Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Defacto.kz. Юридическая фирма De Facto

  Все выпуски  

Продажа жилого дома: какие документы должны иметься перед сделкой?


Информационный Канал Subscribe.Ru

Материалы данной рассылки в основном являются консультациями практикующего юриста по законодательству Республики Казахстан для обращающихся к нему клиентов. Мы постараемся, не загружая вас цитированием статей закона, ответить на возникающие повседневно вопросы по поводу тех или иных правоотношений.

Вы и закон - законодательство Казахстана для "чайников"

Продажа жилого дома: какие документы должны иметься перед сделкой?

Ситуация с оформлением сделки купли-продажи жилого дома представляется гораздо сложнее, чем продажа квартиры. И этому есть несколько причин. Среди них большое место занимает различные случаи неудовлетворительного состояния правоустанавливающих документов на дом и земельный участок. Под правоустанавливающими документами понимаются документы, подтверждающие, что дом и земля находятся в собственности гражданина. А под неудовлетворительным состоянием мы будем понимать случаи, когда в документе содержатся сведения о технических характеристиках, состоянии, составе строений дома, площади дома и земельного участка; когда у владельца отсутствуют документы, подтверждающие право собственности, когда в этих документах, указаны сведения не соответствующие действительности.

Заметьте, что продажа жилого дома всегда осуществляется вместе с земельным участком, предназначенным для обслуживания этого дома. В соответствии с действующим законодательством право собственности на земельный участок неразрывно связано с правом собственности на расположенную на этом участке недвижимость. Поэтому мы будем говорить только о совместной продаже дома и земли.

Также совместно с домом обычно продаются все расположенные на участке строения и постройки: гаражи, сараи, подсобные помещения, пристрои и т.п. В юридической практике для этого используют понятие «домовладение». Мы же будем говорить просто «дом», имея в виду, что речь идет и о подсобных сооружениях.

Какие документы должен иметь продавец жилого дома и земельного участка

Собственник жилого дома, для того чтобы распорядиться своей собственностью, должен позаботиться о том, чтобы у него имелись надлежаще оформленные документы. Что же это за документы?

1. Правоустанавливающий документ на дом. Это могут быть:

  • договор купли-продажи, мены, дарения, приватизации (если дом был куплен, обменян на другое имущество, получен в дар или приватизирован);
  • свидетельство о праве на наследство (если дом был получен по наследству);
  • регистрационное удостоверение, выданное Центром по недвижимости (чаще всего при строительстве нового дома, перепланировке или реконструкции существующего);
  • акт о приобретении с публичных торгов;
  • копия вступившего в законную силу решения суда, подтверждающего право собственности на дом (если дом был отсужен в результате судебного процесса).

Это наиболее распространенные документы. В некоторых случаях у вас могут иметься и другие.

Правоустанавливающий документ должен быть зарегистрирован в Центре по недвижимости по месту нахождения дома (бывшее БТИ) и содержать соответствующий штамп.

Вполне возможно, что на дом будет иметься несколько правоустанавливающих документов: например, договор купли-продажи и свидетельство о праве на наследство (если часть дома была куплена, а другая часть получена по наследству). 

2. Правоудостоверяющий документ на земельный участок – государственный акт на право собственности на земельный участок. Такие акты выдаются комитетом по управлению земельными ресурсами. Акт на земельный участок содержит:

  • план участка с указанием его места нахождения и размеров;
  • указание на то, что земельный участок принадлежит на праве собственности;
  • целевое назначение земельного участка (в нашем случае – это почти всегда обслуживание жилого дома);
  • основание приобретения земельного участка (название документа, на основании которого вы приобрели участок).

Большинство граждан уже оформили правоустанавливающие документы на землю, поскольку их выдача началась еще с середины 90-х годов. Однако встречаются случаи, когда акт до сих пор не получен. Распорядиться домом в этом случае не получится.

Для получения такого акта, в земельный комитет нужно предоставить:

  • удостоверение личности (именно удостоверение, а не паспорт);
  • копию свидетельства налогоплательщика (РНН);
  • правоустанавливающие документы на жилой дом, расположенный на участке.

Полученный государственный акт на земельный участок также подлежит регистрации в Центре по недвижимости. Возможна как совместная, так и раздельная регистрация документов на дом и земельный участок. В любом случае плата за регистрацию берется по отдельности.

3. Технический паспорт – документ, содержащий план дома и описание всех его помещений с указанием площадей, а также план земельного участка и расположение строений на нем. Выдается Центрами по недвижимости или фирмами, оказывающими услуги по инвентаризации недвижимости. При этом требуется выход техника на ваш участок.

Если какой-либо из правоустанавливающих документов или технический паспорт утерян, нужно получить дубликат в том органе, который его выдавал. Дубликат правоустанавливающего документа должен быть также зарегистрирован в Центре по недвижимости.

Новый технический паспорт также можно без проблем заказать, оформив заявку на выход техника на участок.

Требования к документам на дом и земельный участок

Для того, чтобы без проблем оформить сделку купли-продажи дома и земельного участка обратите внимание на следующие требования к вашим документам:

  • все перечисленные документы должны быть в наличии;
  • в документах не должно содержаться ошибок (например, в фамилиях, именах, отчествах, адресах, площадях, составе построек и т.п.);
  • сведения, указанные в правоустанавливающих документах на дом (количество, состав строений, площади помещений и земельного участка), должны совпадать со сведениями, отраженными в техническом паспорте, акте на земельный участок, а также с фактическим состоянием построек на земельном участке;
  • правоустанавливающие документы должны быть зарегистрированы в Центре по недвижимости.

08.04.2004

Сергей Сизинцев.

Все права сохранены. Разрешается публикация материалов рассылки в сети Интернет с обязательной ссылкой на автора и сайт www.defacto.kz.

vopros@defacto.kz

Все статьи на сайте www.defacto.kz

Вы и государство - статьи
Вы и имущество - статьи
Вы и семья - статьи
Вы и работа - статьи
Вы и правосудие - статьи
Вы и бизнес - статьи
Вы и государство - вопросы
Вы и имущество - вопросы
Вы и семья - вопросы
Вы и работа - вопросы
Вы и правосудие - вопросы
Вы и бизнес - вопросы

 

  Юридическая фирма

 "Де-факто"

о фирме "Де-факто"
регистрация предприятий
юридические услуги
недвижимость
бухгалтерское обслуживание

contact@defacto.kz

 
Рассылки Subscribe.Ru
Вопросы к юристу? Законодательство Казахстана для "чайников"

Не забудьте подписаться на нашу рассылку. С помощью этой  рассылки вы сможете задать интересующий вас вопрос по законодательству Республики Казахстан и получить ответ с доставкой в ваш почтовый ящик.  

 

Темы ближайших выпусков (предложите свою!):

Обзор основных проблем, возникающих при продаже жилых домов и земельных участков

Сравнительная таблица наиболее популярных форм предпринимательской деятельности в Казахстане

Отказ от гражданства Республики Казахстан

Утрата гражданства Республики Казахстан

Сообщите нам, какие вопросы, по вашему мнению, должны быть освещены в планируемых статьях. Ваши пожелания будут обязательно учтены.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное