ПУШКИНСКИЙ МУЗЕЙ
А в Пушкинском музее пыль с экспонатов давно не вытирали, представляете, такие дамы, как Ника Самофракийская и Венера Милосская с пылью на плечах стоят! Ну, это я так, чтобы хоть к чему-то прицепиться, больше-то все равно не к чему.
Вообще-то полное название музея - Государственный музей Изобразительных Искусств имени А.С.Пушкина.
Идея создания такого музея возникла в кругах любителей искусств еще в начале 19 века, а вот осуществить ее удалось лишь через 100 лет благодаря деятельности профессора Московского университета И.В.Цветаева (это папа Марины и Анастасии Цветаевых). Он сумел организовать сбор пожертвований на сооружение здания, приобретение экспонатов и стал основателем музея. Открыли музей в мае 1912 года, и назывался он тогда Музеем изящных искусств.
Нет, так, как я хожу, в музеи ходить нельзя. Когда я выпала из музея у меня болели глаза, ноги, спина, а в голове была сплошная каша. Нет, это не наслаждение искусством, это обжорство прекрасным до полного эмоционального отупения. Как надо ходить в музей? Надо подойти к статуе (или картине), посмотреть на нее внимательно вблизи и издали, обойти вокруг нее раз 10, потом сесть невдалеке и наслаждаться ее присутствием. И так с каждой статуей (или картиной). А я что делаю? За 4 часа я галопом обежала два этажа музея,
и в результате ничего не запомнила. Надо бы туда еще наведаться как-нибудь.
Попробую вспомнить хоть что-то. На первом этаже в основном представлена европейская живопись 17-18 веков – итальянская, французская, голландская, подлинные полотна Рубенса, Рембрандта, Боттичелли. Так что любителям живописи там есть где разгуляться. На первом этаже есть и скульптура, и довольно много, это древне греческие статуи героев и богов. А в «итальянском дворике» стоит прекрасный Давид Микеланджело. Только на него одного можно приходить любоваться. Еще в этом зале стоит парочка конных всадников, тех самых,
что гонялись по музею во сне за Юрием Никулиным в фильме «Старики-разбойники».
И боги, и герои, и всадники, это все копии, гипсовые слепки с прекрасных скульптур. Но вот гипсовыми они совсем не выглядят, если оригинал был бронзовым, то он и тут выглядит, как бронзовый, а если мраморным, то и здесь создается впечатление, что скульптура мраморная от носа до последнего ноготка на ноге. Правда, это по началу так воспринимаешь, а потом, уже насмотревшись на подлинники и слепки, начинаешь понимать, где настоящий мрамор, а где гипсовый. Но все равно, впечатления это не портит, и смотришь на эти
гипсовые шедевры, как на настоящие. Как я узнала, слепки со скульптур делались в тех странах, в тех музеях, где находятся оригиналы. Ой, спасибо тем мастерам. Здесь же собраны шедевры из музеев Флоренции, Афин, Рима, Каира, Берлина, Лондона, да со всего света, и ездить никуда не надо, все тут собрано. Находившись по первому этажу, я уже так устала, и так «навпечатлялась», что совсем забыла, что впереди был второй!
Лестница на второй этаж сама по себе заслуживает внимания, по ней просто туда-сюда можно ходить целый день. Она торжественная!
На втором этаже в двух первых залах сейчас проходит выставка масок. Это музей в музее. Очень интересно, красочно, удивительно и даже местами страшно! Маски Шри-Ланки, Океании, Америки, Китая, Японии, Монголии, африканские маски.
На втором этаже скульптура. Впечатление такое: заходишь в зал, обалдеваешь, и думаешь, что вот оно прекрасное, лучше уже и быть не может, заходишь в следующий зал, и твое оболдевание удваивается, в третий – утраивается, дальше уже ничего не воспринимаешь, а просто тупеешь от счастья, изобилия и разнообразия. Когда попадаешь в последний зал, то у тебя чувств уже нет никаких, остается одно-единственное желание, чтобы тебя выпустили отсюда побыстрее, сил восхищаться уже нет.
На каком этаже находятся сокровища Трои, древнего Египта, Ассирийских царей, я уже не помню. Сокровища Трои, найденные Генрихом Шлиманом, меня не восхитили должным образом, это тебе не сокровища Алмазного фонда, простоваты. Просто захотелось поклониться труду, вере и упорству Шлимана. Вот ведь молодец мужик – прочитал Гомера, поверил и нашел Трою. А когда заходишь в зал Ассирийских царей, тебя у входа встречают два пятиметровых быка о пяти ногах. Забавное зрелище. На лишнюю ногу вначале и внимания не обращаешь,
пока не прочитаешь сопроводительную табличку. Мне они очень понравились. В этом же зале за стеклянными витринами лежат клинописные таблички. Представляете, глиняные пластинки размером примерно 4 на 5 сантиметров, а на них сплошной узор клинописных значков, будто крошечный цыпленок свои следы оставил. На такой маленькой табличке умещалось целое послание. А какое зрение должно было быть у людей, чтобы это послание «наследить» и потом прочитать! Да, там чудес достаточно.
Находится Пушкинский музей на улице Волхонка, 12, это в пяти минутах ходьбы от станции Метро Кропоткинская. Работает с 10.00 до 19.00, выходной понедельник.
Май, 2006.
Уважаемые редакторы бумажных газет и журналов (особенно московские издания), я бы хотела попробовать вести постоянную еженедельную московско-прогулочную обозревательную рубрику в Ваших изданиях, на ваших условиях. Уже имею продолжительный опыт подобной работы, московскую прописку и умею ездить на Метро. Контактный адрес: strunino@mail.ru
Елена Виноградова.