Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа-мастерская Личного развития. Израиль


н а ч а л о   п у т е в о д и т е л я   з д е с ь ! ! !

Школа-мастерская  и  студия  личного  развития :: Израиль :: Хайфа
Personal development studio :: Israel :: Haifa

Написать
Автору рассылки

Автор рассылки
Ольга Левина

Перейти на сайт
Школы-мастерской

Дата выпуска
26 ноября 2009 года

Уважаемый читатель этих строк, доброе время суток!

Вас приглашает к разговору интерактивный путеводитель интегрального потока Школы-мастерской. Есть вопросы? Присылайте их, пожалуйста.

в   э т о м   в ы п у с к е   п у т е в о д и т е л я :

Дака-90 :: женская линия

События месяца

Международные программы декабря :: запись заканчивается

Ежемесячные занятия студии

Мини-тренинги Студии

Курсы качества жизни

Еженедельные занятия студии

Интегральный поток и базовые программы :: НЛП, Холодинамика, Рэйки, Цигун

Продвинутые программы

Международные программы :: идет регистрация

Статья выпуска

с т а т ь я    в ы п у с к а

Г.Рейнин. Знание и информация

В этой работе будет предложена попытка рассмотрения информационных процессов с позиции знаний о месте человека в мире и его взаимодействии с реальностью, представляемых различными духовными традициями. Что знают об информации традиции, исследующие человека и его взаимодействие с миром? Как будут выглядеть представления об информации в зеркале знаний о восприятии имеющихся в психологии, а также накопленных в различных духовных традициях?

...Рассмотрим слово информация. Имеются различные точки зрения на этимологию этого слова. Мне, однако, хотелось бы, не претендуя на научную строгость, рассмотреть ее следующим образом: "ин" "форм" - то, что находится "в" "форме", то, что оформлено, проявлено. То есть, информация - это оформленное знание. Тогда процесс порождения информации представляет собой превращение единого непроявленного знания в некое единичное проявленное знание - информацию, или картину мира. Передается и воспринимается только форма. При этом количественно, в битах, можно оценить только знаковые затраты на передачу и хранение данной формы. Они абсолютно не зависят от того, каким смыслом эта форма наполняется.

Вспомним, далее, постулат, существующий в том или ином виде в различных духовных традициях: каждый человек есть проводник бесконечного океана знания и силы, лежащего позади него. С этой точки зрения, процесс получения информации выглядит так: знание - проводник - информация. То есть, в начале единое знание, далее проводник и, на выходе - информация или, иными словами, воспринимаемая нами реальность. Результат такого процесса во многом определяется свойствами данного конкретного проводника. Проводники могут очень сильно отличаться друг от друга, однако, в любом случае, обязательно должен существовать язык, на котором человек мог бы разговаривать с реальностью. Вот, собственно говоря, и весь процесс получения информации в самом общем его виде.

Что же следует из такой достаточно абстрактной картины? Какие основные качества информационного процесса можно выделить, опираясь на представления о человеке как проводнике?

1. Соответствие.

Еще в Изумрудной Скрижали Гермеса было сказано: "Что внутри, то и снаружи". Для восприятия жестко выполняется закон, который на языке современной психологии звучит так: "без концепции нет перцепции". Нет в описании - нет и в восприятии. Если чего-то нет в описании мира, то какими бы умными мы ни были, в поле нашего восприятия оно само собой никогда не появится. В картине мира принципиально не может появиться объект, которому изначально, в описании, не приписан статус существования. Поэтому не может существовать какая-либо картина мира отдельно от его описания. Древняя философия Индии утверждает: "Без субъекта нет объекта". С другой стороны, всякому описанию обязательно будет соответствовать какая-нибудь объективная картина. Восприятие реальности всегда соответствует представлениям о реальности. В этом месте никаких нарушений не происходит и противоречий не возникает.

2. Отграниченность.

