Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
29 декабря 2008, понедельник

Веб-коррективы

Автор: Алексей Писарев

Отличное положение. От старого

Среди экспертов существует расхождение во взглядах на то, претерпел ли изменения рынок веб-сервисов в 2008 году по сравнению с 2007 годом. Среди трендов уходящего года названы укрепление позиций порталов, которые продолжили наращивать количество предоставляемых пользователям сервисов, в том числе за счет их покупки. Высоко востребованными стали различные сервисы, нацеленные на коммуникацию между пользователями, общение между ними, получение различной информации, консультаций, а также сервисы навигации, как, например, "Яндекс пробки 2.0".

"Сохранились практически все тенденции, - считает аналитик ИК "Финам" Татьяна Менькова. - Можно даже сказать, что каких-то принципиально новых тенденций не появилось. Наверное, стоит обратить внимание на появление ряда новых информационных изданий, которые сейчас показывают хорошую динамику развития. Еще один заметный тренд – развитие интернет-телевидения. Эти тенденции не являются новыми в полном смысле этого слова, но в 2008 году они проявились особенно ярко".

Так, первые шаги делает интернет-телевидение в рамках так называемой концепции TV 2.0, благодаря которой зрители не только потребляют, создают телевизионный контент, а также управляют им совместно с редакцией телеканала с помощью веб-сервисов. Подобный конвергентный проект в настоящее время реализует телекомпания "Телеканал О2ТВ". Компания пока не дает точных прогнозов по развитию проекта, однако у руководства были планы по выходу на фондовый рынок.

Интересно, что существует и другой взгляд на рынок: "Тенденции 2007 года не сохранились, скорее, можно говорить о появлении новых тенденций в 2008 году, - считает в свою очередь директор по маркетингу "1С-Битрикс" Светлана Берегулина. – В частности, стало востребованным все, что связано с эффективностью бизнеса, отдачей. В частности, стало больше интернет-магазинов, т.е. бизнес стремится эффективно развиваться через Интернет".

Достаточно непростым для рынка стало второе полугодие, когда начали сокращаться темпы роста рекламного рынка, прежде всего, в сегменте медийной рекламы. Из-за кризиса произошло резкое изменение целей и приоритетов деятельности компаний. Кроме того, в некоторых компаниях акционеры сократили финансирование, что привело к увольнению сотрудников и закрытию ряда проектов. В целом, рынок отреагировал на кризис адекватно: компании пытаются оптимизировать свои издержки, более активно монетизировать аудиторию, развивать продажи в регионах России и странах СНГ. "Можно сказать, что рынок замер, - комментирует Светлана Берегулина. - Главная трудность – это невозможность прогнозировать расходы и доходы ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе. И из-за этой неопределенности никто не предпринимает активных действий".

Напомним, что по прогнозам на начало года, российский рынок должен был вырасти на 25 %, что соответствует прошлогоднему показателю. Причем, наиболее динамично в России, как и во всем мире, должен был расти сегмент интернет-рекламы. Только в 2008 году прогнозировался рост рекламы в сети на 100 %. Однако в текущих условиях прогнозы требуют корректировки.

Официальных данных по итогам деятельности в 2008 году пока представлено мало. По оценкам "Финам", рынок сохранил высокие темпы роста (не ниже 60 %), он по-прежнему привлекателен как для российских, так и для международных инвесторов. Стоит отметить, что в конце года появилась информация о том, что Минкомсвязи будет создавать рабочие группы для развития регулирования Рунета, этот фактор можно назвать позитивным, так как снизятся риски принятия негативных для отрасли решений.

По информации из "1С-Битрикс", до октября в компании наблюдался активный рост, с октября – замедление темпов роста, которое не привело к снижению объемов продаж по сравнению с прошлым годом. В четвертом квартале сократились темпы роста выручки.

Что касается интернет-рекламы, то, как полагает Татьяна Менькова, скорее всего, в следующем году рост рекламы в сети замедлится, но вряд ли опустится ниже 40%. Опережающими темпами продолжит расти контекстная реклама, будет наблюдаться уменьшение доли баннерной рекламы. Вплоть до осени доходы от продажи рекламы в сети очень быстро росли. Так, например, прибыль сервис контекстной рекламы "Бегун" за 1 полугодие 2008 года превысила прибыль компании за весь 2007 год, рекламная сеть "Бегуна" увеличилась еще на 30 000 рекламных площадок.

Инвестиционные модификации

2008 год, точнее, первая половина года оказалась весьма богатой в плане сделок, однако кризис внес свои коррективы в процесс развития Рунета и инвестиционные планы.

Напомним, что инвестиционный холдинг "Финам" контролирует такие компании "Мамба", E-generator, MoneyMail и др., владея миноритарными пакетами в компаниях "Ашманов и партнеры", "Астростар", "Алавар" и ряде других. В январе Фонд "Финам – Информационные технологии" инвестировал в глобальную социальную сеть Badoo.com, став владельцем около 10 % акций британской компании Badoo Limited , которой принадлежит глобальная социальная сеть. Сумма сделки составила 750 млн рублей. Еще в августе холдинг заявлял о намерениях вкладывать средства в перспективные старт-апы, вложившись в начале года в несколько крупных проектов. Однако уже в ноябре на Mobile VAS Conference начальник отдела управления инвестициями "Финам" Дмитрий Смирнов рассказал, что в связи с кризисом компания, снижая риски, ужесточила критерии при отборе проектов. В частности, если раньше принимались проекты на любой вплоть до начальной стадии, то теперь проекты-кандидаты должны находиться на стадии выхода на рынок.

В частности, были отложены IPO ряда компаний. В июле интернет-компания Mail.ru отложила IPO на Лондонской фондовой бирже до 2009 года. Перенос сроков связан с тем, что акционеры Mail.ru, желавшие поскорее продать свою долю, сделали это, и смысла торопиться больше нет. В сентябре "Яндекс" объявил о том, что первичное размещение акций на NASDAQ, намеченное на третий квартал 2008 года откладывается. Акционеры хотят дождаться стабилизации на мировых финансовых рынках. "Ситуация могла бы измениться, - прокомментировала Татьяна Менькова, - если бы "Яндекс" и Mail провели IPO, получив существенное финансирование, которое, с одной стороны, позволило бы им провести массированную скупку активов, с другой, задало бы новые ориентиры для оценки отечественных интернет-компаний. Однако кризис помешал успешному размещению лидеров Рунета".

Из других крупных инвестиционных проектов года отметим вложения группой компаний "Акадо" $9 млн в создание информационно-развлекательного портала akado.com. В сентябре интернет-буржуй Андрей Рябых объявил о приобретении доли ГК "Русский металл" в интернет-издательстве "Медиа Картель", которое было продано в связи с финансовым кризисом ГК "Русский металл", одной из причин которого является финансовый кризис в России. Деньги, полученные бывшим владельцем Андреем Бровиным, были направлены на погашение кредитов банков.

В августе Холдинг Rambler Media завершил покупку 49 % акций Price Express LLC, владеющего порталом электронной торговли Price.ru, доведя долю в этой компании до 100 %. Контент-провайдером Playfon был приобретен мобильный развлекательный портал wappy.to. Сумма сделки, по оценкам экспертов, составила $4-6 млн. В свою очередь компания Mail.ru купила 30 % акций сети сайтов знакомств Mamba.ru у инвестиционной компании "Финам". А бизнесмен Юрий Мильнер, владеющий долями в порталах Mail.ru, Vkontakte.ru и Odnoklassniki.ru, вложил "несколько миллионов долларов" в поисковик Nigma.ru. На эти деньги компания обещает запустить новый тип поиска – семантический, то есть понимающий смысл сформулированного по-русски запроса.

Вперед, но медленнее

Социальные сети продолжили наращивать аудиторию, хотя динамика заметно снизилась. На текущий момент у сайта "Вконтакте" около 24 млн зарегистрированных пользователей, у сети "Одноклассники" - 27 млн.

В целом год отметился появлением ряда новых социальных сетей и усилением тенденций монетизации. В начале года в Рунете стартовала крупнейшая в мире социальная сеть MySpace.com. Кроме того, был запущен web 2.0-проект Kindo, представляющий собой социальную сеть для общения родственников.

Вопрос технологий монетизации на социальных сетях пока принципиально не решен – пользователи не готовы платить за сервисы, они пытаются сопротивляться введению платности для тех или иных услуг. Так осенью полноценные коммерческие услуги запустила "вКонтакте". В ноябре помимо уже привычных коммерческих сервисов ввели плату за регистрацию на сайте Odnoklassniki.ru. Без оплаты зарегистрированный аккаунт работает в ограниченном режиме. По оценкам экспертов, в итоге рассчитывать, в первую очередь, приходится на рекламу. Будущее – за нишевыми социальными сетями, как инструментами управления сообществами узкой направленности.

