Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Икренне о разном

  Все выпуски  

Сколько?!



Сколько?!
2022-09-09 07:37 a_tushin



- Слушай, Петрович, а сколько сейчас всего стран в Европе?
- Ну в последнее время, в зависимости от разных политических позиций, примерно 57-60...
- Нет, без всяких оговорок...
- Тогда три...
- ?

- Россия, антиРоссия и Турция





Краткая история славянского Бранибора (в будущем германский Барнденбург). Часть 2.
2022-09-09 10:53 glebminskiy

Современная реконструкция града полабских славян.

Первая часть здесь - https://glebminskiy.livejournal.com/506834.html

Прибыслав I Сначала продолжил политику предшественника и сохранял верность королевству Германии. Возможно он участвовал в битве при реке Лех 955 года, где коалиция немцев и славян во главе с королём Гермпнии Оттоном I одержала победу над венграми, и остановила их опустошительные набеги на Западную Европу.
В 960-х годах он был ещё верным вассалом Геро I, маркграфа Восточной Саксонской марки, поддерживал того в войнах с другими славянским и племенами. В 962-963 годах Прибыслав I Браниборский воевал вместе с Геро I против польского князя Мешко I. После смерти Геро I в 965 году Прибыслав начал политику, направленную на стремление к независимости . Этому способствовала неудачная деятельность Дитриха фон Гальденслебена, нового маркграфа Северной марки.




Маркграф Северной марки Геро Железный.


Прибыслав I смог освободится от власти немцев после смерти императора Оттона I Великого в 973 году. Впрочем к середине 970-х годов Дитрих фон Гальденслебен сумел восстановить контроль над стодорянами, и Прибыслав снова подчинился королевству Германии и Священной Римской империи.
В 983 году с началом всеобщего восстания полабских славян против немцев Прибыслав I

Браниборский получил помощь от других велетских (лютичских) племён. Он смог заставить немецкий гарнизон Бранибора покинуть столицу стодорян. Также были ликвидированы епископские кафедры в Браниборе и Хафельсберге. Волькмер, епископ первого, сумел сбежать. Наступил языческий реванш.


Славянские воины

В том же году Прибыслав I участвовал в битве при Тангере (известна также как битва при Стендале), где войска созников лютичей, стодорян и лужичан потерпел поражение от немцев. Однако Прибыслав сумел сохранить свои владения.

В течение 980-х годов с переменным успехом Прибыслав боролся против немецких маркграфов — Мейсена, Лужици и Северной марки, которых поддерживал польский князь Мешко I. Такжесовершал дерзкие набеги на германские территории за лабой (Эльбой). Вероятно с 987 года он находился в союзнических и дружественных отношениях с Болеславом II, чешским князем Богемии, который был соперником Польши. В то же время Прибыслав I cо своими стодорянами (гаолянами) вступил в Большой Велетский (Лютицкий) Союз племён.



В 991 году Прибыслав I еще раз нанес поражение императорским войскам, вынудив их покинуть земли стодорян. Однако в 992 году столкнулся с объединенным наступлением императора Оттона III, богемского князя Болеслава II Набожного, польского князя Болеслава I Храброго. Несмотря на трудности Прибыслав I при поддержке других славянских князей и датских викингов сумел нанести поражение обеденённым силам своих противников.



Впрочем уже в 993 году он потерпел поражение от императорской армии. Но продолжил борьбу до 994 года, когда погиб в битве с немцами и их союзниками. Власть над Бранибором и гаволянами (стодорянами) унаследовал его сын старший сын, более известный под германским именем Майнфрид I, по славянски его звали Людомир I. Также известен другой сын Прибыслава Гневовой (Гневой, Гневк), который тоже какое-то время в конце 90-хгодов 10 века управлял стодорянами из Бранибора, хотя возможно Майнфрида I часто путают с его однимённым внуком Майнфридом (Людомиром) II действовавшим в конце 11 – начале 12 вв. Вообще история Бранибра и гаволян (стодорян) в 11 веке очень мало известна, информации об этом периоде не много.



Майнфрид, точнее тога ещё Людомир, после поражений стодорян в конце 970-х или в середине 980-х годов был отправлен в качестве заложника в Греманию. Там он был крещён в католичество бургграфом Магдебурга – Майнфридом, в честь котрого и принял новое имя.

