Большинство гостей Лондона
попадают в город через железнодорожные вокзалы. Многие из них были
построены в XIX веке и послужили прообразом вокзалов по всей Европе.
Среди наиболее загруженных вокзалов Лондона — Ватерлоо
(поезда из юго-западных графств), Виктория (поезда из пригородных
графств), Паддингтон (поезда из западных графств и Уэльса),
Сент-Панкрас (поезда из Европы) и Кингз Кросс (поезда из Шотландии).
Система общественного транспорта Лондона
— одна из самых загруженных в мире, и поэтому её приходится
постоянно увеличивать и тем самым усложнять. Следующий виток увеличения
транспортной сети города связан с подготовкой к летней Олимпиаде 2012
года. Три основных вида общественного транспорта в Лондоне —
это автобусы, метро и такси. Летом 2010 года начала развиваться
муниципальная система велосипедного транспорта.
За городской транспорт Лондона отвечает муниципальная служба Transport
for London. В частности, она эксплуатирует метро, автобусы и трамваи
Лондона и лицензирует городские такси и водный общественный транспорт.
Автобусы служат для локальных перемещений. Существует 700 маршрутов, по
которым автобусы перевозят в будние дни до 6 миллионов пассажиров.
Знаменитые автобусы модели Routemaster, ставшие одним из символов не
только Лондона, но и всей Великобритании, были сняты с линейной
эксплуатации в 2005 году и сейчас ходят только по экскурсионным
маршрутам.
Одна поездка в автобусе обходится в два с лишним фунта стерлингов,
билеты нужно покупать заблаговременно на остановке в автоматической
кассе. В автобусе билеты не продаются. Можно сэкономить на стоимости
поездки, если купить Oyster card в специализированном ларьке. Поездка
по этой карте будет стоить уже чуть более одного фунта. При оформлении
карты на депозит удерживается 5 фунтов стерлингов. По окончании
пользования карту можно сдать и вернуть депозит.
Лондонский метрополитен — старейший в мире. Он беспрерывно
работает с 1863 года и ежедневно перевозит 3 миллиона пассажиров, что в
год составляет число, примерно равное 1 миллиарду человек. Лондонское
метро состоит из 12 линий, большинство из которых связывает центр
города с его окраинами. Лондонцы часто называют метрополитен
«трубой» из-за очень небольшого диаметра тоннелей
глубокого заложения. За последние десять лет спрос на метро вырос на 70
%. Обслуживает метро порядка 16000 человек.
Поезд Docklands Light Railway
Двухуровневый красный автобус
Кроме «классического» метро, в Лондоне с 1987 года
действует система Docklands Light Railway, которую можно назвать лёгким
метро. В отличие от «классического» лондонского
метро трасса Docklands Light Railway проложена в основном не в
тоннелях, а на эстакадах. Поезда Docklands Light Railway следуют в
автоматическом режиме. Существует несколько станций пересадок между
лондонским метрополитеном и Docklands Light Railway.
Прежде в Лондоне имелась разветвлённая трамвайная система, но она была
закрыта в 1952 году. С 2000 года в Кройдоне, пригороде Лондона,
действует современная трамвайная система Tramlink. Имеются планы
строительства новых трамвайных линий ближе к центру города: например
West London Tram, который поддержали большинство жителей района. Однако
затем план был отложен и решено было уделить большее внимаение развитию
автобусного парка.Также планировалось открыть Cross River Tram, однако
и этот проект был свёрнут ввиду недостатка средств.
Помимо трамваев в Лондоне действовало и троллейбусное сообщение,
которое было прекращено в 1962 году. Однако существуют планы по
восстановлению троллейбусного сообщения.
Также в Лондоне имеется общественный водный транспорт. Система
городских водных маршрутов известна как London River Services.
Некоторые маршруты нацелены на туристов, другие чаще используются
самими лондонцами как обычный общественный транспорт, например для
поездок на работу. Хотя London River Services лицензируются Transport
for London, эксплуатация осуществляется частными фирмами, и на водных
маршрутах Лондона проездные на автобус и метро не действуют (хотя могут
давать скидки).
«Классическое» такси в Лондоне
Знаменитые лондонские чёрные такси выглядят абсолютно так же, как
семьдесят лет назад, если не считать рекламы, покрывающей теперь многие
из этих автомобилей. Теперь в Лондоне в качестве такси также
используются и автомобили более новых моделей, выглядящие более
современно. Стоит заметить, что, в отличие от большинства крупных
городов, в Лондоне все такси контролируются городской администрацией,
вернее муниципальной службой Transport for London.
В аэропорту Хитроу
Ближе к окраинам города движение на улицах преимущественно
автомобильное. В Лондоне действует несколько высокоскоростных трасс,
внутренняя кольцевая автодорога. За въезд частных автомобилей в центр
города взимается плата (с 2003 года — 8 ф.ст., около 400 руб.)
В Лондоне находится пять аэропортов: один из самых загруженных в мире
Хитроу, ещё один крупный аэровокзал Гэтвик, небольшие Станстед и Лутон,
а также Лондон-Сити, предназначенный в основном для чартерных рейсов
бизнесменов.