Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ТехСобытия - самые интересные события в области технологий Выпуск 122


ТехСобытия

Обзор самых интересных событий в области информационных технологий,  
влияния технологий на нашу жизнь, интересных технических новинок и  
людей. Регулярная рассылка для думающих читателей.

-------------
Выпуск №122
-------------
От редактора:
Доброго всем здоровья!

Пишите письма. Высказывайте мнения. Ищите истину. Лишайтесь  
заблуждений ;-)

Помните, если в письме не указано обратное, то рядом с откликом или  
статьей будет стоять Ваше имя и электронный адрес. Кстати, присылайте  
отклики. И чтобы я (или другой спамовый фильтр :-) ) их не удалил,  
ставьте в Тему письма например слово "ТехСобытия".

Письма жду на mobio@yandex.ru.
-------------
Отзывы читателей

Наука в российских университетах или кому нужна диссертация

Диссертация нужна в первую очередь диссертанту. То наноокрытие, которое
описано в диссертации, говорит  только о том, что автор может быть
исследователем, то есть служит средством аттестации автора.
Не зря же   Высшая Аттестационная Комиссия выдает дипломы, аттестаты
научным работникам.

Перекос российской (советской)  системы аттестации научного работника
состоит в том, что стимулирует написание двух диссертаций:  
кандидатской и
докторской, что подменяет  в сознании научной среды понятие наука и
диссертация.

Вот алгоритм быстрого написания докторской диссертации. Написать  
курсовую,
курсовую расширить до дипломной, дипломную расширить до кандидатской,
а кандидатскую расширить до докторской. Вот только кому нужна эта  
курсовая
через 20 лет, кроме диссертанта. А для науки, диссертант скорее всего  
будет
потерян. После двадцатилетнего копания глубокой дырки он ничего другого
делать в науке не умеет. Страшно, если он возьмёт аспирантов, которые
пойдут дальше в том же направлении копания, выдадут на гора кучу
кандидатских и докторских и всерьез будут считать это наукой.

Один такой дыркокопатель при мне  пренебрежительно отозвался о  
диссертации
выдающегося советского учёного в области информатики В. М. Глушкова.
Действительно, диссертация Глушкова была дырокопательской, но не в  
области
информатики, а какой то там алгебре и никакого отношения к научному  
прогрессу
не имела, как и все  работы в области разных алгебр во второй  
половине 20 века
и начала 21 века.

Одна из причин отставания Советского Союза в области информатики есть  
тот
прискорбный факт, что для получения одного доктора наук в области  
информатики
надо было иметь уже трёх докторов наук в области информатики. Настоящая
новаторская робота не найдёт одобрения учёного синклита, который черпает
суждения времён Очакова и покорения Крыма.

На западе, нет кандидатской степени, после аспирантуры человек получает
степень доктора философии (!), а далее он волен выбирать своё научное
направление сам, не оглядываясь на научный синклит.

Короче. Написание и защита диссертации говорит только о том, что автор
может провести научное исследование. Однако, диссертация любой  
степени не
обязательно есть полноценное научное исследование и к диссертации  
следует
относиться как к "ексерсису" (упражнению) и не более того. Прежде чем
человеку дать право заниматься научной работой, надо убедиться, что он
это способен делать.

Считается уравниловка в оплате труда - плохо. К сожалению, нет никаких
критериев истинной ценности научной работы, потому в Вузах оплачивают  
труд
в зависимости от степени и стажа. Но вторая учёная степень тормозит  
развитие
науки, потому должна быть упразднена.  Вузовских научным работникам  
необходимо
предоставлять максимум для свободы исследования, особенно если эти  
исследования
не требуют нового синхрофазотрона. И пусть математик по диссертации  
занимается
хронологией (Фоменко), пусть получает парадоксальные результаты. Если  
следующее
поколение исследователей продолжит работу в этом направлении, может  
получиться
переворот в истории, а может быть  это флогистон.  Но не заставляйте  
Фоменка
писать докторскую диссертацию (а он её написал), она не боле чем  
очередная
алгебраическая дырка.

И последнее. Стипендия аспиранта в конце шестидесятых годов была 70  
рублей,
что примерно четверть оклада доцента. Это отношение сохранилось и в  
наши дни.
А уж жаловаться на банкет, то же самое что жаловаться на свадебный пир.
Никто не заставляет организовывать банкет, это дело сугубо добровольное.
Так и свадьба, у нас с женой не было пира на весь мир, но живём мы   
сорок лет
и не против прожить ещё пятьдесят.
-------------
Еще ответ

Здравствуйте, Артем. Ответ на письмо читателя рассылки.
Соотношение зарплаты доцента и стипендии аспиранта сохранилась,  
только вот зарплата доцента по покупательской способности сильно упала.

С банкетом, конечно, согласен. Но вот остальные расходы на  
оплачивание проживания Ученого совета, да на поездки и т.д. и т.п. не  
исключить.

В остальном полностью с вами согласен.

Благодарю за мнение, Алекс (ralexn@gmail.com).
-------------
И еще

Здравствуйте, Артем. Еще одно письмо читателя.
Мои комментарии:
Про навык замечательно сформулировано.
На счет науки как самопожертвования - это действительно другая тема.  
Однако, это происходит тогда, когда изобретателю это нужно как  
воздух: создавать свои изобретения. Это давление гениальности на ее  
носителя.
Благодарю за мнение, Алекс.
-----
Здравствуйте.
   Я работаю над автоматизацией образовательного процесса и его, если  
можно
так сказать наглядного изображения, оказалось, многие кафедры не имеют
представления, вообще, как происходят их курсы и это лишь подтвердило
мою уверенность что образование это услуга для человека которую надо
выбирать, которая позволяет правильно заполнить анкету. Корочка, диплом
это всё полная ерунда пережиток прошлого, они не авторитетны и давно
подкачали в плане действительности (и лично их хозяину не нужны, он от
этого другим не будет).
   Так вот разумный человек не будет бежать за трамваем в место, куда  
ему
надо, а сядет в него. Фишка в том, что время не стоит на месте и закону
Мура подчиняется не только частота процессора. Сейчас такое время, когда
все сферы деятельности человека развиваются немыслимыми темпами и
качественно и количественно и бог его знает как ещё. Образование тоже не
стоит на месте. А трамвай всё ползёт и ползёт...
   Так вот мудрый человек сядет на машину и будет гораздо дальше, чем  
тот,
который сидит в трамвае (и напишет анкету).
   Я был в шоке, когда один мой авторитетный знакомый сказал что  
знания это
полный ноль и не имеют никакого значения. Если человек придёт и скажет я
знаю как сделать сайт это совсем не значит что он его сделает. Любому
человеку, что бы быть эффективным требуется Навык. Если ты не знаешь, но
у тебя есть "навык открыть книгу и за одну ночь постичь" ты несравнимо в
более выгодном положении, чем человек, который просто знал это раньше.

Кстати тот чьи анкеты(работодатель) наверняка не на трамвае ездит, я про
то что навык или знания нужны в первую очередь их владельцу нежели
работодателю или ещё кому. Отсюда вывод можно анкеты заполнять, а можно
создавать. Это не принципиально.

Приношу извинения за сумбурность письма.
С уважением Кияткин Антон, инженер Тольяттинского Государственного
Университета

P.S. наука как услуга(самопожертвование) обществу это вопрос другого  
плана.
-------------
Отзыв за отзывом ;-)

Cтатья о наукообразине, написана верно с житейской точки зрения  
конкретного человека занятого наукой в нашей стране в настоящее время.

Можно сказать короче: "Государство почти катастрофически, урезало  
финансирование исследований". Но! Это обычное дело в мире. На данный  
момент в мире существуют две страны мира проводящие фундаментальные  
исследования,т.е. исследования которые сейчас и быстро не приносят  
деньги. (РФ,США)

К сожалению государство не хочет вкладываться в науку и образование.  
И перемен не видно. Если и идут изменения, то в другую сторону - блин  
самоокупаемость. К чему это приводит видно на примере Франции  
(погромы), где про детей эмигрантов забыли.

Если говорить о бизнесе, то штанишки коротковаты замахиваться на  
такое. Всем нужен дворник с высшим образованием. А реальные знания и  
умения не нужны.

