Часто одна из первых вещей, которые мы слышим, когда случается авиакатастрофа, и словосочетание, которое пользуется большой популярностью у СМИ — это «черный ящик». Но что, на самом деле, мы знаем о
«черном ящике», как он устроен и как работает? Его называют «черным ящиком», но не думайте, что он, действительно, черный, как следует из названия. На самом деле, он ярко оранжевый и цилиндрической формы.
Любой
коммерческий или корпоративный самолет должен быть оснащен бортовым речевым (Cockpit Voice Recorder) или параметрическим (Flight Data Recorder) самописцем. Именно эти два устройства и называют «черными ящиками». Несмотря на то, что они ничего не
делают, чтобы помочь самолету, когда он находится в воздухе, эти части оборудования являются жизненно важными, так как они помогают выяснить, что же произошло непосредственно перед крушением.
Особенно это актуально, когда самолет падает в море. Как например, в 1985 году, когда индийский самолет был сбит террористами и упал в Атлантический океан к западу от Ирландии, у экспертов было очень мало
информации для расследования данной авиакатастрофы, так как самолет разбился до того, как пилот смог отправить сигнал бедствия.
Чтобы легче было найти бортовые самописцы при падении самолета в море, на каждое устройство устанавливаются подводные ультразвуковые маяки, которые активируются при контакте с водой и могут
передавать сигнал на глубине до 6000 метров.
Все бортовые самописцы проходят бесчисленное количество испытаний. Например, «черный ящик» проходит тестирование, которое включает в себя воздействие сильного огня 1100C в течение часа и слабого огня 260C в течение 10 часов. Он также способен работать в диапазоне от -55C до +70C и сохранять минимум 25 часов
данных полета.
Как уже было сказано выше, самописцы различаются по записываемым в них данных: речевые и параметрические. Как правило, на современных авиалайнерах установлены два комплекта самописцев: эксплуатационный (без защитного корпуса и предназначенный для контроля работы систем и экипажа после полёта)
и аварийный, который имеет прочный герметичный корпус. Запись информации производится на оптические (фотоплёнка), либо магнитные (металлическая проволока или магнитная лента) носители; в последнее время широко используется флеш-память в виде SSD-накопителей. Блок накопителя помещается в титановый корпус с дополнительным бронированием. Краска, которой покрыт контейнер, является огнеупорной. По форме контейнер может быть шарообразным или цилиндрическим.
Основная цель бортового речевого самописца, что не удивительно, записать разговор экипажа и контролировать все звуки, которые возникают в кабине. Экспертов интересуют не только переговоры между пилотами, но и такие звуки как шум двигателя, свист и треск. Благодаря данным речевого самописца эксперты могут даже определить скорость самолета и обороты двигателя, а иногда и
причину аварии, исследуя звуки до того момента, как самолет разбился.
Речевой самописец является очень важным для определения времени событий, поскольку он содержит информацию о связи между экипажем, наземным контролем и другими воздушными судами. Бортовой речевой самописец, как правило, находится в хвосте самолета.
Параметрический самописец записывает различные операционные функции, например, время, высоту, скорость и направление полета. Но это только самые простые функции, в настоящее время современные самописцы в состоянии контролировать многие другие действия как движение закрылок на крыльях самолета , автопилотирование и уровень топлива. Данные, хранящиеся на самописце, помогают следователям воссоздать видеореконструкцию полета, так, что они могут представить себе, что
происходило с самолетом незадолго до катастрофы.
Расшифровывать «черные ящики» в прямом смысле этого слова не требуется, так как они никем не зашифрованы. То есть, никакого специального шифрования нет: защита от посторонних не предусмотрена. Расшифровка — это составление графика показаний приборов,
стенограмма разговоров, сверка записанных технических параметров полета и т.д. Эксперты считывают данные с носителя, обрабатывают и воспроизводят.
Поскольку технологии продолжают развиваться, «черные ящики» или бортовые самописцы будут становиться все более сложными и надежными.
В настоящий момент все звуковые данные записываются в несжатом виде, но, возможно, скоро распространенный формат MP3, обожаемый меломанами во всем мире, может стать частью программного обеспечения для записи полетных данных. В 2007 году американский производитель легких самолетовLoPresti Speed Merchantsобъявил о намерении интегрировать MP3-устройство в качестве бортового самописца на всех своих поршневых
самолетахFury. Компания считает, что при использовании подходящего программного обеспечения,
MP3-рекордер будет способен записать более 500 часов данных полетного времени.