Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейские мотивы

  Все выпуски  

Еврейские мотивы


Владимир Гринблат

     Еврейские мотивы

 

       Здравствуйте, дорогой Читатель!

 

Вначале мы дадим слово нашей героине Фаине Григорьевне Раневской. В своих воспомина­ниях она пишет:

 

"Три года писала книгу воспоминаний, польстившись на аванс 2000 рублей с целью приобрести теп­лое пальто . . . Первый сезон в Крыму, я играю в пьесе Сумбатова Прелестницу, соблазняющую юного красавца. Действие происходит в горах Кавказа. Я стою на горе и говорю противно-нежным голосом: "Шаги мои легче пуха, я умею скользить, как змея..." После этих слов мне удалось свалить декора­цию, изображавшую гору, и больно ушибить партнера. В публике смех, партнер, стеная, угрожает оторвать мне голову. Придя домой, я дала себе слово уйти со сцены.       

..Белую лисицу, ставшую грязной, я самостоятельно выкрасила в чернилах. Высушив, решила украсить ею туалет, набросив лису на шею. Платье на мне было розовое с претензией на элегант­ность. Когда я начала кокетливо беседовать с партнером в комедии "Глухонемой" (партнером моим был актер Ечменев), он, увидев черную шею, чуть не потерял сознание. Лисица на мне непрестанно линяла. Публика веселилась при виде моей черной шеи, а с премьершей театра, сидевшей в ложе, бывшим моим педагогом, случилось нечто вроде истерики... (это была П. Л. Вульф). И это был второй повод для меня уйти со сцены в  городе, где я родилась, было множество меломанов.

Знакомые мне присяжные поверенные собирались друг у друга, чтобы играть квартеты великих классиков. Однажды в специальный концертный зал пригласили Скрябина. У рояля стояла большая лира цветов. Скрябин, выйдя, улыбнулся цветам. Лицо его было обычным, заурядным, пока он не стал играть. И тогда я ус­лыхала и увидела перед собой гения. Наверное, его концерт втянул, втолкнул мою душу в музыку. И стала она страстью моей долгой жизни.

Говорят, любовь приходит с молоком матери. У меня, пришла со "слезами матери". Мне четко видится мать, обычно тихая, сдержанная, - она громко плачет, Я бегу к ней в комнату, она уронила голову на подушку, плачет, плачет, она в страшном горе. Я пугаюсь и тоже плачу. На коленях матери - газета: "...вчера в Баденвейлере скончался А.П. Чехов". В газете - фотография человека с добрым лицом. Бегу искать книгу Чехова. Нахожу, начинаю читать. Мне попалась "Скучная история". Я схва­тила книгу, побежала в сад, прочитала всю. Закрыла книжку. И на этом закончилось мое детство. Я поняла все об одиночестве человека.

Это отравило мое детство. Прошло несколько лет, и я опять услыхала страшный крик матери, она кричала: "Как же теперь жить?" Его уже нет. Все кончилось, все ушло, ушла совесть..." Она убива­лась, слегла, долго болела.

Учительница подарила медальон, на нем было написано: "Лень - мать всех пороков". С гордо­стью носила медальон. Ненавидела гувернантку, ненавидела бонну-немку. Ночью молила бога, чтобы бонна, катаясь на коньках, упала и расшибла голову, а потом умерла. Любила читать, читала запоем, над книгой, где кого-то обижали, плакала навзрыд, - тогда отнимали книгу и меня ставили в угол. Училась плохо, арифметика была страшной пыткой. Писать без ошибок так и не научилась. Считать тоже. Наверное, потому всегда, и по сию пору, всегда без денег..."

 

Прошло время,  и Раневская стала звездой советского искусства. Предоставим слово её био­графам и людям, работавшим с ней.

Эйзенштейн сказал молодой Раневской: "Ты погибнешь, если не научишься требовать к себе внимания, если не научишься заставлять людей подчиняться своей воле. Ты погибнешь, и актриса из тебя не получится.

Когда в фильме "Золушка" Раневская-Мачеха, сверкая глазами со сладострастным садизмом, кричит на падчерицу: "Змея!" - я до сих пор как в детстве подпрыгиваю и дух у меня захватывает.