Интересно было почитать про дела в аспирантуре.
-------------
И опять отзыв. Что-то я в них запутываться стал

Здравствуйте, Артем.
Отвечаю на письмо читателя.
Здравствуйте, Валера.
Стало понятно, почему, а главное на что, в России проводят  
фундаментальные исследования. Я вот, к примеру, занимаюсь именно ими.  
И установку я собирал сам, в место того, чтобы поручить ее  
разрабатывать инженерам, а самому заниматься именно фундаментальными  
исследованиями. Кстати говоря, на 2/3 детали к установке куплены на  
мои кровные.
Голь на выдумки хитра...
Про бизнес вы почти на 100% правы. Однако, дело еще в том, что  
руководители не вышли на самоокупаемость, потому что не смогли  
переориентироваться с советских методов работы на рыночные  
современные. Психология, понимаете ли. Или смогли, да вот только  
самим на пропитание еле хватает, и дом построить хочется нормальный.  
Аспирантам достается мало, если не сказать меньше.
Благодарю за мнение.
---
Cтатья о наукообразине, написана верно с житейской точки зрения
конкретного человека занятого наукой в нашей стране в настоящее время.
Можно сказать короче: "Государство почти катастрофически, урезало
финансирование исследований". Но! Это обычное дело в мире. На данный
момент в мире существуют две страны мира проводящие фундаментальные
исследования,т.е. исследования которые сейчас и быстро не приносят
деньги. (РФ,США)
К сожалению государство не хочет вкладываться в науку и образование. И
перемен не видно. Если и идут изменения, то в другую сторону - блин
самоокупаемость. К чему это приводит видно на примере Франции
(погромы), где про детей эмигрантов забыли.
Если говорить о бизнесе, то штанишки коротковаты замахиваться на
такое. Всем нужен дворник с высшим образованием. А реальные знания и
умения не нужны.
Интересно было почитать про дела в аспирантуре.

-------------
Учёные обнаружили бобра Юрского периода / История

Палеонтологи обнаружили на северо-востоке Китая окаменелые останки  
существа, похожего на современного бобра. Это открытие заставит  
учёных пересмотреть историю развития жизни на нашей планете, пишет  
журнал New Scientist.

Создание, названное Castorocauda lutrasimilis, было найдено в  
отложениях у основания древнего озера во Внутренней Монголии. Зверёк,  
скелет которого сохранился почти целиком, представляет собой нечто  
среднее между бобром, речной выдрой и утконосом. Длина животного  
составляла около полуметра, а вес превышал полкилограмма.

Существо было покрыто мехом и имело широкий чешуйчатый хвост длиной  
примерно 20 сантиметров. Перепончатые лапы свидетельствуют о том, что  
древний "бобр" был плавающим млекопитающим и вел полуподводный образ  
жизни. Зубы по форме и строению напоминают тюленьи, а это говорит о  
том, что животное питалось рыбой и водными беспозвоночными.

По оценкам учёных, Castorocauda lutrasimilis жил около 164 миллионов  
лет назад, когда Землю населяли динозавры. Находка крайне изумила  
специалистов, ведь ранее считалось, что млекопитающие Юрского периода  
были мелкими как землеройки и вели исключительно наземный образ  
жизни. Окаменелые останки "бобра" доказывают, что млекопитающие  
мезозойской эры адаптировались к обитанию в водной среде на 100  
миллионов лет раньше, чем предполагалось. Теперь учёные намерены  
переписать историю эволюции на Земле.

http://compulenta.ru
-------------
Квантовый компьютер работает даже выключенным / Прорыв?

Учёные университета Иллинойса в Урбана-Шампейне, сообщает журнал  
Nature, нашли экзотический путь решения квантового алгоритма - без  
его запуска. Группа исследователей во главе с Полом Квиатом,  
используя квантовый компьютер на оптическом принципе, впервые  
продемонстрировали "противоречивые вычисления", получая информацию об  
ответе, даже не включая вычислительную машину.

Компьютеры на квантовом принципе в решении некоторых задач имеют  
огромное преимущество по сравнению с классическими. Преимущество в  
скорости и эффективности достигается за счёт того, что все квантовые  
биты находятся в состоянии, являющимся суперпозицией всех базовых  
состояний, поэтому изменение системы касается всех состояний  
одновременно. Более того, логика квантовой информации часто  
отклоняется от интуитивной и преподносит некоторые неожиданные эффекты.

Природа "квантового запроса" позволяет использовать корпускулярно- 
волновой дуализм (в данном случае фотонов), вычисляя область  
пространства, даже не заходя в него. И при помощи двух спаренных  
оптических интерферометров, расположенных внутри третьего, команда  
Квиата добилась успеха в получении решения, взяв за основу алгоритм  
поиска Гровера в неупорядоченной четырёхэлементной базе данных.  
Используя фотон в квантовой суперпозиции, учёные получали ответ, не  
запуская алгоритм поиска. Так же, они теоретически обосновали, как  
получить решение без старта вычислений при помощи эффекта Зено.

До использования квантовых компьютеров в промышленном масштабе ещё  
далеко. Они пока не способны решить достаточно сложную задачу и имеют  
высокую уязвимость. Однако, уже существуют коммерческие образцы  
систем подобного рода для узкоспециальных задач, таких, например, как  
криптография.

http://compulenta.ru
-------------
Сделан ещё один шаг к пониманию Вселенной / Космос

Исследования, направленные на изучение рождения нашей Вселенной всё  
больше привлекают внимание общественности. Вот и в Центре  
полупроводниковых детекторов Ливерпульского университета подошла к  
завершительной стадии сборка последней детали полупроводникового  
трекера (Semiconductor Tracker, SCT), который является частью  
огромного детектора частиц ATLAS. Трекер SCT станет ещё одним  
дополнением к Большому адронному коллайдеру - кольцевому ускорителю  
заряженных частиц на встречных пучках с кольцом длиной 26,65 км. С  
помощью гигантского ускорителя будут проводиться фундаментальные  
эксперименты, связанные со сверхпроводимостью, высокими энергиями и  
поиском теоретически предсказанного бозона Хиггса.

Разработка SCT сплотила вокруг себя исследователей из Ливерпуля,  
Глазго, Ланкастера, Манчестера, Шеффилда и лабораторий Дарезбьюри и  
Резерфорда. Реализация проекта объединит мировой опыт создания и  
эксплуатации больших экспериментальных установок, накопленный во всем  
мире на протяжении последних десятилетий. Подобно тому, как открытие  
атомной структуры, волновых свойств материи и квантовой механики в  
начале ХХ столетия обеспечило быстрое развитие науки и технологий,  
результаты экспериментов на LHC не только дадут возможность  
установить фундаментальные законы физики частиц, но и смогут привести  
к открытиям, которые определят генеральное развитие науки и  
технологии в XXI веке.

http://compulenta.ru
-------------
Квантовый компьютер может работать при комнатной температуре / Прорыв?

По новым данным, полученным учёными Англии, Австрии и Португалии,  
квантовая “связанность” может происходить при любой температуре, а не  
только в системах, охлаждённых до близких к абсолютному нулю температур.

Влатко Ведрал из университета Лидса и другие учёные из университетов  
Порто и Виенны рассчитали, что фотоны света самого обычного лазера  
могут быть квантово-механически связанны с колебаниями  
макроскопического зеркала, вне зависимости от его температуры.  
Открытие показывает, что создать макроскопическое квантовое  
связывание не так сложно, как думали раньше, из чего следует, что  
работа квантового компьютера при комнатной температуре вполне возможна.

Связывание - это одно из наиболее таинственных и фундаментальных  
свойств квантовой механики, позволяющее частицам взаимодействовать  
более плотно, чем это описано законами классической механики. Если  
две частицы связаны, то измерив состояние одной частицы, можно узнать  
состояние другой. Ранее полагалось, что при привышении определённой  
температуры связанность пропадает, этот эффект называется  
“декогерентность”. Теперь же учёные показали, что связанное состояние  
между фотонами лазерного пучка и фононами (квантово-механическое  
колебание кристаллической решетки) зеркала может существовать при  
различной высокой температуре. Фотоны и фононы взаимодействуют при  
помощи механизма "светового давления" при бомбардировке зеркала  
лазерным светом.

Если расчёты учёных подтвердятся экспериментом, то границы применения  
законов квантовой механики сильно расширятся, что в свою очередь даст  
дополнительные направления в исследованиях и развитии этой области  
науки.

http://compulenta.ru
-------------
Microsoft расфасовывает Vista / Операционные системы

Все еще продолжая работать над Windows Vista, Microsoft пришла к  
окончательному решению о том, какие версии операционной системы она  
предложит пользователям.

Microsoft остановилась на шести версиях, включая редакцию Ultimate,  
которая будет сочетать достоинства корпоративной и потребительской  
редакций. Все версии Vista компания намерена подготовить к выпуску во  
втором полугодии этого года. «Мы стараемся гарантировать, что у нас  
будут нужные предложения для самых разных заказчиков», — сказал  
директор Microsoft по клиентской Windows Барри Гоффе (Barry Goffe).

Кроме Ultimate, потребители смогут купить либо Vista Home Basic, либо  
Vista Home Premium, а предприятия — выбрать Vista Business или (при  
наличии плана оптового лицензирования) более мощную редакцию Vista  
Enterprise. Microsoft планирует также выпустить редакцию Vista  
Starter, которая будет продаваться только на новых ПК в развивающихся  
странах.

