О Черногории: рождественские обычаи в Боке Которской
Рождественские
обычаи в Боке Которской
Бока
Которска с точки зрения широкой русской
души – территория небольшая. За полдня
ее не торопясь можно объехать на
автомобиле. Прибрежные земли в Боке
поделены на несколько небольших
районов-поселков. У нас бы, конечно,
язык не повернулся село назвать районом,
а вот у черногорцев такой подход считается
вполне оправданным. В каждом поселке
свои особые правила и традиции. Население
разных поселков до недавнего времени
довольно сильно отличалось между собой.
Причем во многом: в одежде, манере
разговора и обычаях. Причина различий
в разнородных происхождении, роде
занятий и вероисповедании.
Возьмем,
к примеру, Рождественские обычаи, потому
что из всех религиозных праздников в
Боке отдают предпочтение празднованию
Рождества и Крещения Господня.
Саму
Боку грубо можно разделить на две части:
северную и южную. Северная часть, к
которой относятся поселки от Игало до
Пераста, своими религиозными обычаями
очень схожи с южной Боснией и Герцеговиной.
Южная же часть соблюдает обычаи всей
остальной Черногории. Рождество –
праздник домашний, а вот Крещение
проводят уже вместе с приятелями и
кумовьями.
Подготовка
к Рождеству, как и полагается по местным
православным законам, начинается за
10-15 дней до праздника. Это, надо сказать,
отдельное мероприятие. То, что мы узнали
об этом, дает нам полное право заявить:
черногорцы – чистой воды язычники.
В
одном из поселков полуострова Луштица,
например, принято перед днем св. Игната,
за 5 дней до Рождества, приглашать
мальчика из соседней семьи в качестве
вестника или гонца. На следующий день
до восхода солнца мальчик должен явиться
к пригласившим его людям и, не входя в
дом, позвать хозяина. После этого он
может войти в дом, произнося: «Доброе
утро и поздравляю вас со святым Игнатием».
За такую благую весть мальчика в ответ
приветствует сначала хозяйка. После
этого гонец целуется с ней, а потом и с
хозяином, который поджидает его, сидя
в кровати, ведь он все-таки глава семьи,
не пристало ему в такую рань вставать.
Хозяева угощают мальчика едой, и когда
мальчик уходит, дают ему в дорогу
апельсин, яблоко или гранат.
В
Перасте хозяин раньше в этот день резал
поросенка и вставал над порогом, чтобы
накапать на него свежей крови.
Бадняк
(ветки дуба с бурыми листьями) в каждом
селе заготавливают по сей день в праздник
какого-нибудь святого. Главное, что
бадняк всегда берется до обеда, пока
день прирастает. Обычно за бадняком
идет сам хозяин и его сыновья. Стволик
дуба должен быть прямым и без сучков.
На каждого участника мероприятия бадняк
берется с нового ствола, чтобы каждый
мужчина был крепок, как корень дуба, от
которого он взял ветку. Бадняки бывают
разной толщины и длины, как правило, от
метра до двух с половиной. Самый толстый
бадняк всегда у хозяина – оно и понятно.
Дальше бадняки все тоньше и тоньше - по
старшинству мужчин в семье. Рубят бадняк
хитрым способом и специальным образом:
Когда после отрубания ветка падает, ее
аккуратно ловят, чтобы не поцарапать –
бадняк должен быть неповрежденным. В
некоторых селах бадняк делают из маслины.
Наверное, потому, что с дубами напряженка.
Верхушки
бадняков отрубаются и оставляются в
лесу, а сам бадняк обычно тащат домой,
как обычные дрова. А кое-где наоборот,
тонким краем вперед. Есть села, где все
бадняки, кроме главного, могут нести и
женщины. Хозяин, который несет главный
бадняк, заходит в каждый дом на пути и
поздравляет всех с бадним утром.
Теперь,
когда современная печь на кухне намного
меньших размеров, чем в древности, бадняк
подбирают с таким учетом, чтобы можно
было затолкать его в топку.
