Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Иудаизм и евреи

  Все выпуски  

Иудаизм и евреи


 

 

 

 

 

 

ììììì

 

ИУДАИЗМ статьи

 

ììììì

 

Рав Ицхак Зильбер

 

ììììì

 

Рав Бенцион Зильбер

 

ììììì

 

Ваш вопрос раввину

 

ììììì

 

Еврейский календарь

 

ììììì

 

Еврейские знакомства (шидухим)

 

ììììì

 

Еврейская   семья

 

ììììì

 

Каббала

 

ììììì

 

Общение   офлайн

 

ììììì

 

Общение   онлайн

 

ììììì

 

Книги

 

ììììì

 

Статьи

 

ììììì

 

Аудио  материалы

 

ììììì

 

Видео  материалы

 

ììììì

 

Контакт

 

ììììì

 

 

www.toldot.ru

             Иудаизм и евреи

 

Шалом из Иерусалима!

  

Сегодня, как обычно, мы предлагаем Вам очередной предшабатний выпуск нашей рассылки.

Ваше мнение о ней для нас очень важно. Пишите нам на info@toldot.ru.

 

Новые статьи на нашем сайте www.toldot.ru:

New!     От 17 тамуза до 9 ава. Обзор статей http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=707

 

New!     Законы 9 ава, выпавшего на воскресенье http://toldot.ru/rus/articles/art/1213

 

New!     Я познал Каббалу, что дальше? http://toldot.ru/rus/articles/art/4676

 

Материалы по недельной главе “Матот”

Беседы о Торе рава Ицхака Зильбера               http://toldot.ru/besedy.php?glava=masei

Мидраш рассказывает                                      http://toldot.ru/rus/articles/art/4726

 

 

ТЕИЛИМ Глава 5

Под редакцией рава Бенциона Зильбера

 

ГЛАВА ПЯТАЯ

В основу наших бесед о теилим положены уроки рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника.

Определить тему псалма значит всегда немного упростить его. Тем не менее можно сказать, что в пятой главе Давид размышляет об отношениях между человеком и Б-гом. Первая часть главы, до девятого стиха, говорит о молитве, т.е. об обращении человека к Б-гу. Давид подчеркивает, что для него не существует другого адресата, которому он мог и хотел бы излить свои чувства и в горе, и в радости, и просит Б-га принять его молитву и руководить им на пути, который правилен в глазах Всевышнего.

Далее Давид выражает уверенность в том, что Всевышний стоит на стороне праведников и что Ему противны злодеи, и просит, чтобы, в конце концов, носители дурных помыслов были истреблены, а идущие по правильному пути могли радоваться жизни и близости к Б-гу.

1Для дирижера [исполнителей на музыкальном инструменте] нхилот, песнопение Давида. 

2Словам моим внимай, Г-сподь, пойми мои помыслы.

3Услышь голос вопля  моего, мой Царь и мой Б-г, потому что к Тебе я обращаюсь.

4Г-сподь, по утрам слушай мой голос, [каждое] утро я стану готовить  [мою молитву] к Тебе и буду ждать.

5Ибо Ты – Б-г, не благоволящий злу,  не поселится [рядом] с Тобой зло.  

6Не устоят распутные перед Твоим взором, ненавистны Тебе все творящие беззаконие.

7 Погубишь Ты говорящих ложь, человеком, [проливающим] кровь и коварным, побрезгует Г-сподь.

8А я по великой милости Твоей войду в Твой дом, поклонюсь [Тебе] в Твоем святом Храме в трепете перед Тобой.

9Г-сподь, веди меня по правде Твоей, ради наблюдающих за мной выпрями для меня Твой путь.

10Ибо нет правды в его устах, внутри них – фальшь, разверстая могила – их гортань, а говорят складно.

11Обличи их, Б-г, [пусть] падут из-за собственных замыслов, за множество их грехов столкни их, потому что они восстали против Тебя.

12И возрадуются все надеющиеся на Тебя,  вечно будут петь, а Ты возьмешь их под защиту, и будут ликовать от [покровительства] Твоего любящие Твое Имя.

13Ибо Ты благословишь праведника, Г-сподь, как щитом, украсишь его благоволением.

Объясняя слово «нхилот» в первом стихе главы, Раши приводит мнение Менахема бен Сруга, знатока иврита, считающего, что «нхилот» представляет собой название музыкального инструмента. Раши также указывает, что слово «нхилот» соотносится с выражением «нхиль дворим» – «пчелиный рой». Можно предположить, что глава является одновременно молитвой Давида о спасении от врагов, когда те собираются наброситься на евреев, как пчелиный рой.

Во втором стихе, обращаясь к Всевышнему с просьбой выслушать его слова, Давид вдобавок просит Всевышнего проникнуть в его мысли: «пойми мои помыслы». Почему? Раши объясняет, что Давид просит: когда я знаю, что сказать, и говорю – услышь мою молитву, а когда я настолько расстроен, что не в состоянии молиться, но обращаюсь к Тебе сердцем, пойми мои мысли. Раши отмечает также наше внимание на интересное прочтение слова «бина» в этом стихе. Во всем Танахе слово «бина» читается с ударением на последнем слоге и означает «понимание», и только в двух местах Танаха (здесь и в Книге Иова) это слово встречается с ударением в начале – «бúна», что образует глагольную форму – «пойми».

