Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Иудаизм и евреи

  Все выпуски  

Иудаизм и евреи


 

 

 

 

 

 

 

ììììì

 

ИУДАИЗМ статьи

 

ììììì

 

Рав Ицхак Зильбер

 

ììììì

 

Рав Бенцион Зильбер

 

ììììì

 

Ваш вопрос раввину

 

ììììì

 

Еврейский календарь

 

ììììì

 

Еврейские знакомства (шидухим)

 

ììììì

 

Еврейская   семья

 

ììììì

 

Каббала

 

ììììì

 

Общение   офлайн

 

ììììì

 

Общение   онлайн

 

ììììì

 

Книги

 

ììììì

 

Статьи

 

ììììì

 

Аудио  материалы

 

ììììì

 

Видео  материалы

 

ììììì

 

Контакт

 

ììììì

 

 

www.toldot.ru

             Иудаизм и евреи

 

Шалом из Иерусалима!

  

Сегодня, как обычно, мы предлагаем Вам очередной предшабатний выпуск нашей рассылки.

Ваше мнение о ней для нас очень важно. Пишите нам на info@toldot.ru.

 

Новые статьи на нашем сайте www.toldot.ru:

New!     Тора и психология. Преодоление страхов. Страх смерти http://toldot.ru/rus/articles/art/1940

 

New!       Мидраш рассказывает. Недельная глава Балак http://toldot.ru/rus/articles/art/1936

 

New!     Что делать еврею, порвавшему с другой религией? http://toldot.ru/rus/articles/art/1978

 

Недельная глава Торы:

 

«БАЛАК»

Итак, евреи встали станом напротив Иерихо, у границ Эрец-Исраэль.  На пути к этому месту они обошли стороной  Моав, который не позволил им пройти по своей территории, а затем одержали победу в двух сражениях: с царем Эмори Сихоном и с царем Башана Огом.

В нынешней недельной главе говорится, что Балак, новый царь Моава, пришедший на трон уже после этих двух побед израильтян, испугался  их мощи. Он призвал пророка Билама проклясть Израиль и тем ослабить его (мы уже касались этого эпизода, говоря о главе «Корах»). Собираясь проклясть евреев, Билам неожиданно для самого себя, против воли благословляет их.

Билам советует Балаку повредить евреям, соблазняя их девушками Моава. Евреи вступают в недозволенные отношения с моавитянками. В наказание в еврейском стане начинается эпидемия и уносит тысячи жизней.  Благодаря мужеству и решительности Пинхаса, внука Аарона, гнев Всевышнего отвращен от народа Израиля.

 

 

ОДИН В ПОЛЕ…

Рав Бенцион Зильбер

Рав Хаим Шмулевич, мой учитель и наставник, благословенна память праведника, один из руководителей ешивы «Мир», как-то раз, анализируя в беседе с ешиботниками возможности человека, остановился на словах Раши относительно Билама. Рав и до этого не раз в беседах с ешиботниками предлагал нам поразмыслить о Биламе, человеке масштабном и незаурядном. Уровень духовного понимания мироздания у Билама необыкновенно высок: ему ясны основы мира, ему видна связь между Всевышним и еврейским народом, наконец, он обладает даром пророчества, сравнимым с даром пророка Моше, о котором сказано: «И не было более в Израиле пророка, подобного Моше» (Дварим, 34:10). В Израиле, говорит мидраш, не было, а у других народов был, и это Билам. То есть – никого из величайших еврейских пророков нельзя сопоставить с Моше, а Билама – можно!

Но все это понимание не избавило Билама от страстного желания проклясть еврейский народ. Он встал утром, оседлал осла и отправился в путь. Раши говорит: оседлал собственноручно, а не поручил слуге, потому что «ненависть нарушает заведенный порядок». Так рвался проклясть, что не посчитался со своим социальным статусом. Когда человек чего-то очень хочет, он не считается с обычными нормами поведения. В своей ненависти Билам был очень силен и опасен для евреев.

Далее Раши приводит высказывание из Талмуда: «Сказал Святой, благословен Он: Нечестивец! Их (евреев) праотец Авраам давно опередил тебя, как сказано: «И поднялся Авраам рано утром, и оседлал своего осла» (Берешит, 22:3).

Рав Хаим Шмулевич говорил (привожу его слова по памяти): происходит поединок между Биламом и Авраамом. Они противостоят один на один. Поступок Авраама, который с любовью к Всевышнему отправился выполнять Его приказ: принести в жертву Ицхака, защитил нас от очень серьезной угрозы, которую представлял собой Билам. Комментируя действия Авраама, Раши говорит: оседлал сам, потому что «любовь нарушает заведенный порядок».

Что значит – «Авраам опередил тебя»? Можно сказать – по времени. Авраам совершил свой поступок на четыреста лет раньше Билама, он был первым. Встав раньше Билама, Авраам «первым поднялся на вершину», установил добро там, где Билам намеревался посеять зло.