Активно появляются и новые нишевые интернет-проекты. Среди них можно указать интернет-портал поколения web 2.0 о моде и стиле Livefashion.ru, "Лангстер.ru", объединяющий сервисы социальной сети и обучения иностранным языкам и др.

WAP-перспективы

Как отмечают аналитики рынка, на данный момент WAP представляет собой достаточно узкий сервис, который использует преимущественно молодежная аудитория для доступа к развлекательным сервисам. Скорее всего, что он таким останется и в будущем году. Несмотря на это с учетом строительства сетей 3G, распространения многофункциональных телефонов и стремления сотовых операторов повысить доход от неголосовых услуг, перспективы сегмент можно оценить как очень неплохие. Скорее всего, в следующем году он будет расти заметно быстрее Рунета в целом.

Отметим, что как и в прошлом, в 2008 году WAP-преимущественно развивались параллельно web: основным направлением было создание аналогов уже существующих web-проектов. Из новый WAP-проектов отметим сервис видеохостинга в Рунете - VideoRadar.ru и мобильного приложения – wap.VideoRadar.ru, который включил полное собрание видеотреков, доступных для пользователей интернет-сайта, а также некоторые дополнительные функции.

Технологические прорывы

На рынке в 2008 году был представлен ряд программных продуктов. Компания "1С-Битрикс" вывела "1С-Битрикс: Корпоративный портал" для создания в компании единой информационной среды и решения коммуникационных, управленческих и HR-задач компании, "1С-Битрикс: Управление сайтом .net" универсальный инструмент для разработки и управления современным интернет-проектом на основе платформы .net и "1С-Битрикс: Аренда приложений" программный продукт по предоставлению пользователям возможности создания и использования веб-приложений по арендной модели.

В октябре компания АИСТ, производитель систем управления сайтами и веб-разработчик, анонсировала четвертую версию своего флагманского решения NetCat, а также планы запустить новую линейку продуктов, ориентированную на конечного пользователя, с помощью решений которой заказчики смогут сами, без помощи веб-студий, создавать и эксплуатировать свои сайты. Помимо NetCat и "1С-Битрикс" на рынке решений для управления сайтами также присутствуют UMI CMS от петербургского разработчика "Юмисофт", которое является относительно новым игроком, но уже позиционирует себя как входящего в первую "тройку", HostCMS, продвигаемая московским ООО "Хостмэйк", система CMS WebDirector и др.

Из новых продуктов, предназначенных для оптимизации мобильного интернет-контента для операторов связи, можно отметить, анонсированный в ноябре набор продуктов Bytemobile Inc, который будет продвигать петербургская компания "Рексофт".


Разные одинаковые социальные сети

Автор: Николай Двас

Крупные социальные сети продолжают выполняют очень важную просветительскую функцию, приводя в сеть новых людей. Эти люди потихоньку начинают "оглядываться", делают то удивительное открытие, что Интернет не тождественен "Одноклассникам", - и за счет этого прирастают многие сайты Рунета, в том числе - социальные сети более узкого и частного направления.

Одной из тенденций развития соцсетей можно назвать специализацию. В области общих сетей ситуация более или менее прояснилась. Есть три лидера - "ВКонтакте", "Одноклассники" и "Мой Мир", которые, периодически меняясь друг с другом местами в рейтинге, в зависимости от того, как и что считать, в тройку никого не пропустят. Зато появилось множество соцсетей по частным вопросам. Например, приобрела популярность созданная еще в 2007 году социальная сеть покупателей BuyBest. Также была создана социальная сеть для православных "Соборное дело". Мусульманская социальная сеть появилась пока только на Западе.

Адаптация соцсетей к религиозной культуре - вещь необходимая: у представителей разных конфессий есть свои требования, причем, весьма жестко формализованные и заранее известные. Значит, удовлетворив этим требованиям первым, можно автоматически завоевать достаточно большую аудиторию.

Есть и другие крупные группы, которые оказались охваченными соцсетями в этом году. Например, женщины. Также важно отметить, что социальные сети теперь - это не просто еще одна возможность поболтать. Это еще и способ заработать, такой, как, например, Kroogi, или найти работу - в этом намеревается помочь свежезапущенный стартап Zimetrix, претендующий на то, чтобы стать российским аналогом LinkedIn.

География и интеграция

Еще один из важнейших трендов уходящего года - это, без сомнения, взрывное развитие геосоциальных сервисов. Быстро развивались и другие виды сервисов, например, семейные, однако геосоциальность царила повсюду от десктопа до iPhone. Старейший и заметнейший из геосервисов - "Мир Тесен" - почувствовал дыхание конкурентов, правда, к этому моменту накопил уже более чем миллионную пользовательскую базу. Новые проекты, такие, как Homepage, сосредоточены уже не на "геосоциальных" сервисах в общем, а на городских - по тому же пути годом раньше пошел AroundMe. Исполнительный директор последнего проекта Владимир Долгий-Рапопорт рассказал TelNews, что у его сети существуют планы интеграции с "ВКонтакте".

Это обозначает последнюю и самую заметную тенденцию в развитии социальных сетей современного Рунета. Их много. Их много - и они разные. Они разные - и нет никого, кто мог бы позволить себе регистрироваться на всех. Единственное, что может решить порождаемые таким многообразием проблемы - это интеграция, как взаимная, так и в рамках сторонних агрегаторов. В числе наиболее популярных оказался BestPersons, который, помимо своего удобства, прославился гигантскими брешами в безопасности, за что заслужил бан от "ВКонтакте". Следует отметить, что с тех пор BestPersons исправился, проблемы в безопасности (по крайней мере, замеченные) устранил, и обзавелся дополнительной функциональностью, которая позволяет поставить его в один ряд с таким, например, западным гигантом, как FriendFeed. Первым из крупных порталов, отметившимся своим социальным агрегатором стал "Рамблер", презентовавший "Рамблер-Друзей". Для соответствия своей концепции "точки входа", "Рамблер", конечно же, не мог обойти стороной такой важный аспект, как создание социального агрегатора.


Когда начнется рост

Грядущий 2009 год будет непростым и для развивающихся стран, экономики которых не смогли дистанцироваться от кризиса. Начальник аналитического департамента компании "Арбат Капитал" Сергей Фундобный отмечает, что из-за достаточно большой инертности практически все развивающиеся экономики как минимум весь 2009 год будут демонстрировать ухудшение макроэкономических индикаторов даже в том случае, если к концу 2009 года в американской экономике уже наметится некоторое оживление. Практически не вызывает сомнений тот факт, что минимумы 2009 года будут ниже минимумов 2008 года, то есть рынки достигнут нового дна, считает г-н Фундобный. Скорее всего это произойдет в первом полугодии 2009 года, по крайней мере для сырьевых экономик (Россия, Бразилия). При хорошем раскладе к концу 2009 года можно ожидать некоторого восстановления развивающихся фондовых площадок с годовых минимумов на фоне начинающегося оживления в американской экономике и последующего их роста в 2010 году.

Сырьевые рынки, по прогнозам экспертов, также будут находиться не в лучшей форме в первой половине 2009 года, однако второе полугодие может оказаться более благоприятным. Цены на нефть в 2008 году зафиксировали максимальное снижение с 2004 года, так как экономический рост во многих странах существенно замедлился и спрос на нефть упал. По мнению аналитиков Merrill Lynch, цены на нефть достигнут нижнего предела в первой половине 2009 года. В условиях резкого сокращения спроса со стороны всех регионов - потребителей нефти Merrill Lynch снизил свой прогноз цен на сырую нефть на 2009 год до 50 долл./барр. Главный стратег Merrill Lynch по сырьевым товарам Франсиско Бланш считает, что крупнейшим риском, связанным со снижением цен, будет риск более сильного по сравнению с прогнозами ослабления китайской экономики. По его мнению, цены на нефть должны достичь своего минимума в начале второго квартала. Однако эксперты Всемирного банка ожидают, что в 2009 году нефть будет стоить в среднем около 75 долл./барр.

Аналитики Merrill Lynch считают, что изменение баланса в мировой экономике ведет к ослаблению доллара. Эксперты прогнозируют, что доллар сначала укрепится, а потом ослабеет по мере снижения уровня неприятия риска.

