Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Иудаизм и евреи

  Все выпуски  

Иудаизм и евреи


 

 

 

 

 

 

ììììì

 

ИУДАИЗМ статьи

 

ììììì

 

Рав Ицхак Зильбер

 

ììììì

 

Рав Бенцион Зильбер

 

ììììì

 

Ваш вопрос раввину

 

ììììì

 

Еврейский календарь

 

ììììì

 

Еврейские знакомства (шидухим)

 

ììììì

 

Еврейская   семья

 

ììììì

 

Каббала

 

ììììì

 

Общение   офлайн

 

ììììì

 

Общение   онлайн

 

ììììì

 

Книги

 

ììììì

 

Статьи

 

ììììì

 

Аудио  материалы

 

ììììì

 

Видео  материалы

 

ììììì

 

Контакт

 

ììììì

 

 

www.toldot.ru

             Иудаизм и евреи

 

Шалом из Иерусалима!

  

Сегодня, как обычно, мы предлагаем Вам очередной предшабатний выпуск нашей рассылки.

Ваше мнение о ней для нас очень важно. Пишите нам на info@toldot.ru.

Новые статьи на нашем сайте www.toldot.ru:

 

New!     New!     Ханука 5769: ежегодный вечер Толдот Йешурун http://toldot.ru/rus/articles/art/5800

 

New!         New!      Ханука. Обзор статей http://toldot.ru/rus_chanuka.php

 

New!              New!     Как проверить, что мы хорошие родители? http://toldot.ru/rus/articles/art/5799

 

Материалы по недельной главе “Толдот”:

Материалы рассылки за 5767 (2007) год   http://toldot.ru/rus/articles/art/5816

Беседы о Торе рава Ицхака Зильбера               http://toldot.ru/besedy.php?glava=vaishlach

Мидраш рассказывает                                      http://toldot.ru/rus/articles/art/1521

 

 

 

ТЕИЛИМ Глава 17

Под редакцией рава Бенциона Зильбера

 

ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ

В основу наших бесед о теилим положены уроки рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника.

Сегодня мы продолжаем чтение восемнадцатой главы книги «Теилим», разговор о которой начали на прошлой неделе. Как уже было сказано, эту главу царь Давид написал в конце жизни, когда войны, которые он вынужден был вести против многочисленных врагов, прекратились, когда для всех стало очевидно, что его власть и его страна крепка. В главе Давид благодарит Всевышнего за все то доброе, что Всевышний сделал для него за всю жизнь.

Вспомним: в самом начале своей благодарственной песни Давид говорит о спасении «от руки всех… врагов и от руки Шауля». В следующих девятнадцати стихах Давид говорит о событиях своей жизни, о ситуациях, в которых Б‑г его спасал, о том, что в трудные моменты своей жизни он всегда взывал к Всевышнему и Всевышний отвечал на его молитву, нанося удар по врагам. Удар Всевышнего по врагам Давид описывает образно, как содрогание земли, дрожание гор и т.п. Помимо того, что Давид говорит лично о себе, он говорит обо всем еврейском народе, конкретно – об исходе еврейского народа из Египта. В двадцатом стихе Давид откровенно заявляет, что Б-г относится к нему особенно хорошо. Это можно было бы счесть нескромностью, если бы Давид говорил только о себе. Но Раши полагает, что Давид говорит здесь не только о себе, но и обо всем народе Израиля.

Теперь продолжим чтение. Ниже следуют стихи от двадцать первого до тридцать седьмого включительно. Обобщая до какой-то степени, можно сказать, что здесь Давид детализирует это особо благожелательное отношение Всевышнего к нему и ко всему еврейскому народу, говорит о том, в чем оно проявляется, и несколько шире – о том, как вообще Б-г относится к человеку.

21Пусть вознаградит меня Г-сподь по моей праведности, за чистоту моих рук воздаст мне.

22Ибо держался я путей Г-спода, не злодействовал перед моим Б-гом.

23Все Его законы – передо мной, и установлений Его я не отстранял от себя.

24Был я прямодушен с Ним и остерегался греха.

25Воздал Г-сподь мне по моей праведности, по чистоте моих рук перед Его глазами.

26С  милосердным Ты милосерд, с мужем прямодушным – прямодушен. 

27Преданному Ты предан, с упрямцем – упрям.

28Ибо Ты бедный народ спасешь, а взгляд надменный заставишь опуститься.

29Ибо Ты мой светильник зажжешь. Г-сподь, Б-г мой, озарит мой мрак.

30Ибо с Тобой двинусь на полчища, с Б-гом моим поднимусь на [крепостную] стену.

31Б-г – путь Его безупречен, слово Г-спода чисто, щит Он для всех, кто полагается на Него.

32Есть ли Б-г, кроме Г-спода, и есть ли опора, кроме нашего Б‑га?