"Имя и форма - граница Вселенной" - такая мысль часто встречается в различных оккультных текстах [7,8]. Любое описание использует какие-то конкретные формы и имеет некоторый конечный объём. Соответственно, вселенная каждого человека есть нечто принципиально отграниченное. При этом всё, чего нет в описании, останется за ее пределами, и у нас нет никакого способа войти с этим во взаимодействие, хоть каким-то образом почувствовать, услышать, увидеть или помыслить. Это есть единственное реальное ограничение вселенной человека. Восприятие происходит в плоскости, которую задает конкретное описание мира. Плоскость восприятия - место, где знание проявляется как информация. С этой позиции информацию можно рассматривать как воплощенное, проявленное знание, а человека как инструмент воплощения. То, что непроявлено можно разделить на два объема: проявимое (в терминах данного описания) и непроявимое, трансцендентное (недоступное выражению средствами данного описания мира).

Итак: "Воспринимаемая нами реальность есть нечто отграниченное".

3. Виртуальность.

Количество различных описаний неограниченно. У каждого свое описание мира, а следовательно и нет никакого ограничения на количество различных картин - сколько описаний, столько и картин. Они могут быть самыми разными, в частности, взаимоисключающими. Здесь можно сказать, что воспринимаемая человеком реальность виртуальна, то есть представляет собой всего лишь одну из множества возможных реализаций. Заметим при этом, что даже все множество реализаций целиком реальность не описывает.

Итак: " Воспринимаемая реальность виртуальна, ибо всегда зависит от проводника".

4. Пустота формы.

Всякое описание использует форму, но форма изначально пуста, сама по себе она не несет какого-либо определенного смысла. Лишь человек наполняет форму тем или иным содержанием. Одна и та же форма может присутствовать в разных описаниях с совершенно различными смыслами. Мы не можем что-то адекватно интерпретировать, не будучи в контексте конкретного описания мира. Это обстоятельство как раз и не дает существовать какой бы то ни было картине мира отдельно от его описания. Свойство пустоты формы, возможность отождествления формы с каким-либо содержанием активно используется во всех известных магических системах от самых древних (шаманизм, знахарство, Фенг-Шуй) до современных (биоэнергетика, NLP).

Итак, данный аспект информационного процесса кратко можно выразить формулой: "Форма пуста".

5. Иллюзорность.

Для человека, живущего внутри некоторого описания, картина мира непротиворечива. Это единственная данная ему в ощущениях объективная реальность, которая для него существует. Как было уже сказано, количество разных картин мира неограниченно, причем каждая определяет пространство жизни конкретного человека. Какая же из них является правильной? Две взаимоисключающих картины не могут быть одновременно истинны, ничто, однако, не мешает им быть одновременно ложными [6]. Естественно предположить, что не существует никакой единственно правильной, истинной картины мира. Если бы такая картина была, то во всех остальных человек не мог бы существовать. Таким образом, иллюзорность является неотъемлемым качеством восприятия, и нет смысла спорить о том, какое восприятие правильно, а какое нет, чья картина верна, а чья ложна. Именно то, что мы видим, слышим, чувствуем и понимаем и есть в точности наша иллюзия.

Древние говорили об этом: "Дао не препятствует существованию человеческих иллюзий".

Итак, мы выделили пять существенных свойств, характеризующих информационный метаболизм человека. Воспользуемся теперь рассмотренными выше представлениями для анализа различных понятий и процессов.

...Возьмем , например, такую общефилософскую категорию, как материя. Если мы представим человека как проводник, превращающий некое единое в некое единичное, то что же с этих позиций есть материя? С точки зрения такого превращения, можно сказать, что каждый момент времени мир творится, воплощается заново. Человек как бы разрушает мир, разбивая его на объекты при помощи своего описания мира, своей координационной сетки, и в тот же миг его сознание создаёт картину мира, собирает ее из этих объектов. Процесс этот идёт непрерывно. При этом в каждый момент времени соблюдается соответствие между картиной мира, то есть воспринимаемой нами реальностью, и описанием мира - тем инструментом, посредством которого мы расчленяем мир, равновесие между восприятием и системой представлений. Мы сами постоянно творим нашу реальность - объективную реальность, данную нам в ощущениях - ту самую, которую мы привыкли называть материей. Материальный - значит проявленный, воплощенный. Этимологически: воплощение - "во" "плоть", то есть в материю.