Эксперты Hang Seng Bank также уверены в том, что в первой половине 2009 года доллар будет укрепляться, после чего ситуация повернется не в его пользу. "Доллар продолжит укрепляться в первом полугодии 2009 года по двум причинам: во-первых, аппетит инвесторов к риску останется пониженным, а во-вторых, финансовый кризис перерос в экономический и экономика многих стран либо уже в состоянии рецессии, либо на грани. Перспективы снижения стоимости кредита делают валюты этих стран менее привлекательными для инвесторов. Однако эксперты Hang Seng Bank считают, что в дальнейшем фортуна может отвернуться от доллара. Когда ситуация в экономике стабилизируется, масштабное обеспечение ликвидностью со стороны ФРС и использование альтернативных методов борьбы с кризисом могут оказать давление на американскую валюту, так как объем предложения долларов будет слишком большим.

В целом аналитики Raiffeisen Research прогнозируют, что к марту 2009 года курс пары евро/долл. составит 1,24, к июню - 1,30, в сентябре остановится на уровне 1,40 евро/долл., а к декабрю опустится до 1,45 евро/долл. Отношение иены к доллару к марту 2009 года достигнет отметки 90 иен/долл., к июню прогнозируется изменение курса до 92 иен/долл., а в сентябре и декабре оно может составить 93 иен/долл.

С начала ноября 2008 года мы являемся свидетелями существенного ослабления рубля по отношению к бивалютной корзине. В 2009 году его снижение, вероятно, продолжится. В Минэкономразвития ожидают, что отношение российской валюты к доллару в 2009 году составит 30,8-31,8 руб./долл. Ожидается, что средний курс составит от 30,8 до 31,8 руб. при курсе евро к доллару в интервале 1,25-1,3.

По мнению аналитиков Raiffeisen Research, если нынешний подход найдет продолжение в 2009 году, стоимость бивалютной корзины может достичь отметки 35,0 руб. к концу марта. В целом аналитики Raiffeisen Research прогнозируют, что к марту курс евро к рублю может достичь отметки 41,64 руб. К июню он может измениться до 43,52 руб., в сентябре еще подрасти до 47,46 руб. В декабре 2009 года эксперты ожидают курс евро на уровне 48,23 руб. Курс доллара по отношению к рублю, по прогнозам аналитиков Raiffeisen Research, в марте 2009 года может составить 33,58 руб. К июню доллар может несколько снизиться - до 33,48 руб., затем вновь подорожать к сентябрю - до 33,9 руб. и опуститься к концу года до 33,26 руб.

Аналитики Citi полагают, что в первом квартале 2009 года ЦБ РФ продолжит постепенно девальвировать рубль. По оценкам специалистов Citi, при сохранении цен на нефть в районе 40 долл./барр. до конца первого квартала 2009 года рубль снизится против корзины до 40,16. А вот по оценкам экспертов Bank of America, к концу первого квартала курс рубля к корзине составит 33,5. "При этом на фоне низких цен на нефть есть риск более существенного ослабления российской валюты", - отметили аналитики Bank of America.

Аналитики ИК "Тройка Диалог" считают девальвацию сигналом к покупке. Они советуют покупать акции экспортеров, как только произойдет значительное ослабление рубля: оно устранит главный риск для инвестиций в Россию и улучшит финансовые показатели экспортеров. Аналитики Credit Suisse также полагают, что в наиболее выигрышном положении от ослабления рубля окажутся экспортеры, составляющие основную часть рынка, в частности такие компании, как "Сургутнефтегаз", ГМК "Норильский никель" и ММК. В проигрыше, наоборот, окажутся компании, наиболее чувствительные к изменению валютного курса, такие как ГК "ПИК" (поскольку слабый рубль снизит доступность и потребность в жилой недвижимости), а также "Вимм-Билль-Данн" и Sollers, у которых присутствуют высокие импортные расходы.

По мнению экспертов Альфа-банка, замедление экономики в 2009 году было неизбежно, однако был возможен рост в пределах 4-6% при условии сохранения доверия к рублю. Теперь специалисты банка считают, что более вероятным становится пессимистичный сценарий, по которому банковские обязательства пострадают от "бегства из рубля". Таким образом, прогноз роста ВВП в 2009 году был понижен до 2%.

Аналитики ФК "Уралсиб" подчеркивают, что состояние российской экономики ухудшится, прежде чем начнет восстанавливаться в третьем и четвертом кварталах 2009 года. Наиболее реалистичным экспертам ФК "Уралсиб" представляется сценарий, при котором цены на российские активы останутся низкими в первом полугодии и резко восстановятся во втором полугодии.

По мнению экспертов ИК "Тройка Диалог", возможные факторы роста российского рынка: выход мировой экономики из рецессии и возобновление роста котировок нефти. Однако, как считают специалисты инвесткомпании, прежде чем рынок получит возможность реализовать свой потенциал, должна исчезнуть неопределенность, связанная с ослаблением рубля, рецессией в мире и развитием кризиса неустойчивой экономики восточноевропейских стран. Эксперты "Тройки" прогнозируют целевой уровень индекса РТС на конец 2009 года - 1000 пунктов исходя из допущения, что в 2009 году средняя цена барреля нефти составит 55 долл., снижение курса рубля - 20%, а стоимость акционерного капитала российских компаний - 16%. Однако это уравнение со многими неизвестными, подчеркивают они. Индекс может снизиться до 350 пунктов, если мировая рецессия разовьется в депрессию, либо достичь 1500 пунктов, если рост мировой экономики ускорится.

Аналитики Credit Suisse считают, что российский рынок имеет шанс на восстановление, возможно, в конце 2009 года, когда глубина глобального экономического замедления уже будет заложена в цены акций и инвесторы начнут учитывать в котировках возможное восстановление. Аналитики Credit Suisse не исключают достижение индексом РТС уровня 1200 пунктов в 2009 году. Однако эксперты акцентируют внимание, что эта цель может быть достигнута только в том случае, если сработает одно из следующих условий: произойдет значительная девальвация рубля или частичное восстановление цен на нефть.

Что касается второго эшелона, то, по мнению старшего аналитика CIG Владимира Рожанковского, в целом индекс РТС-2 большую часть 2009 года будет показывать крайнюю инертность. По словам заместителя начальника аналитического департамента "Арбат Капитала" Алексея Павлова, любой подъем на российском фондовом рынке обязательно возглавляют "голубые фишки". Таким образом, опережающую динамику в 2009 году будут демонстрировать наиболее ликвидные бумаги, в первую очередь нефтегазовые. Существенный спрос во втором эшелоне может появиться только к концу 2009 года, а основной рост, видимо, придется уже на 2010 год.

Важным фактором будущего развития компаний нефтегазовой отрасли в 2009 году станет то, как они переживут кризисный период - смогут ли сохранить свои амбиции, подогретые бурным ростом стоимости нефти. С этой точки зрения наиболее привлекательными аналитик "Арбат Капитала" Виталий Громадин считает государственные компании ("Роснефть", "Газпром" и "Газпром нефть") и НОВАТЭК. По мнению начальника аналитического управления компании "Атон" Вячеслава Бунькова, стоит обращать внимание на компании с высокой долей перерабатывающих мощностей, то есть в первую очередь на ЛУКОЙЛ и "Газпром нефть". "Сургутнефтегаз" выглядит привлекательно из-за своей надежности, обусловленной наличием многомиллиардной денежной подушки. "Роснефть" будет себя чувствовать неуютно из-за высокой долговой нагрузки, а привлекательность газового сектора и основных его представителей - "Газпрома" и НОВАТЭКа - будет определяться решением правительства по поводу повышения внутренних цен на газ в 2009 году, подытожил г-н Буньков.

По мнению Андрея Стоянова из УК Росбанка, с точки зрения минимизации рисков корпоративного управления в теплогенерации лучше в первую очередь обратить внимание на компании с крупными западными собственниками - ТГК-10, ОГК-4 и ОГК-5. С точки зрения фундаментальных показателей старший аналитик ИФК "Алемар" Виталий Домнич видит высокий потенциал роста в акциях "РусГидро", ФСК и Холдинга МРСК. Общим поддерживающим фактором для всех компаний является контролирующая доля государства и значительный процент госфинансирования в инвестпрограммах.

Снижение производства в металлургической отрасли по итогам года может составить до 20%, считает г-н Стоянов. Аналитик компании "Атон" Ольга Митрофанова рекомендует три стратегии инвестирования в бумаги металлургического сектора. Долгосрочную стратегию: инвестировать в компании с умеренной стратегией развития бизнеса за счет органического роста (НЛМК, ММК, "Распадская"). Эту стратегию эксперт рекомендует рассматривать как приоритетную. Долгосрочную стратегию - инвестировать в золотодобывающие компании ("Полюс Золото", "Полиметалл") как защитный инструмент. Спекулятивную стратегию - выбирать в качестве объектов инвестирования существенно "просевшие" металлургические компании, имеющие проблемы с рефинансированием задолженности и подавшие заявки в ВЭБ. Как только ВЭБ удовлетворит заявку компании, начнется спекулятивный рост ее котировок (Evraz Group, ТМК, "Северсталь").

