Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Трамвайная археология

  Все выпуски  

Трамвайная археология: Дюссельдорф - 2024



Дюссельдорф
Вокзал-Бисмаркштрассе-площадь Воссоединения Германии-Блюменштрассе-Корнелиусплац

Сегодня, 8 мая 2024 года (среда), не спеша прогулялся по центру Дюссельдорфа от вокзала до плошади Корнелия, когда-то представлявшей из себя единую улицу, а ныне разбитую и перегороженную на отдельные участки, как это написано в заглавии статьи. Ходил с одной единственной целью: найти хоть что-нибудь от когда-то ходивших здесь трамваев. Я знал, что здесь исторически сменяли свои маршруты несколько трамвайных линий, а карта города 1903 года ясно показывает, что по этой длинной магистрали ходили трамваи от городской ратуши до вокзала, то есть это было одно из основных трамвайных направлений города. Итак, карта 1903 года. На ней красным цветом обозначено указанное наравление из правого нижнего угла (вокзал) по диагонали в левый верхний угол (на Королевской аллее/Корнелиусплаце):


А теперь сравните две ниже расположенных фотографии: верхняя тз них относится к июню 2005 года. На ней виден последний кусочек трамвайных путей между Бисмаркштрассе и Привокзальной площадью (фотография скопирована отсюда). Нижняя фотография показывает положение дел сегодня. Больше на этом направлении никаких рельсов и нигде нет:



Казалось бы, утеряна всякая надежда на археологическую находку. "На всякий случай" решил пройтись по указанным улицам. Внимательный осмотр показал, что кое-что столетней давности осталось. Причём такое красивое, что хозяева домов не подняли руки на уничтожение. Речь идёт о старинных трамвайных кронштейнах-розетках для крепления на домах растяжек контактной сети, которых обнаружилось две. Первая благоденствует на угловом доме между Шарлоттенштрассе и Бисмаркштрассе (такой красивый дом и до сих пор не является памятником архитектуры?!), а вторая - на углу Блюменштрассе и Мартин-Лютер-Плац (то же самое?!). Круглые изящные барабанчики, смягчающие давление вибрирующих растяжек на крепёж. Смотрите:



И, наконец, исторические сведения:
* Трамвайное движение с электроприводом открыто здесь 14 апреля 1900 года.
* В конце 1906 года здесь ходил трамвай №5.
* 1914 год: линии трамвая 5 и 16.
* 1919 год: пошёл трамвай №15.


* 1938 год: линии трамваев 16 и 18.
* 1952 год: линии 15, 16, 18.
* 1956, август: добавлены линии 2, 7, 11.
* 1968 год:линии 7,11,16, 18 (линии 7 и 11 только по Бисмаркштрассе).
* 1981 год: линии 76 (междугородний), 705, 707, 717, 718.

Рельсы на Бисмарктрассе были подвергнуты принудительному исчезновению в 1998-1999 года. а последние рельсы, остававшиеся уконизненным свидетельством рельсового варварства (фотография 2005 года вверху) былы ликвидированы в 2015-2016 годах. Так что теперь остались только две розетки, которые впору обявлять памятниками индустриально-транспортной культуры Дюссельдорфа начала XX века. Пока дело до этого, к сожалению, не дошло.

С уважением,
Алексей Потупин: чтец, географ и вечный странник;
1-я редакция: 8 мая 2024 года;
Портал Паломник;
Подписка на рассылку: здесь.

До следующей встречи!




В избранное