе со злыми духами, которые их вызывали. Этот древний обряд, который обычно совершали женщины и девушки, в настоящее время сохранился лишь в очень немногих местах, например в префектуре Тоттори. Ритуал постепенно объединился с популярным детским развлечением (яп. 雛あそび хина-асоби), то есть с игрой в бумажные куклы и к концу эпохи Эдо, куклы хина нингё обрели своё название и современный вид.

Постепенно набирая популярность, со второй четверти 18 века Хинамацури стал национальным праздником, как считается, во многом благодаря тому, что восьмой сёгун династии Токугава — Ёсимунэ, имел много дочерей. Праздник, праздновавшийся в начале лишь при императорском дворе и в знатных домах, впоследствии получил повсеместное распространение.

Первый ярус

На первом ярусе хинакадзари, на самом верху располагаются куклы о-дайрисама (яп. お内裏さま О-Дайри-сама) — Император и о-хинасама (яп. お雛さま О-Хина-сама) — Императрица. Это самые дорогие и красивые куклы в коллекции, на них надета парадная, шёлковая или парчовая одежда, причём кукла Императрицы наряжена в двенадцать кимоно, надетых друг на друга. По обеим сторонам от кукол ставят фонарики, а в середине — поднос со священным деревом, украшенным бумажными фестонами.

Второй ярус

На этот ярус помещают три куклы придворных дам (яп. 三人官女 Сан-нин кандзё), держащих принадлежности для разливания сакэ.

Третий ярус

Здесь располагаются пять кукол-музыкантов (яп. 五人囃し Го-нин баяси), играющих старинную японскую музыку (яп. ががく гагаку). В руках каждый музыкант держит либо флейту, либо барабан, за исключением одного — певца, который держит веер.

Остальные

По бокам четвёртого яруса иногда располагают две фигурки министров (яп. 大臣 Дайдзин), также на четвёртом и пятом ярусах выставляют фигурки других сановников, телохранителей, слуг. На шестом и седьмом ярусе размещают игрушечную мебель, инструменты, шкатулки и тому подобные изделия.

Раньше в этот день совершался ритуал избавления от болезней и несчастий. Священнослужители переносили всяческие беды и напасти на маленьких бумажных куколок, которые символизировали мальчика и девочку. Потом куколок - а с ними и все беды и напасти - бросали в ближайшую реку или ручей. Теперь этот обычай сохранился лишь в очень немногих районах Японии, - скажем, в префектуре Тоттори. Там этот обряд проводится не 3-го марта, а в начале апреля - то есть именно по лунному календарю. На берегу реки собираются девочки, девушки, их родители, девочки одеты в яркие праздничные кимоно, - и по реке пускают плоские круглые плетеные корзиночки, в которых лежит пара бумажных куколок. Куколки эти называются нагаси-бина - куклы, спускаемые по реке.
Собственно же хина - то есть куклы, которые используются во время Хина мацури, - давно уже из бумаги не делают. Теперь это настоящие произведения искусства из керамики и шелка, тонко раскрашенные и наряженные в роскошные одежды, - такая метаморфоза произошла с ними за их тысячелетнюю историю. Считается, что своей повсеместной популярностью и пышностью праздник обязан сёгуну Токугава Ёсимунэ (1677-1751), у которого было много дочерей. Именно тогда появился обычай устраивать "выставки" таких кукол в домах, где есть девочки. Существует поверье, что если родители по небрежности или легкомыслию не уберут кукол вовремя, оставят их слишком надолго, то их дочь долго не выйдет замуж.
Откуда же берутся эти чудесные куклы? Их полагается дарить девочкам при рождении. Частенько они переходят по наследству, и в некоторых семьях куклы хранятся чуть ли не с 19-го века. Если же девочка такого наследства не получает, - тем хуже для родителей, им придется сильно раскошелиться. Цена даже самых скромных наборов зачастую превышает сто тысяч иен, а верхнего предела цен на хина, кажется, просто не существует.

А вот как его отмечают в Синтоистском храме Кацуура:


В избранное