Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Иудаизм и евреи

  Все выпуски  

Иудаизм и евреи


 

 

 

 

 

 

 

ììììì

 

ИУДАИЗМ статьи

 

ììììì

 

Рав Ицхак Зильбер

 

ììììì

 

Рав Бенцион Зильбер

 

ììììì

 

Ваш вопрос раввину

 

ììììì

 

Еврейский календарь

 

ììììì

 

Еврейские знакомства (шидухим)

 

ììììì

 

Еврейская   семья

 

ììììì

 

Каббала

 

ììììì

 

Общение   офлайн

 

ììììì

 

Общение   онлайн

 

ììììì

 

Книги

 

ììììì

 

Статьи

 

ììììì

 

Аудио  материалы

 

ììììì

 

Видео  материалы

 

ììììì

 

Контакт

 

ììììì

 

 

www.toldot.ru

             Иудаизм и евреи

 

Шалом из Иерусалима!

  

Сегодня, как обычно, мы предлагаем Вам очередной предшабатний выпуск нашей рассылки.

Ваше мнение о ней для нас очень важно. Пишите нам на info@toldot.ru.

 

Новые статьи на нашем сайте www.toldot.ru:

New!       Аутодафе

            http://www.toldot.ru/rus/articles/art/1862

 

New!       Тора и бизнес. Ссуда с косвенной выгодой для заимодавца  

                http://www.toldot.ru/rus/articles/art/1853

 

New!     Счет дней, сотворение времени - "Сфират Аомер"

            http://www.toldot.ru/rus/articles/art/1841

 

Недельная глава Торы:

 

«АХАРЕЙ МОТ» («ПОСЛЕ ГИБЕЛИ»),

«КДОШИМ» («БУДЬТЕ СВЯТЫ»)

Глава «Ахарей мот» излагает правила священнослужения в Храме в Йом-Кипур. Заключительная часть главы содержит указания относительно запрещенных половых связей.

Глава «Кдошим» содержит пятьдесят одну заповедь и начинается предписанием: «Будьте святы, ибо свят Я, Г-сподь, ваш Б-г». Содержащиеся в главе заповеди охватывают как обязанности человека перед Б-гом (запреты – поклоняться идолам, носить одежду из смеси шерсти и льна, есть плоды с дерева в течение первых трех лет его жизни, гадать и заниматься магией, предписания – соблюдать субботу и т.д.), так и обязанности человека перед человеком («бейн адам ле-хаверо» на иврите). Человек обязан почитать родителей, оставлять несжатым край поля и не подбирать колосьев, упавших на землю во время жатвы (ради бедняков), не красть и не лгать, не злословить и не сплетничать, не мстить и не питать ненависти, быть честным в мере, весе и емкости, судить о поступках другого человека, ища им позитивное, а не негативное объяснение, любить ближнего, как самого себя, отдавать плату наемному работнику до наступления ночи, помочь другому в опасной ситуации, если это в наших силах, уважительно относиться к старым людям. В главе это сформулировано так: «Перед сединой встань», и именно эту фразу вы увидите на табличках у передних сидений во всех израильских автобусах . . . 

 

 

ЧТО МОЖНО УЗНАТЬ О ТОРЕ ЗА ВРЕМЯ, ПОКА СТОИШЬ НА ОДНОЙ НОГЕ?

Рав Бенцион Зильбер

Вспомним широко известный эпизод из Талмуда о нееврее, который явился к Шамаю, одному из величайших мудрецов того времени, и заявил: «Я хочу знать, что представляет собой ваша вера. Расскажи мне о Торе, пока я стою на одной ноге». Шамай оттолкнул посетителя строительной рейкой и прогнал его (строительной рейкой, что значило – прежде чем построить здание, делают замеры и чертят план. А ты хочешь, чтобы огромное здание Учения было возведено, пока ты стоишь на одной ноге?!). Тогда этот человек отправился к Гилелю, другому мудрецу, равному Шамаю в мудрости, и задал тот же вопрос. Гилель ответил: «Не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали тебе. Остальное – детали. А теперь иди и учись».

Так мудрец Гилель сформулировал основу Торы. Сказанное им действительно покрывает собой все заповеди из области «бейн адам ле-хаверо» (между человеком и человеком). Никому ведь не хочется, чтобы его ударили, обокрали, обидели словом, обманули в цене, оставили без помощи в трудный момент, сочли виноватым в том, в чем он не виноват, и так далее. Это понятно. Непонятно другое: почему эта формулировка ничего не говорит об отношениях между человеком и Творцом? Они ведь не менее важны, чем отношения между людьми! Не говоря уже о том, что заповедей, регулирующих поведение человека по отношению к Творцу, даже количественно больше. Как слова Гилеля соотносятся с этой стороной наших обязанностей?

Несколько недель назад, говоря о главе «Цав», мы сосредоточились на теме благодарности и утверждали, что человек, не способный испытывать благодарность к другому человеку, не сумеет ее почувствовать по отношению к Творцу. Эти вещи взаимосвязаны. Сегодня мы скажем так: эта связь распространяется не только на чувство благодарности. Человек, который не умеет служить ближнему, не сумеет служить и Всевышнему.

Вы скажете, что, судя по тому, что нам случается, увы, наблюдать в жизни, это не совсем так. Люди, которые иногда, не дай Б-г, могут и обмануть в цене, и сказать неправду или проявить нечуткость, вполне справляются с надеванием тфилин и соблюдением субботы. Получается, что недостаточно хорошее отношение к другим людям не лишает их способности служить Творцу. И наоборот, среди людей, нарушающих все заповеди по отношению к Творцу, так называемых светских людей, немало добрых, щедрых и сострадательных.

Верно. Это очевидные вещи, и отрицать их не приходится. Остается только с ними разобраться.

Во-первых, о людях, которые не соблюдают заповедей по отношению к Творцу, мы не можем сказать, что они соблюдают заповеди по отношению к человеку. Присутствие в мире Всевышнего они либо отрицают, либо не осознают, либо не задумываются над ним (на истоках такого мировоззрения мы не останавливаемся – тема хоть и очень интересная, но слишком широкая). Таким образом, их поведение по отношению к другому человеку является не соблюдением заповедей, а обусловлено этикой, корни которой им самим не ясны. Вести себя так им подсказывает либо чувство, привитое им воспитанием (а воспитывали их люди, которые, в свою очередь, были воспитаны людьми, которые… и т.д., и цепочка непременно приведет нас к поколениям, верившим в Б-га, или к культуре, впитавшей в себя все те же этические основы веры), либо рациональное начало: общество не может существовать без норм поведения, обеспечивающих хотя бы относительную безопасность и благополучие их членов. Им бы еще узнать, что есть Б‑г, есть Тора и то, что они делают по личному побуждению, от доброго сердца, они делать обязаны… Каких бы высот достигли тогда люди с добрым сердцем!

Теперь, и это - во-вторых, поговорим о людях, соблюдающих заповеди по отношению к Творцу и не соблюдающих их по отношению к человеку. Прежде всего, надо заметить, что просто «не соблюдающих» здесь не подходит. Может быть, иногда не соблюдающих, может быть, в чем-то не соблюдающих, может быть, не безупречных в этом соблюдении. Трудно представить себе человека, который соблюдает субботу и хотя бы не отделяет от своих доходов доли для бедных. Трудно представить себе религиозную женщину, какой бы скандальной соседкой она ни была, которая хотя бы не принесет другой соседке в дом еду, когда та возвращается после родов из больницы, или не позаботится о ее оставшихся дома детях, пока та находится в больнице. Это с одной стороны. Тут тоже многое зависит и от привычек, и от воспитания. С другой стороны, если у человека проблемы с отношением к ближнему, его служение Всевышнему, очень возможно, тоже не вполне безупречно, если не в отношении формы, то в отношении внутренней наполненности.

Но вернемся от жизненной практики к принципу. Этот принцип говорит: достичь вершин, так сказать, в человеколюбии невозможно, не опираясь на серьезную основу и на осознанное намерение. Между поведением чисто эмоциональным и сознательным есть большая разница. Только сознательное поведение дает нам возможность двигаться от уровня к уровню. Почувствовать другого человека, как самого себя, и его боль, как свою собственную, невозможно без четко определенной и поставленной перед собой задачи и без работы над собой. Эту задачу в виде множества разнообразных заповедей и ставит перед нами Тора. И только сердце, свободное от эгоизма, может служить со всей полнотой и Творцу.

Наш праотец Авраам поручил своему слуге Элиэзеру найти невесту для Ицхака, сына Авраама. Элиэзер нашел. Это была Ривка.

Элиэзер вез для невесты разные подарки. Что же он подарил Ривке от имени жениха? Он надел ей на руку два золотых браслета, соединенных между собой. Каждый из них был весом в пять золотых монет. Эти браслеты должны были подсказать Ривке, в какой дом и в какую жизнь она войдет. Каким образом? Два браслета символизировали две скрижали, полученные Моше на горе Синай. Вес каждого браслета намекал на пять заповедей, начертанных на каждой из скрижалей, – всего, как вы знаете, Десять речений. Пять из них касаются отношений между человеком и человеком, и пять – отношений между человеком и Творцом. И представляют они собой одно целое, как два подаренных Элиэзером соединенных браслета.

 

Задать вопрос раввину

Предоставлено равом Бенционом Зильбером     http://www.toldot.ru

Этот выпуск рассылки посвящается памяти (ле-илуй нешама) Мирьям бат Яаков

         Шабат шалом из Иерусалима!

Toldos Yeshurun

info@toldot.ru
Phone:  +972-25-400-005
Fax:       +972-25-400-946

Visit our page: http://www.toldot.ru

Ведуший рассылки –

         Михаил Могилевский

 

 

 

 

 

 

 


В избранное