33Б-г препоясывает меня силой и пролагает мне прямой путь.

34Дает моим ногам [силу] лани, на высоты ставит меня.

35Обучает мои руки бою, и натягивают медный лук мои мышцы.

36Ты дал мне щит Твоего спасения, и Твоя правая рука меня поддерживала, и скромностью Твоею возвеличил меня. 

37Ты расширял мой шаг, и не спотыкались мои ноги.

Как и в прошлый раз, дадим пояснения к каждому стиху, приводя его полностью.

21Пусть вознаградит меня Г-сподь по моей праведности, за чистоту моих рук воздаст мне.

Рассмотрим этот стих как относящийся не только к Давиду, но ко всему народу. Что именно прежде всего подразумевается здесь под праведностью? Тора записала все ошибки и прегрешения, которые совершили евреи, выйдя за Моше в пустыню и скитаясь там сорок лет. Но нигде мы не найдем и намека, что кто-то, хотя бы один человек, сказал, когда пришло время выходить из Египта: не пойду, боюсь, зачем это я пойду, у меня десять детей, что я там буду делать! Не было такого. Да, мы знаем, что спустя время наступил момент, когда поднялся ропот из-за воды, но это другой вопрос. Однако когда  Моше сказал, что надо идти, все пошли, не колеблясь. Пошли в пустыню, приняли там Тору, и это делает их достойными вознаграждения.

Что касается чистоты рук («за чистоту моих рук воздаст мне»), то здесь мы приведем пример из жизни Давида, связанный с его конфликтом с Шаулем (у нас есть все основания сделать это, тем более что в первом стихе главы, т.е. практически в ее названии, Давид особо указывает на свои отношения с Шаулем). Эпизод этот мы уже упоминали, говоря о седьмом псалме. Он подробно описан в книге Шмуэля I, 24. Давид и его люди прятались в пещере от преследовавшего их Шауля. Шауль вошел в пещеру, не заметив, что там кто-то есть. «Люди Давида сказали ему: вот тот день, о котором говорил тебе Г-сподь: «Вот, Я предаю твоего врага в твои руки, и сделаешь с ним, что захочешь» (Шмуэль I, 24:4). Но Давид возразил: у кого поднимется рука на помазанника Б-га? И отрезал у Шауля полу его одеяния. А потом показал Шаулю, что пола его отрезана, и сказал: «…сегодня видели твои глаза, что ныне предал тебя Г-сподь в мои руки в пещере… но я пощадил тебя… смотри, что нет в моей руке зла и преступления» (Шмуэль I, 24:10-11). 

22Ибо держался я путей Г-спода, не злодействовал перед моим Б-гом.

В этом стихе, как и в предыдущем, Давид говорит о том, почему еврейский народ и Давид лично заслуживают хорошего отношения Всевышнего. В поведении человека есть два аспекта: общее поведение, следующее путям Г-спода, «дерех Ашем» на иврите. Так всегда вел себя наш праотец Авраам. Он в каждом случае поступал так, как надо, руководствуясь представлениями о воле Всевышнего, ее общей направленности, не зная указаний заведомо. Помимо такого общего поведения, есть еще и строгое соблюдение заповедей. Говоря «не злодействовал», Давид имеет в виду: не нарушал предписаний Г-спода.    

23Все Его законы – передо мной, и установлений Его я не отстранял от себя.

Давид продолжает описание «жизненной позиции» своей и всего народа, свидетельствующей об их верности Б-гу и Торе. Заповеди Торы классифицируются по-разному, в зависимости от взятого за основу аспекта. С точки зрения их «понятности» для человеческого разума они делятся на мишпатим (здесь: законы) и хуким (здесь: установления). Мишпатим в основном касаются отношений между людьми, а хуким («загадочные» установления) – как правило, отношений между Б‑гом и человеком (например, предписание приносить жертвы, запрет на употребление в пищу мяса вместе с молоком, запрет на ношение одежды из смеси шерсти и льна и т.п.). Давид говорит о соблюдении и тех, и других и им самим, и всем еврейским народом.

24Был я прямодушен с Ним и остерегался греха.

25Воздал Г-сподь мне по моей праведности, по чистоте моих рук перед Его глазами.

Мальбим говорит, что под праведностью здесь подразумеваются добрые дела, активная деятельность (помощь бедным, сиротам, больным), а под чистотой рук – соблюдение запретов, когда человек не делает того, чего нельзя.

Дальше речь идет о том, как именно Б-г воздает людям за их поступки, как Он ведет себя с людьми.   

26С  милосердным Ты милосерд, с мужем прямодушным – прямодушен.

27Преданному Ты предан, с упрямцем – упрям.

