Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Иудаизм и евреи

  Все выпуски  

Иудаизм и евреи


 

 

 

 

 

 

ììììì

 

ИУДАИЗМ статьи

 

ììììì

 

Рав Ицхак Зильбер

 

ììììì

 

Рав Бенцион Зильбер

 

ììììì

 

Ваш вопрос раввину

 

ììììì

 

Еврейский календарь

 

ììììì

 

Еврейские знакомства (шидухим)

 

ììììì

 

Еврейская   семья

 

ììììì

 

Каббала

 

ììììì

 

Общение   офлайн

 

ììììì

 

Общение   онлайн

 

ììììì

 

Книги

 

ììììì

 

Статьи

 

ììììì

 

Аудио  материалы

 

ììììì

 

Видео  материалы

 

ììììì

 

Контакт

 

ììììì

 

 

www.toldot.ru

             Иудаизм и евреи

 

Шалом из Иерусалима!

  

Сегодня, как обычно, мы предлагаем Вам очередной предшабатний выпуск нашей рассылки.

Ваше мнение о ней для нас очень важно. Пишите нам на info@toldot.ru.

 

Новые статьи на нашем сайте www.toldot.ru:

New!     “Река, котел и птица”: Гилель и причины гнева http://toldot.ru/rus/articles/art/3957

 

New!     Все девушки хотят денег! http://toldot.ru/rus/articles/art/4079

 

New!     Шимон Ацадик http://toldot.ru/rus/articles/art/4072

 

Недельная глава Торы:

 

«ШЛАХ» («ОТПРАВЬ»)

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне.

Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.

 

 

КАРА ЗА НЕДОВЕРИЕ

Рав Бенцион Зильбер

Афтарой (напомню: афтара – отрывок из пророков, который читают в субботу в синагоге после чтения недельной главы) к главе «Шлах» является отрывок из Книги Иеошуа (2:1-24). Если в главе рассказывается о том, как евреи загодя отправили разведчиков в Эрец-Исраэль, чтобы выяснить, какова страна, куда они должны войти, то отрывок из Книги Иеошуа, который возглавил еврейский народ после смерти Моше, говорит об отправке разведчиков в Эрец-Исраэль спустя сорок лет, когда  евреи подошли к границам Израиля. Первая разведка привела к тому, что евреям пришлось сорок лет странствовать в пустыне, после второй разведки евреи, как известно, вошли в страну.

Возникает вопрос. Неужели евреи не извлекли никаких уроков после первой истории с разведчиками? Почему Иеошуа, который, кстати, был в составе первой группы разведчиков, повторил это действие, несмотря на трагедию, последовавшую за первой разведкой? Умные люди на ошибках учатся, на собственных – тем более. В уме Иеошуа сомневаться не приходится. В чем же дело?

Отвечая на этот вопрос, Мальбим говорит, что отправка разведчиков Моше и отправка разведчиков Иеошуа – совершенно разные действия, имевшие разную форму и разные цели. Мальбим указывает на пять различий между ними.

Рассмотрим обстоятельства первой разведки.

Когда была предпринята первая разведка? Когда от Эрец-Исраэль евреев еще отделяло значительное пространство, и речь еще не шла о практическом вступлении в страну.

Какова была цель первой разведки? Выяснить, хороша или нет обещанная евреям земля, что там растет, окружены ли стеной города в этой стране, сильны ли ее жители. В подтексте этой задачи явно читается: стоит ли эта страна усилий? Имеет ли смысл с риском для жизни ее завоевывать? Подход расчетливый, строго деловой. 

Кто был включен в группу разведчиков, или, можно сказать, экспертов? Двенадцать человек – по одному представителю от каждого колена. Никто не хотел полагаться на мнение другого, все евреи хотели, как бы, получить личное представление о «товаре», почему и полагались только на «своих».

Кто считал разведку необходимой? Все. Отряд был отправлен по приказу Моше, но по воле и требованию всего народа.

Кому разведчики доложили о результатах разведки? Общему собранию. Их отправил весь народ, и перед всем народом они отчитались.  

Кончилось все это плохо.

Попробуем понять почему. В чувстве, которое побудило евреев отправить разведку в Эрец-Исраэль, таилась опасность сомнения и в ценности страны, которую им навеки даровал Б-г, и в возможности одержать победу над ее могучим населением. Мы говорим, «таилась опасность сомнения». Стало быть, сознательного сомнения не было? А если так, то что плохого в лишней проверке? Допустим, человек в общих чертах представляет себе, что все более или менее в порядке. Однако почему бы не быть точным и предусмотрительным до конца? Действительно, быть точным и предусмотрительным очень неплохо. А вот рассматривать в лупу гарантии от лица, которому есть все основания доверять, не очень хорошо. Ненужная проверка выдает, что в душе человек сомневается в фактах, в которых сомневаться нечего, т.е. попросту не хочет делать то, чего они требуют.

Разведка, предпринятая евреями во времена Моше, выражала их недоверие и к тому, что Всевышний говорил об Эрец-Исраэль, как о самой прекрасной в мире стране, и к тому, что надо войти в нее и захватить ее.

О разведке во времена Иеошуа сказано: «И послал Иеошуа, сын Нуна, из Шитим двух соглядатаев тайно, говоря: «Пойдите, осмотрите землю и Иерихо» (2:1).

Во-первых, евреи стояли уже на границе страны, а значит – во-вторых – разведкой решался практический вопрос: не «что это за страна?», а «как удобнее и надежнее в нее войти?» Не «что», а «как». В-третьих, разведчиков послал сам Иеошуа, без участия «общественного мнения», послал только двоих, и отчитались они только перед ним. Представим себе, что первые двенадцать разведчиков передали свое донесение только Моше и Аарону. Каким бы негативным оно ни было, Моше и Аарон, конечно, сказали бы: так или иначе, а идти надо. Отчет перед вождем исключил опасность брожения и колебаний.

Задавшись вопросом, почему евреи повторили свою ошибку, мы не только выясняем, что повторения ошибки не было, но и глубже осознаем, в чем состояла ошибка первой разведки. Уникальная способность евреев безоговорочно довериться Всевышнему, которую евреи проявили у горы Синай, на этот раз им изменила. И хотя уже на следующее утро они опомнились, Всевышний на сорок лет задержал их вступление в Эрец-Исраэль.

  

Задать вопрос раввину

 

Предоставлено равом Бенционом Зильбером     http://www.toldot.ru

 

Этот выпуск рассылки посвящается памяти (ле-илуй нешама) Мирьям бат Яаков

         Шабат шалом из Иерусалима!

Toldos Yeshurun

info@toldot.ru
Phone:  +972-25-400-005
Fax:       +972-25-400-946

Visit our page: http://www.toldot.ru

Ведуший рассылки –

         Михаил Могилевский

 

 

 

 

 


В избранное