Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейские мотивы

  Все выпуски  

Еврейские мотивы


Владимир Гринблат

     Еврейские мотивы

      Здравствуйте, дорогой Читатель!

 

Продолжим рассказ о скульпторе М. М.  Антокольском.

 

В апреле 1972 года Антоколь­ский уехал в Италию - ухудшилось здоровье. С собой он взял будущего скульптура, своего маленького уче­ника Гинцбурга, привезенного им в 1871 году из Вильны. Галерею исторических образов скульптор продолжил статуей "Петра I" (1872). Он прислал её из Италии. В Петре он увидел и показал идеального государственного деятеля, дальновидного и решительного преобразователя России, наделенного особой энергией и волей. Позднее на основе этого произведения скульптором были созданы памятники Петру I для Таганрога (открыт в 1903) и Архангельска (открыт в 1914). Приобретенная импе­ратором Александром II, статуя Петра I была поставлена в  Петергофе перед Монплезиром. В том же году Антоколь­ский лепит проекты статуй для Николаевского моста в СПб. Осо­бенно удачны "Иоанн III" и "Яро­слав Мудрый".

В 1872 году Антокольский, же­нившись на красавице-еврейке, до­чери виленского купца Апатова, уе­хал в Рим, где встретил многих преж­них товарищей (Репин, Васне­цов, Поленов, Ковалевский, Мамон­тов, Иванов, Прахов, Третьяков и др.)  и завел новые знакомства.

В Париже Антокольский близко сошелся с многими русскими художниками, госпо­жами Виардо и Бларамберг, уча­ствовал в образовании "Художест­венного кружка", во главе которого, кроме Антокольского, нахо­дились Тургенев, Боголюбов и барон Г. О. Гинцбург.

Вылепив в 1878 г. горельеф "Ио­анн Креститель" и барельеф-порт­рет барона Марка Гинцбурга, а в 1879 г. статую "Мефистофеля", бюст И. С. Тургенева и др., Анто­кольский отправил эти работы вме­сте со всеми прежними в СПб, где выставил их в 1890 г. в Академии Художеств. Выставка имела успех, Академия наградила Антокольского званием профессора, но реакционная пресса отнеслась отрицательно к работе художника-еврея.

Возвращаясь к русской истории, Антокольский создает скульптуру "Нестор-летописец" (1890). Облик мудрого старца, первого историка своего народа, исполнен простоты и благородства, отрешенности от мирской суеты. Эпическую тему в творчестве Антокольского продолжили статуи "Ярослав Мудрый" (1890) и "Ермак" (1891). Скульптора волновала и общечеловеческая проблема смысла жизни. В 1876 г. он завершил сложную станковую композицию "Христос перед судом народа", а в 1883 г. противопоставил ей своего "Мефистофеля". Известно, что последнюю из этих работ автор хотел назвать "XIX век", тем самым, выражая свой протест против всемирного зла.

Кроме заказных работ ("пасын­ков"), Антокольский каждый год де­лал по большой статуе: в 1881 г. "Спиноза", в 1882 г. - "Офелия", Антокольский в 1883-84 гг - "Муче­ница" ("Не от мира сего"), в 1886 г. - "Христос" (памятник по заказу Г. Малютина), в 1887 г. - "статуя барона Штиглица", в 1888 г. "Не­стор", в 1889-90 гг.- "Ермак", в 1889 г. - "Христос" (за проект Анто­кольский получил medaille d'honneur и командорский крест По­четного легиона).

К монументальной скульптуре Антокольский обращался редко. Стоит вспомнить созданные им надгробия: профессору Московского технического училища Ф. М. Дмитриеву (Донской монастырь, Москва), по:)-ту С. Я. Надсону (1880, Волкове кладбище, Петербург), Т. Н. Юсуповой (1895, Музей-усадьба "Архангельское" под Москвой), этнографу Н. В. Ханыкову (1878, кладбище Пер-Лашез, Париж) и монумент, посвященный памяти русских солдат, погибших в русско-турецкой войне, установленный в Болгарии (1894-96). Антокольский много работал и в жанре реалистического портрета В. В. Стасов, 1873; С. П. Боткин, 1874; С. С. Поляков, 1877, и др. Лучшее произведение его в этом жанре - портрет И. С. Тургенева (1880), выполненный им незадолго до смерти писателя. Начальное, задумчивое, измученное болезнью лицо Тургенева прекрасно своей одухотворенностью. Тонкая моделировка лица, мягкая, кажущаяся чуть небрежной лепка одежды - все объединено пластически и способствует цельности образа. В своем творчестве Антокольский не избежал элементов натуралистичности, столь характерных для тех лет, но это не умаляет его значения в развитии русской скульптуры.

В конце 90-х годов Антоколь­ский часто хворал и в конце июня 1902 года умер в городе Бад Хомбурге (Германия). Похоро­нен на еврейском Преображенском кладбище в Санкт-Петербурге.

 Автору-составителю этой рассылки пришлось побывать на могиле Антокольского. Здесь представлены в уменьшенных копиях и барельефах основные работы Антокольского. Получился целый ансамбль, поражающий своим величием и дающий представление о главных  работах знаменитого скульптора.

 

В заключение - ЕВРЕЙСКИЕ АНЕКДОТЫ.

 

 Переписка.

- Здравствуй, Абрам! Во-первых, от тебя ушла жена, во-вторых, она пришла ко мне, а в-третьих, как тебе нравится «во-вторых»?

- Здравствуй, Хаим! Во-первых, я сам ее прогнал, во-вторых, она больна триппером, а в-третьих,  как тебе нравится «во-вторых»?

     --------------------------------------------------------------------------

Ты слышал, Абрам, жена Хаима родила шестерых детей и всех их назвала Аронами.

- А как же она их различает?

- По отчеству.

     --------------------------------------------------------------------------

 Свадебное путешествие.

Мендель неожиданно встретил в Венеции своего знакомого.

- Что ты здесь делаешь? - спросил он.

- У меня свадебное путешествие.

- А где же твоя жена?

- Слушай, должен же кто-то и домашними делами заниматься!


 

        Всегда с Вами, Ваш -

              Владимир Гринблат, vgrinblat@narod.ru ,

                        http://subscribe.ru/catalog/country.il.motiv  

 

 

 

 

 

 

 


В избранное