Если говорить о перспективах телекоммуникационного сектора на 2009 год, то, по мнению аналитика ИК "Велес Капитал" Ильи Федотова, снижение спроса со стороны частных лиц (за счет увольнений и сокращения доходов населения), а также корпоративного сектора (вследствие снижения деловой активности) не будет способствовать тому стремительному росту отрасли, который наблюдался в последние годы. В банковском секторе в 2009 году большинство опрошенных экспертов ожидают еще более серьезного замедления роста, в связи с чем рекомендуют воздержаться от вложений в банковские бумаги по крайней мере в первом квартале 2009 года.

В целом в 2009 году специалисты ФК "Уралсиб" рекомендуют инвесторам две структуры портфеля. Первую они называют "защитные акции". Она включает акции, которые эксперты считают лучше других подготовленными к тому, чтобы показать опережающую динамику в сложный период первого полугодия 2009 года. Они же, как полагают аналитики ФК "Уралсиб", подорожают раньше других, когда начнется восстановление рынка. Вторая структура портфеля - "восстающие из пепла" - включает и наиболее надежные активы, и те, которые будут оставаться под давлением в период снижения рынка, но резко вырастут в цене после начала ралли. Эти акции специалисты ФК "Уралсиб" рекомендуют покупать в моменты резкого падения рынков в первом квартале 2009 года.

Защитными акциями (то есть акциями, которые должны показать опережающую динамику в первом полугодии) аналитики "Уралсиба" считают: АФК "Система", "Газпром", "Газпром нефть", "Комстар-ОТС", "Магнит", МТС, ОГК-4, "Полюс Золото", "Распадская", "РусГидро", "Сильвинит" (обыкновенные и привилегированные), ТМК, ФСК, Raven Russia.

В "восстающих из пепла" (то есть акции, которые должны больше, чем другие, выиграть от ожидаемого восстановления цен на сырье, экономической активности и настроений инвесторов во втором полугодии) специалисты "Уралсиба" включают все "защитные акции", а также: ВТБ, "ВымпелКом", Группа "Дикси", Группа ЛСР, Группа ПИК, Evraz, ЛУКОЙЛ, "Мечел", "Норильский никель", НЛМК, Сбербанк, "ТНК-ВР Холдинг", X5 Retail Group.


Число безработных в России достигло 1,45 млн человек

Численность зарегистрированных безработных за последнюю неделю увеличилась на 4% и составила 1 млн 454 тыс. человек. Об этом сообщил сегодня вице-премьер Александр Жуков на совещании по ситуации на рынке труда.

По его словам, с начала октября 2008г. по настоящее время уволено в связи с ликвидацией организаций либо сокращения штата более 53 тыс. человек. При этом более 10 тыс. организаций объявили о планах высвободить в январе-феврале 2009г. еще около 270 тыс. работников.

Отметим, что за последние месяцы правительство не раз заявляло о решимости снизить напряженность на рынке труда и сохранить социальные завоевания последних нескольких лет. В частности, отдельным регионам предоставили право разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия для снижения напряженности на рынке труда этих субъектов РФ. К таким мероприятиям относятся опережающая переподготовка работников, находящихся под риском увольнения, мероприятия по их переезду в другую местность в целях трудоустройства и обучения, программы развития общественных и временных работ для граждан, временно не имеющих работы, и другие.

Также предусматривается в случае введения работодателями режимов неполного дня или неполной рабочей недели, временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, вызванным последствиями финансового кризиса, установление обязанности работодателей сообщать о данных решениях в органы службы занятости.

Как отмечается в финансово-экономическом обосновании к документу, дополнительная потребность в средствах федерального бюджета на осуществление социальных выплат в случае изменения норм закона о занятости населения, касающихся установления для безработных граждан, уволенных из организаций по собственному желанию без уважительной причины, размера и сроков выплаты пособия по безработице в процентном отношении к среднему заработку, но не выше максимальной величины пособия по безработице с периодом выплаты в течение 12 месяцев, может составить от 2,3 млрд руб. до 2,9 млрд руб.


Топ30 лучших стран для офшоринга

По мнению Gartner, новые кандидаты бросили вызов странам БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), которые являются доминирующими на рынке офшоринга.

В то время как Индия являлась "бесспорным лидером" в списке стран для офшоринга (следом за ней сразу шел Китай), то в этом году результаты опроса показали, что Мексика, Польша и Вьетнам вполне могут составить ей конкуренцию.

Ян Марриотт, вице-президент Gartner по исследовательской работе, рассказал, что эти страны пытаются извлечь пользу из финансового кризиса, то есть сыграть на желании компаний сэкономить свои средства.

Северная Ирландия, Шри-Ланка, Турция и Уругвай ушли прошлогоднего списка Tоп30, зато он пополнился новыми участниками - это Египет, Марокко, Панама и Таиланд.

По словам Мариотта, четыре страны покинули заветный список вовсе не из-за плохих результатов. Динамика рынка показывает, что просто другие страны сумели сделать сильный рывок вперед.

Местоположение стран для офшоринга в Gartner оценивали по знаниям языков, поддержке правительства, резерву рабочей силы, инфраструктуре, образовательной системе, расходам, политической и экономической обстановке, совместимости культур, международной и юридической зрелости, а также системам безопасности информации и интеллектуальной собственности.

Ключевым фактором при выборе компаниями места для офшоринга являлись знания языков, совместимость культур, часовые пояса и время, затрачиваемое на дорогу.

В окончательный список вошли 13 стран из Европы, Среднего Востока и Африки, в том числе Республика Чехия, Польша и Венгрия, которые ценятся в первую очередь за знания языков. Также впервые в список были включены две североафриканские страны.

По-прежнему сохраняется тенденция к использованию европейских стран как центров для предоставления традиционных услуг. Также продолжается тенденция к привлечению крупных индийских провайдеров.

Опрос показал, что Южная Америка становится все более перспективным направлением для США (самый крупный покупатель на рынке офшоринга) и что здешних специалистов ценят за их знание испанского языка.

В списке были представлены 10 стран из Азиатско-тихоокеанского региона, но в него вошли также и такие развивающиеся страны, как Малайзия, Филиппины, Таиланд и Вьетнам, которые выбирают, в основном, из-за низкой стоимости.


Традиционные СМИ не заработают на рекламе

Рекламные доходы традиционных американских СМИ в следующем году уменьшатся на 5%. По данным исследовательской компании Borrell Associates, понижение произойдет также и в сегменте интернет-рекламы. Ранее аналитики прогнозировали, что глобальный финансовый кризис не повлияет на рост доходов интернет-рекламы.

Снижение рекламных доходов коснется всех традиционных СМИ, включая телевидение, которое в течение долгого времени оставалось наиболее популярным медиаканалом среди рекламодателей, переживающих не самые лучшие времена. Выручка от контекстной интернет-рекламы в США уменьшится на 1,3%. В 2008 году рост доходов в этом сегменте составил 47%. Самым популярным видом онлайн-рекламы, по прогнозам Borrell Associates, станет видеореклама. По мнению экспертов eMarketer.com, к 2011 году американские рекламодатели потратят на запуск и демонстрацию рекламных роликов в Сети около 1,9 млрд долл., что в 4 раза превышает текущие показатели.

Согласно последнему прогнозу рекламного агентства Group M, тяжелые времена и уменьшение рекламной выручки ожидает и британский медийный сектор - его доходы в следующем году снизятся на 6%. По прогнозам отечественных аналитиков, расходы на рекламу в России сократятся на 11%. Снижение темпов роста коснется всех медиаканалов, за исключением контекстной интернет-рекламы. Вице-президент ГИПП Евгений Абов допускает, что ряд рекламодателей перейдет на месячный цикл размещения: "При ограниченном наборе продуктов рекламного предложения они просто сокращают частотность". Однако, по его мнению, в большей степени из-за кризиса пострадают глянцевые издания. "Это обнаружится уже в первом квартале будущего года, - считает он. - Газеты в этом отношении окажутся более гибкими, потому что они могут маневрировать своей полосностью". По мнению г-на Абова, в объемах сильнее всех пострадает телевидение.

