Статья написана директором по информационным проектам
Консультационно-Внедренческой фирмы "ИНТАЛЕВ" Алексеем Федосеевым и
предназначена для IT-менеджеров. В ней в дискуссионной форме обсуждаются
наиболее животрепещущие вопросы внедрения делового программного
обеспечения.
Давно и безвозвратно канули в Лету те благословенные времена, когда
заботы IT-менеджера сводились почти исключительно к установке и
сопровождению серверных и клиентских операционных систем. Все чаще и чаще
на информационную службу возлагается ответственность за автоматизацию
бизнес-процессов. В круг ваших знакомых и любимых обязанностей активно
вторгаются новые, - связанные со спецификой различных областей учета и
управления. Впрочем, термин <вторжение> не популярен. Повсеместно
используется его более мягкий синоним, означающий, если вдуматься, то же
самое - ВНЕДРЕНИЕ. Основываясь на опыте нескольких лет работы и
учитывая, что сбои в работе автоматизированной системы могут стоить вам
головы (или любой другой части тела, связанной для вас с местом работы),
мы хотели бы обратить ваше внимание на принципиальные моменты внедрения,
игнорирование или незнание которых может быть весьма и весьма
чревато.
1. Внедрение должно быть,
действительно, необходимо. Внедрение должно иметь бизнес и
экономическое обоснование. Во-первых, речь может идти об автоматизации
существующих бизнес-процессов, тогда его цель - повышение надежности и
оперативности предоставления информации и выделение большего времени
сотрудников на ее анализ, а не на обработку. Во-вторых, цель автоматизации
может состоять в реорганизации бизнес-процессов. В любом случае ваше
руководство должно быть готово к тому, что стоимость внедрения, как
показывает наш опыт, будет составлять 1-2% от месячного оборота фирмы.
(Разумеется, речь идет о комплексной автоматизации). Если же бизнес-цели
не ясны, или руководство не считает адекватной приведенную выше цену, или
бюджет вашего предприятия просто не выдержит рыночной цены внедрения -
лучшее, что вы сможете сделать, это мягко спустить дело на тормозах.
Ничего путного все равно не получится, а все проблемы свалят на
вас.
2. Одно внедрение приравнивается к трем
пожарам. Да, головной боли у вас определенно прибавится. Но
коль скоро необходимость внедрения объективна (см. п.1), сопротивляться
ему - дело бесперспективное. Правильнее с самого начала занять в процессе
свое достойное и важное место.
3. Внедрение не
сводится к покупке коробки. Любой софт требует сопровождения.
Деловой особенно. Кто и как будет осуществлять все изменения
законодательства и учета на вашем предприятии? Если же изначально ясно,
что внедрение предполагает проект с составлением ТЗ, кодированием и проч.,
то имейте в виду, что:
4. Самостоятельное
внедрение так же эффективно, как и самолечение. <Минздрав не
рекомендует>. Простых областей учета и управления - нет. На изучение и
кодирование потребуются месяцы и годы работы. Ответственность - огромна.
Результаты - призрачны. Вам это надо?
5. Вам
нужны не контрагенты, а союзники. Организация, осуществляющая
внедрение, должна быть не только безукоризненна в профессиональном
отношении, вы, прежде всего, должны доверять ей. Речь идет не только о той
информации о вашей фирме, которая станет доступна ей в процессе внедрения.
Во внедрение обязательно будут вовлечены ваше руководство и предметные
специалисты, обязательно будут возникать разного рода проблемы, поэтому вы
должны быть уверены в том, что вас не подставят.
6. Всякой коробке свое время. Покупать коробку
лучше всего только перед началом опытной эксплуатации, а ни в коем случае
не в начале проекта. Проследите, чтобы в ТЗ были четко определены все
технические и экономические условия. Если они не выполнены, - не
принимайте работу и требуйте ее исправления до этапа опытной
эксплуатации.
7. Москва словам не верит, -
требуйте результат и вы. Не дайте себя увлечь красивыми словами
про консалтинг, реинжиниринг и предпроектные обследования. Разумеется, все
это может оказаться необходимым, но вам должны четко сказать, когда, на
каком этапе и, конкретно, что вы получите. Ненужная работа - не нужна.
Кроме того, желательно, чтобы вам сообщили об успешных случаях работы по
предлагаемой технологии. Очень бы хотелось, чтобы речь шла о частных
фирмах - госсектор имеет свою специфику.
8.
Ваша ответственность должна соответствовать вашим полномочиям.
Вряд ли в вашу компетенцию входит принятие решений по управленческим и
учетным вопросам, без которого внедрение невозможно. Значит, и
ответственность должны нести не вы - проследите, чтобы все <скользкие>
места были устланы подписями вашего руководства.
9. За работу системы вам придется отвечать и через год, и
через три. Без знания перспектив развития как бизнеса вашего
предприятия, так и IT-подразделения, невозможно ответственно принимать
решения, касающиеся автоматизации сегодняшних бизнес - процессов. Поэтому
на самом первом этапе внедрения добивайтесь определения планов развития
фирмы и IT-подразделения, включающего как задачи, так и бюджет. Подпись
руководства под этим документом будет означать, что именно на нем лежит
ответственность за дальнейшее развитие.
10.
Ваша позиция и авторитет будут зависеть от результатов внедрения.
Успешное внедрение будет вашей заслугой, и это справедливо.
Неуспешное... (см .п.8.). Помните, что ваша роль во внедрении -
координатор. За постановку задачи и экономическую сторону дела отвечает
руководство и конкретные предметные специалисты вашего предприятия, за
выполнение работ, качество и сроки - отвечает фирма, осуществляющая
внедрение. При правильном построении документальной среды внедрения за
любой срыв должны отвечать либо те, либо другие. А ваша четкая и твердая
позиция приведет к тому, что ваш авторитет увеличится даже и в этом
случае.