Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Икренне о разном

  Все выпуски  

НОТА ПРАВИТЕЛЬСТВА США ...



НОТА ПРАВИТЕЛЬСТВА США ...
2022-11-27 00:48 tanafi
Наверное без ответа правительства США на ноту правительства СССР было бы неполным рассмотрение ситуации о коллективной безопасности в Европе в
50-х годах 20 века. Видно, что стороны уважительно относятся друг к другу, пытаются найти точки соприкосновения, но у каждой стороны свое виденье проблемы и свои интересы. Консенсус найти не просто.
К 60-летию создания Организации Североатлантического договора (НАТО) публиковались документы из Архива внешней политики Российской Федерации - нота правительства США правительству СССР от 7 мая 1954 года.
Это к вопросу о коллективной безопасности в Европе, когда для решения этого вопроса СССР готова была присоединиться к НАТО. СССР проводил политику мира и улучшения отношений между государствами.

НОТА ПРАВИТЕЛЬСТВА США ПРАВИТЕЛЬСТВУ СССР*

(*Перевод с английского, подлинник, машинопись. Сохранена орфография и пунктуация документа. АВП РФ, ф. 06, оп. 13, п. 2, д. 10, лл. 1-7.)

Получена почтой 7 мая 1954 года.
Перевод с английского
№ 966

Посольство Соединенных Штатов Америки свидетельствует свое уважение Министерству Иностранных Дел Союза Советских Социалистических Республик и, по поручению своего Правительства, имеет честь заявить следующее.

1. Правительство Соединенных Штатов консультировалось с Английским и Французским Правительствами и с другими заинтересованными Правительствами, особенно с правительствами государств-членов Организации Северо-Атлантического договора по тем аспектам проблемы европейской безопасности, которые были полностью обсуждены четырьмя Министрами Иностранных Дел в Берлине и на которые Советское Правительство вновь обратило внимание в своей ноте от 31 марта.

2. Правительство Соединенных Штатов в течение длительного времени стремится к всеобщему сокращению вооружений, включая запрещение атомного и другого оружия массового уничтожения, и к установлению контроля над атомной энергией. В Комиссии Организации Объединенных Наций по атомной энергии, в Комиссии Организации Объединенных Наций по обычному вооружению и затем в Комиссии Организации Объединенных Наций по разоружению Правительство Соединенных Штатов действовало в направлении достижения международного соглашения о разоружении и прекращении гонки вооружений, которая налагает такое тяжелое бремя на народы всего мира. Такое соглашение может быть достигнуто только в результате прогрессивного и сбалансированного разоружения при эффективных гарантиях, которые устранили бы опасность агрессии, откуда бы она не исходила. Правительство Соединенных Штатов полно решимости сделать все, что в его силах, чтобы обеспечить успешное завершение переговоров, начатых в результате инициативы, проявленной Президентом Эйзенхауэром, как и переговоров по вопросу о разоружении, которые вскоре вновь начнутся в Организации Объединенных Наций. Оно надеется, что Советское Правительство внесет конструктивный вклад в решение этих проблем.

3. Для того, чтобы эти переговоры были успешными, прежде всего должна быть создана атмосфера безопасности и доверия. Именно в этом свете Правительство Соединенных Штатов вновь тщательно изучило советские предложения по европейской безопасности, выдвинутые вначале в Берлине и теперь повторенные в ноте Советского Правительства. В этих предложениях Советское Правительство не пытается устранить действительные причины напряженности в Европе. Вместо этого оно предлагает новый договор о коллективной безопасности, явно основанный на нейтрализации и продолжающемся расколе Германии, оставляя неизменным тщательный политический, экономический и военный контроль Советского Правительства над странами Восточной Европы. Это может лишь продлить состояние, характеризующееся отсутствием безопасности и расколом в Европе. Эти предложения даже после того, как в них были внесены поправки с тем, чтобы допустить участие Соединенных Штатов, не обеспечивают никакой основы для подлинной безопасности.

4. Создание в дополнение к Организации Объединенных Наций такой организации, какая была предложена Советским Правительством, охватывающей Советский Союз, Соединенные Штаты и все европейские страны, не внесло бы никакого вклада в то, что уже существует как всемирная организация безопасности. Она была бы не только бесполезной, но и опасной, поскольку она неизбежно имела бы тенденцию к уничтожению авторитета Организации Объединенных Наций. Правительство Соединенных Штатов не может поэтому принять советское предложение. Коллективная безопасность была бы наилучшим образом обеспечена, если бы Советское Правительство позволило Организации Объединенных Наций функционировать так, как это предусмотрено Уставом.