Финальные версии, которые Microsoft анонсирует в понедельник,  
аналогичны тем, о которых Microsoft говорила давно, за единственным  
исключением: отсутствует специальная версия для малых предприятий. Ее  
функции Microsoft добавила в редакцию Vista Business.

Microsoft уходит и от того, чтобы считать Media Center и Tablet PC  
отдельными версиями операционной системы, как это было в случае с  
Windows ХР. С Vista Home Premium и Vista Ultimate можно будет купить  
машину, обладающую возможностями как Media Center, так и Tablet PC.  
Функции Tablet PC будут включены и в редакции Vista Business и Vista  
Enterprise. В Windows XP людям «приходилось идти на компромисс»,  
пояснил Гоффе. «Либо я получу хорошую работу с медиа, либо все  
мобильные функции. А что, если я хочу наслаждаться дома и в то же  
время иметь все необходимое для работы?»

Ответом Microsoft на этот вопрос и служит Windows Vista Ultimate.  
«Все больше заказчиков используют один и тот же ПК на работе и дома,  
особенно из категории малых предприятий, — говорит Гоффе. — Мы  
предлагаем то, что соединит все вместе». Редакция Ultimate включает  
функции Enterprise и Premium.

Другая новая редакция — Windows Vista Enterprise. Она будет  
предлагаться только заказчикам с контрактом Software Assurance или  
планом лицензирования Enterprise Agreement и содержит несколько  
функций, которых не будет в стандартной бизнес-версии. В ней будут  
две функции, предназначенные для решения проблем совместимости. Это  
новая подсистема, способная исполнять Unix Applications и Virtual PC  
Express, и ограниченная версия программного обеспечения эмуляции  
Microsoft, которая позволит корпоративным пользователям Vista  
исполнять старые версии Windows на виртуальной машине. У Vista  
Enterprise будет также встроенная поддержка BitLocker — функции  
шифрования, которая блокирует доступ к данным в случае утери или  
кражи ПК. BitLocker доступен и в Vista Ultimate, в которой будут все  
функции Vista Business и Vista Home Premium.

Что касается потребителей, то версия Home Basic будет содержать  
большинство функций поиска и защиты, но не поддерживает графических  
эффектов Glass, составляющих часть пользовательского интерфейса Vista  
Aero. Минимальная версия, предназначенная для дешевых ПК и очень  
экономных пользователей, будет лишена и тех возможностей по  
воспроизведению музыки и управлению медиа, которые будут в Home Premium.

Vista Starter аналогична редакции для начинающих Windows XP. Как и ее  
предшественница, Vista Starter будет продаваться только на новых ПК в  
развивающихся странах. XP Starter могла исполнять всего три  
приложения одновременно, открывая не более чем по три окна в каждом.  
Гоффе сказал, что у Vista Starter будут такие же ограничения.

У Windows XP было шесть версий, четыре из которых вышли после  
официального выпуска ХР в 2001 году. К первоначальным редакциям Home  
и Professional Microsoft позднее добавила 64-битную версию XP Pro и  
Windows XP Starter Edition, а также редакции Tablet PC и Media Center.

Аналитик Directions on Microsoft Майкл Черри считает, что шести  
версий для Vista слишком много. «Хватило бы двух: для предприятий и  
для потребителей. Предприятия могут посчитать излишними все эти  
развлекательные функции на рабочем месте».

Цены на Vista компания Microsoft не сообщает, но Гоффе рассказал, что  
Vista Business будет стоить как XP Professional, а Vista Home Basic —  
как Windows XP Home. Самым дорогим из продуктов будет Vista Ultimate.  
Цены особенно важны, когда речь идет о принятии пользователями новых  
функций. Например, Media Center Edition, пока она была дороже Windows  
XP Professional, оставалась мало популярным продуктом. Но после пары  
уценок ее стали устанавливать на широкий спектр потребительских машин.

По требованию Европейского Союза Microsoft предложит также два  
варианта Vista без Windows Media Player: «Windows Vista Home Basic N»  
и «Windows Vista Business N».

Все версии Vista, за исключением Starter, смогут работать как в 32- 
битном, так и в 64-битном режиме.

Гоффе говорит, что целью Vista было наличие множества версий для  
пользователей разного типа. «Мы пытались принять во внимание самые  
разные требования». Черри не согласен с таким подходом. По его  
мнению, большое количество версий, с одной стороны, затрудняет  
потребителям понимание того, что им нужно, а с другой — усложняет  
жизнь производителям и продавцам ПК, которым придется объяснять  
покупателям все эти различия.

«Это полная противоположность Apple, — отметил он. — У них всего одна  
версия OS X».

http://zdnet.ru
-------------
Наша Вселенная может быть уничтожена? / Природа

Среди учёных достаточно часто случаются дискуссии, что наша Вселенная  
однажды может быть уничтожена или поглощена другой, большей по  
размеру. Существуют некоторые квантовые теории, предполагающие  
существование параллельных миров, которые могут гибельно  
воздействовать на наш собственный.

Идея многообразия вселенных породила множество теорий. Физики  
рассматривали этот вопрос с совершенно разных сторон. Случайные  
квантовые флуктуации, которые наблюдаются в поведении элементарных  
частиц, нельзя заранее предсказать. Уравнения квантовой механики,  
описывающие эти явления, содержат в себе распределение вероятностей,  
что не дает чёткого и определенного ответа. Квантовая теория  
полагает, что каждый отдельно взятый мир не похож на другой. Каждая  
вселенная-прародительница по квантовым меркам больше дочерней.  
Взаимодействия между вселенными незначительны, но со временем, вполне  
могут стать сильнее. Робин Хэнсон, финансист, искушённый в физике,  
полагает, что эти взаимодействия могут уничтожить маленькие миры с  
вероятностью, определяемой правилами Борна. Он предполагает, что это  
может быть как случайная флуктуация, внезапное повышение температуры  
вселенной, или перевоплощение во что-то более глобальное. По теории  
Хэнсона наша вселенная может быть уничтожена в любой момент.

Учёные, знакомые с теорией Хэнсона, говорят, что она интересна, хотя  
достаточно поверхностна и некорректна. Мишель Вейссман из  
Университета Иллинойса говорит, что в теории очень много слабых мест  
и она несколько фрагментарна. Он указывает на то, что наша вселенная  
постоянно расширяется, что является слабым местом для применения  
правил Борна, и что не о чём волноваться.

http://compulenta.ru
-------------
Что такое Origami от Microsoft? / Прорыв?

По мере расползания слухов о будущем новом устройстве Microsoft  
проект Origami компании начинает обретать форму очень маленького  
планшетного компьютера, который, возможно, будет достаточно дешевым,  
чтобы заинтересовать массового потребителя.

По словам источников, знакомых с проектом, концепция, о которой  
Microsoft планирует рассказать в следующем месяце, строится на базе  
операционной системы Windows XP, но обещает не замену существующих  
ПК, а принципиально новую разновидность устройств. Устройства Origami  
с экраном, большим, чем у КПК, но меньшим, чем у ноутбука, не будут  
помещаться в карман, но их можно будет носить в сумке и даже в самом  
маленьком рюкзаке.

Цель Microsoft — создать прототип устройств, которые можно будет  
продавать по цене до $600. Origami сможет поддерживать такие функции,  
как GPS, Bluetooth, сотовые сети 3G и сети Wi-Fi, хотя каждое такое  
дополнение будет повышать его стоимость.

Слухи об Origami распространились на прошлой неделе. Веб-сайт Origami  
Project, принадлежащий Microsoft, обещает свежую информацию в  
четверг. Однако источники говорят, что это, скорее всего, будет  
очередной трезвон, а реальную информацию можно будет получить только  
на выставке CeBit в Ганновере, которая пройдет с 9 по 15 марта.

В нехарактерной для себя манере Microsoft хранит молчание об Origami,  
в то же время раздувая пламя своим веб-сайтом. Однако Origami явился  
не на пустом месте. Впервые Microsoft продемонстрировала Origam- 
подобный прототип на прошлогодней конференции Windows Hardware  
Engineering в Сиэттле. Тогда Билл Гейтс помахал чем-то с 6-дюймовым  
экраном и сказал, что Microsoft надеется продавать это за $800 или  
дешевле, хотя компания не уточнила, когда оно станет коммерчески  
доступным.

Гейтс тогда говорил, что для того, чтобы сделать Ultramobile 2007  
(так назывался прототип) реальностью, потребуются значительные  
усовершенствования в аппаратуре и программном обеспечении. Однако в  
ближайшую пару лет, по его словам, можно будет выпустить 0,7-кг  
устройство примерно за $800, сочетающее в себе все функции ПК,  
телефона и фотокамеры. «Мы убеждены, что это реально», — заявил Гейтс  
аудитории производителей оборудования.

