Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

О Черногории

  Все выпуски  

О Черногории: весенние размышления о еде и кризисе


Весенние размышления о еде и кризисе

 

Черногорию все сильнее окутывает весна. Мы благополучно проворонили все фестивали мимозы, которые проходили в одном за другим приморских городах, гонки на яхтах в Баре, посвященные празднованию 8 марта, и много других событий масштабом помельче. Что поделать: жизнь захлестнула. И в этой суете и полнейшей занятости наш «добрый друг» телевизор вновь напомнил нам о том, что забывать в наше время нехорошо: о глобальном кризисе.

СМИ настойчиво пытаются вбить в наши головы уверенность во всемирном коллапсе. То, что в обыкновенной жизни практически ничего не изменилось, что все происходит, как и происходило всегда, ничего, оказывается, не означает. Зато в нашем сознании появилась новая ячейка знания о кризисе, с помощью которой мы уже полностью подготовлены, и в момент, когда нам будет дана команда, ячейка сработает и заставит нас паниковать. Все очень хорошо просчитано и, что самое главное, безотказно работает.

Например, в Хорватии веселье уже началось. Статистика последних месяцев говорит о росте продаж продуктов первой необходимости на 20%. Муку и растительное масло на период виртуального голода народ уже запас. Аналитики, естественно, объясняют это последствиями кризиса и рецессией. Не знаю, не знаю… У меня складывается впечатление, что кому-то очень надо, чтобы все как один верили в отрицательный эффект этой самой рецессии. Хорватские католики уже клюнули. В Черногории по этому поводу говорят, что основной причиной затоваривания явилось то, что Хорватия не является зоной евро. А что же у нас, в Черногории?

Если бы СМИ не сказали нам о глобальных проблемах, мы бы о них и не догадались. Здесь все, как прежде: количество товаров в магазинах не уменьшилось, стоимость их не выросла, а цены на бензин даже опустились. Живи, вроде бы, и радуйся. Нет, главные действующие лица, о которых мы с Вами ничего не знаем, предлагают нам поиграть в новую игру: глобальный кризис. Что ж, если мы, простые люди, готовы съесть любое блюдо, которое нам преподнесут СМИ, то кто-то должен его готовить. А аналитики, в свою очередь, дать ему оценку.

В связи с этим черногорские специалисты по статистике тоже взялись за работу и проанализировали товарооборот нескольких крупных супермаркетов. И что выяснилось?

Выяснилось, что черногорское население о глобальном кризисе тоже наслышано. В результате произошло небольшое падение объема закупок продуктов питания, особенно на побережье Адриатики. Но аналитики все как один убеждены, что это – не результат кризиса, а следствие возросшей рационализации поведения. Статистика показывает, что черногорцы в основной своей массе покупают в супермаркетах не продукты первой необходимости, а так называемые «вкусняшки», которые являются товаром экспортным. Почти все основные продукты питания черногорец производит сам. Это – предмет его гордости.

В супермаркетах же представлены в основном продукты знаменитых европейских компаний. Поэтому причина небольшого спада товарооборота заключается в изменении структуры ввоза продуктов питания. Например, есть тут у нас сеть супермаркетов под названием «Воли». «Воли вас воли», - пишут они на своих поэлитиленовых пакетах, в которые складывают Ваши покупки. В этой фразе использована игра слов: «воли» по-сербски означает «любит». Так вот, магазин «Воли» является эксклюзивным представителем в Черногории многих известных европейских брэндов. Это и мясные, и молочные продукты, и долго хранящаяся выпечка, и многое другое. А поскольку слегка напуганный кризисом народ стал покупать всей этой экзотики поменьше, перейдя на продукты собственного приготовления, количество покупателей этих марок сейчас немного упало. Я ничего в этом плохого не вижу, наоборот, меньше будем есть всяких консервантов и химии.

Кстати, в Подгорице и близлежащих районах товарооборот в продуктовых магазинах остался на уровне прошлого года. А то, что на приморье он снизился, аналитики объясняют тем, что с рынка ушли слабые инвесторы, которые не потянули начатое ими строительство. Поэтому были распущены нанятые ими строительные бригады, состоящие в основном из гастрарбайтеров, которые являлись самыми активными покупателями продуктов питания на берегу.

В среде покупателей кризис практически не ощущается, и они еще не изменили своих привычек и пристрастий при покупке продуктов питания. Никто еще не стал взамен привычной высококачественной продукции покупать такую же, но похуже и подешевле. Покупают все по прежнему, только не в таких больших количествах, как раньше.

Большой магазин «Воли» сейчас продает товары, купленные в Европе оптом, в течение 10 или 15 дней, то есть завоз происходит раз в 2 недели, а до этого он был чаще в два раза. А вот сеть других больших продуктовых супермаркетов под названием «МЕХ» наоборот увеличила товарооборот на 3% по сравнению с прошлым годом.

Конечно, напуганные кризисом люди, заметили, что, оказывается, в январе и феврале этого года на прилавках отсутствовало пастеризованное молоко в мягких пакетах. «Катастрофа! - завопили пессимисты. - Начинается разруха!». На самом же деле это молоко пропадает из магазинов в январе и феврале месяцах буквально каждый год, и вызвано это не кризисом, а спецификой его производства.

Если покупателю сейчас достаточно спокойно, то для владельцев торговых точек, похоже, времена наступили жестокие. У многих маленьких магазинчиков сейчас уже не хватает оборотных средств для закупки товара, к тому же уменьшились сроки оплаты поставленной продукции. Поэтому товары отпускаются им не за деньги, как было всегда, а под банковскую гарантию и чеки. До сегодняшнего дня такое в Черногории никогда не практиковалось. И неудивительно. Если есть достаточное количество своей собственной продукции, зачем играть в эти дурацкие игры и закупать такую же еду у других государств, вступая тем самым на скользкую мировую арену в качестве весьма слабого игрока?

Не знаю как Вы, дорогие друзья, а мне нравится, что объявлен глобальный финансово-экономический кризис. Сейчас все должно встать на свои места, а то идешь в магазин и стоишь в полном недоумении, глядя на мандарины из Новой Зеландии. И ведь купишь их, проклятых, несмотря на то, что в собственном саду мандарины на ветках гниют. Но предпочнение отдаешь магазинным, ведь они там уже сорваны и упакованы. Вот ведь человеческая натура!

Несмотря на то, что в Черногории глобальный кризис пошалил совсем немножко, заставив крупные супермаркеты призадуматься, а мелкие магазинчики поставив перед выбором: быть или не быть (что, собственно, совершенно нормально), для простых покупателей пока практически ничего не изменилось. Однако, в связи с тем, что в других странах Европы, по словам СМИ, дела обстоят не так радостно, некоторые опасаются, что нехорошая волна подорожаний может докатиться и до нас. Поэтому сейчас все принялись особое внимание уделять своим маркетинговым отделам, чтобы подготовленными встретить потенциального врага – повышение цен. Кстати, в России все происходит с точностью до наоборот: в кризисный период первое, на что урезаются бюджетные траты, это маркетинг.

Да, мы слегка напуганы, нет, скорее, взбодрены глобальным кризисом. Да, мы из соображений предусмотрительности сейчас не интересуемся товарами люкс-класса. Только и всего. Должно же быть разнообразие в жизни! Чего и Вам желаем!


В избранное