Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ванкувер и Британская Колумбия: туризм, учеба, этн. блюда




Об образовании в мире: куда да что... (Часть II)

Начало >>

ШКОЛЫ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ, ну и в РОССИИ...

Теперь поговорим о том, как и чему учат в Северной Америке – США и Канаде. На примере своей дочери Анники вижу, что образования как такового нет, хотя некоторые говорят обратное, аргументируя тем, что «происходит естественный отбор». Я с этим не соглашусь, поскольку естественному отбору сопутствует борьба за существование. Слабые просто-напросто выпадают из игры, то есть погибают. В современных условиях «гуманного капитализма» все, и слабые, и сильные остаются живы.

Итак: на выполнение школьных занятий в четвертом-пятом классах у дочери уходило всего полчаса или меньше. Школа вообще-то начинается в 9 часов утра и заканчивается в три, и говорят, что часть времени ученики отводят выполнению заданий прямо там, поэтому-то дома не надо ничего делать. Тут я не спорю.

В советских школах занятия начинались в 8:30 и заканчивались в 12:20, если было четыре урока, или и в 1:10 дня, если пять уроков (надеюсь, память не изменяет). Перерыв на обед в Северной Америке целый час, а на родине «большая перемена» длилась всего двадцать минут (это плохо и негуманно и на желудке вредно сказывается), ну и по субботам здесь у нас не учатся. Посчитав все учебное время за неделю, можно сказать, что в целом, в Северной Америке в день учатся на час больше, и напрашивается простой арифметический вывод, что в Канаде обучаются на «точку» (так говорит моя дочь) больше. Если еще принять во внимание учебный июнь, то тогда сравнение времени будет не в пользу России. Но так ли это? Мы забываем о простой веще – концентрированности и интенсивности обучения. Так вот, здесь в Северной Америке она (интенсивность) в школах минимальная. Потому что нельзя в демократической стране заставлять, принуждать, вдалбливать. Обучение – это процесс, когда надо получать «fun», то есть удовольствие, наслаждение, положительные эмоции – то, что фактически отсутствовало в отечественных школах. И я это не отрицаю, как ни странно.

Там, в СССР, была проблема стрессов. Может, это одна из причин ранней смерти на бывшей исторической родине, что уже закладывалось со школьной скамьи? Стрессы, отрицательные эмоции и порой нежелание идти в школу (это, правда, в основном появилось после четвертого класса) тогда часто сопутствовало нам, - но все должны были ходить. Хотя, может, кто и не согласится. Тем не менее, вспоминая теперь среднюю школу в Советском Союзе, я вижу, что в отношении «образования» или «вдалбливания знаний» она была все же лучше. Плохо конечно то, что ученики не испытывали удовольствия, а должны были все время «заниматься и заниматься» и, как правило, бояться учителей. Обидно было еще и то, что в итоге «четверки» имели те, кто этого не заслуживал. Это, впрочем, вопрос из области соотношения «тоталитарного» и «демократического» в нашем бренном мире и отдельная статья для дискуссии.

Опять о Северной Америке. Парадокс: настоящее обучение начинается только с магистратуры или докторантуры (вам уже двадцать два года или около того). Даже бакалавр местного университета – своего рода ликбез, что-то на уровне девятого-десятого класса бывшей советской школы, при условии, что в ней ты, конечно, будешь учиться на полную катушку (делали так, увы, только единицы). Вспомните, мы должны были учить как гуманитарные, так и естественные науки. На выполнение домашних заданий, если все делать добросовестно, уходило бы пять-шесть часов – алгебра, геометрия, физика, химия, черчение, литература (читать по программе надо было очень много!), история и все остальное. В Северной же Америке есть выбор между гуманитарными и научными предметами. Я так думаю, - тут, в Штатах и Канаде до «high school» систематично ничего не учат. Но я оговорю об этом не в плане критики, а в том смысле, что само понятие «система», как таковое, в мОзги неофитов/детей вовсе и не обязательно вкладывать с шести-семи лет, а надо вводить в зрелом возрасте и постепенно. Ошибкой образования в СССР было то, что в по-философски неокрепшие мозги детей вкладывали: «социализм по отношению к капитализму лучше, и все тут!» (интересно, само образование в СССР было, как ни странно, по-капиталистически «прозрачно», то есть все оценки на виду, - это поощряло конкуренцию). Ну да, социализм лучше, черт возьми, кто с этим спорит. Другое дело, как это воплотить на практике, и вот с семи лет начали вдалбливать, что социализм это супер-дупер, ну и коммунизм тоже, конечно, хотя только на уроках истории, а потом и обществоведения. Мне стыдно: моя мама была вынуждена это делать ежедневно, хотя и Самиздат читала, и Голос Америки слушала.

Честно говоря, я не знаю, при какой системе образование лучше. Может и хорошо, что у детей здесь вольготное детство, – хочешь - учись, а хочешь, нет, если всегда есть шанс «догнаться» потом, в возрасте более зрелом. Единственное, желание учиться с годами отходит на задворки сознания для большинства из нас, - рутина поглощает, ведь работать тоже надо и на хлеб насущный зарабатывать. Я встречал многих; им за тридцать и они, как ни странно, постигали японский лучше двадцатилетних, и это тут, в Британской Колумбии. Гм, каково?

Продолжение статьи, комментарии >>

Михаил Григорьев/Mitch Grigoriev
migrigo@telus.net
http://www.yumica.biz и http://www.arbetov.com/managecategory.asp?c=160.3&n=2


Приглашаем подписаться на рассылку "Arbetov.com - что нужно знать о финансах в Канаде", и посетить сайты: www.yumica.biz, www.Arbetov.com, http://www.ArbetovInsurance.com - все о канадских страховках

В избранное