По мнению директора по стратегическому планированию Current Marketing Partners Евгения Кадушина, наиболее перспективным направлением станет контекстная реклама. "Реклама, которая дает эффект здесь и сейчас и максимально попадает в целевую аудиторию, станет основной строкой расходов большинства рекламодателей", - считает он. Такую точку зрения разделяет и генеральный директор AdWatch Андрей Чернышев. "Рекламодатели будут отдавать в 2009 году предпочтения тем медиа, которые более прогнозируемы и дают быструю отдачу", - считает он. - Поэтому в России интернет-реклама может стать единственным медиа, которое продолжит свой рост". При этом контекстная реклама, по словам эксперта, будет расти быстрее, чем медийная. По прогнозу г-на Чернышева, интернет-реклама в России продолжит свой рост и соберет на 20-30% больше, чем в этом году.


Красноярские IT-компании нацелены на выживание

На красноярском IT-рынке началась "чистка". Мелкие компьютерные ритейлеры исчезают десятками, а крупные "затягивают пояса" в ожидании большого падения продаж. Системные интеграторы испытывают хронический недостаток заказов и надеются на будущий рост аутсорсинговых услуг. По мнению специалистов, наименьший урон от текущего кризиса понесут только те IT-компании, чей бизнес сосредоточен в интернете.

По оценке генерального директора ГК "СибитSystems" Анатолия Cергеева, в 2008 г. местный рынок IT вырос примерно на 16% по сравнению с прошлым годом, а его объем составил около 20 млрд руб. По-прежнему наибольшую долю - 50% - в структуре красноярского IT-рынка занимает компьютерный ритейл. Между тем основной рост рынку в текущем году обеспечили системная интеграция и продажи и внедрение ПО - их доли увеличились примерно на 10% и составили 30% и 20% соответственно. По словам экспертов, рост мог бы быть выше, если бы с конца лета рынок не стал стагнировать из-за финансового кризиса.

Новичок потеснил старожилов

В числе главных событий года эксперты называют уход с рынка одного из крупнейших системных интеграторов - компании "КАМИТЕК". В декабре прошлого года она предприняла попытку объединения с другой местной компанией - "КРИС", однако опыт слияния оказался неудачным. "Мы делали большую ставку на объединение этих компаний, поскольку в этом случае на местном рынке появился бы крупный игрок, способный на равных конкурировать с московскими интеграторами, однако наши надежды не оправдались: "КАМИТЕК" ушел с рынка, большинство его специалистов не нашли работы в отрасли, многие были вынуждены устроиться в те же московские фирмы", - прокомментировал ситуацию директор "Красноярской ассоциации компаний в сфере информационных технологий" ("КрАсКИТ") Анатолий Фомин.

Однако начальник управления информационных технологий "Енисейской ТГК (ТГК-13)", бывший генеральный директор ГК "КАМИТЕК" Константин Подлесный уточняет, что компания не перестала существовать. "Она продолжает работать под названием "КАМИТЕК-МОНТАЖ". Сузился только профиль её деятельности - компания отошла от продаж техники и сосредоточилась на проектно-монтажных работах", - заявил г-н Подлесный.

В сегменте компьютерного ритейла наиболее весомым событием года стал выход на местный рынок крупной дальневосточной сети DNS. Она активно включилась в процесс перераспределения рыночных долей - всего за полгода запустила в Красноярске четыре компьютерных супермаркета и сейчас, по оценкам экспертов, уже входит в тройку лидеров местного ритейла.

Ещё одним значимым событием стала покупка красноярской компанией "Старком" иркутской сети компьютерных супермаркетов "Комтек", что позволило местному ритейлеру масштабно выйти на рынок Иркутской области.

Ритейлеры делают ставку на сервис

Аналитики говорят, что в этом году на рынке наметился ряд новых тенденций. "В среде заказчиков обозначился переход от инвестирования в новое оборудование к попыткам повышения производительности уже имеющейся техники. Все более востребованными становятся решения, позволяющие оптимизировать IT-инфраструктуру, снизить затраты на её содержание и повысить эффективность: системы видеоконференцсвязи, IP-офисы, сети передачи данных, системы безопасности и гарантированного электропитания", - говорит генеральный директор ГК "КРИС" Дмитрий Cизых. Также эксперт отметил значительное увеличение заказов от госсектора. "У нас существенно выросло число заказчиков, финансируемых из государственного бюджета. Прежде всего, это вузы, медицинские учреждения и различные органы государственной власти", - делится г-н Сизых.

В сегменте компьютерного ритейла аналитики также отмечают ряд новых тенденций. В первую очередь, значительный рост проникновения лицензионного софта. По оценкам руководителя отдела маркетинга и продаж компании "Аверс" Максима Багаева, сегодня 70–80% компьютеров, продаваемых в Красноярске, идут с предустановленным лицензионным ПО. Продолжается тенденция роста продаж мобильных компьютеров, начавшаяся в 2007 г. Эксперты утверждают, что если продажи десктопов по сравнению с прошлым годом остались примерно на том же уровне, то продажи ноутбуков только с начала текущего года выросли в два раза. Наряду с этим существенно упали продажи сканеров, принтеров и ксероксов. Их постепенно вытесняют МФУ - многофункциональные устройства, способные заменить сразу несколько видов оборудования.

В этом году на рынке наметилась четкая тенденция перехода компаний от продаж компьютеров к сервисному обслуживанию. Аналитики связывают её с постепенным насыщением рынка. На сегодня все крупные местные ритейлеры усилили сервисные центры. "Сервисное обслуживание стало одним из самых доходных направлений нашего бизнеса в этом году. Многие компании начали отдавать эту услугу на аутсорсинг. Поэтому мы активно стали развивать данное направление и сейчас предоставляем сразу нескольким фирмам услугу сервисного центра", - говорит заместитель директора по развитию компании "Старком" Юлия Залетаева.

По аналогичному пути развивается и "Аверс". "Ещё в начале года мы запустили службу мобильного сервиса, увеличили персонал сервисного центра, а в октябре открыли "Компьютерную клинику", - рассказал Максим Багаев. По его словам, объем услуг сервисного направления по сравнению с прошлым годом в "Аверсе" вырос на 60%.

Специалисты отмечают, что в целом во всех сегментах местного IT-рынка значительно усилилась конкуренция. Дмитрий Сизых: "Отдельные направления, например, поставки оборудования, достигли насыщения. Это заставляет игроков искать новые направления для развития".

Осенью продажи компьютеров упали на 25%

По словам аналитиков, местный IT-рынок стабильно рос примерно до августа-сентября 2008 г. С появлением первых признаков кризиса рост остановился. "В сегменте системной интеграции произошло сокращение и без того небольшого пула IT-задач, особенно от крупных заказчиков. Как следствие обострилась конкуренция в борьбе за эти задачи", - констатирует Анатолий Сергеев.

"Значительно сократились объемы продаж как у ритейлеров, так и у компаний, внедряющих IT-решения. Дело в том, что затраты на IT-инфраструктуру в числе первых попали под сокращение в бюджетах компаний-заказчиков", - добавляет Анатолий Фомин.

По оценке Максима Багаева, в четвертом квартале 2008 г. у ритейлеров произойдет падение объемов продаж примерно на 20–25% по сравнению с третьим кварталом. В сегменте компьютерного ритейла уже началось активное перераспределение рыночных долей. С рынка ушло несколько заметных игроков. Например, закрылся магазин федеральной розничной сети Sunrise, магазин "ТехноМаркет". "Если же говорить о мелких компаниях, то ещё в начале года их было около сотни, к концу - стало меньше на несколько десятков", - утверждает Юлия Залетаева. Сейчас, по её оценке, на рынке работают не более пяти крупных игроков, которые делят между собой около 80% рынка. Однако и им приходится ужиматься и сокращать количество торговых точек. "В этом году рынок достиг насыщения и некоторые торговые точки уже "болтались" на уровне рентабельности, не принося прибыли. Закрывать их не имело смысла хотя бы из соображений более широкого присутствия на рынке. Однако кризис заставил пересмотреть позиции: сейчас, если магазин не приносит прибыли, его закрывают", - пояснил г-н Багаев.

Айтишники готовятся к "голодному" году

По прогнозам участников рынка, следующий год будет непростым для местного IT-бизнеса. "Темпы роста рынка значительно сократятся. Если в нормальных условиях прирост составил бы процентов 30, то в кризис он вряд ли достигнет даже 10%", - полагает Юлия Залетаева. Интеграторы надеются, что заказчики начнут переходить на IT-аутсорсинг. "Думаю, многие компании перераспределят инвестиции: сместят акценты с покупки нового оборудования на совершенствование имеющихся систем. В связи с этим мы прогнозируем увеличение спроса на внедрение программного обеспечения, аутсорсинг, обучение", - сказал Дмитрий Сизых.