Человек есть инструмент воплощения, а потому не существует никакого материального мира отдельно от его описания, отдельно от наших ощущений.

...Как же формируется наш взгляд на мир, система наших представлений о мире? Единое непроявлено. И каждый человек, как мы уже говорили, проявляет его по-разному. Какой ты человек, такой ты и проводник, но не в смысле хороший человек - плохой человек, хороший проводник - плохой проводник. Ты такой, каково твоё описание мира, которое с самого начала формируется не тобой. Описание мира, если уж строго к этому относиться, начинает формироваться прямо с момента зачатия. В течение всего перинатального периода образуются определённые психологические установки: отношение ко вселенной, отношение к ситуации отсутствия выхода, реакция на трудности, отношение к переменам в жизни и так далее. Как только человек попадает в руки воспитателей, его начинают приучать к определенной системе представлений, соответствующей данному месту, времени, культуре, социально-психологическому миру. Ему рассказывают, как устроен мир, в котором ему предстоит жить. Происходит формирование некоторой системы образов. Этот процесс так и называется - получение образования. Методы самые разные. Сюда входит, конечно, пропаганда - промывание мозгов, формирование образа "что такое хорошо и что такое плохо", чёрное - белое, образ друга - образ врага, самые разные виды гипноза, начиная от классического Кашпировского и кончая эриксонианским гипнозом и нейролингвистическим программированием. Существенное место среди этих методов занимает гипноз группы. Всякое "мы" формирует в человеке систему определенных представлений - это может быть семья, секта, профессиональная группа или клуб по интересам. Помимо того, существует множество других факторов, включая прочитанную нами литературу, услышанные случайно разговоры и т.д. Существенным фактором, формирующим описание мира, является, естественно, и наш жизненный путь, то, что с нами когда-либо происходило, особенно в критические периоды формирования личности...

Как правило, человек живет в одном единственном описании мира. Навык перехода из одного описания в другое у нас существует только в зачаточном состоянии, его нужно специально развивать. Это возможно, но только через глубокое осознавание процесса порождения картины мира. Трансформационные системы, которые серьезно работают с людьми, начинают с того, что разбирают старое описание мира и формируют некоторое другое - осознанное. Зачастую такая разборка происходит очень болезненно, однако, у человека появляется шанс растождествиться с процессом получения информации, увидеть его со стороны, стать осознанным его участником, то есть, одновременно видеть и картину мира, и его описание, и процесс формирования этой картины.

Зная механизм и свойства информационных процессов, проходящих в нашем сознании, человек может растождествиться с ролью неосознанного проводника и перестать быть деталью некоего механизма...

о   п р о е к т е

Школа-мастерская личного развития - это тренинговый проект. Место, где проходят тренинги, находится в городе Хайфа (Израиль). Если вы хотите учиться у нас, сегодня или в будущем, вы можете зарегистрироваться заранее, заполнив анкету по этой ссылке >>>.

Собираясь к нам на тренинг из другой страны, воспользуйтесь возможностью соединить путешествие в реальности внутренней с путешествием в реальности внешней.

  • Вы можете поселиться в Хайфе в гостинице на пляжном берегу Средиземного моря
  • Попутешествовать по историческим и духовным местам Израиля
  • Отдохнуть и заняться дайвингом на Красном море в Эйлате или сделать подарок своему телу в SPA-гоcтиницах на Мертвом море
  • Побывать в древнем каменном городе Петре или в пустыне Синая

Спасибо и до связи!

Написать
Автору рассылки

Автор рассылки
Ольга Левина

Перейти на сайт
Школы-мастерской

Дата выпуска
26 ноября 2009 года

о к о н ч а н и е   п у т е в о д и т е л я   з д е с ь ! ! !

Namaste !!!


В избранное