15.05.2010 Семинар в рамках проекта «Голос ребенка» в Волгограде
15 мая 2010 года в Котовском детском доме Волгоградской области состоялся обучающий семинар «Праздник прав ребенка» в рамках проекта «Голос ребенка» – Программы сотрудничества ЕС и России (Партнерской программы институционального развития – ППИР). Семинар был организован Волгоградской региональной благотворительной общественной организацией «Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» в рамках детского мини-проекта «Детская уполномоченная
служба по защите прав ребенка» при софинансировании БФ «Женщины и дети прежде всего».
Основными целями семинара стали помощь участникам Детской уполномоченной службы в развитии навыков защиты своих прав и подготовка к проведению выборов Уполномоченного по правам ребенка. В нем приняли участие воспитанники Котовского детского дома – участники Детской уполномоченной службы, директор и педагоги Котовского детского дома, а также выдвинутые детьми кандидаты на должность Уполномоченного по правам ребенка. Ведущими семинара выступили руководитель Клуба ЮНЕСКО «Достоинство
ребенка», дети-волонтеры из Волгоградского юридического лицея №6 под руководством Уполномоченного по правам ребенка лицея и опытного педагога лицея.
Сначала участники проанализировали, что удалось сделать в ходе подготовки к выборам, что было особенно интересным, какие трудности встретились на этом пути. Директор, педагоги и воспитанники детского дома рассказали, что работа по подготовке к выборам проходит успешно. За прошедшее время в детском доме было утверждено Положение об Уполномоченном, обозначен день выборов Уполномоченного, создана избирательная комиссия, проведено собрание педагогического коллектива, а также семейные собрания
воспитанников, на которых были разъяснены цель введения должности Уполномоченного по правам ребенка в детском доме и процедура выборов. От каждой семьи воспитанников выдвинуты кандидаты для участия в выборах на должность Уполномоченного и выбраны помощники будущего Уполномоченного, которые пополнили Детскую уполномоченную службу. Также изготовлен информационный стенд, где размещена информация о кандидатах на должность Уполномоченного с данными, началась предвыборная агитация, встречи с кандидатами, в организации
которых активно принимают участие ребята из Детской уполномоченной службы.
Затем состоялись предвыборные дебаты кандидатов на выборную должность Уполномоченного по правам ребенка в детском доме. Каждый из кандидатов рассказал, как он видит свои обязанности и что он сделает в первую очередь, если будет избран на пост Уполномоченного. Ребята задали свои вопросы кандидатам, высказали им свои пожелания.
Потом ребята из Детской уполномоченной службы приняли участие в дружеском конкурсе «На защите своих прав». Независимое жюри оценило работу команд «Драйв» и «Одуванчик». По программе конкурса команды выполняли различные задания, перемещаясь по следующим «станциям»:
Станция «Правовая». Здесь происходило знакомство с основными понятиями морали и права, международными и национальными институтами, стоящими на защите прав человека и ребенка.
Станция «Литературная». Ребята анализировали случи нарушения прав литературных героев известных сказок («Три поросенка», «Золушка», «Серая шейка» и др.)
Станция «Виды правоотношений». Здесь происходило знакомство с основными отраслями права (гражданское, административное, уголовное и др.).
Станция «Музыкальная». Одна команда самостоятельно придумывала песню, а вторая команда отгадывала, какое право нашло в ней отражение («Пусть мама услышит, пусть мама придет…», «Жили у бабуси два веселых гуся…», «Пусть всегда будет солнце» и др.).
Станция «Проступки и преступления». Здесь происходило знакомство с основными отраслями права (гражданское, административное, уголовное и др.).
Станция «Художественная». Ребята рисовали эскизы значка «Ребенок – тоже человек». Ребята изобразили более 20 эскизов с названиями «Мир глазами ребенка», «Не отнимайте солнце у детей», «Я не животное, я тоже могу говорить» и др.
Станция «Я - правозащитник». Каждая команда обсудила и представила участникам краткую Декларацию о том, как они видят гражданскую позицию юного правозащитника из Детской уполномоченной службы.
Жюри подвело итоги конкурса. Оно отметило, что обе команды замечательно справились с заданиями, показали высокий уровень знаний о правах ребенка, сформированную гражданскую позицию, творческий подход к делу. При этом команда «Драйв» стала победителем, так как смогла организовать более дружную работу участников, поэтому ее ответы были полнее и убедительнее. Все ребята получили небольшие сувениры на память о конкурсе.
Прощаясь, ребята из Детской уполномоченной службы по защите прав ребенка Котовского детского дома сказали, что им было очень интересно, что они рады будут и дальше продолжать общение и правовую учебу. В своих анкетах обратной связи дети написали, что им «понравилось участвовать, вспомнить забытое, узнать новое», а правовые положения в игре «легко уложились в мыслях». Больше всего ребятам понравились творческие конкурсы, особенно конкурс песни, «потому что
это было весело и прикольно».
14.05.2010 Семинар в рамках проекта «Голос ребенка» в Москве
Опыт работы по созданию правового пространства в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
14 мая в Москве состоялась заключительная в 2009-2010 учебном году рабочая встреча для ведущих программы «Мы Сами» и Уполномоченных по правам участников образовательного процесса в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В рабочей встрече приняли участие специалисты из учреждений Москвы, Московской, Тульской и Владимирской областей. Участники встречи поделились своим опытом работы по созданию правового пространства в своих учреждениях, рассказали, что,
по их мнению, уже сделано и какая работа проводится по защите прав воспитанников и правовому просвещению всех участников образовательного процесса:
∙ групповые и индивидуальные занятия с детьми по правовому просвещению и воспитанию;
∙ анкетирование, мониторинг, исследование мнений детей по актуальным для них вопросам;
∙ акции «Открытый микрофон»;
∙ традиционная «Неделя права»;
∙ дни самоуправления;
∙ конкурсы рисунков «Мои права и обязанности», «Конвенция о правах ребенка в рисунках»;
∙ просмотр и обсуждение фильмов по правовой тематике с детьми и педагогами;
∙ конкурсы и викторины по правам и обязанностям, основанные на материалах сказок, детских художественных, и даже музыкальных произведений;
∙ правовое просвещение специалистов в рамках методических объединений и педагогических советов;
∙ конкурсы для выпускников «Я имею право знать», «Я и компьютер», «Я и мое здоровье»;
∙ встречи-беседы детей с представителями правоохранительных органов.
Каждый из участников рассказал об успехах и трудностях, с которыми приходится сталкиваться в работе по созданию правового пространства. Собравшиеся отметили эффективность занятий по программе «Мы Сами» (блок «Правоохранительная система») в правовом просвещении воспитанников. Говоря о перспективах работы в этом направлении, все участники отметили необходимость введения должности Уполномоченного по правам участников образовательного процесса в учреждениях для детей-сирот. Некоторые специалисты
считают, что это должен быть независимый от администрации учреждения специалист, прошедший специальное обучение. Другие подчеркивают, что это должна быть выборная должность, педагог, пользующийся авторитетом и доверием у детей. Все участники семинара также отметили, что необходимо правовое просвещение всех специалистов, работающих с детьми, и совершенствование законодательной базы.
Подводя итоги текущего учебного года, координатор программы «Мы Сами» И.М.Лисовская рассказала, что программа востребована и в Московских учреждениях, и в других регионах страны. В этом учебном году к реализации программы присоединились учреждения из Амурской, Новосибирской, Пермской областей. Увеличилось количество учреждений, работающих по программе, в Нижегородской, Рязанской, Владимирской, Ярославской областях. Более 2700 детей занимались по программе в 2009-2010 году. В Москве, Нижнем Новгороде,
Волгограде, Иваново состоялись обучающие семинары для специалистов. Руководитель проекта «Голос ребенка» Е. Коблик обозначила важность участия самих детей в той социальной жизни, частью, которой они являются. «Доверяя детям решение части актуальных для них проблем, мы решаем проблему мотивации участия и формируем ответственность».
В качестве методического сопровождения работы участники семинара получили плакаты «Права ребенка» (с рисунками детей – участников конкурса рисунков «Я в мире прав и обязанностей» и Конвенцией ООН о правах ребенка), диски «Новости законодательства» – информационный сборник для специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, газету «Мы Сами», диск с методическим пособием «Фильмотека», раздаточный материал
для проведения занятий (тетради, книжки-раскраски «Узнай больше о своих правах»).
Участники рабочей встречи поблагодарили БФ за методические материалы, полученные в этом учебном году, за организацию семинаров и работу сайта Фонда www.misami.ru, который является для них важным ресурсом, выразили готовность продолжить сотрудничество в следующем учебном году.