После поражений императорских войск в 991-992 годах или уже после смерти Прибислава в 994 году Майнфрид возвращается в Бранибор . Здесь ему пришлось делить власть с родственниками (скорей всего его дядьями) Людольфом и Болилутом, однако последние до 995 года погибли в войнах с германскими маркграфами Мейсена и Северной марки.


Легендарная Ретра

Майнфрид I признавал в какой-то мере верховную власть германского короля, и до определённого момента продолжал политику по христианизации и германизации стодорян. Однако видимо под давлением и влиянием старой языческой славянской знати и других соседних князей полабских славян он принял участие в борьбе против немецкой оккупации, и воспользовавшись ослаблением власти германских королей, которые были заняты на других направлениях управлял Бранибором как независимым госудраством, изредка отдавая дань уважения немецким монархам.


Воины-лютичи


Майнфрид I признавал в какой-то мере верховную власть германского короля, и до определённого момента продолжал политику по христианизации и германизации стодорян. Однако видимо под давлением и влиянием старой языческой славянской знати и других соседних князей полабских славян он принял участие в борьбе против немецкой оккупации, и воспользовавшись ослаблением власти германских королей, которые были заняты на других направлениях управлял Бранибором как независимым госудраством, изредка отдавая дань уважения немецким монархам.



Преемником Майнфрида I скорей всего был его сын Прибыслав II , в правление котрого у гаволян продолжалась внутренняяборьба между «прохристианской» и «проязыческой» партиями. В целом гаволяне жили в относительном мире со своими ближайшими соседями, входя в конфедерацию Лютичского союза племён.

В середине 11 века языческая патриархальная партия у лютичских племён одерживает победу, происходит возврат к старым патриархальным традициям. Начинается новый расцвет могущества Лютичей и в их составе гаволян. Гаволяне правда не играли уже среди лютичем главенствующую роль, ведущими племенами теперь были ратари и хижане.



Лютичи славились как хорошие, неустрашимые, жестокие и опытные воины – лютые воины, вильцы (волки). В 1036 и 1045 года германцы возглавляемы саксонскими герцогами дважды вторгались в их земли и оба раза были наголову разгромлены. Также лютичи и в их составе гаволяне, успешно воевали против поляков и ободритов.

Центром Союза племён Лютичей было, вероятно, культовое святилище Ретра (также известное как Радегост, Радегощь), расположенное недалеко от озера Толлензее в районе поселения ратарей, где полклонались Сварожичу или раде гожу (синнимы). В Ретре был оракул, в котором в качестве медиума использовался священный белый конь.


Идол Радегоста (Радегоща), современное виденье.

Аналогичные оракулы также известны из Свантевитского святилища Ранского княжества в Арконе и Триглавского святилища поморцев в Щецине. Еще одним животным-оракулом в Ретре был священный кабан. Все племена лютичей исповедовали сильно ориентированную на природу (анимистическую) религию, практикуя при этом культ, представляющий собой вариант славянских религий до христианизации. В разных местных храмах поклонялись многоликим божествам, проводились оракулы и обряды жертвоприношений. Практиковались человеческие жертвоприношения.



У Федерации было народное собрание, где однако заправляли военные вожди (князья) власть которых была наследственной, но не центральное руководство. Таким образом, племена в значительной степени сохранили свою автономию, но, в частности, враждовали между собой по военным вопросам. Это обстоятельство отличало союз от его соседей, которые были территориальными государствами с феодальной центральной властью.

Источники: 1) Гильфердинг А. Ф. Когда Европа была нашей. История балтийских славян — М.: ЭКСМО, 2010.
2) Херрман Йоахим. Ободриты, лютичи, руяне / Пер. с нем. Г. С. Лебедева // Славяне и скандинавы: Сб. / Под ред. Е. А. Мельниковой. — М.: Прогресс, 1986.
3) Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский. Славянские хроники / Пер. с лат. И. В. Дьяконова, Л. В. Разумовской. — М.: СПСЛ; Русская панорама, 2011. — 584 с. — (MEDIÆVALIA: средневековые литературные памятники и источники).
4) Joachim Herrmann (Hrsg.): Die Slawen in Deutschland. Berlin 1985
5) Christian Lübke: Zwischen Polen und dem Reich. Elbslawen und Gentilreligion. In: Polen und Deutschland vor 1000 Jahren. Berlin 2002



Продолжение следует!





В избранное