Говорят, что Microsoft толковала о планах Origami-подобного  
устройства на партнерской конференции в начале февраля. В понедельник  
представитель Microsoft отказался сообщить подробности об Origami.  
Microsoft подтвердила, что циркулирующая видеозапись подлинная, но  
сделана почти год назад, и на ней запечатлено всего лишь «первое  
движение компании в сторону данного форм-фактора».

В начале этого года маленький стартап Dualcor Technologies  
анонсировал мини-планшет, напоминающий Origami, но он предназначен  
для предприятий. Это устройство, cPC, использует процессор Via  
Technologies, имеет 5-дюймовый экран и исполняет Windows ХР, но  
содержит и встроенный телефон Windows Mobile 5.

Хотя шумиха вокруг Origami на руку Microsoft, есть некоторое  
опасение, что она может затмить собой сам продукт, предупреждает на  
своем веб-сайте блоггер из Microsoft Роберт Скоубл.

Наблюдатели отмечают, что при помощи Origami компания Microsoft,  
похоже, хочет приоткрыть новую территорию цен, но пока не ясно, для  
чего именно будут использоваться Origami и призваны ли они заменить  
собой какие-либо существующие устройства. Есть предположение, что  
первая версия будет обращена не к массовому потребителю, а в основном  
к гаджетоманам.

Microsoft Origami — это совсем не то же самое, что устройство,  
которое компания National Semiconductor демонстрировала на выставке  
Comdex в 2001 году. Оно тоже напоминало мини-ПК, должно было  
выполнять несколько функций и носило кодовое название Origami.

http://zdnet.ru
-------------
Поезд будущего / Транспорт

Добро пожаловать на борт компьютеризированной, сверхэкономичной и  
наводимой со спутника транспортной революции.

Вот он, транспорт будущего. Управляется компьютерами, переносит по  
специальным трассам десятки тысяч тонн разнообразных грузов, его  
положение отслеживается навигационными спутниками, а в движение его  
приводят новые мощные двигатели. Новые высокотехнологичные  
транспортные системы минимизируют потребление энергии, а грязи в  
атмосферу выбрасывают меньше, чем все существовавшие до этого виды  
механического транспорта. Сейчас, когда дороги запружены  
автомобилями, а запасы топлива подходят к концу, это технологическое  
чудо представляется более чем своевременным. Старомодная техника,  
знакомая нам уже 200 лет, снова выходит на позиции "транспорта  
будущего".

Когда-то сеть железных дорог предопределила пути развития США, но к  
70-м годам ХХ века уже не оставалось сомнений в том, что  
железнодорожный транспорт обречен на постепенное вырождение. И вдруг  
эта отрасль снова предстала перед нами как направление выдающегося  
технического прогресса. "Модернизация железных дорог дошла до той  
степени, которую людям трудно осознать", – говорит Гэри Вулф,  
владелец компании Rail Sciences, ведущей фирмы, занимающейся  
расследованием происшествий на железной дороге. Именно на железных  
дорогах было впервые внедрено компьютерное управление грузопотоками,  
именно здесь совершен главный прорыв буквально за границы возможного  
в плане используемых мощностей, экономичности и вообще инженерной  
изобретательности – и все ради доставки грузов с максимальной  
скоростью и минимальными издержками.

Сейчас по 224 тысячам километров американских железнодорожных путей  
перевозится примерно 42% всех грузов, а это составляет 8 миллиардов  
тонно-километров в день. В течение трех последних лет по объемам  
перевозок железная дорога многократно била свои же рекорды, и главной  
причиной столь бурного возрождения стал тот факт, что для перевозки  
грузов по железной дороге требуется втрое меньше горючего, чем для  
его доставки с помощью грузовиков. В ближайшие годы ожидаются еще  
более радикальные изменения – преимущественно в сфере  
энергосбережения. Здесь железные дороги уже победили всех возможных  
конкурентов.

Вдоль по "зеленой линии"

С превеликим грохотом локомотив Evolution собирают из множества  
отдельных деталей на конвейере завода компании General Electric
в Эри, штат Пенсильвания. Здесь, под единой крышей, накрывающей цех  
площадью 400 000 м2, копошатся сотни электриков, сварщиков, слесарей,  
а между ними шныряют менеджеры в ярких шлемах с блокнотами в руках.  
Шипят и тарахтят пневматические инструменты. Вот мостовой кран  
подхватывает недособранный локомотив и переворачивает его – 200 тонн  
стали – так, будто это пустая консервная банка. Сейчас бригада  
электриков опутает агрегаты ходовой части паутиной разнообразных  
электронных датчиков, и кран опустит железяку длиной 25 и шириной 5  
метров на цеховой пол.

Evolution – это не просто локомотив, а скоростная, технически  
продвинутая машина, удовлетворяющая только что принятым требованиям  
EPA (Environmental Protection Agency, Агентство по охране окружающей  
среды). На ней установлена новая система управления, новый 12- 
цилиндровый дизельный двигатель (по мощности он не уступает своему 16- 
цилиндровому предшественнику) и первая в своем роде система  
воздушного охлаждения, которая позволяет двигателю работать с более  
чистым выхлопом. По сравнению с прежними голиафами железных дорог  
этот локомотив сожрет за свою жизнь почти на тысячу тонн солярки меньше.

Локомотивы Evolution один за другим сходят со стапелей, а инженеры  
компании General Electric тем временем лихорадочно работают над  
прототипом еще более продвинутой машины – высокомощного гибрида,  
который, как и автомобиль с гибридной энергоустановкой, будет  
восполнять энергию, обычно теряемую при торможении. По сути, все  
американские товарные локомотивы и так являются в некотором смысле  
гибридами – их дизельные двигатели приводят в движение генераторы  
переменного тока, а уж от них ток идет к тяговым электродвигателям.  
Кроме того, пневматическим тормозам на локомотиве помогает  
динамическое торможение, так что поезд замедляет ход, частично  
преобразуя энергию колес в электрический ток. Обычно эта часть  
электроэнергии теряется впустую, а вот в гибридном локомотиве ее  
удастся сохранить и использовать повторно. Дело за небольшим –  
инженерам осталось придумать, как обуздать электрические токи,  
непосильные для любых обычных батарей. В аккумуляторах локомотива  
должно накапливаться до 1500 киловатт-часов (такого запаса хватило бы  
для дневного энергообеспечения 50 средних особняков).

Игра стоит свеч – если инженеры победят, они выиграют 2000  
дополнительных лошадиных сил. Предполагается, что на этом пути  
удастся достичь 15% экономии горючего и радикального очищения выхлопа  
даже в сравнении с уровнем современного локомотива Evolution. "Если  
наши гибриды встанут на замену всем локомотивам Соединенных Штатов,  
вы получите годовую экономию в полмиллиарда долларов только на одном  
горючем", – говорит руководитель проекта по гибридным локомотивам  
Гэган Суд.

Не следует считать проектируемый локомотив первой и единственной  
гибридной моделью. В 2002 году канадская компания RailPower  
Industries выпустила относительно маломощную машину Green Goat  
("Зеленый козел") для использования в качестве маневрового локомотива  
на сортировочных станциях. Эта дерганая работа, когда двигатель  
часами крутится на холостых оборотах, для большинства локомотивов  
неизбежно приводит к выбросу облаков оксидов азота, отравляющего  
атмосферу и вызывающего кислотные дожди. 85% своей энергии Green Goat  
получает от батареи емкостью 1200 ампер-часов, которая состоит из 336  
двухвольтовых элементов. Выбросы в атмосферу азотистых соединений от  
этого локомотива в 5–10 раз меньше, чем загрязнения от его чисто  
дизельных аналогов. Сейчас эта новинка уже широко используется по  
всей Америке.

Длинные поезда

Каждый день пять или шесть судов, слишком большие для проводки через  
Панамский канал, бросают якорь в портах Лос-Анджелес и Лонг-Бич, штат  
Калифорния. Каждое судно доверху забито товарами из Азии – чайными  
пакетиками и плюшевыми медвежатами, носками и лопатами. Все это добро  
плотно упаковано в 6000 контейнеров, и портовые краны едва  
справляются со своей работой. Большая часть этих «контейнеров для  
смешанной перевозки» покидает район порта по железной дороге и будет  
трястись в своих поездах от океана до океана – через весь материк.  
Именно этот грузопоток преобразует всю американскую железнодорожную  
промышленность. Его объемы непрерывно растут – абсолютный рекорд по  
суммарным недельным грузоперевозкам был в 2005 году побит и заново  
установлен несколько раз. Любые перебои в этом потоке оказываются  
катастрофичны, так 10-дневный локаут в 2002 году в портах западного  
побережья привел к тому, что более 200 судов замерло на рейдах в  
ожидании разгрузки.