Мальбим слова «пойми мои помыслы» понимает как такую просьбу: убедись, что мои помыслы и слова молитвы, которые я произношу, полностью совпадают. А это, говорит Мальбим, одно из условий, чтобы молитва была принята: мысль, чувство и произносимые вслух слова не должны  расходиться. 

Третий стих звучит как будто бы просто, и все-таки не совсем понятно, зачем Давид добавляет: «потому что к Тебе я обращаюсь». Ясно ведь, к кому Давид обращается. Смысл сказанного, по мнению Мальбима: только и единственно к Тебе я обращаюсь, не прибегаю ни к каким другим средствам и не ищу помощи у человека.  

Давид называет Всевышнего в этом стихе «мой Царь и мой Б-г», и это позволяет нам понять стих так: в беде я всегда обращаюсь к Тебе, потому что Ты мой Царь, я соблюдаю Твои законы, потому что Ты мой Б-г. Хотя бы за то, что я обращаюсь всегда к Тебе, помоги мне.

В четвертом стихе псалма Давид просит, чтобы Всевышний выслушивал его «по утрам». Почему именно по утрам? О чем говорит такая   конкретизация? Ведь на обращение к Всевышнему у нас нет ограничений.

Радак объясняет: молиться следует «по утрам», прежде чем приступаешь к повседневным делам.

«Меам лоэз» среди множества объяснений приводит такое: мы молимся по утрам, когда солнце восходит, принося свет на землю, чтобы благодарить Всевышнего за то, что «небеса эти, небеса – Г-споду, а землю Он отдал сынам человеческим» (Теилим, 115:16). Правило утренней молитвы установил Авраам. Молитву минха, введенную затем Ицхаком, мы читаем, когда солнце стоит в небе. Третий наш праотец – Яаков – ввел вечернюю молитву, чтобы в ней мы могли выражать благодарность за то, что все небесное воинство выполняет волю своего Властелина. Таким образом, одно только слово «утро» является признанием сотворения мира и присутствия в нем Творца. И Давид говорит: «Г-сподь, по утрам слушай мой голос, [каждое] утро я стану готовить  [мою молитву] к Тебе и буду ждать» Твоей поддержки, потому что (стих шестой) «не устоят распутные», т.е. считающие, что все в мире происходит по естественным законам, «перед Твоим взором», и «ненавистны Тебе все творящие беззаконие», полагающие, что мир – бесхозное имущество.

Давид знает, что у него есть основания «ждать» еще и потому, что Всевышний не благоволит злу: «не поселится [рядом] с Тобой зло» (стих пятый). Но если Всевышний не благоволит злодеям, значит, Он будет суров и к врагам Давида, потому что они именно злодеи. А раз так, Давид может ждать, что Б-г спасет его от врагов. Каких именно злодеев Давид имеет здесь в виду? По-видимому, тех, кто замышляет войны и убийства.

Земные правители у разных народов охотно приближают к себе людей жестоких, распутных и льстивых, следующих не доводам разума, а своим страстям. Не таков Правитель небесный. В шестом стихе Давид говорит еще и об этом: «не устоят распутные перед Твоим взором, ненавистны Тебе все творящие беззаконие».  

Давид продолжает (стих седьмой): «Погубишь Ты говорящих ложь, человеком, [проливающим] кровь и коварным, побрезгует Г-сподь». Как получается, что рядом с Всевышним не селится, не уживается зло? Так получается потому, что Всевышний отвергает тех, кто  лжет, тех, кто клевещет на ближнего, оговаривает его, и тех, кто, притворяясь дружелюбным, строит козни.

Восьмой стих этого псалма мы произносим каждый день, входя в синагогу на утреннюю молитву: «А я по великой милости Твоей войду в Твой дом, поклонюсь [Тебе] в Твоем святом Храме в трепете перед Тобой».

«Г-сподь, веди меня по правде Твоей, ради наблюдающих за мной выпрями для меня Твой путь», – просит Давид в девятом стихе. Смысл стиха: сделай это для того, чтобы посрамить «наблюдающих за мной», ожидая, что я собьюсь с пути. Другое объяснение: Давид хочет сказать, что есть люди, которые наблюдают за честным человеком. И если они видят, что он преуспевает, они хотят следовать его действиям и поведению. Давид просит у Б-га помощи, чтобы его жизнь могла служить примером для подражания.

 

Раши указывает, что в десятом стихе Давид говорит об одной особенности наших врагов они всегда лгут: «Ибо нет правды в его устах, внутри них – фальшь, разверстая могила – их гортань, а говорят складно». Они не откровенные враги, они притворяются друзьями, а сами вынашивают коварные планы, стремятся нас проглотить: «разверстая могила – их гортань». 

Пусть же их замыслы, направленные против народа Всевышнего, обратятся против них самих, их же и погубят, просит Давид в одиннадцатом стихе, а людям, правильно понимающим устройство мира и Твои заветы, дай возможность порадоваться жизни и охрани их, как щитом (цина – щит, защищающий человека с трех сторон), Твоим добрым отношением. Так Давид завершает эту главу.

  

Задать вопрос раввину

 

Предоставлено равом Бенционом Зильбером     http://www.toldot.ru

 

Этот выпуск рассылки посвящается памяти (ле-илуй нешама) Мирьям бат Яаков

         Шабат шалом из Иерусалима!

Toldos Yeshurun

info@toldot.ru
Phone:  +972-25-400-005
Fax:       +972-25-400-946

Visit our page: http://www.toldot.ru

Ведуший рассылки –

         Михаил Могилевский

 

 

 

 

 

 

 

 


В избранное