Анатолий Сергеев полагает, что будет набирать обороты открытый софт. "Должна прекратиться гонка за модными западными софтверными брендами - Microsoft, Oracle, SAP. Сейчас есть достаточно продуктов freeware, которыми можно оснастить порядка 80–90% рабочих мест за гораздо меньшую стоимость", - утверждает г-н Сергеев. По его словам, "СибитSystems" уже оснастил 50 офисных компьютеров открытым ПО и сэкономил на этом около миллиона руб.

Анатолий Фомин высказывает предположение, что из всех сегментов IT-отрасли наименьший урон от кризиса понесут компании, занятые в области web-разработки. "Во-первых, у них значительно меньшие расходы по сравнению с ритейлерами и интеграторами. Во-вторых, сейчас есть предпосылки к тому, что во время сокращения рекламных бюджетов многие компании обратятся к интернету как к одному из самых доступных носителей рекламы", - полагает эксперт.

По словам г-на Фомина, "КрАсКИТ" сейчас прилагает все усилия для разработки антикризисных мер в поддержку участников ассоциации и в целом местных IT-компаний. "Сейчас мы общими усилиями ищем варианты, как ассоциация может способствовать выживанию компаний в нестабильной ситуации, обмениваемся опытом, ищем способы поддержки друг друга. Результаты этой работы, думаю, будут видны только в следующем году", - заключил г-н Фомин.


Россияне не хотят на пенсию

 


Согласно последнему глобальному исследованию, проведенному международным кадровым агентством Kelly Services, почти треть активно работающих россиян в возрасте до 33 лет не собирается уходить на пенсию до 65 лет. Причем треть уверена, что у них будет достаточно накоплений для комфортной старости.

В результате проведенного Kelly Services исследования было установлено, что 75% респондентов в России по достижению пенсионного возраста приняли бы предложение о продолжении работы, если бы такое предложение к ним поступило.

Управляющий директор Kelly OCG Наталия Матусова считает, что желание молодых работать до более преклонного возраста наглядно иллюстрирует истинную мотивацию так называемого поколения Y, и в данном случае речь не о заработке, а о самореализации в течение всей жизни.

"Если поколение бебибумеров трудится в основном для того, чтобы достойно содержать себя и свою семью, а поколение Х стремится как заработать, так и развиться профессионально, то сейчас для более молодого поколения Y первоочередная задача самореализация, - комментирует Наталья. Причем работа должна быть интересной, развивающей и не всегда приносящей деньги, вспомните хотя бы проект Википедия".

Пенсионный возраст напрямую завязан на систему здравоохранения и на продолжительность жизни. В России мужчины выходят на пенсию в 60 лет при средней продолжительности жизни 58 лет. Вот почему если сегодня молодые люди в нашей стране говорят о том, что хотят работать до 65 лет и дольше, это сигнал государству пересмотреть систему здравоохранения и правильно использовать мотивацию молодого поколения.

Основные результаты исследования:

  • 68% респондентов планируют уйти на пенсию в 65 лет, среди них 32% после 65 собираются продолжить работу;
  • 34% полагают, что накопят достаточно средств для комфортной старости;
  • 14% утверждают, что во время пенсии им придется рассчитывать только на пенсионные и социальные выплаты;
  • 75% приняли бы предложение о продолжении работы после пенсии;
  • 41% считают, что смогут легко найти работу после выхода на пенсию.

Мужчины (39%) больше, чем женщины (29%), уверены в том, что накопят на старость достаточно средств. Кроме того, мужчины больше склонны полагать, что, в случае необходимости, сумеют на пенсии найти работу.

На вопрос, каким образом респонденты на пенсии собираются искать средства к существованию, 35% решили найти работу с частичной занятостью, 30% планируют начать свое собственное дело, а 21% станут искать временную работу или работу по контракту.

Что интересно, многие из тех, кто согласился бы на продолжение работы после пенсии (75% опрошенных), работали бы не из-за денег: из них подавляющее большинство (83%) сказали, что основным мотиватором было бы сохранение активности, 12% стали бы заниматься этим из-за денег и лишь 3% из чувства лояльности к своей компании.

Вопрос "Где бы вы предпочли жить после выхода на пенсию?" породил смешанные чувства: 42% планируют остаться в том же городе; 11% собираются переехать в другую страну; 8% собираются переехать в другой город; а 39% еще не определились.

Исследование отразило основные тенденции изменений, происходящих в сознании людей относительно своего будущего выхода на пенсию. Важным выводом явилось и то, что не прекращающаяся война за таланты в будущем приведет к росту спроса на опыт и навыки выходящих на пенсию специалистов.

"Для кого-то продолжить работу после пенсии - необходимая мера, чтобы поддержать привычный уровень жизни. Другие придут к мысли, что дальнейшая работа помогает им оставаться здоровыми и активными", - утверждает Наталья Долженкова, коммерческий директор Kelly Services.

В исследовании The Kelly Global Workforce Survey были собраны сведения, представляющие точку зрения около 115 000 человек в 33 странах Европы, Азии, Тихоокеанского региона, Северной и Южной Америки. В России в исследовании приняло участие более 3 600 человек, преимущественно "белые воротнички" городов-миллионников, 86% из которых моложе 33 лет. Эти данные являются результатом развернутого опроса, проведенного по всему миру службой анкетирования Kelly Services в 2008 г.

Как выросли маленькие поисковики?

Автор: Николай Двас

Как и многое в жизни, поисковики бывают "большими" - "Яндекс", Google, Rambler - и "маленькими". Общие задачи поиска решают в основном первые, удел вторых - решение каких-то более частных и мелких задач, как бы они ни пытались утверждать обратное. Зато они могут позволить себе испытывать неожиданные и смелые решения: интерфейсные, в области алгоритмов или монетизации.

Очень часто они опережают крупных игроков; иногда случается так, что большие поисковики добавляют к себе какую-то функциональность лишь после того, как малые ее протестировали. В этом году несколько интересных малых поисковиков заявили о своих возможностях и предоставили набор уникальных функций.

Плохо забытое старое

Как нетрудно заметить, за прошедший год суммарная доля малых поисковиков изменилась не слишком сильно: как начинали год с доли чуть большей, чем три с половиной процента, так и заканчиваем - хотя на сентябрь приходилось обвальное падение, за прошедшие три месяца ситуация выправилась. Среди годовых лидеров падения - MSN и Aport, поднялись круче всех Qip.ru и Nigma. Запустился и ряд новых игроков, "играющих" на выдаче крупных поисковиков. Первый из них - Gde.ru - ищет с использованием Яндекс.XML, обещая пользователю найти не "все", а только "лучшее". Привлекает он использованием идей мэшапинга. Второй тоже эксплуатирует популярную идею вкупе с чужим поиском. Это Qwate, представляющий собой "вертикализированный" Google. Впрочем, в его перспективы никто не верит: по мнению руководитель отдела поиска и навигации компании "Рамблер-Медиа" Дмитрия Малина, подсказки вариантов поисковых запросов невменяемы, ручной отбор сайтов для отдельных разделов Интернета сделан людьми, не знающими Рунет или знающими его случайно, а проект в целом большие проблемы с русскоязычными ресурсами. Интересен проект ровно тем, что если хорошие вещи бывают сделанными и по тренду и вопреки ему, то плохие, но пафосно презентованные всегда следуют тренду. Еще одно подтверждение тому, что вертикализация стала трендом. Возродиться в вертикальном виде пытался и Апорт, впрочем, неудачно. Восстания из пепла на поисковом рынке вообще не имели успеха: какие-то малопонятные движения совершила "Вебальта", однако их никто, в общем, и не заметил.

Экспериментаторы и новаторы

В числе наибольших удач года среди малых поисковиков следует отметить, безусловно, Quintura. Правда, преуспела она в основном не как поисковик по "большому" Интернету, а как поиск по сайтам. Последовательная политика по привлечению партнеров позволила Quintura встроиться во многие сайты. Следует ответить, что при этом поисковик не уставал экспериментировать с выдачей, представляя своеобразные поисковые подсказки в виде облака запросов, аффилированных к данному - как на собственном сайте, так и в клиенте. Помимо этого, Quintura выпустила свою версию поисковика для детей, в отличие от того, что стоит на печально известном школьном портале - действительно, работающую.

Также нельзя не отметить "Нигму", направление движения которой стало ясным - "инновационный" поисковик, умеющий найти и музыкальный файл, и химическую реакцию. Западный "родственник" "Нигмы" Kosmix пошел другим путем - синтетизировал выдачу, что принесло ему достаточно крупные инвестиции, а в числе его последователей оказался Yahoo. "Нигма" пошла другим путем - и ближайшее будущее покажет, была ли она права.

Выводов по итогам года можно сделать несколько. Во-первых, герои прошедших войн никого всерьез не волнуют - возвращения проходят незамеченными. Во-вторых, без уникального творческого произведения малый поисковик обречен на прозябание. В-третьих, осталось еще очень много неиспробованных идей, и есть желающие их тестировать - значит, за "маленькими" поисковиками будет интересно наблюдать и дальше.


