О Черногории: как черногорцы определяют цены на услуги
Как черногорцы определяют цены на услуги
В силу специфики одного из направлений своей деятельности – строительства ландшафтов - мне пришлось сотрудничать с местными коллегами – продавцами всевозможного оборудования для создания автоматических систем полива.
Поскольку человек в стране я был новый, необъезженный, на первых порах мы договорились с местными, что я буду работать с их конторой на субподряде. Под это дело они принялись на все лады (и даже по телевизору) рекламировать свою контору на предмет того, что с ними теперь работает квалифицированный инженер из Москвы. А я стал потихоньку получать опыт работы в новой стране, с новыми людьми, расширяя при этом свою клиентскую базу.
Первое, что приятно поразило их и неприятно удивило меня – что со склада мне пришлось брать материал самому. На складах конторы царит, ну, если не полный хаос, то большой беспорядок, это точно. Никто не знает, что и где лежит. Никто ни за что ответственности не несет. На поиски нужного фитинга, трубочки или спринклера уходили десятки минут. Я искал, проклиная местное разгильдяйство, а сотрудники черногорской компании по продаже посадочного материала
и примочек к нему, сидя с чашечкой утреннего кофе, с любовью в глазах наблюдали за мной и обсуждали, какой я молодец, как много знаю и как хорошо работаю.
Вторым, что меня поразило еще неприятнее, была политика ценообразования. Черногорцы в большинстве своем не особо разбираются в бизнесе. Торговцы, как правило, действуют очень просто: покупают товар за одну цену, а продают его по другой, чуть (или не чуть) завышенной. С услугами все не так. Услуга сама по себе является товаром, только ее нельзя взять в руки, покрутить, найти на ней ценник, прибавить к нему свой интерес и выставить на продажу.
Так же, как и продавцы, не понимают этого пока и большинство черногорских покупателей. Они считают, что если комплект пластмассовых трубочек и фитюлечек для полива стоит сто евро, то и услуга по установке всего этого добра на десять соток земли будет стоить не дороже.
Когда я представил директору перечень и стоимость работ, которые нужно провести для установки системы полива, он возмутился: «Как тебе не стыдно! Брать с порядочных людей такие деньги неприлично! Никто не заплатит такую огромную сумму! Ты не понимаешь, как нужно с хорошими людьми работать! Называть такую цену немыслимо! Это несерьезно! Я буду устанавливать цены сам!»
Мои слова о том, что работать за сто евро в неделю я не собираюсь, он пропустил мимо ушей.
Сказано - сделано. Он устанавливал цены для тех, кто приходил к нему, а я – для тех, кто приходил ко мне.
Через месяц возник новый конфликт: выяснилось, что я не обслуживал его клиентов. По идее, я и не обязан был, так как не являюсь его подчиненным и зарплату у него в конторе не получаю. Однако он обвинил меня в том, что Я не оказал услугу, которую ОН лично обещал клиенту, даже не предупредив меня об этом.
Шло время, я все реже контактировал со странным директором, но однажды нашел его сидящим в своем кабинете с необычным для него выражением лица: задумчивым. Директор хмурил брови над каким-то листком бумаги. Завидев меня, он оживился, быстро поздоровался и заявил: «Мы с тобой работаем неправильно! Теперь я знаю – как! Будем цену за услуги увеличивать!» На мое резонное замечание о том, что это неприлично, непорядочно и несерьезно, директор взорвался:
«Пусть платят, вруны и обманщики! Нечего им подарки делать! Обнаглели совсем! Все хотят получить даром! Хитрые и бессовестные! Пусть мне заплатят сполна!»
Каждый раз, когда я вспоминаю этот случай, мне становится немного смешно и немного грустно. Ну их, думаю, горцев психованных, пусть делают, что хотят. Учить их либо бесполезно, либо только во вред себе. Так что пусть варятся в своем собственном соку, пока не придут нормальные деловые ребята, в том числе и из России, и не вытеснят их с рынка окончательно.