Для железных дорог самое милое дело – стабильные перевозки одного и  
того же груза в одни и те же точки, к примеру, доставка угля или  
зерна из мест, где его добывают или выращивают, поближе к  
электростанции или к порту. Лишь два года назад более прибыльными  
стали смешанные перевозки. Рост транспортных потоков означает, что  
железные дороги должны прокачивать большее количество грузов сквозь и  
без того самые загруженные коридоры материка. К сожалению,  
строительство новых магистралей обойдется примерно в полмиллиона  
долларов за километр, да и не везде это вообще возможно.

"Грузоперевозки – как электроэнергетика, – говорит Роб Хоффман,  
аналитик по вопросам транспорта корпорации World Business Chicago, –  
их можно не замечать, пока они не начнут создавать неудобства.  
Небольшой перебой на транспорте, и вы сразу увидите, как опустеет ваш  
супермаркет". Самый простой способ увеличить пропускную способность –  
загружать больше товаров на каждый поезд. Сегодняшние  
двухкилометровые поезда с двухъярусной загрузкой тащат на себе  
столько груза, сколько раньше железнодорожникам и не снилось. Но и  
этого недостаточно. Чтобы и дальше повышать пропускную способность  
железных дорог, нужна не столько сила, сколько мозги.

Цифровое управление грузопотоками

По железным дорогам несутся эшелоны с углем, составы универсальных  
контейнеров, "сквозные" товарные поезда, тормозящие чуть ли не у  
каждого столба, и много, много всего другого – в транспортной системе  
каждой из крупных железнодорожных компаний одновременно находится в  
пути тысячи по две поездов. Диспетчеры управляются со всем этим  
хозяйством, привычно полагаясь на двустороннюю радиосвязь, ведра  
крепкого кофе и крутой замес из дистанционных датчиков,  
специализированных компьютерных программ и обгрызенных карандашей.  
Они должны непрерывно корректировать скорость поездов и их маршруты,  
исходя из бесконечного множества постоянно изменяющихся условий,  
включая состояние путей, специфику эксплуатации каждого поезда,  
погоду, приоритеты грузов и задержки на перекрестках. Задача  
осложняется еще и тем фактом, что до 40% товарных путей в США до сих  
пор остаются "темными", то есть не обеспеченными сигнализацией. Чтобы  
оставить хоть какой-то резерв под исправление ошибок, диспетчеры  
должны по возможности раздвигать дистанции между поездами и снижать  
их скорость.

"Один из путей для повышения пропускной способности мы видим в  
оптимизации всей системы железнодорожного трафика», – говорит Прэт  
Кумар из отдела General Electric Rail Solutions, инкубатора новых  
технологических идей. Иначе говоря, нужно добиться, чтобы по тем же  
путям могло двигаться больше поездов с более высокими скоростями. В  
этой компании (как, впрочем, и у нескольких конкурентов) сейчас  
активно разрабатывают компьютеризованную систему "планирования  
перевозок", которая смогла бы в автоматическом режиме выполнять  
"тонкую подстройку" расписаний. Это сняло бы с плеч железнодорожных  
диспетчеров изрядную часть бремени, связанную с принятием решений.  
Система General Electric, которую сейчас испытывает в Джорджии  
железнодорожная компания Norfolk Southern, может непрерывно  
прогнозировать будущую ситуацию на 8 часов вперед, уточняя свои планы  
каждые 5 минут. Многие пристрастно наблюдают за этим экспериментом,  
ведь подобные системы появлялись и раньше, но, если верить  
администрации других железных дорог, ни одна из них не смогла успешно  
отслеживать непрерывно меняющуюся ситуацию, обеспечивая должную  
надежность и безопасность.

Еще одна система для использования в этой области, "уверенное  
управление поездом" (PTC, Positive Train Control), распределяет поток  
информации между поездными бригадами и диспетчерами. На большинстве  
линий машинисты до сих пор пользуются голосовой связью, запрашивая у  
диспетчеров "добро" на отправление поезда, и больше склонны верить  
собственным глазам, видя впереди опасность, будь это брошенная на  
путях тележка из универсама или заглохшая машина. РТС обеспечивает  
мгновенное обновление информации по движению на путях,  
предостережения о поломках рельс и оповещения об ожидаемых впереди  
дорожных знаках. Эта система может даже самостоятельно остановить  
поезд, если поездная бригада утратила дееспособность или вообще  
исчезла. (Бывает и такое. В 2001 году сотрудник компании CSX Джон  
Хосфельд на ходу запрыгнул на оставшийся без управления товарный  
поезд и сумел его остановить. Перед этим поезд, везущий ядовитые  
химические вещества, несся два часа по безлюдным просторам северо- 
западного Огайо – и все из-за того, что инженер, вылезая из  
локомотива, нечаянно зацепил рычаг акселератора и пустил эшелон на  
полный ход.)

Сейчас по всему метрополитену Нью-Йорка компания Siemens  
устанавливает комбинацию из системы РТС, планировщика движения,  
центра управления и автоматизированной системы безопасности. Свой  
собственный вариант системы РТС компания General Electric обкатывает  
с 2002 года на стокилометровом участке линии Amtrak на Среднем  
Западе. Впрочем, система РТС оказывается дешевле традиционной  
сигнальной структуры, лишь когда железная дорога строится с нуля, а в  
случае реконструкции уже существующих путей обещаются значительные  
издержки. По данным Ассоциации американских железных дорог,  
реконструкция путей в национальном масштабе выльется в расходы от 2  
до 10 млрд. долларов. Системы планирования движения тоже оказываются  
недешевыми, однако такие производители, как General Electric,  
утверждают, что модернизация должна очень быстро окупиться. "Мы  
предсказываем, что программы планирования движения позволят увеличить  
среднюю скорость перевозок на 3–7 км/ч, резко повысив пропускную  
способность дорог, – говорит Кумар. – Применительно к большим  
железнодорожным компаниям два километра в час означают триста  
миллионов долларов в год".

Наблюдение из космоса

Для того чтобы могла действовать любая диспетчерская система, кто-то  
в центре управления должен знать, где же находятся сами поезда. С  
1995 года для всех товарных вагонов в обязательном порядке были  
введены метки автоматической идентификации оборудования (AEI). Когда  
вагон проходит мимо одного из тысяч датчиков, расположенных вдоль  
большей части главных американских магистралей, его местоположение  
передается на соответствующий компьютер слежения. (Дополнительные  
приборы, расположенные рядом с рельсами, попутно выискивают дефекты  
на колесах, "вглядываются" и "вслушиваются" в другие симптомы  
возможных механических неполадок в проходящих мимо вагонах.)

Система РТС нуждается в постоянном и более точном отслеживании  
местоположения каждого поезда, а для этого категорически необходима  
развернутая версия системы GPS. Если вы не сможете точно сказать, где  
находится ваш поезд, на каком пути и в каком направлении он движется,  
– ждите верной катастрофы.

Железнодорожники делают ставку на дифференциальные системы GPS – в  
них кроме обычного набора спутников используются также наземные  
станции. Такая структура способна обеспечить точность в пределах  
сантиметров.

В середине 2005 года компания Alaska Railroad оборудовала системами  
GPS весь свой парк, состоящий из 62 локомотивов. Учитывая специфику  
этого штата, где из-за грандиозных расстояний полная электрификация  
железных дорог практически невозможна, спутниковую навигацию можно  
считать наиболее эффективным способом "высветить" бескрайние "темные  
территории", ни на минуту не теряя из виду все движущиеся по Аляске  
эшелоны.

Уже и сейчас по всей стране движется множество спецвагонов,  
оборудованных приемниками GPS. Таким образом владельцы могут следить  
за перемещениями своих грузов – особо опасных (к примеру, ядовитых)  
или скоропортящихся, перевозимых в вагонах-рефрижераторах. Кроме  
того, компания Lat-Lon предлагает на рынке блоки RailRider. Эти  
аппараты, снабженные солнечными батареями и GPS-приемниками, могут  
следить за температурой груза, ускорениями и вибра-циями, внутренним  
давлением, температурой подшипников и многим другим. Если аппарат  
замечает некое "событие", он отсылает в соответствующий диспетчерский  
центр координаты вагона и параметры, вызвавшие у него тревогу. Сейчас  
аппараты компании Lat-Lon держат под контролем 2400 вагонов- 
рефрижераторов, а также немалое количество железнодорожных цистерн,  
оборудованных датчиками для контроля за утечкой опасных химикатов,  
таких, например, как газообразный хлор.

Тормозной путь

Десятого июня 2005 года где-то около двух часов дня направлявшийся в  
Сиэтл поезд компании Amtrak спокойно проходил мимо городка Келсо,  
штат Вашингтон. Вдруг машинист вскочил со своего сиденья – какой-то  
грузовик с газовыми баллонами в кузове припарковался так близко к  
путям, что сразу стало ясно – проскочить не удастся. Машинист врубил  
тормоза, но при скорости поезда 90 километров в час столкновение было  
неизбежным. Поезд врезался в стоящий без водителя грузовик, машину  
охватило пламя. К счастью, никто не пострадал, кроме одного  
пассажира, который отделался легкими ушибами.

