[minsk-news] Театр иного жеста, или Их профессия - удивлять
![](http://mediasubs.ru/author/avatar/3712427.png)
ТЕАТР ИНОГО ЖЕСТА, ИЛИ ИХ ПРОФЕССИЯ - УДИВЛЯТЬ
Этот театр начинается не с вешалки, а с ходулей. На них выступают актеры
"ИнЖеста" - минского пластического театра Вячеслава Иноземцева. Излюбленные
жанры здесь - пантомима, пластическая импровизация, площадной театр,
перформанс и, наконец, Буто (в переводе с японского "топающий танец").
Зрителям известны "ДК Данс", "Елка У", "REVERSIO" и другие спектакли этого
творческого коллектива, которому уже 25 лет.
Приоткрыть секреты "иного жеста" я попросила идейного вдохновителя,
режиссера и актера театра Вячеслава Ииноземцева.
- Скажите, актерам "ИнЖеста" никогда не было страшно: вдруг зритель не
поймет вашего искусства?
- Грех рассчитывать на то, что тебя все поймут. Кому-то нравится, кому-то
нет. Это нормально. В театре так и должно быть. Правда, недавно непонимание
одного зрителя стоило нам того, что мы лишились сцены. Теперь у нас уже нет
возможности выступать в Молодежном театре эстрады. Обидно...
- Вячеслав, с чего все начиналось? Почему именно пластический театр?
- Я с детства интересовался пантомимой. Еще школьником пришел в коллектив
самодеятельности, которым руководил Юрий Шульга. Здесь начал серьезно
заниматься пластикой. Увлекся театром. После школы пробовал поступать в
театральные институты. В Минске, Москве. Не брали. Пришлось на заводе
поработать. Через несколько лет поступил в Институт культуры на "режиссуру".
Очень повезло с педагогами. На курсе встретил единомышленников. Нашлись
люди, которые тоже интересовались пантомимой.
- Считаете, что жест более красноречив, чем слово?
- Слово, как мне кажется, гораздо более сложный акт, чем движение. В
основном мы им пользуемся как средством передачи информации. А современный
театр, на мой взгляд, не есть средство передачи информации. Это в первую
очередь действие, которое создается здесь и сейчас.
- Среди зрителей на ваших постановках, кроме взрослых, можно увидеть детей.
Вы не считаете, что на ребенка ваши спектакли могут произвести слишком
сильное эмоциональное впечатление?
- Но ведь это и хорошо. Вспомните рассказы Блока, Брюсова об их первых
театральных впечатлениях. Отсюда блоковский "Балаганчик", например. Была
традиция очень красивого, формально утонченного театра. Даже на уровне
балагана. Нынешние дети лишены этого. Я не склонен считать, что театр,
который предлагаем мы, - это театр только для взрослых. Тут присутствует
яркость образов, напряженность действия. Я еще не сталкивался с негативным
восприятием наших спектаклей ребенком.
- Интересно, из чего рождаются спектакли "ИнЖеста"?
- Есть конкретная образно-действенная идея. Спектакль "ДК Данс" (Карнавал
эпохи упадка в стиле Буто. - И.Ю.), например, возник из совершенно реальной
ситуации. Мы как-то участвовали в детском новогоднем представлении. За
кулисами я зацепился за что-то и упал с больших ходулей. Представляете,
лежишь себе в костюме, в маске. Нелепо. Самостоятельно подняться не можешь.
"ДК Данс" - простая реализация данной ситуации. Был Карнавал. Один из героев
упал. Как встать? Не знаешь. Что же делать? Можно ползать, пытаться делать
какую-то акробатику. Но ты все равно остаешься на этом полу. И тут
появляется другой человек. Он гений. Оказывается, для того чтобы подняться,
нужно лишь подрезать ходули.
В то же время в спектакле, естественно, присутствует условность. Почему мне
и дорог "ДК Данс". В нем есть так характерное для современного театра
балансирование между условным образом и реальностью.
- Кстати, а падать актеров учите?
- Конечно. Это техника.
- С чего начинаются ваши репетиции?
- Научить человека стоять на ходулях не так уж и сложно. Это вроде того, как
научиться ездить на велосипеде. (Хотя встречались такие, которые так и не
смогли встать на ходули. Но это скорее психологический момент. Просто не
сумели преодолеть свой страх). Вопрос в том, что делать дальше.
В первую очередь я учу человека владеть своим телом. Соединить внутреннее и
внешнее. Японцы, например, вообще не разделяют свое внутреннее и внешнее
состояние. Человек един. Просто сам он забыл об этом. Такая вот беда
цивилизации.
- Сегодня в театре нечасто можно услышать живую музыку. Расскажите, как вы
"нашлись" с музыкантами группы "ПЛАТО"?
- Совершенно случайно. Мне понравилось то, что группа не зависит от
электроники. У них много интересных музыкальных инструментов: шумелки,
свистелки всякие. Мы легко нашли общий язык.
- Планируете удивить зрителя чем-нибудь новеньким?
- Да. Сейчас работаем над несколькими проектами. К весне планируем показать
"REVERSIO". Мы играли этот спектакль и раньше, но многие вещи морально
устарели. И несколько переработали его. Это будет спектакль для открытого
пространства. Пока мы показывали только его фрагменты на улицах Новополоцка,
Минска во время массовых праздников. Премьера - ориентировочно в апреле.
- "ИнЖест" гастролировал за границей?
- Мы выступали, участвовали в фестивалях, совместных проектах в России,
Латвии, Украине, Германии, Швейцарии, Нидерландах, Австрии, Швеции,
Польше...
- Если я захочу научиться двигаться, как актеры "ИнЖеста", где мне могут в
этом помочь?
- Только у нас. Уже четвертый год мы набираем желающих в студию. Безусловно,
никого не обещаю сделать актером. Кто-то бросает заниматься, кто-то
остается. Но стоит сказать, что сегодня половина актеров "ИнЖеста" - молодые
люди, которые прошли через нашу студию.
- До какого возраста не поздно начинать заниматься?
- Каких-то жестких возрастных ограничений нет. Конечно, хорошо, когда тело
подготовлено. Но если нет - все вполне наживаемо. Так что если есть желание
заниматься, до 30 лет не поздно начинать.
- Сегодня вы преподаете только в студии?
- Да. И меня это вполне устраивает. Раньше работал и в Академии искусств, и
в институте культуры. Правда, иногда преподаю в Западной Европе. Участвую в
так называемых уоркшопах - кратковременных мастер-классах...
Интервью провела Ирина Юдина. Фото Константина Столярчука
http://www.newsvm.com/articles/2006/02/09/teatr-jest.html
________Афиша города Минскаписьмо N1088 от 2006-02-12 21:33:18 для 223(0) подписчика(ов)
адрес в архиве: http://subscribe.ru/archive/country.by.minsknews/msg/514265