Когда
принесут бадняки, хозяин с сыновьями
входят в дом и поздравляют хозяйку с
бадним утром, а она угощает их ракией и
выпечкой. Многие хозяйки начинают
готовку очень рано, причем из первой
выпечки пироги не едят, так как в них
много масла. Хозяин прислоняет бадняки
к стене дома с правой стороны от двери
толстым концом вниз. Впрочем, в некоторых
деревнях все наоборот. Если в семье
много бадняков, они выставляются около
двери по старшинству. Хозяин или хозяйка
всегда украшают бадняки какими-нибудь
зелеными веточками, причем обязательно
до обеда.
Скотоводы
все празднуют по-своему. Они выпускают
на улицу скот между двумя восковыми
свечами, приклеенными по обеим сторонам
ворот хлева. При этом скот подгоняется
специальным прутом, который в это же
утро делается из трех побегов: белого
винограда, лаврового дерева или маслины.
В других поселках в прутике две виноградных
веточки и веточка лавра, а на Луштице
используют только лавровые веточки.
Прутики связываются меж собой красной
шелковой или шерстяной ниточкой. Хозяйка,
которая обычно выгоняет скот, идет в
хлев, по возможности этим прутиком
касается каждого барана, потом провожает
пастуха до края села, а когда вернется,
ставит прутик вертикально сразу за
дверями хлева.
В
одной деревне до Первой Мировой войны
в баднее утро на рассвете в дом приходил
какой-нибудь мужик, обычно свояк или
сосед, для поздравления. Сначала он
вставал перед домом и стрелял в воздух,
звал хозяина, поздравлял его с бадним
утром и спрашивал, был ли хозяин здоров
в течение года, как скот у него жил, какой
был урожай и так далее. Хозяин должен
был отвечать из дома на каждый вопрос,
что у него все было в порядке, даже если
на самом деле это было не так. Таким
образом, обманывая зло, его удаляли от
дома. После этого гость входил в дом,
целовался с хозяином и ставил ветку
лавра на стол, где ее до самого Нового
Года хранили в вазе. Когда гость уходил,
ему давали апельсин или любой другой
фрукт.
К
старой неженатой деве в бадний день
приходил родственник и обещал свадьбу
в Новом Году. После этого старая дева
должна была хорошо угостить гостя.
Неудивительно, что в этот праздник гости
к старой деве шли косяком.
А
в одной деревушке жители угрожали
фруктовому дереву, которое в прошлом
году не дало плодов. Взяв в руки топор
или большой нож, люди говорили дереву,
что срубят его, если то не будет рожать
в следующем году. Другие члены семьи,
как бы защищая дерево, удерживали первых
от нападения.
В
народе до сих пор верят, что если на
бадний день посадить растение, оно
обязательно примется.
В
бадний день во многих селах не едят, как
обычно, а питаются только пирогами,
которые хозяйка напекла еще до восхода
солнца.
Весь
скот, принадлежащий одной семье, в этот
день должен быть вместе. Курицам дают
есть из обруча, мало того, их еще запускают
при этом в дом. Это чего! Помню, наши
соседи в России накануне Нового Года –
года собаки по восточному календарю –
уложили к себе в кровать своего сторожевого
пса, чтобы весь будущий год сделать
счастливым. Все бы хорошо, да пес-бедолага
не понял, зачем его удерживают на шелковых
простынях, на подушке, да еще и под
одеялом. Он сначала тихонько брыкался,
скулил, а потом не выдержал и вырвался
на свободу, порвав и заслюнявив при этом
белье.
В
Черногории же хозяйка вечером встречает
пастуха, принимает у него баранов, опять
всех по очереди трогает специальным
прутиком, неслышно говоря: «твердые как
железо». После этого дает пастуху три
пирожка, постный калач и бутылку вина.
Пастух откупоривает бутылку, три раза
берет вино в рот и плюет им на скотину.
Остаток вина берет с собой. Постный
калач пастух надкусывает накрест в трех
местах, а то, что откусит, не ест, а
смешивает с солью и тут же скармливает
скотине.
Да…
Нам все это запомнить было трудно, а
каково все это соблюдать… Вот бы Шурика
из «Кавказской пленницы» сюда, он бы
столько еще обычаев местных записал,
столько бы вина выпил…