5. Советское Правительство также предложило, чтобы Пакт о коллективной безопасности, который был им предложен, сопровождался расширением Атлантического Пакта путем присоединения Советского Союза к Северо-Атлантическому договору. Нет необходимости подчеркивать совершенно нереальный характер такого предложения. Оно противоречит самим принципам, от которых зависит система обороны и безопасность западных государств. Эти государства связали себя тесными узами взаимного доверия. Организация Северо-Атлантического договора, которая является гораздо большим, чем чисто военной организацией, основана на принципе свободы личности и господства закона. Средства обороны ее членов были объединены с тем, чтобы коллективно обеспечить безопасность, которой они не могут достигнуть в одиночку перед лицом военного превосходства, достигнутого Советским Союзом в Европе с 1945 года, и перед лицом экспансии в направлении Запада политической, экономической и военной системы, находящейся под его исключительным контролем. Организация Северо-Атлантического договора является исключительно оборонительной. Между всеми членами этой организации существует свободный и полный обмен информацией. Все ее решения принимаются с согласия всех членов. Таким образом, Советский Союз в качестве члена этой организации был бы в состоянии налагать вето на каждое ее решение. Ни одно из государств - членов организации не может допускать того, чтобы их совместная оборонительная система была разрушена подобным образом.

6. Безопасность Европы и всего мира не будет укреплена путем разрушения оборонительных ассоциаций одинаково мыслящих государств и замены их новыми организациями иллюзорной безопасности. Правительство Соединенных Штатов по-прежнему убеждено в том, что единственным путем избавиться от чувства отсутствия безопасности, которое давлеет над миром, является решение отдельных проблем последовательными этапами. Оно не верит, что длительное урегулирование может быть достигнуто посредством возведения нового фасада безопасности, за которым остались бы неизменными основные трудности и расхождения.

7. Имея это в виду, Западные державы отстаивали в Берлине план, который явился бы первым шагом в направлении разрешения германской проблемы. Советское Правительство даже не пожелало обсудить этот план. Западные державы выдвинули также предложения, имеющие целью укрепить безопасность Европы на основе существующих соглашений. Советское Правительство также отказалось рассмотреть эти предложения. Западные державы предложили принять советский текст каждой несогласованной статьи Австрийского государственного договора. Однако Советское Правительство не только не согласилось подписать договор на своих собственных условиях, но выдвинуло новые и неприемлемые условия, которые бы полностью изменили договор, превратив его из договора свободы и независимости в договор оккупации иностранными войсками на неопределенный период времени.

8. Советское Правительство повторило высказанную им в Берлине критику в отношении планов Европейского оборонительного сообщества. Правительство Соединенных Штатов уже изложило свои взгляды по этому вопросу. Совершенно неправильно полагать, что настоящие планы, которые носят ограниченный характер, вызвали раскол Европы или усиливают опасность войны. Раскол Европы был вызван Советским Правительством, а его отказ рассмотреть вопрос о воссоединении Германии на основе свободных выборов является одним из элементов, способствующих увековечиванию этого раскола. В этих условиях нельзя допустить, чтобы Германская Федеральная Республика оставалась без каких-либо средств для обороны, в то время как Восточная Зона Германии, как это открыто признают ее руководители, обладает значительными вооруженными силами. Правительство Соединенных Штатов считает, что для тех, кто в этом заинтересован, наилучший и самый безопасный путь разрешения проблемы вклада Германии в оборону находится в рамках такой ассоциации, которая по самой своей природе воспрепятствовала бы Германии предпринять какую-либо одностороннюю вооруженную акцию.

9. Правительство Соединенных Штатов по-прежнему убеждено в настоятельной необходимости улучшить отношения между государствами и обеспечить взаимную безопасность. Оно считает, что прогресс в направлении уничтожения источников международной напряженности лучше всего мог бы быть достигнут в том случае, если бы Советское Правительство дало конкретные доказательства своих добрых намерений, присоединившись к Правительствам Франции, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов в

/I/ нахождении пути к быстрому урегулированию Австрийского вопроса, что восстановит Австрии ее полный суверенитет и независимость;

/II/ отыскании прочного и приемлемого решения германской проблемы;

/III/ достижении в скором времени соглашения об общем, прогрессивном, сбалансированном и осуществляемом под наблюдением разоружении:

такое соглашение должно особо предусматривать запрещение атомного и другого оружия массового уничтожения и контроль над атомной энергией при соответствующих гарантиях;

/IV/ работе по разрешению на Женевском совещании наиболее неотложных проблем на Дальнем Востоке;

/V/ приведении своего образа действий в Организации Объединенных Наций в соответствие с принципами ее Устава, предоставляя тем самым Организации Объединенных Наций возможность выполнить свою настоящую роль как эффективной организации по обеспечению коллективной безопасности.

Американское Посольство
Москва, 7 мая 1954 года.
Перевели:
Цыганкова
Мышков
Мусин
Примечание переводчика: Аналогичные ноты получены от английского и французского посольств.
Разослано: т.т. Маленкову, Молотову, Хрущеву, Ворошилову, Булганину, Кагановичу, Микояну, Первухину


В избранное