Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Голландские будни

  Все выпуски  

Переезд в Голландию: Голландцы и их велосипеды


Сегодня в Нидерландах День велосипедиста (Landelijke Fietsdag), он отмечается каждую вторую субботу мая. В этот день каждый житель Нидерландов должен сесть на свой велосипед и отправиться в собственное маленькое путешествие.

Всем известна особая любовь голландцев к велосипедам: первый велосипед покупают ребенку в возрасте 3 лет, и он с ним не расстаётся до самой старости. У голландцев даже есть выражение «Он уже продал свой велосипед», которое означает, что человеку недолго осталось на этом свете. Кроме того, до сих пор самой большой обидой на немцев во время Второй мировой войны является то, что они конфисковывали велосипеды. До сих пор все от мала до велика нет-нет да и припомнят заезжему немцу об этом факте.

Нидерланды обладают, пожалуй, лучшей в мире инфраструктурой для велосипедистов. Вся страна просто окутана сетью велосипедных дорожек, а в правила дорожного движения внесены специальные поправки, согласно которым велосипедисты являются полноценными участниками дорожного движения и обязаны соблюдать правила. Около года назад в Нидерландах велосипедист провел 4 дня в тюрьме за то, что у него на велосипеде не горели габаритные огни. В конце концов все оказалось недоразумением, произошедшим из-за того, что он не смог запланить штраф в 40 евро на месте, но факт остаётся фактом: ПДД обязательны и для велосипедистов тоже.

 Но в то же время велосипедисты имеют огромное и безоговорочное преимущество как перед автомобилями, так и перед пешеходами. В один из своих приездов в Нидерландяы я взяла велосипед в прокате и поехала осматривать Амстердам.  С самого детства у меня особые отношения с велосипедами. Я с них падаю в самых неподходящих местах: в огромную лужу посреди дороги, под колеса грузовика, въезжаю в заборы и не замечаю препятствия в виде огромного лежащего поперек дороги бревна — и все это в самом что ни на есть сознательном возрасте.

Этот нюанс моего взаимодействия с велосипедами меня не остановил в чужой стране, и естественно, железный конь взбунтовался в моих руках прямо на спуске с одного из мостиков, что привело к резкому торможению о капот проезжающего мимо автомобиля. Казалось бы, что такого?! У нас бы владелец авто просто бы вышел, обругал незадачливого велосипедиста и поехал дальше. Тут же при виде моих разодранных коленок водителя прямо-таки затрясло, хотя уж в том, что у меня в руках задрожал руль он точно был не виноват. Он на все лады стал предлагать отвезти меня в больницу или, на худой конец, подбросить до отеля — такая галантность меня просто поразила. Как выяснилось позже, ларчик просто открывался: все те же правила дорожного движения гласят, что при столкновении велосипедиста и автомобилиста вне зависимости от того, кто нарушил правила, виновной стороной всегда считается автомобилист.  Вот такие здесь райские условия для велосипедистов-чайников, коим являюсь и я в том числе.

 Однако, такие комфортные условия для велосипедистов существовали не всегда. После второй мировой войны восстановление страны сопровождалось экономическим подъемом, который привел к быстрой автомобилизации населения: велосипедов стало гораздо меньше, а инфраструктуру для них приносили в жертву ради автомобильных дорог.

Только в 1970-х годах во время топливного кризиса было принято политическое решение стимулировать использование велосипедного транспорта, чтобы пережить кризис без значительного снижения уровня жизни в стране.

С тех пор прошло много времени, и теперь каждый голландец владеет если не двумя, то как минимум одним велосипедом: на 15 миллионов жителей приходится 18 миллионов велосипедов, и ежегодный прирост числа «двухколёсных друзей» в этой стране составляет 15%. 


В избранное