"Если вы увидели препятствие, столкновения уже не избежать, – говорит  
Брайан Маклафлин из компании New York Air Brake, ведущего  
производителя тормозов в стране. – Включая тормоза, вы лишь облегчите  
работу спасателям, которые приедут разгребать завалы".

Если мы хотим радикально увеличить количество поездов, ездящих по  
нашим железным дорогам, придется всерьез пересмотреть подобные  
проблемы, в частности научиться лучше тормозить. Сегодня воздушные  
тормоза зависят от длинного шланга-магистрали, через который  
"заряжаются" воздухом тормоза в каждом вагоне движущегося состава.  
Для торможения машинист в локомотиве начинает выпускать из магистрали  
воздух. Скачок давления движется назад, от вагона к вагону, и в  
каждой каретке последовательно открываются клапаны и срабатывают  
тормозные колодки. Весь процесс в каждом вагоне занимает примерно  
одну секунду, а ведь в некоторых поездах насчитывается до 150 вагонов.

Компания New York Air Brakes, как и некоторые другие, предлагает  
пневматические тормоза с электронным управлением (ЕСР). В них  
изменена роль главной пневматической тормозной магистрали. Эта  
магистраль все так же используется для "зарядки" тормозных цилиндров,  
но клапаны теперь срабатывают от электронного управления, и сигнал на  
них передается через пару проводов. Теперь, когда машинист может  
сжать все тормозные колодки одновременно, тормозной пробег радикально  
уменьшается – в некоторых случаях почти на 70 процентов.

К сожалению, массовое использование тормозной системы ЕСР влечет за  
собой серьезные трудности. Если уж использовать ЕСР, то этой системой  
должен быть оборудован и локомотив, и все вагоны без исключения. Если  
хотя бы на одном из вагонов не окажется этого оборудования, цепь  
окажется разомкнутой и все вагоны дальше от него к хвосту поезда  
вообще не смогут тормозить. Можно, конечно, придумывать всякие  
обводные схемы, но это не решение проблемы. Поскольку вагоны  
перекидываются с поезда на поезд самым произвольным порядком, все  
железнодорожные компании США должны будут модернизировать свои вагоны  
одновременно, а ведь вагонный парк страны насчитывает полтора  
миллиона единиц. Поэтому на сегодня систему ЕСР в повседневной работе  
используют только горнодобывающие компании Quebec Cartier Mining в  
Канаде и Spoornet в Южной Африке. Для них вопрос решается проще,  
поскольку их составы укомплектованы раз и навсегда, вагоны в них не  
заменяются и ходят они изо дня в день по одним и тем же маршрутам.

За спиной у машиниста

Если железнодорожное дело переживает сейчас эпоху столь бурной  
модернизации, то что мешает создать полностью автоматизированные  
поезда? В конце концов, есть ведь уже и самолеты, способные без  
помощи пилота и взлетать, и садиться. На самом деле локомотивы с  
дистанционным управлением (RCL) уже построены и успешно работают –  
составляют поезда на сортировочных станциях. Работа эта опасная –  
раньше рабочие-сортировщики постоянно связывались по радио с  
машинистом, все были на нервах, того и гляди кого-нибудь задавит из- 
за простого сбоя в связи. А при новой системе рабочие-сортировщики  
сами гоняют свой локомотив, пользуясь пультом дистанционного управления.

Федеральное управление железных дорог начало выдавать разрешения на  
дистанционное управление поездами и на некоторых участках открытых  
путей, правда, при условии выполнения определенных строгих правил. Но  
о повсеместном распространении такой практики речи, конечно, нет –  
слишком много по всей стране пересечений железных дорог с шоссейными  
и «темных» областей, не обеспеченных сигнализацией.

Так оно, наверное, и лучше. В перспективе на американских железных  
дорогах будет все теснее и теснее, все более мощные локомотивы на  
немыслимых скоростях поведут за собой невообразимо длинные составы.  
Следующее поколение поездов должно успешно удовлетворять запросы в  
условиях растущего энергетического дефицита. При этом мы, конечно же,  
не обойдемся без изощренной новейшей техники, но согласитесь, что  
жить будет спокойнее, зная, что у рычагов управления по-прежнему  
остается разумный и ответственный человек.

Поедем поездом будущего

Большая скорость передачи данных

Если нам нужно перевозить по железным дорогам больше грузов, не  
жертвуя при этом безопасностью, жизненно необходимым становится  
своевременное получение информации. В системе РТС локомотивы  
отслеживают с помощью дифференциальных приемников GPS, которые в  
своей информации основываются как на сигналах со спутников, так и на  
излучении наземных станций. Данные пересылаются в главный центр  
управления, где диспетчеры следят за такими факторами, как состояние  
путей, погода и предельные сроки прибытия. Посредством радиоволн  
инструкции и информация передаются на каждый локомотив.

Чистые двигатели

Изображенный на этой картинке дизель-электрический локомотив SD70ACe  
мощностью 4300 лошадиных сил и весом больше 200 тонн соответствует  
новым требованиям ЕРА к составу выхлопных газов. Компании Electro- 
Motive и General Electric производят большую часть локомотивов,  
работающих на просторах Северной Америки.

Больше грузов

Все больше грузов прибывает в порты уже упакованными в стандартные  
универсальные контейнеры длиной 6, 12 и 13,5 м. Чаще всего их грузят  
на платформы в два яруса. Сочлененные вагоны (на иллюстрации не  
показаны) с шарниром посередине имеют длину больше стандартной и  
вмещают больше груза. Средняя загрузка вагона выросла со 100 до 112 т.

Более безопасные вагоны

Особо опасные товары, например хлор, перевозят в цистернах с особыми,  
специально подстрахованными сцепками, которые ограничивают  
вертикальные смещения. Такая сцепка не может случайно разорваться и  
пробить стенку цистерны. Согласованные с GPS датчики могут  
предупредить диспетчеров об утечках и прочих неприятностях. (На  
картинке цистерна помещена сразу за локомотивом – в реальной практике  
ее принято цеплять не ближе, чем через 5 вагонов.)

Умные тормоза

В отличие от традиционной конструкции, электронно-управляемые  
пневматические тормоза (ЕСР) позволяют машинисту тормозить сразу  
всеми колесами эшелона. Электронный сигнал отсылается по всем  
вагонам, воздух под давлением подается в цилиндры, которые приводят в  
действие тормоза. Система питается воздухом от главной тормозной  
магистрали поезда.

Источник: "Популярная механика"
-------------
Apple выпустила Intel Mac Mini и iPod Hi-Fi / Apple

Во вторник компания Apple Computer представила свой третий Мас с  
процессором Intel — модернизированную версию миниатюрного компьютера  
Mac Mini.

Новый Mac Mini продается в двух вариантах. Менее дорогая модель стоит  
$599 и оснащена одноядерным процессором Intel Solo 1,5 ГГц, 60-Гбайт  
жестким диском и комбинированным дисководом для воспроизведения DVD и  
записи CD. Более продвинутая версия (за $799) содержит двухъядерный  
процессор Core Duo 1,67 ГГц, 80-Гбайт жесткий диск и дисковод  
SuperDrive, способный записывать CD и DVD. У обеих моделей по 512  
Мбайт памяти, сетевому адаптеру Gigabit Ethernet, порту FireWire и по  
четыре порта USB.

«Мы считаем, что это будет успешный продукт», — отметил генеральный  
директор Apple Стив Джобс на презентации в штаб-квартире компании в  
Купертино (штат Калифорния).

Apple представила также iPod Hi-Fi — акустическую систему «качества  
домашней стереосистемы», которая, по словам Джобса, обеспечивает  
более высокое качество звука, чем любые существующие колонки. Она  
снабжена встроенным доком для iPod, а также дополнительным портом для  
подключения iPod Shuffle или другого устройства. «По существу, это  
новое рождение домашней стереосистемы, — заявил Джобс. — Это домашняя  
стереосистема эпохи iPod». iPod Hi-Fi будет продаваться со вторника  
за $349. Устройство подключается непосредственно к электросети и  
может работать от шести батарей типа «D».

Наконец, Джобс представил фирменные кожаные чехлы для Video iPod и  
iPod Nano. Они поступят в продажу в середине марта по цене $99.

«Долгая трансформация привела к тому, что устройства потребительской  
электроники и ПК стали хорошо сочетаться в доме», — прокомментировала  
аналитик IDC Сьюзен Кеврокян.

Аналитик Piper Jaffray Джин Мюнстер отмечает, что все эти продукты,  
вероятно, будут пользоваться успехом, но вряд ли окажут существенное  
влияние на рост доходов Apple. По его мнению, будущие версии Mac Mini  
должны быть больше ориентированы на работу в качестве домашнего  
медиацентра.