Хватило бы денег

Кризис ударил по России сильнее, чем ожидалось ранее. Золотовалютные резервы с начала августа уменьшились на 141 млрд долл., дефицит бюджета-2009, по оценкам МЭР, может достичь 6% ВВП, отток капитала в наступающем году зампред ЦБ Алексей Улюкаев прогнозирует на уровне 100 млрд долл. При этом выплаты компаний по внешним заимствованиям в 2009 году составят в сумме около 160 млрд долл. Бюджет России в 2009 году впервые за десять лет станет дефицитным, считает помощник президента Аркадий Дворкович. По его оценке, дефицит составит 3-5% ВВП. По расчетам Экономической экспертной группы (ЭЭГ), при цене на нефть в 2009 году 50 долл. за баррель и сохранении расходов бюджета на ранее планировавшемся уровне потребуется 1 трлн резервных рублей на покрытие дефицита, при 30 долл. за баррель - 1,5 трлн. Но, если мировая экономика не прекратит падение в 2009 году, дефицит может превысить 5%, прогнозирует г-н Дворкович.

Между тем масштабы спада или роста экономики определяются не только ценой на нефть, но и очень сильно зависят от эффективности мер, которые применяет правительство, напоминает замминистра экономического развития Андрей Клепач. Дефицит бюджета планируется компенсировать из Резервного фонда. При любом сценарии на 2009 и 2010 годы его хватит для выполнения социальных обязательств, обещает г-н Дворкович.

Снижением налога на прибыль с 24 до 20% правительство рассчитывает сохранить оборотные средства в распоряжении предприятий. Кроме того, компаниям больше не придется платить налог авансом, обещает министр финансов Алексей Кудрин. Правительством принято решение увеличить с 1 млн до 2 млн руб. размер имущественного налогового вычета, предоставляемого гражданам при приобретении жилья, причем задним числом. В сумме эти новации будут стоить бюджету в 2009 году 556 млрд руб., заявил премьер-министр Владимир Путин. По данным ФНС, поступления от НДС, обеспечивающие четверть бюджета, снизились в 5,3 раза уже в ноябре. Кризисный перекрой бюджета 2009 года еще предстоит. Возможно, правительству придется умерить свой инвестиционный аппетит за счет новых проектов, предполагает первый вице-премьер Игорь Шувалов. Падение цен на сырье поможет сэкономить бюджет, полагает он. Договоры по госзаказам уже пересматриваются. Но в эффективность использования денег эксперты не верят. "Дороги и больницы в ряде регионов и раньше получались золотыми", - напоминает ведущий эксперт ЭЭГ Елена Лебединская.

В правительстве не отрицают, что в 2009 году уровень жизни населения продолжит падать и что от кризиса серьезно пострадают в первую очередь граждане, набравшие ипотечные и потребительские кредиты. Однако о необходимости помочь населению в коридорах власти заговорили только в начале декабря. Владимир Путин пообещал оставшимся без работы ипотечным заемщикам отсрочку по выплате кредитов. Правда, пояснил министр финансов Алексей Кудрин, она будет небесплатной. Механизм госпомощи заемщикам должен заработать в январе, но документы до сих пор окончательно не утверждены.

В какую сумму правительству обойдутся антикризисные меры, пока не ясно: конкретных решений по поддержке реального сектора еще нет. "Хотелось бы верить, что хотя бы на два года Резервного фонда хватит, хотя на этот счет уже есть сомнения", - опасается г-жа Лебединская. Однако Игорь Шувалов надеется, что кабинету министров удастся завершить начатые инвестпроекты, сохранить социальные обязательства и поддержать промышленность. А это, в свою очередь, поможет обеспечить занятость населения в ближайшие два года.


Назад в 2004-ый

Настоящее, в котором оказалась вся российская экономика, не делает исключений и для таких отраслей, как ИТ-бизнес. В начале 2008 года ИТ-компании рапортовали о 20-30% росте. Несмотря на это по итогам всего года ИТ-рынок, скорее всего, с трудом улучшит прошлогодние показатели. Одним из весомых аргументов в пользу такого прогноза является тот факт, что в четвертом квартале, на который обычно приходится до 30-40% годовой выручки, обороты компаний упали на 20-50%.

Крайне остро сейчас стоит вопрос о том, каким будет 2009 год для отечественного ИТ-сектора. Не секрет, что российская экономика очень зависит от цен на нефть. Поэтому многие изменения можно спрогнозировать на основании предполагаемой стоимости "черного золота". Не менее важным фактором также является курс национальной валюты.

Если взглянуть на сложившуюся экономическую ситуацию, напрашивается определенная параллель. Когда стоимость барреля нефти была ниже 40 долларов (эта цифра соответствует одному из прогнозов на 2009 год), а курс американской валюты превышал 28 рублей? Ответ на этот вопрос один - 2004 год.

Именно этот год является ключевым для понимания нынешней ситуации. Вернувшись на пять лет назад, можно построить наихудший сценарий развития российского ИТ-рынка в 2009 году.

Самый очевидный и главный вывод заключается в том, что объем отечественного ИТ-рынка может составить в следующем году менее 10 млрд долларов. Другими словами, его размеры могут сократиться практически наполовину. События последних месяцев подтверждают, что такое снижение оборотов вполне реально. При всем при этом январь и февраль представляются еще более тяжелыми. Что будет дальше, точно спрогнозировать невозможно. На данный момент неопределенность царит как в государственном, так и в корпоративном сегментах закупок. Вместе с тем, в отличие от 2004 года в ИТ-отрасли появился еще один движитель рынка - потребительский сегмент, который играл очень важную роль уже в 2007-2008 годах. Это, безусловно, добавляет некоторую устойчивость рынку, однако покупательская способность и, соответственно, потребление будут также снижаться. Здесь все зависит от того, как будут изменяться доходы потребителей. Если они откатятся до уровня 2004 года, снижение может составить 40%. Одновременно с этим несколько изменится структура потребления. Из бюджетов многих россиян в 2009 году исчезнут такие статьи расхода, как недвижимость, автомобили, турпоездки. Накопленные средства, которых будет недостаточно для совершения крупных покупок, могут быть потрачены на высокотехнологичные предметы потребления, как то: ноутбуки, компьютеры, периферия, мобильные телефоны и гаджеты.

В 2009 году также существенно изменится профильный ландшафт ИТ-рынка и его товарная структура. Наибольшая доля придется на поставки техники. Предположительно, она составит около 50%. Доля ПО не будет превышать 20%, в то время как сегмент услуг будет иметь примерно 30% рынка. В 2004 году наблюдалась иная картина. Тогда на сегмент оборудования приходилось около 70%, на ПО - 10%, на услуги - 20%.

В следующем году продолжится значительное снижение прибыльности сегмента поставок оборудования. На рынке ПО наряду с государственным и корпоративным секторами важную роль будет играть такой фактор, как легализация софта. В сегменте услуг стоит ожидать роста спроса на аутсорсинг.

Также стоит отметить, что 2009 год станет годом слияний и банкротств ИТ-компаний. Начало этому процессу было положено в нынешнем году. В первую очередь пострадали компании, которые очень сильно зависели от чужих средств. Многим компаниям удалось сохранить свой бизнес, однако приближается вторая волна, которая станет последствием снижения оборотов. В количественном отношении потери будут на порядок выше, поскольку многие игроки рынка не смогут сбалансировать прибыли и убытки. Выживут только самые эффективные компании.

Сейчас невозможно точно спрогнозировать, каким будет 2009 год, поскольку на ситуацию влияет множество факторов. Остается надеяться, что это самый пессимистичный сценарий развития российского ИТ-рынка и что глубина экономического кризиса окажется не столь угрожающей.


Забирайте все

Автор: Кирилл Пальшин

Поверив заманчивой возможности снизить издержки на 20 – 30%, многие предприниматели охотно отдают на аутсорсинг самые разные сферы деятельности. В условиях кризиса – перспективы более чем заманчивые.