Но «опередил» можно понимать еще и по-другому. О Биламе в Торе сказано: «ваякам» «поднялся утром», а об Аврааме: «ваяшкем» «поднялся рано утром». Авраам поднялся раньше Билама.  О чем это говорит? Человек встает рано, чтобы сделать то, что он любит. Как ребенок, который с трудом поднимается, чтобы идти в школу, и вскакивает ни свет, ни заря, если предстоит интересная экскурсия.

Авраам поднялся раньше Билама, и это значит, что любовь Авраама к Б-гу была сильнее ненависти Билама к народу Всевышнего. Оба они действовали самоотверженно, но Авраам был мощнее.

Такова сила одиночки, говорил рав Шмулевич. – Эта сила тем больше, чем больше в человеке самоотверженности, самоотдачи. Тора дает немало примеров тому, когда «один в поле – воин». И то же мы видим в жизненной практике.

Рав Шмулевич приводил всегда только примеры из Торы, из жизни обыкновенно не приводил. Но здесь он, не говоря ни о ком конкретно, заметил: великие движения в истории и положительные, и отрицательные начинались с единиц.  

Приведу простой пример не глобального, но крупного и важного в еврейской жизни явления. До начала прошлого века у евреев не было школ для девочек, девочек обучали и воспитывали родители. Но вот в начале века появились светские еврейские гимназии для девочек, и обстановка в еврейском доме осложнилась: сын приносит в дом атмосферу и знания из ешивы, а дочь – совсем из другого мира. Сара Шнирер, еврейская женщина из польского города Краков, благословенна ее память, почувствовала необходимость создать противовес этому влиянию.  Где-то в двадцатые годы прошлого века она набрала группу еврейских девочек и стала с ними заниматься. Число таких групп все увеличивалось, потом ею и ее сторонницами были созданы школы, а со временем из этого зерна выросла и сформировалась мощная система школьного образования для девочек «Бейт-Яаков», широко известная сегодня в еврейском мире.

 

Или такой пример. Человеку, мало-мальски знакомому с еврейской жизнью, безусловно, известно имя Хафец Хаима, одного из крупнейших авторитетов современного иудаизма. Но одно из важнейших своих дел Хафец Хаим сделал, когда никто о нем и знать не знал. Это было во второй половине девятнадцатого века, Хафец Хаиму было тогда немногим за тридцать, он жил в захолустном местечке под названием Радин, занимался Торой и тяжело переживал разразившиеся в его городке распри. По какому-то поводу евреи общины разошлись во мнениях относительно действий и позиции своего раввина и разделились на два лагеря. Сторонники и противники раввина не стеснялись в средствах и выражениях.  А ведь злоречие – лашон а-ра на иврите – очень серьезное прегрешение с точки зрения Торы, хотя в быту многим оно кажется вполне простительным. Возможно, люди не до конца понимают, как опасно злословие, думал Хафец Хаим, потому что у них нет перед глазами свода тех многочисленных законов Торы, которые запрещают лашон а-ра. Или люди не умеют правильно их понять. И Хафец Хаим (тогда еще – раби Исраэль-Меир а-Коэн) написал книгу о законах чистоты речи, которую назвал «Хафец хаим» («Жаждущий жизни»). Он работал над ней несколько лет, добыл денег и напечатал ее, а потом сам разъезжал по местечкам и продавал. С тех пор и до сегодняшнего дня мы знаем раби а‑Коэна под именем Хафец Хаима. Сегодня, наверно, нет еврейского дома, где нет книг «Хафец Хаим» и «Шмират а-лашон» («Соблюдение [чистоты] речи») того же автора. И нет еврея, который бы их не изучал, и не проникался сознанием великой силы слова и его влияния на жизнь человека. А в те дни, когда раби писал книгу и распространял ее, он, наверно, и не представлял себе, какой широкий отклик получит книга и сколько последователей он приобретет. Он просто делал то, что считал важным, был полностью на этом сосредоточен и совсем не думал о том, что в одиночку горы не своротить.        

Жизнь показывает нам, что возможности человека очень велики, гораздо больше, чем кажется на поверхностный взгляд. Все очень просто: когда дело делают, оно двигается. А результат деятельности зависит от того, насколько человек себя ей отдает. И все это относится к каждому из нас. Каждый из нас обладает «силой одиночки». Деятельность каждого из нас получает отражение в мире. Даже если мы этого не видим и об этом не знаем.

 

Задать вопрос раввину

 

Предоставлено равом Бенционом Зильбером     http://www.toldot.ru

 

Этот выпуск рассылки посвящается памяти (ле-илуй нешама) Мирьям бат Яаков

         Шабат шалом из Иерусалима!

Toldos Yeshurun

info@toldot.ru
Phone:  +972-25-400-005
Fax:       +972-25-400-946

Visit our page: http://www.toldot.ru

Ведуший рассылки –

         Михаил Могилевский

 

 

 

 

 

 

 


В избранное