Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Канада: с той стороны одиночества


Канада: с той стороны одиночества
Выпуск от March 18, 2009  
Общественный транспорт в Торонто

Вопреки сомнениям многих, и даже несколько супротив распространённого мнения, общественный транспорт в Торонто мне нравится. Может, конечно, оттого, что я им не пользуюсь :)) но со стороны выглядит всё очень даже ничего.

Как и многие другие стратегические вещи в Канаде, общественный транспорт здесь монополизирован. Это, я вам скажу, не очень хорошо. Общественный транспорт в Торонто - это компания TTC (Toronto Transit Commission), по-русски получается... получается... какая-то ерунда получается, вобщем. И заведует этот страшный зверь из трёх букв (я всё ещё о ТТС говорю) тремя вещами (прямо, былинное повествование у нас какое-то получается) - три богатыря этих есть метро (по-нашенски - subway), автобусы и трамваи. Бананов Троллейбусов нет, звыняйте.

Некая прелесть этой святой троицы в том, что купив билет в метро, вы можете пересесть на автобус, потом - на трамвай, потом - на другой автобус, потом - ещё куда-то. Но в пределах одного путешествия. Т.е. вернуться тем же способом (на одном билетике) вроде бы не получится. Честно скажу - я не в курсе, как это контролируется. А на практике происходит так: входишь, скажем, в автобус (или в трамвай, или в метро - неважно), протягиваешь водителю пятачок билетик, жетон или деньги, и заодно просишь у него так называемый трансфер. Это такая бумажечка, подтверждающая, что вы уже за свою поездку заплатили. После этого на все стыкующиеся рейсы в другие виды транспорта вы можете заходить, используя этот трансфер. Есть ли у него ограничение по времени (что было бы логично) или по маршрутам (например, нельзя ездить по кругу, возвращаясь в начальную точку) - я не знаю. По идее, должно бы что-то быть, но на самом деле - кто их знает. Возможно, как часто бывает в Канаде, джентльменам верят на слово.

Сеть метро в Торонто не очень разветвлённая, есть только три линии, последняя из которых была построена лет 5 назад и включает только 5 станций. Сеть автобусных и трамвайных маршрутов гораздо более серьёзная, и на любой мало-мальски крупной улице обязательно будет автобусная линия. На их сайте (ttc.ca) можно найти подробную карту титисишных (звучит, возможно, несколько вульгарновато, но иначе как-то и не скажешь) маршрутов - автобусных, трамвайных и метро. Всё очень логично, понятно и доступно.

Станции метро в Торонто по художественной привлекательности, конечно, не идут ни в какое сравнение с московским, питерским или киевским метро. Здесь - минимализм и практицизм. Станции нужны только для того, чтоб сесть в поезд и доехать до нужного места. На экскурсию в торонтовское метро ходить смысла нет.

Улицы Торонто, надо сказать, в большинстве своём организованы очень правильно геометрически, т.е. основные магистрали (расстояние между ними чаще всего около 2 км) идут либо вертикально (с севера на юг), либо горизонтально (ну сами догадайтесь, откуда куда :))

И на всех этих крупных улицах есть автобусные или трамвайные маршруты (а иногда они есть и на мелких улочках, которые расположены между крупными). Поэтому обычно, где бы вы не жили, максимальное расстояние, которое предстоит преодолеть до ближайшей остановки, составляет не более одного километра. Но чаще всего дома, особенно т.н. рентовочные билдинги (rental buildings, пардоньте мой новояз, я имею в виду высотки, в которых сдаются квартиры), расположены вдоль крупных улиц, и автобусы там есть в пределах максимум нескольких сотен метров.

Т.е. для новоприбывших, поселившихся в пределах Торонто, покупать машину может быть совсем необязательно - в Торонто часто (ну хорошо - иногда) общественным транспортом куда-то добраться будет быстрее, чем машиной.

Другое дело, если вы селитесь или ищете работу в ближайших пригородах вроде Маркхама или Миссиссаги - вот там без машины вам будет грустно.

Помнится, я по приезду некоторое время жил в Ричмонд Хилле (деревенька чуть к северу от Торонто) и как-то собрался на интервью по работе в Миссиссагу (большая деревня к западу от Торонто).
Без машины, естественно, собрался.
Ну какая у ньюкамера машина, я ж был из бедных ньюкамеров :)
Я думаю, именно этот день стал переломным в моем намерении купить хоть какую-то машину.

Хорошо, к пригородам мы вернёмся чуть позже, а сейчас я хотел закончить о Торонто.

Так вот, конкурентов ТТС не терпит.

Маршрутки, привычные многим выходцам из ex-USSR, здесь отсутствуют.
Хотя здорово могли бы помочь в решении транспортных проблем.

Вы спросите - а что, существуют проблемы?
Ну как же без них, - ответим, - какие-то проблемы существуют.

Основная проблема ТТС в том, что это профсоюзная организация. И если решат профсоюзные боссы, отъевшие ряху на монополизме, сделать завтра забастовку, то весь общественный транспорт в Торонто останавливается. И не попадёте вы на работу. Или - домой. А после этого будете платить за билет уже больше, т.к. забастовки у нас обычно именно этим заканчиваются. Водители автобусов, по ощущениям, уже получают зарплату, сравнимую с группой мелких программистов.
А вот были бы маршрутки (или хоть какие-то альтернативы ТТС), то и жителям было бы полегче, и профсоюзным боссам чуть потяжелее. А так пока организовано наоборот, хоть и достаточно логично с точки зрения мироустройства: тем, кто более важный - попроще, тем же, кто сам попроще - те уж подстраиваются как-то (надеюсь, не запутал вас своими афоризмами и осталось понятно, кто на ком стоял :) ).

Цены на билеты ТТС постоянно, хотя и незаметно, растут.
Если платить наличными прямо в автобусе (или на входе в метро), получается дороже всего (сейчас это 2.75), к тому же, как в известной пословице, поп сдачу не даёт, т.е. бросили вы в копилку 5 долларов - считайте, что 3 было за проезд, а 2 доллара - на шоколадку ребёнку профсоюзного босса. Но вообще-то, если честно, это вполне оправданно, т.к. если заставлять водителя возиться со сдачей, это здорово может повлиять на скорость движения автобусов.
Если покупать жетоны в автомате около входа в метро, получится чуть дешевле - сейчас за 20 долларов вам выдадут 8 жетонов и дадут 2 доллара сдачи, т.е. получается 2.25 за жетон.
Еще дешевле, по-моему, покупать билеты в магазине Shoppers Drug Mart. Не знаю, сколько это стоит сейчас, но помню, что когда я еще пользовался метро, то покупал именно там.

Жетоны и билеты равнозначны - отличие в том, что есть места, где пропускают только по жетонам - это обычно какие-то удаленные входы, где нет работника ТТС, а есть просто автоматическая дверь. Чаще всего билеты можно использовать наравне с жетонами, но билеты используются только там, где есть живой человек, проверяющий, что вы бросаете для прохода. И иногда стоит очередь на вход с билетиками, а с жетончиками можно пройти через турникет быстрее. Т.е. жетоны иногда получаются удобнее.

Кроме ТТС, в Торонто и пригородах есть ещё 2 больших компании, занимающихся пассажироперевозками.
Это старая добрая GO и молодая взбалмошная Viva.

Система GO - это ряд станций в городах, удаленных от Торонто, которые соединены автобусными или железнодорожными маршрутами. Автобусы GO Bus - это междугородние комфортабельные машины, не чета ТТС-шным городским автобусам. Поезда GO Train - очень тихие изнутри и симпатичные снаружи. Вобщем, целиком положительные впечатления у меня от GO. Идея GO - соединить пригороды с Торонто. Центральная станция GO расположена в самом даунтауне с небоскребами - это Union Station, куда прибывают поезда и автобусы со всех пригородов Торонто, делая жизнь в пригородах и работу в центре вполне взаимоуживающимися вещами.

Система Viva появилась недавно, не более 5 лет назад.
Это система автобусных маршрутов в York Region (большой условный регион к северу от Торонто - надо заметить, что к югу от Торонто расположено озеро Онтарио, поэтому все пути и ведут на север :) ) Автобусы Вива красивые и современные, опять же не сравнить с ТТС-шными. Все остановки Вива показывают время прибытия следующего автобуса в реальном времени - т.е. подойдя к остановке, мы видим, через сколько минут будет следующий автобус. Билет купить можно прямо в автомате на остановке, заплатив наличными или кредиткой. Билет действителен 2 часа, можно ездить по любым маршрутам Вива, и даже поехать куда-то, купить что-то и вернуться обратно - никаких проблем, в отличие от ТТС.

Некоторой проблемой общественного транспорта Торонто является то, что всё построено по схеме "центр-регионы", т.е. живущим где-нибудь в Brampton или, прости господи, Orangeville, добраться до, скажем, Newmarket придётся через Торонто, т.к. прямых рейсов Orangeville-Newmarket нет (посмотрите на карте, где расположены эти города, чтоб понять, что я имею в виду).
При этом я вполне понимаю, что это оправданно, т.к. немногим требуется прямая связь между разбросанными по округе городишками, и окупать себя такие маршруты не будут.

Поэтому у всех, живущих в пригородах, есть машины.
Хотел было по привычке подкорректировать "ну почти у всех", но подумал и не смог вспомнить никого из знакомых, которые живут за пределами Торонто без машины.
Машина там - отнюдь не роскошь, а нечто, без которого жить нельзя.
Оптимистичное окончание рассказа об общественном транспорте, да? :)

Sergey.

sergey@borninussr.ca

P.S. Ваши письма с вопросами, предложениями и конструктивной критикой всегда приветствуются.


Сайт рассылки: http://www.borninussr.ca
Оригинал этого рассказа (с фотографиями): http://www.borninussr.ca/subscription.php?id=60

Некоторые другие рассказы:
Недвижимость в Торонто
Канадская медицина - наша общая боль
DDT в Торонто: ты не один
Иммиграция в Канаду
Легко ли быть кинозвездой в Канаде?
Поиск работы в Канаде

Обсудить на форуме: http://forum.borninussr.ca/


Перепечатка в интернете разрешается при наличии прямого линка на сайт www.borninussr.ca. Перепечатка в оффлайновых изданиях, а также любое другое использование материалов разрешается только после согласования с автором. Все присылаемые мне сообщения (отклики/предложения/замечания) считаются разрешенными к публикации и/или цитированию. Если вы не желаете разглашения вашего сообщения, пожалуйста, явно сообщите об этом в письме. Спасибо за вашу помощь и поддержку.


В избранное