Первые три типа людей, перечисленные в этих двух стихах – милосердный, прямодушный, преданный. Милосердным («хасид» – от слова «хесед») называют человека, который делает больше, чем обязан, который превышает не только свои обязанности, но и свои возможности, делает свыше своих сил. С такими людьми и Б-г поступает необычно, выходит за рамки «прейскуранта». Муж прямодушный – это человек бесхитростный, не загадывающий наперед, что будет, а выполняющий заповеди без дальних расчетов. Слово «преданный» в особых пояснениях не нуждается, его можно понять здесь еще и как «верный», и «чистый».

Таргум говорит: три эти типа людей – соответственно Авраам, Ицхак и Яаков, наши праотцы. Пример упрямца (можно понять и как «криводушный») – это Паро.

С Авраамом Б-г заключил союз навечно, обещал, что он станет родоначальником великого народа и получит навсегда Землю Израиля, Ицхаку подтвердил, что союз этот существует и будет существовать для всего потомства Авраама, на верность Яакова ответил тем, что сделал его отцом двенадцати еврейских колен. Паро соответственно своему упрямству и хитрым уловкам получил десять казней, обрушившихся на Египет. 

28Ибо Ты бедный народ спасешь, а взгляд надменный заставишь опуститься.

Бедным назван здесь еврейский народ: и потому, что он малочислен в сравнении с другими народами, и потому, что нередко оказывался окружен врагами, и потому, что не раз находился и находится сегодня в изгнании. Надменные, которых Всевышний заставляет опустить глаза, – это враги еврейского народа.

29Ибо Ты мой светильник зажжешь, Г-сподь, Б-г мой, озарит мой мрак.

Не только на иврите, но и по-русски образно беду называют тьмой, мраком. А когда человеку становится лучше, он говорит, что у него на душе посветлело. Рав Давид Кимхи (Радак) так и объясняет этот стих: беда – мрак, тьма, свет – избавление от беды.

Раши видит в этих словах и указание на конкретное историческое событие, когда во время ночного сражения Давида с Амалеком Б‑г осветил для Давида место действия.

30Ибо с Тобой двинусь на полчища, с Б-гом моим поднимусь на [крепостную] стену.

Общий смысл стиха: поддержка Всевышнего придает евреям необыкновенные силы. Пример конкретного события у Раши: когда евреи освобождали Иерусалим от иевусеев, командовавший армией Иоав пригнул стоявшее у городской стены дерево и по нему поднялся на стену.

31Б-г – путь Его безупречен, слово Г-спода чисто, щит Он для всех, кто полагается на Него.

Давид называет слово Г-спода чистым, используя термин, которым обозначают очистку драгоценных металлов. Слово Г-спода, как драгоценный металл, не содержит никаких примесей. Как возможно такое совершенство? А разве можно предположить какое-то несовершенство, говоря о высшей духовной силе в мире, о Творце мира?

32Есть ли Б-г, кроме Г-спода, и есть ли опора, кроме нашего Б‑га?

Таргум говорит: когда придет Машиах, эти слова повторят все народы и на всех языках. Они скажут: нет Б-га, кроме Г-спода. А мы скажем: нет другой опоры, кроме нашего Б-га.

Следующие пять стихов говорят о тех благах, которые Всевышний даровал Давиду в частности и еврейскому народу в целом.

33Б-г препоясывает меня силой и пролагает мне прямой путь.

Путь назван прямым (можно понять и как гладкий, удобный), что значит: Всевышний убирал с моего пути все преграды, чтобы я мог спокойно идти по нему.

34Дает моим ногам [силу] лани, на высоты ставит меня.

35Обучает мои руки бою, и натягивают медный лук мои мышцы.

Почему в стихе говорится о лани, понятно – недаром ее называют быстроногой. Второй из этих двух стихов имеет в виду, что Давида, которому пришлось вести много войн, Б-г научил военному искусству. Лук упомянут потому, что лук – оружие того времени.  

36Дал мне щит Твоего спасения (объяснение: позволил выйти живым из всех войн), и Твоя правая рука меня поддерживала, и скромностью Твоею возвеличил меня.

Скромность Всевышнего проявляется в том, что Он никогда не блюдет Свой статус: Он сам приходит к человеку, когда считает это нужным.

37Ты расширял мой шаг (объяснение: стоять, расставив ноги, – стоять прочно), и не спотыкались мои ноги.

 

 

Задать вопрос раввину

 

Этот выпуск рассылки посвящается памяти (ле-илуй нешама) Мирьям бат Яаков

 

 

         Шабат шалом из Иерусалима!

Toldos Yeshurun

info@toldot.ru
Phone:  +972-25-400-005
Fax:       +972-25-400-946

Visit our page: http://www.toldot.ru

Ведуший рассылки –

         Михаил Могилевский

 

 

 

 

 

 


В избранное