Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Иудаизм и евреи

  Все выпуски  

Иудаизм и евреи


 

 

 

 

 

ììììì

 

ИУДАИЗМ статьи

 

ììììì

 

Рав Ицхак Зильбер

 

ììììì

 

Рав Бенцион Зильбер

 

ììììì

 

Ваш вопрос раввину

 

ììììì

 

Еврейский календарь

 

ììììì

 

Еврейские знакомства (шидухим)

 

ììììì

 

Еврейская   семья

 

ììììì

 

Каббала

 

ììììì

 

Общение   офлайн

 

ììììì

 

Общение   онлайн

 

ììììì

 

Книги

 

ììììì

 

Статьи

 

ììììì

 

Аудио  материалы

 

ììììì

 

Видео  материалы

 

ììììì

 

Контакт

 

ììììì

 

 

www.toldot.ru

             Иудаизм и евреи

 

Шалом из Иерусалима!

  

Сегодня, как обычно, мы предлагаем Вам очередной предшабатний выпуск нашей рассылки.

Ваше мнение о ней для нас очень важно. Пишите нам на info@toldot.ru.

 

Новые статьи на нашем сайте www.toldot.ru:

Обратите внимание

Биркат а-Хама — мицва, которую можно выполнить лишь раз в 28 лет

Некоторые законы Биркат а-Хама — благословения на солнце

Пример проведения пасхального седера

 

Материалы по недельной главе Торы:

Из архива рассылки
Беседы о Торе рава Ицхака Зильбера
Мидраш рассказывает


Материалы из издания «Оцарот»
(перевод с иврита)

Морковка, царь и конь

«Когда кто из вас (хочет) принести жертву Г-споду…» (Ваикра 1:2).

Книга Ваикра начинается с законов о жертвоприношениях. Эти законы кажется правильным отнести к категории хуким — постановлений, смысл которых нам не понятен. Так говорит и Рамбам: «Все законы о жертвоприношениях — из разряда хуким». Мы не понимаем, почему надо приносить жертвы, не понимаем, почему это надо делать именно таким образом, например, воскурять внутренние органы жертвенных животных и кропить кровью жертвенник. Мы говорим себе: это хок, указ Царя. Мы не считаем, что обязаны понять, почему законы природы именно таковы. Так же не претендуем мы на понимание смысла всех законов, которые Творец дал нам в Торе.

Однако мудрецы говорят: закон о рыжей телице — хок. Другие же законы о жертвоприношениях они к этой категории не отнесли. И Гeмара (Йома, 67б) говорит только о пяти хуким во всей Торе.

[На первый взгляд слова Рамбама противоречат Гемаре. Однако, он, очевидно, имеет в виду, что есть разные уровни «непознаваемости» законов Торы. Так что многие законы, которые на нашем уровне мы можем отнести к хуким – законам, недоступным для понимания, – мудрецы Талмуда могли понять.]

[И действительно,] сам Рамбам пишет о законах категории хуким: «Следует углублённо размышлять о них, и всему, чему ты можешь найти объяснение, — найди объяснение. Ведь сказали мудрецы ранних поколений, что царь Шломо понимал смысл большей части хуким в Торе». И мудрецы старались найти и нашли объяснения законам жертвоприношений — методами изучения простого смысла текста (пшат), толкования-наставления (друш), раскрытия «намёков» текста (ремез) и его тайного смысла (сод)».

Поясним это дополнительно притчей из Aгады Даат Йосеф о царе, любившем мудрость и знание. Позвал однажды царь старика-советника и сказал ему: «Жаждет душа моя познать мудрость окружающих народов и мудрость древних. Но время моё не принадлежит мне. Иди и исследуй, ищи и узнавай, сократи и изложи мне главное».

Отправился советник в путь и очень нескоро вернулся. Предстал он пред царём, чтобы сообщить то, что узнал. Он побывал во многих странах, много учился и много книг привёз с собой.

Сказал ему царь: «Нет у меня времени изучать все эти книги. Ты мудр и сумеешь изложить всё в одном предложении».

Поклонился советник и сказал: «Морковь». И больше ничего не добавил.

«Морковь?!» — удивился царь.

Поклонился советник и спросил: «Видел ли господин мой царь когда-нибудь морковное поле, когда морковь созрела?»

«Нет, — признался царь. — Я видел этот овощ только на своём столе. Он удивительно красивого цвета и приятен на вкус».

«Если так, я попрошу царя отправиться со мной на морковное поле, — сказал советник. — Там царь постигнет всю их мудрость в одно мгновение».

Царю стало любопытно, он приказал седлать двух коней и отправился с советником на экскурсию за город.

Царь медленно ехал по травяному ковру, наслаждаясь лёгким ветерком.

Спросил советник: «Скажи мне, о, царь, что за овощ растёт на этом поле?»

Взглянул царь и пожал плечами. На соседних полях он видел помидоры, и кабачки, и другие овощи. А здесь — какие-то зелёные перья и больше ничего. Он увидел, что конь жуёт эту зелень с большим удовольствием, и предположил: «Может быть, это что-то на корм скоту?»

Нагнулся советник, ухватил пучок травы, потянул — и вытащил огромную оранжевую морковь…

Царь молчал, ожидая объяснения. И советник сказал: «О, царь мой, изучил я вопрос и понял, что такова мудрость. Она — перед нами, у нас под ногами, но мы не обращаем внимания. Но если и обратит кто внимание, то, большей частью, как этот конь, который щиплет с большим удовольствием то, что снаружи… Он счастлив и уверен, что всё узнал об этом овоще…

Лишь немногие могут, ухватившись за ботву, потянуть, обнаружить сам плод, вытащить его и показать всем…

Так и с мудростью. Я посмотрел и увидел, как много людей, мудрых в собственных глазах. Они смотрят поверхностно, делают поверхностные выводы и уверены, что исчерпали тему. Лишь немногие знают, что есть глубина под глубиной. Ещё меньше тех, кто прилагает усилия, “счищая” слой за слоем, пока не доберутся до “плода” — сердца истины».

Этот рассказ помогает «ощутить», что такое познание истины. Описанный в нём «метод» применим и к изучению законов жертвоприношений. Если изучать их углублённо, прилагая усилия — поймём их смысл. Как сказано: «Ибо это не что-то пустое для вас…» (Дварим 32:47; Ки ло давар рейк у ми-кэм — можно перевести и как «пустое от вас»). И толкует мидраш: если это — «пустое», то пустота идёт «от вас»: вы не приложили усилий, чтобы понять (Бэрейшит Рабба 1:14). А к тому, кто трудится, чтобы понять, в конце концов, придёт озарение (Мааян а-Шавуа).

История и урок

«…и это сокрыто от него…» (Ваикра 5:2).

Я слышал историю об ортодоксальном еврее — одном из самых богатых торговцев брильянтами в мире. Из неё можно извлечь урок, важный для каждого из нас.

Торговец брильянтами из Торонто, Канада, договорился с одним из самых крупных торговцев Европы, также ортодоксальным евреем, живущим в Антверпене, о заключении сделки на очень большую сумму.

Они договорились встретиться на следующий день в шесть часов вечера в доме бельгийского торговца. Канадец заранее сообщил своему коллеге: его расписание очень плотно, поэтому он просит коллегу быть точным и ждать его дома ровно в шесть, чтобы немедленно заключить сделку.

Для бельгийца сделка была чрезвычайно выгодна, поэтому он приложил все усилия к тому, чтобы быть дома ровно в шесть.

И, вот, точно в назначенный час в дверь торговца брильянтами в Антверпене постучали. Жена открывает дверь, но вместо канадского бизнесмена видит еврея с потрёпанным портфелем, похожим на суму бродяг и нищих. Жена, сразу поняв, кто перед ней, спешит захлопнуть дверь, пробормотав: «Мне очень жаль, муж сейчас занят. Приходите в другой раз».

Нищий ушёл. Бельгийский бизнесмен всё ждал гостя из Канады. В семь часов, через час после назначенного времени, терпение бельгийца закончилось и он позвонил в Торонто узнать, не случилось ли чего. Может быть, в последний момент канадец не смог приехать?

Жена канадского торговца встревожилась из-за того, что муж не прибыл к назначенному часу: ведь из дому он вышел вовремя и всё должно было идти по плану. «Подождите ещё немного, — сказала она. — Наверное, он скоро приедет». Но проходил час за часом, а канадца не было.

Бельгиец снова позвонил в Торонто и, к своему удивлению, услышал: «Муж просил передать вам, что не знает, о чём вы говорите. Он был у вас ровно в шесть часов, и перед ним захлопнули дверь» (Алейну лэшабэах).

 

Задать вопрос раввину

 

Этот выпуск рассылки посвящается памяти (ле-илуй нешама) Мирьям бат Яаков

 

         Шабат шалом из Иерусалима!

Toldos Yeshurun

info@toldot.ru
Phone:  +972-25-400-005
Fax:       +972-25-400-946

Visit our page: http://www.toldot.ru

Ведуший рассылки –

         Михаил Могилевский

 

 

 

 

 

 

 


В избранное