Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейские мотивы

  Все выпуски  

Еврейские мотивы


Владимир Гринблат

     Еврейские мотивы

 

       Здравствуйте, дорогой Читатель!

 

Для тех, у кого есть сайт и кто уже думает о своем сайте.

Рекомендую новую рассылку д-ра Моисея Розенталя

на http://subscribe.ru/catalog/country.il.logo .

  

Продолжаем записки Сергея Юрского о работе совместно с Раневской.

"Сколько раз мы читали текст! Фаина Георгиевна особенное внимание обращала на абсолютную точность текста - до звука, как у автора. В Островском это дается трудно. И Фаина Георгиевна критиковала и себя, и партнеров. Я пытался перевести центр внимания от точности слов к точности отношений. Но Раневская говорила, что сама любит импровизацию в тексте, но в Островском это недопустимо. И мы день за днем зубрили: "тебе уж" или "уж тебе". Порой удавалось прочитать сцену целиком. И тут случались минуты настоящего вдохновения у Раневской. Сцену Филицаты и Мавры из четвертого акта они с Сошальской сразу прочли великолепно. Фаина Георгиевна сыграла потрясение, гнев, обиду так мощно, что маленькая сценка ошеломила глубиной и содержательностью."

Но всё имеет конец. Наступил день последней репетиции.

"Раневская выходит на середину зала. И начался небывалый концерт. Она вспоминала великих актрис, которых видела. Не просто вспоминала, но показывала. Вот Сара Бернар. И звучно полились французские стихи в чарующей интонации.
Вот Ермолова, мучительно переживающая свое несовершенство после гигантского успеха. Раневская показывает Комиссаржевскую в "Иванове", пересказывая и оживляя впечатление П. Л. Вульф. Показывает Савину.

-         Фаина Георгиевна, сядьте, вот кресло.

-         Нет, нет.

-         Я помню Таирова в лучшие его годы.

Она рассказывает о своей первой роли у Таирова. Она играла драматическую судьбу проститутки. В главной сцене она позволила себе в монологе вольную и рискованную импровизацию. Зал замер. Потом овация. А она замерла: как отнесется к этому режиссер - ведь это дебют? Быть или не быть ей в театре?

Фаина Георгиевна замечательно показывает, как прибежал в антракте взволнованный Таиров, и принял все, и просил повторять и работать у него. А потом они расставались. Судьба вела ее дальше - по многим театрам, в кино . . .

Дружба с Эйзенштейном . . . Ахматова - самый близкий человек на многие годы . . . и звучит ее интонация . . . Сосед по дому Твардовский . . . вот их встреча ранним утром, разговор. Все показано великой актрисой, которая сейчас при мне вспоминает . . .
         Оживают люди - в подробностях, деталях, недоступных живописцу, доступных только актеру: в динамике, в движении.
         Вот Шостакович - наивный мудрец, великан музыки с маленькой высыхающей рукой. Это он в больнице. Вот Пастернак . . . Качалов . . . Встреча с Бабелем, единственная, но незабываемая...
         Скрипнула дверь . . . Шофер мается: когда же поедет Раневская? Уже четыре часа. Мы начали в одиннадцать. И около полутора часов длился монолог Фаины Георгиевны.

Она уезжает.

Мы еще сидим. Утомленные, возбужденные и удивленные. И еще . . . счастливые. Гордые за нашу профессию, в которой человек может все. В пустом пространстве только из воспоминаний и воображения человек творит жизнь - трогающую, реальную. Как в поэзии, нет . . . как в музыке, нет . . . как во сне, нет, нет . . . как в театре! Как в Театре!

Даже ради только одного такого всплеска таланта Раневской стоило затевать наш спектакль..."

 

   Теперь настал момент, когда для разрядки необходим

еврейский анекдот.


- Моше, зачем ты купил этот радиотелефон? Третий раз набираю номер, и даже гудка нет.

- Сара, звонить нужно с телефона, а не с пульта телевизора!

-----------------------------------------------

- Алло, Рабиновича можно к телефону?

- Рабиновича нет дома, а что ему передать?

- Передайте ему три рубля.

-----------------------------------------------

По телефону:

    - Позовите, пожалуйста, Рабиновича.

   - Его нет.

   - Он на работе?

   - Нет.

   - Он в командировке?

   - Нет.

   - Он в отпуске?

   - Нет.

   - Я вас правильно понял?

   - Да.

-----------------------------------------------

         Всегда с Вами, Ваш -

              Владимир Гринблат, vgrinblat@narod.ru ,

                        http://subscribe.ru/catalog/country.il.motiv  


В избранное