Экономия на издержках – один из основных рецептов выживания в условиях кризиса. Неудивительно, что компании, предоставляющие услуги по аутсорсингу (выполнению непрофильных функций на возмездной основе), оказались одними из самых желанных гостей для нынешних руководителей, вмиг превратившихся в антикризисных менеджеров. Действительно, даже с точки зрения базовой экономической теории, чем больше средств компания вкладывает в свой основной бизнес, тем она успешнее. Соответственно, максимизировать инвестиции можно, отделив неприоритетные функции и передав их на исполнение профессионалам. То же самое правило должно работать и в тяжелые времена – чем меньше расходов на фонд заработной платы, организацию рабочих мест и др., тем лучше. В рейтинге процессов, которые обычно компании перекладывают на чужие плечи, лидирующие позиции занимают услуги по уборке помещений, кейтеринг, охрана. На самом деле спектр задач, которые можно было бы передать на внешнее управление, значительно шире: от организации корпоративной столовой до обслуживания персональных компьютеров и процессинговых операций. Можно отдать все – от логистики, маркетинга и финансов до любой мелочи, такой как поставка офисной техники.

Россия и мир

Вынося бизнес-процессы и отдельные функции на аутсорсинг, компании стремятся, во-первых, сократить издержки, во-вторых, повысить эффективность реализации непрофильных для себя задач, в-третьих, обогатить собственную структуру за счет опыта сторонних организаций. Например, в сфере IT на аутсорсинг прежде всего отдаются разработческие задачи и задачи системной интеграции. Одним из наиболее динамично развивающихся направлений является аутсорсинг IT-инфраструктуры, сегмент центров обработки данных. В области логистики сейчас все большее число крупных и средних компаний не только передают транспортные операции на аутсорсинг, но и оптимизируют логистические потоки, создают с помощью партнеров системы управления поставками. Если говорить об аутсорсинге в сфере маркетинга, то здесь наблюдается большая, по сравнению с периодами прошлых лет, активизация в области разработок стратегий, сбора информации о рынках для наполнения бизнес-планов.

Почти все более-менее крупные отечественные компании обращались к аутсорсингу хотя бы раз. Результаты исследования в этой области, проведенного в 2008 году компанией "Эрнст энд Янг" в Европе, показали, что 70% респондентов привлекают внештатный персонал для выполнения по меньшей мере одной функции, а 20% планируют увеличить число таких сотрудников в следующие два года, так как считают, что это даст конкурентные преимущества. Как выявило исследование, основные функции, для выполнения которых привлекаются внештатные сотрудники, – материально-техническое обеспечение (76%), логистика (73%), информационно-технологическое и (или) телекоммуникационное обеспечение (68%).

Тяжелые будни

В условиях кризиса заказчиков больше всего интересует цена. Именно быстрой финансовой отдачи ждут компании, пришедшие на рынок аутсорсинга только сейчас. Андрей Полежаев, эксперт лизинговой компании "АНКОР", приводит следующие моменты, которые клиентам стоит учитывать при калькуляции: "Все зависит от объема работ, передаваемых на аутсорсинг.

При большом объеме компания, во-первых, получает качественный сервис от специализированной структуры (обладающей новейшими в данной области технологиями – методиками, оборудованием) и, во-вторых, оптимизирует фонд оплаты труда за счет отказа от содержания большого числа сотрудников в своем штате. При малых объемах аутсорсинг определенной функции обойдется несколько дороже, нежели если бы эту же функцию выполняли штатные сотрудники. Однако при этом компания сохраняет прежний объем рисков (организационно-правовых, финансовых, по ОТ и ТБ) и, как правило, теряет в новизне технологий и усовершенствований, применяемых в тех же процессах специализированными компаниями".

Иными словами, заказчику предстоит пересчитать все расходы и сравнить их с той суммой, которую "накручивает" партнер. "Диапазон стоимости услуг можно описать примерно так: при выводе на аутсорсинг функций, не требующих от провайдера предоставления большого количества оборудования и материалов, увеличивающий коэффициент может равняться примерно 1,3 – 1,7. При необходимости обеспечения основной аутсорсинговой функции дополнительными сервисами коэффициент может составить 1,5 – 3. Данные коэффициенты являются грубо примерными и не учитывают экономии собственных средств компании за счет возможного высвобождения части сотрудников и других внутренних ресурсов, ранее активно занятых в реализации выведенной на аутсорсинг функции", – подчеркивает Андрей Полежаев.

Естественно, необходимо также учитывать и риски, связанные с тем, что партнер выполнит работу некачественно. Но понизить, основываясь на этом, стоимость услуг удается крайне редко. Придется решать возникающие трудности по ходу.

С больной головы

Одним из главных рисков, препятствующих расширению перечня задач, выносимых на аутсорсинг, принято считать передачу внутренней информации – о клиентах, о планах развития компании, ее стратегических ориентирах и инвестиционных проектах – вовне. Тем не менее как раз добиться соблюдения "неболтливости" от партнера позволяет формальное заключение соглашения о конфиденциальности и часто личное или опосредованное знакомство с компанией-исполнителем. Опасностей здесь, по сути, не больше, чем в случаях, когда нелояльность начинают проявлять собственные сотрудники.

Зато есть менее очевидные, но более серьезные риски. Главный из них – недовольство результатами. На этапе заключения контракта необходимо обговорить с партнером критерии оценки эффективности его работы и, соответственно, предопределить некоторую систему контроля. Но насколько она окажется эффективна, будет ясно только ближе к завершению сотрудничества.

Кроме того, привлечение независимой компании к реализации ряда задач по коммуникациям с клиентами или партнерами иногда может сопровождаться недоверием со стороны последних, но здесь возможно формальное вхождение участника консалтинговой группы в штат заказчика, вплоть до печати визиток. Особенно это актуально в сфере аутсорсинга прежде всего PR-программ. "Вынесение тех или иных функций на аутсорсинг, как правило, сопровождается риском потери компетенции компании в этой области. Нарабатываемые компанией-подрядчиком знания и опыт, к сожалению, не всегда возвращаются заказчику. Необходимо выстраивать систему обратной связи, включающую промежуточный контроль осуществляемых коммуникаций", – предупреждает Инна Чалченкова, партнер консалтинговой структуры HeadWork Analytics.

Также, если компания на аутсорсинг выносит инновационный проект, то существенным ограничением может стать отсутствие подрядчика, способного реализовать подобную работу. Под задачи крупных организаций на рынке не всегда представлены подрячики, способные полностью обрабатывать весь объем работ. Таким образом, у компании формируется некий пул подрядчиков, и чем больше число таких партнеров, тем выше транзакционные издержки на реализацию, а в первую очередь – координацию проектов.

Чалченкова напоминает: "Реализация задач силами сторонних компаний на постоянной основе часто приводит к зависимости заказчика от партнера. Например, поставщик оборудования для обеспечения высоких сроков доставки интегрируется с логистическим оператором. С одной стороны, достигается максимальная эффективность, но, с другой, заказчик ограничивает собственную гибкость реакции на изменение, например, тарифов на услуги логистического оператора. Также высокая степень зависимости заказчика от партнера характерна для IT-рынка. Внедренные системы автоматизации зачастую в обязательном порядке требуют технической поддержки интегратора, стоимость которой может быть высока и расти с течением времени.

Существенные же инвестиции (не только финансовые, но и временные) на начальном этапе внедрения систем не позволяют заказчику без потерь перейти на другую систему. Традиционно на рынке IT-услуг к наиболее IT-зависимым компаниям относят операторов сотовой и стационарной связи, а также другие телекоммуникационные компании".

Если говорить, например, об аутсорсинге в сфере маркетинга, то директорам по маркетингу, выносящим, например, реализацию PR-задач на аутсорсинг, в особенности если речь идет о долгосрочных проектах, необходимо убедиться в том, что контакты с представителями СМИ не будут потеряны, а также в том, что в ходе исполнения проекта агентство не замкнет прессу на себя.

Другой пример – поставщик промышленного оборудования анонсирует клиентам доставку запчастей по всей территории России в течение 24 часов, и при этом для обеспечения заявленных сроков интегрируется с логистическим оператором, внедряя единую систему, автоматизирующую управление складской логистикой (фактически – складами партнера) для обеспечения максимальной скорости обработки товара. Очевидно, что в подобное партнерство инвестируют обе компании. Они развивают фактически вертикально интегрированную цепь, в каждом звене которой достигается максимальная эффективность.

Зависимость от конкретного подрядчика традиционно минимизируется за счет мультисорсинга – распределения задачи по нескольким партнерским компаниям. Но рост числа исполнителей приводит к росту транзакционных издержек на взаимодействие с партнерами. Кроме того, большое количество аутсорсеров, как правило, подразумевает снижение объемов передаваемых на аутсорсинг задач каждому из них и не позволяет компании добиться выгодных финансовых условий сотрудничества. Так что неудивительно, если уже во второй половине следующего года наметившаяся мода на аутсорсинг пойдет на спад. Те, кто ждал быстрой и легкой отдачи, откажутся от экспериментов, и рынок, как и раньше, будет развиваться в основном за счет старых и опытных игроков. Новые заказчики будут появляться так же постепенно, как и до кризиса.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное