[samorazvitie issue_number] Для родителей: Возможности игры

Вече "Белорусский Клуб саморазвития Человека"
N 1303 - 2008-03-07 09:41 для 222 участников.
-*Всем привет!
*****************
Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию информацию о наборе в
детскую терапевтическую группу.
(в конце -- доклад ведущей группы, практического психолога Натальи
Юденковой о возможностях игровой терапии, к которым она обращается во
время занятий с детьми.)
"Ступеньки к здоровью"
(группа для детей дошкольного, младшего школьного возраста)
Программа направлена на оздоровление внутреннего мира ребенка,
повышение его эмоционального благополучия. Как результат -- появляется
интерес к учению, ребенок лучше справляется с поставленными задачами и
трудностями, становится эмоционально уравновешенным, охотно общается и
испытывает меньше напряжения, что особенно важно для тех детей,
которые учатся в школе или туда собираются.
Чтобы быть успешным в обучении, общении, жизни, мало быть
интеллектуально развитым. Необходимо так же быть эмоционально,
морально, социально благополучным и зрелым (иметь собственную точку
зрения и уметь ее отстаивать, принимать критику и спокойно
воспринимать замечания, прилагать усилия и оценивать результат,
научиться принимать решения и отвечать за них, налаживать отношения с
детьми и взрослым, обрести ВЕРУ В САМОГО СЕБЯ +)
Участие в программе способствует развитию именно этих важных сторон
личности ребенка в атмосфере принятия, доверия, безопасности.
отзывы родителей:
Екатерина, мама шестилетнего Артема:
--Благодаря занятиям у Натальи Николаевны мы смогли справиться со
страхами, которые мешали моему сыну жить. Он боялся неудач, боялся
что-то сделать сам, все время спрашивал разрешения у меня. Когда
маленький был, он ставил одну коленку на табуретку, спрашивал меня "а
я не упаду?", потом ставил второе колено, опять спрашивал "а я не
упаду?", становился и опять "а я не упаду?". Боялся взрослых, все
время цеплялся за меня+ Где-то я сама виновата, что он так себя вел.
Много запретов, ограничений ему ставила. То не делай, упадешь, это не
трогай, порежешься. И с возрастом эти страхи не проходили.
В пять лет Артем боялся оставаться один в комнате. Пройти из комнаты в
кухню ему было страшно, он просто трясся от страха. На занятиях в
детском саду Артем отсиживался, сам ничего не делал. Когда я вечером
расспрашивала, чем он занимался в садике, он отвечал "я не помню".
Видно, Артему не хотелось вспоминать, как прошел день.
Меня страхи ребенка раздражали. Я и сама консультировалась у Натальи
Николаевны. Я хотела понять, как мне жить со своим сыном, как его
воспитывать. Вот, кажется, что может измениться из-за одного разговора
с психологом? Но Наталья Николаевна так вопросы ставит, что на
привычные вещи начинаешь смотреть по новому. Один ее вопрос все
перевернул. Она спросила, что в страхе сына так меня раздражает? И
правда, что? Вот мой ребенок такой, он боится чего-то, что, трудно мне
встать и помочь ему, что-то подать, свет включить? Я стала более
терпеливо к сыну относиться, и он стал спокойнее. Не сразу, медленно,
постепенно, но мой ребенок стал меняться, я стала меняться. Страхи
ушли. Сейчас Артем с удовольствием рассказывает мне, чем он занимался
в саду. Когда к сыну обращаются с вопросами, он с интересом на них
отвечает. Мой ребенок сейчас более общительный, контактный.
Воспитательница в детском саду говорит, что он становится лидером в
группе.
Жанна, мама шестилетней Ирины:
-- Прошлой весной у нас умер дедушка, и, возможно, на этому фоне, у
Иры обострились страхи. Страх смерти, страх потери близкого человека.
Она прижималась ко мне, говорила, "ой, мамочка, а ты не умрешь?". Ира
боялась других людей, боялась, что ее могут обидеть. Если ей какой-то
человек не нравился, казался почему-то опасным, она словно закрывалась
от него. Вовлечь дочку в разговор с этим человеком, наладить между
ними контакт просто не удавалось.
Около трех месяцев мы занимались с психологом, потом был перерыв на
летние каникулы, и я вижу, что мой ребенок повзрослел. Дочка научилась
справляться сама со своими тревогами, она не прячется в свою скорлупку
от чужих людей. Особенно это важно в школе, куда мы пошли с осени...
По завершении работы группы для родителей подарок -
сборник автора "Школа материнства"
Приглашаю вас к участию в программе!
Групповые занятия проходят раз в неделю в течении часа на протяжении
трех месяцев, количество участников в группе - 4 человека, дети в
группе работают без родителей.