На прошлой неделе Apple подтвердила свое намерение представить во  
вторник некие «забавные (FUN) продукты», но отказалась сообщить  
подробности. Когда тайна раскрылась, читатели CNET News.com не  
замедлили отреагировать. Некоторые из них говорят, что новость их  
очень порадовала, другие же назвали эти анонсы «скучными» и не  
оправдавшими их ожиданий. «Жаль, что Apple не предложила  
универсальную игровую платформу, которая работала бы с PlayStation,  
Game Boy и Xbox, — пишет читатель Марк Волынски. — Это было бы в  
стиле Apple... и уж точно FUN».

Читатель, подписавшийся Markdotnet, причитает: «Еще одно звено в  
длинной цепи разочарований нашими друзьями из Купертино. Стив Джобс —  
мастер делать много шума из ничего. Я так и знал, что ничего  
интересного не будет».

Однако другие читатели отмечают, что главные сюрпризы Apple обычно  
приберегает для выставок, и критикует других за слишком высокий полет  
фантазии. «Куда это вас занесло? — спрашивает Роберто Фелгейрас  
участников форума CNET News.com Talkback. — Apple никогда не обещала  
ничего, кроме новых продуктов для развлечений, и именно их и  
представила».

Декстер Сэмпсон добавляет: «По-моему, Mac Mini давно пора  
модернизировать. Стереосистема — хороший дополнительный штрих. И  
спасибо за симпатичный кожаный футляр для iPod, который не напоминает  
поделку из кожзаменителя».

Однако новые Mac Mini заметно дороже предыдущих, не-Intel версий,  
которые стоили от $499 до $699. Это шаг Apple в направлении ПК для  
гостиной, подобных машинам Windows Media Center. Новый компьютер  
снабжен системой навигации мультимедиа Front Row, которая позволяет  
зрителям пользоваться пультом ДУ для управления воспроизведением  
музыкальных и видеофайлов, и Apple продемонстрировала ее возможности,  
подключив к плоскому телевизору Sony.

Однако Mini все же недостает встроенных средств записи телепередач,  
которые превратили бы его в настоящего конкурента TiVo, или простого  
способа подключения к системе кабельного или спутникового ТВ.  
Аналитики констатируют, что ни индустрия в целом, ни потребительские  
ожидания не пришли к единому мнению о том, каким должно быть массовое  
устройство, соединяющее функции компьютера и телевизора.

http://zdnet.ru
-------------
Через сервис Google Base можно будет совершать покупки / Тенденции

В ближайшее время у пользователей Google Base появится возможность  
совершать покупки непосредственно через данный сервис.

Служба Google Base, находящаяся в стадии тестирования с ноября  
прошлого года, представляет собой онлайновую базу данных, информацию  
в которую может добавлять любой пользователь интернета. Впоследствии  
по имеющимся в базе сведениям можно осуществлять поиск с  
использованием ключевых слов или точного адреса той или иной статьи.  
Изначально в Google Base механизм оплаты покупок предусмотрен не был,  
однако сразу после появления сервиса некоторые эксперты высказали  
мнение, что система превратится в некое подобие онлайновой торговой  
площадки.

Как теперь сообщает InfoWorld со ссылкой на заявления представителей  
Google, скоро у пользователей Google Base действительно появится  
возможность оплачивать покупки. Сделать это можно будет через систему  
Google Purchases при условии наличия зарегистрированного в Google  
аккаунта и кредитной карты Visa, MasterCard, American Express или  
Discover.

Для совершения покупки через Google Base пользователю достаточно  
будет просто нажать на кнопку Buy ("Купить") на странице с товаром,  
после чего Google Purchases по аккаунту автоматически определит, с  
какой карты необходимо снять указанную сумму и по какому адресу  
доставить товар. В Google подчёркивают, что конфиденциальные данные о  
кредитной карте хранятся на защищённом сервере и никакой платы за  
использование Google Purchases не взимается. Точная дата запуска  
новой службы пока не известна.

http://compulenta.ru
-------------
Субатомные частицы - ключ к строению мира / Природа

Почему во Вселенной материи много больше, чем антиматерии? Этот  
вопрос уже давно волнует учёных и астрономов. Теоретически, и то, и  
другое - порождения Большого взрыва, произошедшего около 13,7  
миллиардов лет назад. Встречая друг друга, частицы и античастицы  
аннигилируют - исчезают, превращаясь в другие частицы (например,  
кванты света или фотоны). Однако в результате небольшой асимметрии  
законов природы, остается достаточно материи, чтобы существовали  
звёзды, планеты, всё то, что обитает на просторах нашей Вселенной, и  
что мы каждый день наблюдаем вокруг.

Единственный путь вывести чёткую модель сотворения мира и объяснить  
аномалию - это изучить соответствующую асимметрию субатомных частиц,  
выражающуюся в лёгких грушевидных искажениях их сферических форм.  
Пятьдесят лет стремительного прогресса понадобилось для того, чтобы  
создать достаточно чувствительные приборы для измерений подобного  
рода. Учёные Университета Суссекса (Великобритания) больше всех  
преуспели в решении одной из самых таинственных загадок нашего  
физического мира. Почему Вселенная состоит из той же материи, что и  
мы? В природе существуют частицы, нейтроны, которые сами по себе  
нейтральны, но внутри которых сгруппированы положительные и  
отрицательные заряды. Если центры гравитации этих зарядов не  
совпадают, то нейтрон приобретает легкую поляризацию. Это называется  
дипольным моментом нейтрона. Доктор Филипп Харрис из Суссекского  
университета заявляет, что они добились значительного успеха в  
изучении субатомных частиц. Его лаборатория лидирует в научной гонке  
за результатами в этой области науки.

http://compulenta.ru
-------------
Квантовые компьютеры будут работать на "точках" / Прорыв?

Учёные из Университета штата Огайо (США) разрабатывают основу для  
квантовых компьютеров нового поколения. Эта технология носит название  
"квантовые точки" (quantum dots) и представляет собой матрицу с  
искусственными сферическими кристаллами. Они располагаются друг  
относительно друга на определённом расстоянии, большем радиуса самой  
частицы. Точки имеют размер около 5 нанометров в диаметре. Это очень  
гибкая и согласованная технология, которая может избежать возможных  
случайностей и хорошо переносит неоднородность материала.

Последние исследования теоретической модели показывают, что свет,  
взаимодействуя с квантовыми точками, при определённых условиях, может  
переводить энергию в когерентную форму, и что световые волны могут  
путешествовать между нанокристаллами по определённому шаблону. Ранние  
эксперименты натыкались на то, что длина световой волны в процессе  
обмена энергией изменяется или становится нерегулярной, что приводит  
к прерыванию сообщения между точками. Новые результаты предполагают  
возможность передачи информации при помощи лазерных лучей, что в свою  
очередь может стать основой для оптического квантового компьютера.  
Использование энергии света вместо электрической оправдано низким  
тепловыделением. Применение квантовых точек, так же, оправдано и в  
медицине. Датчик на основе этой технологии можно имплантировать под  
кожу, чтобы следить за состоянием пациента.

http://compulenta.ru
-------------
Обнаружено новое свойство кремниевых пластин / Материалы

Согласно закону Мура плотность транзисторов у выпускаемых  
микропроцессоров должна со временем экспоненциально возрастать. На  
сегодняшний день, толщина кремниевых пластин процессоров уменьшилась  
практически до наноразмерных величин, а сопротивление материала,  
наоборот, возросло. Это может серьёзно пошатнуть дальнейшие  
выполнение муровской зависимости. Однако учёные не сдаются.

Группа исследователей из Университета штата Висконсин (США) открыла  
(http://xray.engr.wisc.edu/publications/SiRF06proceeding.pdf) метод  
обработки поверхности тонких кремниевых пластин, в процессе которой  
при уменьшении толщины, уменьшается и их проводимость. Выяснилось,  
что при значениях толщины меньше 200 нанометров сопротивление  
изменяется и определяется уже атомным строением поверхности, а не  
макроскопическими параметрами. Такие пластины учёные называют  
наномембранами. Так же, было обнаружено, что при удалении с  
поверхности кремния кислорода, проводимость возрастает на порядок.

Последнее открытие было совершено абсолютно случайно. При  
исследовании поверхности кремния при помощи сканирующей туннельной  
микроскопии, учёные столкнулись с необходимостью удалить с образцов  
слой кислорода, который образовался после пребывания материала на  
воздухе. Классический метод высокотемпературного отжига при 1200°С не  
подходил, потому что могла разрушиться поверхность наномембраны.  
Поэтому, чтобы избежать нежелательного окисления, при высоком вакууме  
на пластины напылили несколько монослоев кремния и германия. И, к  
удивлению учёных, обнаружилось, что проводимость материала сильно  
возросла.

