В XII веке путь из Черниговской земли в Ростово-Суздальскую землю шел через Оку, Москву-реку, Яузу и Клязьму. Где-то около Мытищ товары переправлялись в Клязьму и продолжали дальнейший путь. Можно было следовать иначе: выше Коломны в Москву-реку впадает река Нерская, по которой поднимались до ее верховья, а затем переходили в небольшую речку Ушма, впадавшую в Клязьму. В писцовых книгах XVI века говорилось, что в Усть-Мерском стане находилась «пустошь, что было сельцо Мытищево». Это свидетельствует о том, что
торговую пошлину (мыт) собирали во многих местах, где проходили водные торговые пути. Позже, когда водные и торговые пути стали забрасываться, такие места сбора пошлин получили название «мытищи», что обозначало, что здесь
когда-то взимали мыто. Не случайно таких мест в нашей стране много, а некоторые из них исчезли совсем. Если, например, заглянуть в современную почтово-адресную книгу, то можно обнаружить, что
в Ивановской области имеются селения с названиями Мыт и Мытищи, в Ярославской области — Мытниково, в Новгородской — Мытно, в Киевской и Ровенской — селения с одинаковыми названиями
Мытница. А вот в бывшем Рузском уезде Московской губернии еще в начале нашего века значилось село Мытинково. Не там ли начинался волок в реку Ламу? Как видим, все перечисленные названия в своей
основе имеют корневое слово «мыт», что обозначало пошлину за провоз товаров. Все это свидетельствует о широкой сети таможенных
застав, установленных на всей территории Древнерусского государства. Известный историк, большой знаток средневековья
С. Б. Веселовский писал о водном торговом пути из Яузы в Клязьму: «По р. Яузе поднимались вверх на лодках до того места, где она поворачивает почти под прямым углом на юг и уходит в большое
торфяное болото. Здесь в настоящее время находятся Мытищи. От Мытищ шел волок километров семь в Клязьму. Перетащенные по суше лодки спускались в р. Клязьму около существующего ныне селения Горо дищи. Возле Городища находится Болшево, а на другом берегу Клязьмы, про тив Болшево, лежит деревня Баскаки.
...Яузский мыт давал хороший доход, и для контроля его поступления здесь был посажен ханский баскак. Память об этом осталась в селении Баскаки.
В XIV в. Яузский путь был заброшен. На р. Яузе в конце XIV в. упоминаются мельницы и мельничные плотины. Когда Яузский путь был заброшен, то... городок стал не нужен и запустел... на месте городка возникло селение Городище».
Где же проходил волок?
У каждого любознательного человека, интересующегося историей, может возникнуть вопрос: а как перетаскивались лодки из Яузы в Клязьму и в каком все-таки месте? Интересуются этими вопросами и краеведы, стремясь докопаться до истины. Попытаемся и мы ответить на эти вопросы. Волок мог начинаться из речки Работни, которая
впадает в Яузу. Поднявшись по ней несколько сот метров вверх, суда с товаром останавливались около оврага справа, следы которого видны до сих пор. Здесь происходила разгрузка товара для его перетаскивания, как пишет С. Б. Веселовский, в Клязьму. В свою очередь, у Клязьмы также располагался овраг. Напрашивается вопрос: не являлись ли они искусственными, образующими
подобие гавани для остановки лодок. Если это так, то трасса от одного оврага к другому как раз и являлась местом переброски товаров.
В свое время историк прошлого века И. Е. Забелин высказал предположение о другой трассе волока, и отрицать его полностью тоже нельзя. Он полагал, что в верховьях Яузы, где сейчас находится болото, раньше могло быть большое озеро, из которого и начинался волок в Клязьму. В подтверждение этой версии имеются косвенные доказательства. В документах XV века упоминается гать, проложенная от селения Костино в сторону яузского болота. Слово «гать» общеславянского происхождения и обозначает «проход через болото». Но
такой путь переброски товаров мог существовать до появления Переяславской (затем Троицкой) дороги, так как с ее появлением мост на дороге перекрывал путь судам. Так или иначе, но версия Забелина заслуживает внимания. Однако первая версия представляется более правдоподобной, основываясь на следующих
документальных данных. В XVI веке около Болшево упоминалась пустошь Лошаково. В свою очередь, у речки Работни находилось небольшое селение под тем же названием. Очевидно, не случайно эти
селения с одинаковым названием находились у оврагов, предполагаемых перевалочных пунктов из одной реки в другую. В этих селениях могли находиться лошади, которые были необходимы для
переброски товаров. Как известно, слово «лоша», то есть «лошадь», на Руси было заимствовано из тюркского языка, с последующим прибавлением суффикса -к, превратившись в слово «лошак».
Следовательно, от этого слова и произошло название Лошаково. Это были селения, где держали лошадей для переброски товаров из реки в реку. Теперь остается выяснить, каким же образом лодки с товаром перетаскивали на расстояние в семь километров. Понятие «тащить» в общеславянском языке обозначалось словом «волочь». В старинной
литературе имеются рисунки с изображением волока лодок людьми за лямки. Имеются и другие свидетельства, когда лодки перекатывались на бревнах. Но при этом поверхность земли быть ровной, что едва ли можно сделать на большом расстоянии. Имелся и третий способ волока, и он изображен на картине нашего известного художника
А. М. Васнецова, которая хранится в Московском областном музее.
Способ волока, изображенный на картине, одновременно прост и оригинален.
Его суть состоит в следующем: два колеса, соединенных перекладиной, подводили под лодку по слегам прямо в воде. В зависимости от размера лодки таких колес могло быть и три и четыре
пары. Таким образом, лодка с товаром оказывалась погруженной на своеобразную телегу с боковыми упорами, которые удерживали лодку. В телегу впрягались «лошаки» и тащили поклажу к пункту
назначения. Вот так осуществлялся волок в древние времена нашей истории.
Это цитаты из книг "Прошлое земли мытищинской" и "Наше прошлое: далекое и близкое" известного краеведа Князева Юрия Августовича.