Возраст участников группы 3,5-6 лет, 7-10 лет, 11-12 лет.
Ведущая - психолог- практик, экзистенциальный терапевт, член ОО
"Диалог" ЮДЕНКОВА НАТАЛЬЯ
Тел: (8029)141-05-36 E-mail: natasha_ud***@m*****.ru www.dialogpsy.com
Доклад
Возможности игры
В своей работе с детьми я активно обращаюсь к игровой терапии,
используя возможности игры для решения затруднений ребенка.
Игра очень важна для детей, без игры они не могут нормально
развиваться. Через игру ребенок
* постигает мир во всей его сложности,
* экспериментирует, узнает новое,
* уточняет и закрепляет полученные знания о мире, его связях,
формах, особенностях,
* учится общаться, разрешать конфликты,
* проигрывает сложные жизненные ситуации, учится находить их
решение,
* примеряет на себя новые социальные роли: мамы, дедушки,
милиционера, доктора, учителя и т. д.
* выражает свои чувства...
Задумывались ли вы, сколько времени в течение дня ваш ребенок
самостоятельно играет?..
Пятнадцать минут, тридцать, может час...
- Какие глупости! - скажете вы. - Да он играет целый день. Чем ему еще
заниматься?
Однако, взглянув на распорядок дня ребенка повнимательнее, вы
обнаружите, что большую часть времени ваш сын или дочка заняты делами
и занятиями, которые запланировали взрослые.
Изучите распорядок дня в детском саду. Утром завтрак, развивающие
занятия по плану, прогулка около часа. Вот, кажется, где можно
нагуляться вволю! Можно, но не всегда получается. То погода не
позволяет, то дополнительные кружки сокращают время прогулки.
Воспитатели, чтобы дети не носились повсюду, не лазили, куда не стоит,
стараются организовать игры на небольшом пространстве, чтобы удобно
было за всеми присматривать. То нельзя, туда не лезь, это не трогай...
Затем обед, сон, полдник, и, наконец, свободное время для игр или
дополнительных занятий. Это время, как правило, используют для
посещения различных кружков и секций. Это может быть и два, и три, и
даже четыре кружка! Обычно детям нравятся кружки, но... все-таки это
деятельность, инициированная взрослыми, которая дает мало возможностей
свободно играть в то, что хочешь.
После кружков -- ужин, а вскоре за детьми приходят родители.
Дома, пока родители отдыхают или заняты своими делами, у ребенка есть
какое-то время, чтобы поиграть. Но здесь уже, обычно, играть не с кем
-- нет других детей, сверстников. И ребенок сидит, уткнувшись в
телевизор или в компьютер.
Вот и выходит, что на такую важную вещь, как игра, в жизни маленького
человека остается ничтожно мало времени.
Лишая ребенка игр, заменяя их полезными, с нашей точки зрения,
развивающими занятиями, мы лишаем ребенка возможностей роста и
развития, связанных с игрой. Потом жалуемся, что ребенок
несамостоятельный, неусидчивый, не может занять себя и требует
постоянного внимания, не умеет общаться, играть с другими детьми,
конфликтен, напряжен, агрессивен, полон страхов и тревоги и др.
Возникает вопрос, зачем же водить ребенка на занятия к психологу,
чтобы поиграть, если это можно сделать и дома?
Можно - и нужно, конечно, играть и дома.
Однако именно занятия в терапевтической группе дают возможность
ребенку научиться быть с другими людьми. Как психолог-практик, я
использую возможности игры для установления между взрослым и ребенком
отношений доверия, принятия, уважения. С родителями ребенку бывает
труднее установить такие отношения, чем с посторонним человеком,
потому что часто отношения с мамой и папой бывают замутненены
злостью, обидой, виной.
Когда ребенок понимает, что установленные доверительные отношения не
случайность, он отваживается раскрыться, выразить то, что его
беспокоит, зная, что за это не осудят, не накажут, не пристыдят..
Когда ребенок видит, что его принимают -- даже несмотря на негативные
моменты -- он постепенно освобождается от страхов и тревог, расчищая
место для чего-то нового в себе, творческого и конструктивного.
*****************
--
Радости и успехов! :)
Дмитрий Тарасов
Белорусский Клуб саморазвития Человека http://www.Razvitie.of.by/
Путь к Себе http://ksebe.hut.ru/
+37529 344-48-60
+37529 270-48-60
** Если мы обращены в сторону правильного направления, то все,
что нам необходимо делать, - это продолжать двигаться вперед.
(Буддийская пословица)
Это 659-е письмо от данного участника.
-*Описание этого вече: country.by.samorazvitie-about@subscribe.ru
Правила участия в вече: country.by.samorazvitie-rules@subscribe.ru
-*