Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Канада: с той стороны одиночества


Информационный Канал Subscribe.Ru

Канада: с той стороны одиночества
Выпуск от May 29, 2003  
Автомобиль в Онтарио. Часть 1

Канаду можно любить или не любить, здешние недостатки можно замечать или игнорировать, лучшее в "той жизни" можно вспоминать или оплевывать, за местом, где ты родился, можно скучать или стараться забыть... Но наряду со всем этим все же есть некие вопросы, в которых и патриоты, и ненавистники и той, и другой стороны должны признать, что Канада - это цивилизованное общество, и, к сожалению или к счастью, во многих областях ушла далеко вперед.

Права, автомобили (покупка, регистрация, техосмотр), дороги, отношения с местным ГАИ - это вопросы, в которых очень отчетливо чувствуется отличие Канады от стран бывшего СССР. Эти отличия настолько глобальны, что сами по себе являются достаточной причиной для иммиграции.

Я помню свое постоянно униженное состояние, когда приходилось перед каждым встречным выворачивать свой багажник для проверки или оправдываться за неработающий ручной тормоз, и виновато совать помятую денежку как плату за проезд.

Одним из наиболее впечатляющих поначалу аспектов жизни здесь является отсутствие унижения где-либо (впрочем, не только на дорогах). Так, за несколько лет жизни в Канаде и пользования автомобилем каждый (!) день, и многочисленных поездок на машине по США, меня ни разу (!) не останавливала полиция. Возможно, мне просто повезло (случалось и нарушать), но факт, не к столу будет сказано, налицо :-)) Для проверки документов меня не останавливали ни разу, ни одного из товарищей - тоже, хотя я слышал, что выборочные проверки на дорогах все же бывают.

Отвлекся. Начинаем по порядку.

Машина в Канаде - не роскошь. Более того, две-три машины на семью - также не роскошь, а возможность доставки бренного тела к месту работы и обратно. Многие приехавшие из Европы (особенно Западной) отмечают большие расстояния здесь. Если вы живете, скажем, в North York (северная часть Торонто, с высокой концентрацией русскоговорящего населения), а на работу вам ехать в Mississauga (город-спутник к западу от Торонто) - полтора-два часа в общественном транспорте в каждом направлении вам обеспечено. И такая ситуация - не редкость, т.к. за работу большинству приходится хвататься там, где она есть, а не там, где ближе к дому. В связи с этим (а также со многими другими факторами) в большинстве случаев без машины здесь просто никак.

Поэтому права здесь есть у каждого, и именно их (а не паспорт) обычно требуют там, где нужно идентифицировать личность (на почте при вручении чего-либо, в банке при открытии счета, и т.п.).

Права - это пластиковая карточка с магнитной полосой, фотографией, подписью и адресом проживания.

Получить права очень просто. Я думаю, в Канаде специально созданы разные виды водительских удостоверений, чтобы любой человек мог без проблем получить наиболее простое.

Я не буду говорить о правах на управление мотоциклами, большими грузовиками (фурами), автобусами, т.к. ничего, к сожалению, об этом не знаю. Знаю только о правах, которые были (и есть) у меня лично - правах на вождение легковых автомобилей, сюда же включены van (микроавтобус) и SUV (sport utility vehicle, который в постсоветском эпосе называется джипом). Речь пойдет о трех наиболее распространенных категориях водительских прав - G1 (теория), G2 (road test) и G (road test на хайвее).

К слову, водительские удостоверения других стран (и даже провинций) в Онтарио действительны в течение 60 дней после приезда (т.е. первое время можно ездить по своим правам, привезенным из дома - мы как-то даже рентовали здесь машину по украинским правам), а после 60 дней проживания вы обязаны ездить только по удостоверениям провинции Онтарио. Я, правда, не знаю, как полицейские на дороге будут доказывать, что я здесь уже более 60 дней (ведь загранпаспорт с landed immigrant визой, по-моему, не является обязательным в числе "должен иметь при себе"), но, видимо, какие-то способы существуют.

Начинается иерархия прав с категории G1. Для получения такого удостоверения нужно пройти тест на зрение, и ответить на теоретические вопросы по правилам дорожного движения. Пункты приемы экзаменов (офисы Ministry Of Transportation) разбросаны по городу и окрестностям, узнать о точном местонахождении, телефоне и часам работы можно на их сайте (www.mto.gov.on.ca). Приходишь в любое время, выстаиваешь очередь (это как повезет - может, полчаса-час), подходишь к окошку, тебя фотографируют, проверяют зрение (смотришь в некое телескопообразное приспособление и отвечаешь на вопросы о копошащихся внутри буквах), и выдают бумагу о твоей готовности к тесту. Я предъявлял также свои украинские (еще советские) права, их долго вертели в руках, рассматривали на свет, но в конце концов признали как имеющийся стаж (на что это повлияло, расскажу чуть позже).

После этого с полученными бумагами идешь в другую комнату, где для тебя ждет экзаменационный автомат (будка с кнопками). Из 40 вопросов правильно надо ответить, по-моему, на 32. Сделать много ошибок там просто тяжело, поэтому подавляющее большинство сдают этот экзамен с первого раза. Очень многие вопросы не требуют никаких специальных знаний, кроме здравого смысла. Например, вопрос: вы подъезжаете к перекрестку, и видите пешехода, который начал переходить проезжую часть. Ваши действия?
а) давить нафиг, т.к. нечего перебегать дорогу перед машиной;
б) попытаться очень быстро проехать, не сбив пешехода, пока этот гад еще не зашел далеко;
в) остановиться и пропустить.
Правильный ответ, естественно, последний. Жаль, если кто-то подумал иначе :-))) Этот приведенный мною вопрос и ответы, правда, не имеют с действительностью ничего общего, кроме идеи - я просто хотел показать, на кого бывают рассчитаны экзаменационные вопросы.

После сдачи этого теста вам выдают временное удостоверение (напечатанное на бумаге), а реальные права присылают через неделю-две по почте. Это, кстати, и метод проверки правильности адреса на удостоверении - если ты эти права получил, то значит, адрес указан верный.

Стоимость всей процедуры, по-моему, 100 CAD. Сюда входит стоимость теоретического экзамена и будущего вождения (входящего в следующий экзамен на получение G2), который будет позже. По времени весь процесс занимает порядка двух часов.

По полученным правам категории G1 вы не можете водить машину самостоятельно. Рядом с вами должен сидеть инструктор вождения (им может быть любой человек с правами самой высокой категории G и со стажем вождения более 4 лет).

После получения водительского удостоверения G1 вы можете сдавать вождение для получения прав категории G2 (строго говоря, вы можете пытаться сдавать сразу на G, перепрыгнув одну ступеньку, но, по слухам, к таким умникам отношение со стороны экзаменаторов более пристальное :-)). На road test (экзамен для получения G2) обычно неслабая очередь месяца на 3. Записываться надо по телефону (слышал, что сейчас можно и по интернету, но сам не пробовал, т.к. уже не надо), там, разговаривая с автоматом (разговор заключается в нажатии нужных цифр в меню, которое голосом предлагает система) выбираешь желаемый офис для экзамена (на Торонто их штук 10-15) и время (из того, что не занято). Если кажется сильно далеко (по дате) - можно не заказывать, а перезвонить через час или через день. Часто кто-то отказывается, и тогда это время становится доступным в системе.

Также можно прийти в день экзамена заранее, занять живую очередь, и если кто-то из заказавших экзамен не придет, вам предоставят возможность сдать тест вместо него. Если никто не пропустит экзамен (все придут вовремя) - значит, вам не повезло :-)) но обычно за день таким образом могут пройти 3-5 человек из живой очереди. Я свой первый экзамен сдавал именно так.

В назначенное время на машине (машину можно рентовать или взять у товарища) приезжаешь к выбранному офису, регистрируешься внутри, ждешь, к тебе выходит экзаменатор, и минут 15-30 катаетесь по окрестностям. Обращается внимание на правильность перестроений, уважение к светофорам, знакам и разметке, так называемое "верчение головой" (больной вопрос для всех экзаменующихся - перед каждым перестроением или поворотом требуется вертеть головой, как сумасшедший, в разные стороны, чтобы проверять все направления, где может притаиться вражеская машина), и т.п. Также обычно проверяется умение запарковаться задним ходом на обочине между двумя уже стоящими машинами (т.н. параллельный паркинг), умение заехать в гараж задним ходом с поворотом на 90 градусов (или не в гараж, а между стоящими машинами или флажками), и прочая ерунда.

В отличие от первого (теоретического) экзамена этот тест гораздо сложнее пройти (и тем, кто уже имеет опыт вождения, может быть даже сложнее). По моим расчетам, до 50% сдающих не проходят этот тест (на получение прав категории G2) с первого раза. Каждая переэкзаменовка платная (по моему, 40 CAD), и допускается не ранее, чем через 10 дней после проваленного экзамена.

Если вам все же удалось этот тест пройти, то с правами категории G2 вам позволено намного больше. Вы можете ездить самостоятельно, с чем я вас и поздравляю :))). Вы можете почти все, я лучше попытаюсь сказать об ограничениях. Во-первых, вы не можете перевозить больше пассажиров, чем есть ремней безопасности в вашей машине (т.е. все пассажиры должны быть пристегнуты). Во-вторых, вы должны быть трезвым, как стеклышко. В-третьих, вам не разрешается ездить по большим хайвеям (т.н. хайвеи 400-й серии, т.е. 400, 401, 403, 404, 410, 416, 417, 427, может, еще какие...) в темное время суток (это требование неподтвержденное, т.к. я это где-то слышал, но самому найти и прочитать не удалось. Естественно, сам я в ту пору ездил где угодно и когда угодно).

Права категории G2 имеют срок годности - вы должны получить права категории G (в народе называемые full G) в течение 5 лет.

Экзамен на получение удостоверения категории G в целом очень похож на предыдущий тест (и очередь там тоже присутствует), за исключением более пристального наблюдения за всеми действиями экзаменуемого, а также выезд на хайвей (и проверка умения входа-выхода-перестроений на хайвее на скорости 100 км/ч). Процент сдачи, я полагаю, приблизительно такой же, как и на права G2.

С правами категории G с вас снимаются ограничения, присущие G2, и самым главным отличием вашего нового статуса, безусловно, является возможность слегка (без фанатизма) попить пива перед поездкой. Количество допустимого алкоголя до сих пор для меня является загадкой, т.е. я стараюсь следить за собой - если получается говорить (или хотя бы думать) членораздельно, то все ok (правда, любому пьяному кажется, что у него все получается :)))

И, в заключение, несколько общих слов.

Меня, помнится, несколько смутило очень, на мой взгляд, легкомысленное отношение канадских властей к медосмотру будущих водителей. Казалось бы, справка от психиатра многим отнюдь не помешала бы...
Об этом я вспомнил несколько лет спустя, когда был участником такого эпизода. Машина впереди меня вела себя как-то нервно и неадекватно. Ну да ладно, нам не привыкать. Сворачиваю на заправку, и эта машина впереди меня - тоже. Останавливается он в нескольких метрах впереди, и выходит оттуда пожилой человек немного больной, - у него движения рук и ног, похоже, им самим не контролируются, т.е. какие-то нарушения опорно-двигательного аппарата (насколько я могу судить своим медицинско-дилетантским взглядом). Я не сомневаюсь, что в плане интеллектуального развития это совершенно полноценный человек, но все же мне стало как-то не по себе...

И еще.

К своему удивлению, мне не удалось обнаружить здесь официальных "Правил дорожного движения". То, что продается за 8 CAD в офисах Ministry of Transportation для подготовки к теоретическому экзамену, представляет собой сборник рекомендаций, правила хорошего тона при движении, описания возможных затруднительных дорожных ситуаций и методы их решения, и т.п. но как таковых правил, т.е. свода законов я там не обнаружил. Там даже нет перечисленных дорожных знаков. И даже более того - я нигде в Канаде не видел списка всех дорожных знаков. Может, я не там искал? :))) Справедливости ради надо отметить, что никаких затруднений с пониманием назначения знаков обычно не бывает, т.к. все они достаточно логичные и самообъясняющие. Но отсутствие их всех в одном списке, сгруппированных и пронумерованных, кажется мне несколько неоправданым. Также бросается в глаза отсутствие единой схемы для дорожных знаков - каждый может быть совершенно непохожим на все остальные по цвету, форме и размеру.

В целом же правила дорожного движения в Онтарио очень похожи на украинские или российские. Одним из важных отличий является возможность поворота направо на красный сигнал светофора (естественно, если вы никому не создаете помех этим маневром). Существует даже специальный дорожный знак на эту тему - "Поворот направо на красный сигнал светофора запрещен". Если же такого знака нету, то можно поворачивать (естественно, уступив дорогу всему движущемуся транспорту).

Sergey.

sergey@borninussr.ca
http://www.borninussr.ca

P.S. Ваши письма с вопросами, предложениями и конструктивной критикой всегда приветствуются.

Тема следующего выпуска - продолжение рассказа об автомобилях в Онтарио (на этот раз речь пойдет о дорогах, полиции и, собственно, машинах).


Перепечатка и любое другое использование материалов разрешается при уведомлении автора и сохранении линка на сайт Born In USSR (http://www.borninussr.ca).
Все присылаемые сообщения (отклики/предложения/замечания) считаются разрешенными к публикации и/или цитированию (без указания вашего реального email адреса). Если вы не желаете разглашения вашего сообщения, пожалуйста, явно сообщите об этом в письме.
Спасибо за вашу помощь и поддержку.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное