Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Слава Смеловский. Тренинги и консультации в Израиле. Кто еще хочет стать живописцем?


А я продолжу публикацию присланной Алиной (партнером нашей рассылки и автором книги «Кто еще хочет стать живописцем») информации:

В конце 70-х годов американский нейрофизиолог Роджер Сперри сделал открытие, принесшее ему звание Нобелевского лауреата, – о восприятии и обработке информации левым и правым полушарием.

 

Различий достаточно много. Но нас интересует лишь одно из них, а именно:

 

Левое полушарие выделяет существенные признаки объектов, относящихся к определенному классу, и далее классифицирует новые объекты на основании выделенных признаков.

 

Мне эта тема хорошо знакома, так как я когда-то писала диплом на кафедре теоретической кибернетики: «Распознавание образов». Я создавала программу, которая анализировала множество объектов из разных классов, а затем определяла, к какому классу относится новый объект.

 

Именно так и работает левое полушарие, если ему показать два множества:

 

Шарики – красные, зеленые, маленькие, большие, фарфоровые, деревянные…

 

И кубики – тоже красные, зеленые и т.д…

 

Оно может разбить их на следующие классы:

 

Шарики и кубики

 

Красные и зеленые

 

Деревянные и фарфоровые

 

Большие и маленькие.

 

Допустим, мы объяснили, что главный признак – форма. Оно запомнило, что шарики и кубики – два разных класса, и теперь будет каждый новый объект маркировать либо как шарообразный, либо как кубический. Все яблоки, арбузы и абрикосы оно занесет в класс шарообразных, кирпич или усилитель – в класс кубических.

 

Отличный метод, позволяющий сэкономить массу времени и сил. Представляете, что было бы, если бы каждый раз приходилось думать, что за предмет перед нами? А если нужно измерить его площадь или объем? В таких случаях абстрагирование от частностей и выделение сути – идеальный метод.

 

Проблемы, однако, начинаются в  тот момент, когда нужно решить другие задачи, к которым этот метод неприменим.

 

Одна из них – рисование.

 

Для него нужно включить правополушарный режим.

 

Он принципиально отличается от левополушарного. Правое полушарие не обобщает. Для него каждый предмет – уникален, единственен и неповторим. Его интересует малейшие детали, частности и подробности. Оно не анализирует, а синтезирует, воспринимает не линейно, а объемно, не дает названий, а вникает в суть, создает не причинно-следственные связи, а метафоры и ассоциации. Для него не существует «яблок вообще», а тем более «шарообразных предметов». Только это конкретное яблоко, видимое в определенном ракурсе, при определенном освещении на определенном расстоянии.

 

В нашей культуре оно давно в загоне. С детства нас учат логическим левополушарным способам обработки информации.

 

И поэтому человек с развитым правым полушарием порой кажется нам чуть ли не чудотворцем.

 

Курс быстрого обучения рисованию основан именно на переключении в правополушарный режим. В этом режиме очень легко УВИДЕТЬ предмет взглядом художника.  А перенести свое восприятие на бумагу – на самом деле очень просто.

 

Художница и преподаватель рисунка и живописи Бетти Эдвардс создала этот метод после изучения открытий Сперри, обосновавшего то, что она всегда знала интуитивно: нужно переключить режим.

 

Первое занятие в основном посвящено именно обучению переходить из привычного левополушарного режима в непривычный правополушарный.

 

Дабы не быть голословной, опишу упражнение, с которого обычно начинаются занятия:

 

Выберите имя и фамилию какого-то абстрактного персонажа. Например, Петр Васильев.

 

Возьмите ручку и напишите имя и фамилию как обычно, правой рукой (или левой, если Вы левша).

 

Затем напишите то же самое другой рукой.

 

Затем – снова привычной рукой, но вначале напишите последнюю букву, затем предпоследнюю, и так до начала.

 

Затем сделайте то же самое другой рукой.

 

Итак, у Вас четыре раза написано «Петр Васильев».

 

Теперь посмотрите на первого Петра и расскажите о нем. Что это за человек:

 

Он интроверт или экстраверт?

 

Высокий или низкий?

 

Как он одевается?

 

Чем он занимается?

 

Много ли у него друзей?

 

Можно ли доверить ему секрет? Одолжить деньги? Обратиться за помощью в трудную минуту?

 

Затем ответьте на те же вопросы о следующих трех Петрах Васильевых.

 

Пожалуйста, сделайте это, прежде чем читать дальше.

 

Иначе это останется для Вас просто пустыми словами.

 

Ответили? Отлично.

 

Я подозреваю, что у Вас получилось четыре разных характера.

 

А теперь – самые главные вопросы:

 

1. Почему характеры разные?

 

Ведь имя-то одно и то же: Петр Васильев. Для левого полушария нет никакой разницы, каким почерком это имя написано, и написано ли вообще или набрано на компьютере.

 

2. Откуда Вы взяли ответы на вопросы о Петрах?

 

Не довольствуйтесь ответом: «Из линий». Он ничего не объясняет. Каким образом характер линий подсказал Вам характер человека? Как они связаны?

 

Подумайте над этими вопросами. А подумав, переходите к последнему:

 

3. Какое количество подобной визуальной информации мы упускаем?

 

В этом отчасти и есть секрет интуиции. «Интуит» в том числе внимателен к тому, что видит (а также слышит, ощущает, обоняет, вкушает, осязает… но это уже тема  других семинаров).

 

Хотите узнать больше? 

Получите бесплатно книгу «Кто еще хочет стать живописцем» и много других подарков.

 

 От себя добавлю, что материалы, опубликованные по ссылке, будут доступны там всего несколько дней.


В избранное