Когда в спектакле "Деревья умирают стоя" в момент потрясения своей героини она поворачи­валась лицом к залу и ужасно бледнела, зрителей начинало трясти.

Когда в театре заканчивался эпизод с Манькой-спекулянткой в "Шторме", народ, устраивал ей невообразимую овацию и, не досматривая конец, просто уходил со спектакля, унося в себе это глав­ное драгоценное впечатление.

Когда Ч.Чаплин посмотрел фильм "Мечта", он с восхищением сказал: "Раневская - одна из са­мых выдающихся актрис ХХ века".

Кого ни спроси, видевших ее игру, все разводят руками и расступаются, как перед особой коро­левской крови. Она царила в актерской Империи Чувств, устраивая из каждой своей роли достойное пиршество. Наверно, потому так мало и создала, что до второсортного и пустого не снисходила и в сотрапезники по спектаклю брала далеко не всякого.

Однажды на съемках ее постоянный партнёр то ли заболел, то ли просто не пришел - так или иначе, на месте его не оказалось. После солидного скандала, на кои, говорят, она была не меньший мастер, чем на все остальное, Раневская согласилась на замену - робкую, скромную, только что по­сле института молоденькую девушку. Та и так была в полуобмороке от сознания того, С КЕМ ей пред­стоит работать, а этот скандал ее доконал окончательно. Очевидно, желая ее подбодрить, Раневская решила поговорить с ней о жизни. "Замужем?" - спросила она. "Нет..." - робко пискнула девушка. "Хо­рошо!" - одобрила Фаина Георгиевна. "Вот помню, когда в Одессе меня лишали невинности, я орала так, что сбежались городовые!"

О ее эксцентричности, манере самовыражаться ходят легенды и анекдоты

 Назойливая поклонница выпрашивает у Фаины Григорьевны номер ее телефона. На что та от­вечает с изумлением в глазах: "Милая, вы что, с ума сошли? Ну откуда я знаю свой телефон? Я же сама себе никогда не звоню".

 "Присказка" Раневской, порожденная ее трениями на профессиональной почве с Юрием Завад­ским: "Вы знаете, что снится Завадскому?" - и тут же сама себе отвечает: "Ему снится, что он уже по­хоронен в Кремлевской стене".

 Раневская решила продать шубу. Открывает перед потенциальной покупательницей дверь шкафа - и вдруг оттуда вылетает здоровенная моль. Фаина Григорьевна провожает ее взглядом и внушительным тоном - с упреком - вопрошает: "Ну что, сволочь, нажралась?"

---------------------------------------------------------------------- 

Наконец, снова пара  еврейских анекдотов.

       

Еврей стал изменять своей жене. И, как назло, ему не везло. По совету приятеля, он отправился к цадику, рассказал ему о своем грехе и спросил, как можно его искупить. 

- А с кем ты согрешил?

- Нет, ребе, этого я не могу сказать.

- Не можешь? Хорошо. Я сам скажу. Это Роза Цигель с вашей улицы. Все знают, что это за женщина...

- Нет, не она.

- Ну, тогда Белла Вассерман, жена торговца обувью, тоже распутница...

- Нет, ребе, вы ошиблись.

- Неужели Соня Гусман, жена корчмаря?

- Клянусь здоровьем, это не она.

- Кто же тогда?

-         Не могу вам этого сказать.

- Тогда убирайся с моих глаз!

После этой встречи настроение у еврея заметно улучшилось, и друг спросил у него:

- Что, цадик отпустил тебе грехи?

- Нет, грехи он мне не отпустил, зато дал три первоклассных адресочка!

----------------------------------------------------------------------

 Хаим раньше срока вернулся из командировки. Сидит в комнате, смотрит телевизор. Вдруг открывается балконная дверь, и в комнату входит полуголый мужчина.

- Извините, - говорит он, - я был у знакомой на верхнем этаже и вдруг пришел муж. Пришлось мне спуститься к вам на балкон. Могу я выйти?

Хаим дал мужчине свой костюм, проводил до двери. И только через полчаса до него дошло, что живут-то они на самом верхнем этаже.

----------------------------------------------------------------------

 

        Всегда с Вами, Ваш -

              Владимир Гринблат, vgrinblat@narod.ru ,

                        http://subscribe.ru/catalog/country.il.motiv  


В избранное