Уходящий год оказался богат на события в белорусской музыке и убедил
многих, что шоу-бизнес в нашей стране все-таки существует. Пускай
законы, по которым он живет, и несовершенны, но 2004 год закрепил
наметившуюся ранее тенденцию: интерес белорусского слушателя к
отечественным исполнителям растет. И дело не только в пресловутых 50,
а теперь и 75 процентах отечественного продукта в эфире радиостанций --
люди просто начинают привыкать слушать белорусскую музыку.
Событие года
Главным событием 2004 года для многих стал дебют нашей страны на
фестивале "Евровидение". Все было в новинку: отбор, скандал вокруг
итогов зрительского голосования, надежды на успех дуэта "Александра и
Константин" и разочарование из-за невысокого результата. Недавний
отбор на "Евровидение-2005" проходил с гораздо меньшим ажиотажем и без
участия большинства звезд белорусской поп-музыки. Падение интереса к
"Евровидению" кажется оправданным: откровений в музыкальном плане этот
конкурс обычно не приносит.
В 2004 году представители Беларуси стали триумфаторами нескольких
конкурсов молодых исполнителей: Петр Елмифов победил на "Славянском
базаре", Руслан Алехно покорил зрителей российского шоу "Народный
артист-2", а Наталья Подольская вошло в тройку лучших на "Фабрике
звезд-5".
Песня года
"Черный бумер" Сереги -- рэп городских окраин покорил массы и сменил в
тысячах мобильных телефонов мелодию из кинофильма "Бумер". В уходящем
году гомельчанин Серега завоевал популярность в Украине и России, но у
этого успеха есть обратная сторона: в некоторых российских СМИ Серегу
уже называют "украинским рэпером".
Хотя нельзя сказать, что "Черный бумер" поет вся страна, как это
случилось, скажем, в прошлом году в Украине с песней Русланы "Дикi
танцi". Поклонники белорусского рока выделяют для себя песню "Жыццё"
группы "Нейро Дюбель", постоянные слушатели FM-станций наслаждаются
хитами групп "J_Морс" и "Atlantica", а детская аудитория подпевает
Егору Волчку в песне "Спявайце са мной". А в конкурсе "На перекрестках
Европы" лучшей песней уходящего года была признана "Любовь в ладонях"
группы "Новый Иерусалим".
Альбом года
Здоровый юмор и незаурядный мелодизм Сергея Михалка вкупе с
качественными аранжировками и новым "пластилиновым" имиджем "Ляписа
Трубецкого" предопределили успех альбома "Золотые яйцы". Этот диск
помог группе "Ляпис Трубецкой" вновь обрести взаимопонимание с
белорусской публикой и утвердил ее в качестве одного из столпов
отечественного рока.
Другие значимые релизы этого года: альбом "Паутинка в небо" брестской
группы "Садъ", дебютный альбом группы "Indiga" "Dni", "Танкi" "Нейро
Дюбеля", "Паравоз каханьня" Дмитрия Войтюшкевича. Важными событиями
стали выход сборника лучших вещей "N. R. M." "Справаздача 1994-2004" и
переиздание на CD-носителе альбомов золотого состава группы "Ulis"
"Чужанiца", "Краiна доbгай белай хмары" i "Танцы на даху".
Хотелось бы отметить и альбом "нарисована" группы "beZ bileta",
который близок к лучшим образцам западной альтернативной музыки, в
частности, к творчеству группы "Radiohead".
Клип года
Трогательный рисованный клип на песню "beZ bileta" "Шла дальше"
(режиссер Татьяна Кушнер) не только стал одним из лучших за всю
историю белорусского клипмейкерства, но и поднял его на новые высоты.
Он участвовал в конкурсной программе престижного фестиваля HAFF в
Голландии, и его соперниками там стали ролики групп "R. E. M.",
"Radiohead" и "Offspring". В будущем году клип приглашен к участию в
анимационных фестивалях Великобритании, Австралии и Новой Зеландии.
2004 год также запомнится клипами группы "Тяни-Толкай"
"Даль-чужбинушка" и "3000 шагов" (режиссер Александра Бутор), роликами
Максима Носова для Сергея Ковалева (песня "За тобой") и группы
"Atlantica" (Gone ("Remember My Love")), пластилиновым клипом "Ляписа
Трубецкого" "Золотые яйцы", созданным братьями Сидоруками. Новым
веянием уходящего года стали музыкальные проекты канала "ОНТ": все
началось со скромных "Прогулок по Площади 8 марта" и доросло до
помпезного музыкального фильма "Однажды под Новый год".
Концерт года
В 2004 году впервые за 10 лет не проводилась "Рок-каранацыя". На смену
ей пришел концерт "Генералы айчыннага року", который с успехом прошел
в минском Ледовом дворце в апреле. Он объединил лучших белорусских
исполнителей, причем перед "генералами" выступали "лейтенанты"
(новички) и "полковники" (середнячки). Правда, организаторами концерта
были проигнорированы русскоязычные исполнители, в частности, достойные
звания "генералов" "Новый Иерусалим", "Ляпис Трубецкой" и Алексей
Шедько.
В целом же организация концертов -- больной вопрос практически для всех
белорусских музыкантов. Да и публику привлечь -- задача не из легких:
весной наблюдался настоящий спад зрительской активности. Никто из
актуальных мировых знаменитостей в Беларусь и в этом году не приехал:
гостившие у нас "Camouflage", "Whitesnake" и Bosson -- звезды уже
второго (если не третьего) эшелона. А вот запланированный концерт
культовых "Cannibal Corpse" в Минске не состоялся.
Дебют года
Проанонсированная как "выбуховы дэбют года" группа "Tesaurus" под
конец года исчезла из поля зрения. Зато во всеуслышание заявили о себе
хардкор-группа "Тарпач" (призер фестиваля "Басовiшча") и представители
электронной сцены "Cherryvata" (победители конкурса "MuZZone Драйв" в
номинации "группа"). На новополоцком фестивале "Рок-кола" зажглась
звезда группы "Фляус и Кляйн".
Прорыв года
Брестская группа "Садъ" долгое время довольствовалась локальным
успехом в родном городе и умеренной известностью за пределами страны.
И вот в 2004 году группа неожиданно дает серию концертов в московских
клубах и подписывает контракт на выпуск альбома "Паутинка в небо" с
российской фирмой грамзаписи "Никитин".
Недоразумение года
За участием ряда белорусских музыкантов в акции оппозиции,
состоявшейся 21 июля на площади Бангалор, последовал негласный запрет
на их песни в радиоэфире. Запрещенные исполнители решили объединиться
в Белорусскую унию музыкантов (БУМ). На этом фоне особенно символичным
оказалось выступление групп "N. R. M." и "Крамбамбуля" в поддержку
Виктора Ющенко перед многотысячной толпой на Майдане Незалежности в
Киеве.
Интрига года
Слухи о возможном введении 75 процентов белорусской музыки на радио,
которые муссировались на протяжении всего года, получили подтверждение
в ноябре. Министерство информации обязало белорусские радиостанции с 1
января 2005 года отдавать три четверти своего эфира белорусской
музыке. Поживем -- увидим, как это решение повлияет на дальнейшее
развитие белорусской музыки.
Виктор ПОЗДНЯКОВ
http://news.tut.by/culture/48093.html