Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русский Киль

  Все выпуски  

Русский Киль N. 15: Наши школьники всей Германии дают урок!


 выпуск 15       2013-11-01

 Приветствую вас, уважаемый подписчик!

 

Масштабное тестирование, проведённое берлинским Институтом развития образования, показало, что знания в математике и естественных науках у девятиклассников из бывшей ГДР значительно глубже, чем у их сверстников из западных земель. Среди иммигрантов лучше всех написали тест школьники, чьи родители приехали в Германию из стран бывшего СССР.


 

Институт развития образования (IQB) подвёл итоги теста, в котором участвовали около 45 тысяч девятиклассников в 1300 школах по всей Германии. Вопросы в тесте продолжительностью три с половиной часа были крайне разнообразными. Например, школьники должны были объяснить, как возникают «мурашки», почему мы сначала видим молнию и только потом слышим гром, и почему на Эвересте температура кипения воды ниже, чем в Германии. 

Тест проводился по инициативе Конференции земельных министров по делам образования и религии (KMK). Президент KMK Штефан Доргелох (Stephan Dorgerloh) остался доволен результатами, поскольку примерно половина девятиклассников доказали, что их знания уже соответствуют уровню аттестата о «среднем общем образовании» (MIttlere Reife), который выдаётся по окончании десяти классов. Иными словами, половина учащихся на год опережает минимальную школьную программу. 

Лучшие результаты показали школьники в Саксонии, Тюрингии, Бранденбурге, Саксонии-Анхальт и Мекленбурге-Передней Померании – то есть в пяти землях бывшего ГДР. Шестое место заняла Бавария. Худшие результаты у школьников в Северном Рейне-Вестфалии и в городах-землях Бремене, Берлине и Гамбурге. Авторы тестирования обращают внимание, что именно в городах-землях доля школьников из семей иммигрантов самая высокая: 43% в Берлине, 39% в Гамбурге и 37% в Бремене. В восточных землях доля девятиклассников из семей иммигрантов нигде не превышает 10%. 

Директор немецкого союза учителей Йозеф Краус (Josef Kraus) связывает провал западных земель именно с иммигрантами: «В западных землях учится больше трудных детей из семей иммигрантов. На востоке же страны большинство иммигрантов – это приезжие из Вьетнама, чьи дети учатся в школе даже лучше детей без „миграционного прошлого“». 

Впрочем, специалисты Института развития образования выделили другую группу среди иммигрантов. По результатам тестирования оказалось, что самая успешная группа – это дети выходцев из стран бывшего Советского Союза. В среднем они лишь немного уступают детям из немецких семей. Если же в семье один родитель приехал из бывшего СССР, а второй родился в Германии, то их дети даже чуть превосходят в успеваемости немецких детей. 

Самой слабой группой среди иммигрантов стали турецкие дети. Их результаты были ниже средних по Германии на 60 пунктов – это соответствует двум годам школьной программы, то есть турецкие дети отстают от школьной программы на два года. 

Однако провал западных земель объясняется не только тем, что здесь учится больше трудных детей из семей иммигрантов. 

Традиционно в ГДР придавали большее значение естественным наукам, и после объединения Германии в этом смысле ничего не изменилось. В среднем на востоке страны математике уделяют на 1−2 часа в неделю больше, чем в западных землях. Учителя придерживаются старых традиций – большинство получили педагогическое образование ещё в ГДР, где многие выбирали естественные науки, поскольку эта область знаний оставалась относительно свободной от идеологического диктата. 

Сейчас благодаря этому в восточных землях нет недостатка в учителях математики. Для сравнения: в Бремене 37% учителей, преподающих математику, не изучали эту специальность в ВУЗе, однако вынуждены её преподавать из-за нехватки кадров. В Саксонии доля таких учителей составляет лишь 4%. 

Кроме того, в ГДР никогда не было так называемой «основной школы» (Hauptschule), от которой лишь недавно стали отказываться в западных землях. Именно школьники из Hauptschule по итогам тестирования выглядели хуже всех. Отметим также, что на западе страны с ростом квоты в гимназиях средние результаты гимназистов упали. Однако на востоке рост доли гимназистов не сказывается отрицательно на средней успеваемости. Например, в Баварии доля гимназистов от всех девятиклассников составляет 30%, а в Саксонии 40%. Несмотря на это, саксонские гимназисты по результатам теста даже чуть превзошли баварцев.

Помимо региональных различий, авторы тестирования обратили внимание на то, что в Германии до сих пор огромное значение имеет уровень образования родителей. Он сказывается на школьной успеваемости даже сильнее «миграционного фона» и географического положения школы: девятиклассники из рабочих семей по результатам теста почти на три года отстали от детей, чьи родители имеют высшее образование. То есть, шансы получить высшее образование у детей из семьи рабочих по-прежнему невысоки. 

 

Сергей Токарев

Источник: газета «Русская Германия», № 42, 2013. Дата публикации: 18.10.2013

http://rg-rb.de/index.php?option=com_rg&task=item&id=12696&Itemid=13

 

Выражаем благодарность сайту "Русский Киль" за найденную информацию.

Сайт "Русский Киль" -  www.ruki24.de  - Информация для жителей Германии и туристов: история города и окрестностей, карта, схема работы транспорта, фотоальбомы, погода в Киле, полезные ссылки, список выгодных тарифов на телефонную связь.

До следующих встреч!

 

Оставайтесь с нами и следите за изменениями и новостями сайта "Русский Киль" -  www.ruki24.de 

Ну и, конечно, приглашайте друзей и знакомых подписаться на новостную рассылку.

Форма подписки на сайте "Русский Киль".

 

С уважением,

Автор рассылки "Русский Киль"


В избранное