С Вами снова я, Максимов Олег, с продолжением своего повествования о нашей жизни в Чехии. В первом выпуске я написал, собственно, о том как мы попали в Чехию. На этот раз мой рассказ о чешской школе.
О школах в Праге и о чешском образовании в целом перед отъездом читали мы в Интернете много. Как-никак ехали с сыном-восьмиклассником. Прежде всего, волновал вопрос – как можно,
не зная ни слова по-чешски, учиться и получать знания? Но то, что сын пойдёт именно в чешскую школу, мы не сомневались, ни на минуту. Ведь, если мы приехали жить в чужую страну, то где как не в чешской среде, в чешском коллективе, можно выучить язык, познакомиться с местными реалиями, с людьми. Выбирать школу начали по принципу близости к съёмной квартире. Изучили карту района, наметили несколько школ, посмотрели их сайты и пошли на разведку. Но
выбирать нам из нескольких вариантов не пришлось. Мы записались в первую же школу, в которую пришли. Так нам там понравилось. Директор школы, завуч и некоторые учителя знают русский язык, все очень доброжелательные и тактичные люди. Вот, казалось бы, пришёл иностранец без знания их языка, - можно было бы просто отказать или как-то холодно, равнодушно отнестись к нам. Но всё оказалось наоборот, нас приняли очень радушно и тепло. Директор пригласил нас к себе в кабинет, сам ксерокопировал наши документы (кстати,
здесь нужны только паспорта одного из родителей и ребёнка + выписка из российской школы с оценками), пригласил завуча, познакомил нас с ней, затем пригласил нескольких учителей с тем, чтобы они пообщались с нашим сыном. В общем, мы поняли, что волнение наше было напрасным. Такого приёма мы, прямо скажу, не ожидали. Немаловажным фактором, почему мы здесь остались, было и то, что записали нас в класс с языковым уклоном с изучением, кроме чешского,
английского и французского языков. В подобном классе сын учился и в России, поэтому это было как раз то, что нам нужно. Обстановка в школе вполне располагающая, домашняя. Дети ходят в тапочках, в свободном стиле одежды, у каждого свой шкафчик для своих вещей. Всё достаточно уютно и комфортно. В классе сына встретили очень хорошо. И одноклассники, и учителя с готовностью помогают ему, подсказывают. Всё это способствовало спокойной и скорой адаптации.
В чешских детях нет той озлобленности, агрессии и заносчивости, которые часто встречаются в наших детях. В их отношении друг к другу больше добра и внимания. Непосредственная детскость продолжается у них дольше. В такой обстановке адаптироваться к новой среде, конечно же, намного легче. Вскоре и в учёбе появились первые колы и двойки (в чешской системе оценок кол – это высший балл, а пять – наоборот). Чешская программа отстаёт от российской
и то, что, например, по математике сын изучал ещё в 6-ом классе, здесь изучается только сейчас, в 8-ом. Поэтому незнание чешского языка не мешает показывать свои знания и получать хорошие оценки по многим предметам. Питание в школе платное, но за небольшую плату дети получают полноценные, питательные обеды, при этом вторые блюда они выбирают из 3-х предложенных вариантов. Меню всегда разнообразное и представляет кухни разных народов мира. Всегда
присутствуют фрукты и соки. Детям нет необходимости носить с собой наличные деньги. Им выдаётся специальный чип, на который родители зачисляют необходимую сумму. Ребёнок берёт обед и подносит чип к считывающему устройству, тем самым расплачиваясь за него. Это достаточно удобно. В общем, плюсов много, сыну учиться здесь нравиться, ходит в школу с удовольствием. Параллельно с чешской
школой мы решили записать сына и в русскую при Посольстве РФ. Здесь уже отношение другое. Как говориться, почувствуйте разницу. Такое ощущение, что нам делается большое одолжение и что учиться здесь огромная честь для нас. И это всё при том, что обучение здесь платное, причём берут они немаленькие деньги. Сын здесь учится на экстернате, т.е.по вечерам 4 дня в месяц. Учёба на две школы – дело нелёгкое, но с тактической точки зрения это
необходимость. Дело в том, что обучение в чешской школе длится 13 лет, в нашей же, среднее образование можно получить после 11-го класса. Разница в 2 года – это не мало. Поэтому чешскую школу можно использовать для изучения языка и адаптации к местной среде, а русскую – для скорейшего получения возможности поступить в высшее учебное заведение. А там время покажет…