На сегодняшний день механизм этого явления до конца не изучен, но  
открытие даёт новые возможности для изучения и разработки  
микропроцессоров нового поколения.

http://compulenta.ru
-------------
Бубонная чума могла стать причиной глобального похолодания / История

Группа учёных из Нидерландов считает, что резкое похолодание,  
начавшееся в районе 1500 года нашей эры и продолжавшееся около 300  
лет, связано с эпидемией бубонной чумы. Поводом к такому  
предположению послужил анализ древней пыльцы и листьев. Он показал,  
что на месте опустевших из-за Чёрной смерти крестьянских поселений,  
довольно быстро вырастали леса, способствуя резкому уменьшению  
содержания углекислого газа в воздухе.

Бубонная чума, которая является виновницей смерти почти половины  
населения Европы 14 века, скорее всего, распространялась крысиными  
блохами.

Изучая пыльцу зерновых культур, исследователи пришли к заключению,  
что, начиная с 1200 года, её объём сильно возрос, а потом, в 1347  
году, резко упал. Это и позволяет предположить, что вслед за  
агрокультурным подъёмом настал кризис, вызванный эпидемией. Анализ  
пор древних дубовых листьев показал, что в то же самое время в  
воздухе уменьшилось количество углекислого газа.

Результатом этого, по последним данным, могло стать стало глобальное  
похолодание климата, имевшее место в то время. Ранее были популярны  
теории о том, что оно было вызвано понижением солнечной активности,  
либо повышением вулканической активности, или из-за изменения  
направления течений в Океане.

Один из авторов открытия, доктор ван Гуф, сказал, что, судя по всему,  
воздействие человека на климат планеты началось задолго до  
промышленной революции.

Не все, однако, разделяют новую точку зрения на проблему. Так,  
например доктор Тим Лентон считает, что само по себе исследование  
очень интересно, и содержание углерода в воздухе действительно могло  
быть одной из косвенных причин похолодания, но объяснять этим  
глобальные изменения климата не стоит, сообщает BBC.

http://compulenta.ru
-------------
Китай создает собственные интернет-домены / Тенденции

Китай объявил о создании новой группы доменных имен на базе китайских  
иероглифов.

Китай ввел три домена верхнего уровня, .cn, .com и .net, на китайском  
языке. В среду Министерство информационной промышленности Китая  
открыло эти имена.

Введение доменных имен на китайском языке вызвало слухи о том, что  
Китай может полностью отколоться от Internet Corporation for Assigned  
Names and Numbers (ICANN) и подорвать глобальное единство системы  
Domain Name System (DNS), сети серверов, обрабатывающих обращения к  
доменным именам.

«Это означает, что пользователи интернета не обязательно должны  
выходить в Web через серверы, контролируемые американской ICANN», —  
сообщило подконтрольное правительству Китая издание People's Daily  
Online.

Однако ICANN отказалась комментировать планы Китая из-за скудности  
информации, предоставленной китайским министерством. «Сегодня мы  
намерены прояснить ситуацию. Ввиду туманности сообщения не ясно,  
создает ли Китай домены верхнего или второго уровня. На данный момент  
ситуация неопределенна», — сообщили в ICANN.

Эксперты обеспокоены: этот шаг, возможно, приведет к тому, что Китай  
станет администрировать домены верхнего уровня посредством  
собственных корневых серверов, а это может вызвать раскол интернета.  
«Фрагментация опасна как для ICANN, так и для нас, потому что это  
собьет с толку конечных пользователей», — говорит Джейр Расмуссен,  
директор Global Name Registry, организации по регистрации доменных  
имен, ведающей доменами типа .name.

«Если появится несколько версий одного и того же домена, пользователи  
могут утратить доверие к системе. Если кто-то откроет домен .name в  
другом корне, вы как конечный пользователь уже не будете уверены,  
какой именно корень вы используете. Это как телефонный номер,  
принадлежащий двум разным людям», — пояснил Расмуссен.

В прошлом году несколько стран выразили недовольство контролем ICANN  
над интернетом, потому что он ведет к контролю со стороны США.  
Европейский Союз и некоторые страны потребовали, чтобы США разделили  
ответственность за DNS, в том числе за решения о добавлении и  
ликвидации новых доменных имен верхнего уровня, с Организацией  
объединенных наций. Администрация Буша воспротивилась этому.

«Уже был конфликт с ICANN по поводу того, кто должен управлять  
интернетом. Мы не удивимся, если интернет расколется, так как  
некоторые регионы мира не чувствуют единства, — сказал Расмуссен. —  
Сейчас интернет, по существу, вестернизирован, и некоторые страны  
могут считать себя обделенными, так как у них нет доступа в интернет  
на их родном языке. Я думаю, что дело в этом. Представьте себе, что  
всем жителям Запада пришлось бы пользоваться китайскими иероглифами».

http://zdnet.ru
-------------
Microsoft готовит поисковый движок нового поколения / Прорыв?

Microsoft намерена представить через полгода поисковый движок,  
который будет лучше, чем у Google, заявили в европейском филиале  
корпорации. Продукт появится сначала в США и Великобритании, а затем  
в странах Европы.

«Через шесть месяцев мы станем более релевантными на рынке США, чем  
Google», — сказал президент Microsoft по региону EMEA (Европа,  
Ближний Восток и Азия) Нейл Холловей (Neil Holloway) на саммите  
Reuters по глобальным технологиям, медиа и телекоммуникациям.

Компания не будет интегрировать поисковый движок в Vista, утверждает  
г-н Холловей. Однако возможности поиска появятся в Windows Messenger  
и почте Hotmail. «Интеграция поиска в другие предложения делает их  
очень незаметными для людей».

График выхода в Европе будет привязан к США, в то же самое время  
поисковый движок появится в Великобритании. Во Франции — три месяца  
спустя, в Германии — тоже. Цель Microsoft, по словам г-на Холловея, —  
выйти за пределы простого поиска URL и сосредоточиться на нахождении  
информации непосредственно. Однако новый продукт не будет  
представлять таких возможностей поначалу.

http://cnews.ru
-------------
*eBook Reader появился в онлайновом магазине SonyStyle.com /  
Электронные книги*

В онлайновом магазине SonyStyle.com появилось карманное устройство  
для чтения книг eBook Reader, впервые продемонстрированное на  
выставке CES 2006. Гаджет в США появится весной (в Европе чуть  
позже), а его розничная цена составит от 300 до 400 долларов.

eBook Reader имеет достаточно удобный интерфейс, на панель вынесены  
необходимые кнопки для установки закладок, прокрутки страниц,  
изменения масштаба. Устройство воспроизводит PDF-файлы и файлы  
собственного формата Sony BBeB (Broadband Electronic Books) и других  
текстовых форматах. Можно сделать шесть цифровых копий одной книги.  
Всего в памяти eBook Reader поместится около 160 книг.

Также будет открыт онлайновый книжный магазин Connect eBookstore,  
содержащий тысячи книг. Цена одной электронной книги будет примерно  
на 20-25 процентов ниже розничной стоимости её бумажной копии.

http://compulenta.ru
-------------
Заработал "карманный" биомедицинский синхротрон / Медицина

Компания Lyncean Technologies(г. Пало-Альто, штат Калифорния)  
представила первый «карманный» синхротрон Compact Light Source (CLS),  
предназначенный для использования в качестве мощного, настраиваемого  
и практически монохроматического источника рентгеновского излучения.  
Его использование позволит существенно расширить сферу и характер  
применения рентгеновского излучения в прикладных областях, а также в  
биологии. Разработчикам удалось кардинально — в 200 раз — снизить  
размеры и стоимость синхротрона, и теперь он по габаритам, по  
потребляемой мощности и по размерам может быть установлен в обычной  
исследовательской рентгеновской лаборатории. Первая генерация пучка  
рентегеновских лучей с его помощью осуществлена 23 февраля 2006 года.

«Возможность иметь собственные настраиваемые источники рентгеновских  
лучей высокой интенсивности способна преобразить целый ряд областей  
биомедицинских исследований», — заявил директор национального  
института общемедицинских исследований США NIGMS доктор Джереми М.  
Берг (Jeremy M. Berg).

Аналогичные исследования в области создания компактных «медицинских»  
ускорителей элементарных частиц ведутся и в России. Так, в  
подмосковном Протвино развивается направление использования  
ускорителей заряженных частиц в медицинских целях, в рамках которого  
создается первый компактный медицинский синхротрон в стране, габариты  
и энергопотребление которого позволяют эксплуатировать его в обычной  
больнице.

http://cnews.ru
-------------
У нас к Вам осталась единственная просьба. Пишите нам о том, что Вам  
действительно интересно, чтобы наше издание в полной мере  
соответствовало Вашим требованиям и интересам. Наш адрес:  
mobio@yandex.ru.

До скорых встреч!
-------------
© 2003-2005 редакция / Перепечатка информации возможна, обязательно  
обращайтесь.
Редакция: mobio@yandex.ru
Все виды сотрудничества: mobio@yandex.ru

В избранное