В продолжение выпуска о статистике документооборота я решил создать
соответствующий раздел на сайте, где бы публиковались интересные статистические
данные, связанные с документооборотом и СЭД.
Когда я собрал всю имеющуюся у меня статистическую
информацию, получилась достаточно интересная и большая подборка, которой
и хочется сегодня с Вами поделиться.
По традиции прошу присылать свои статистические данные
(с ссылкой на источник, пож-та) для публикации на сайте и в рассылке.
М.К.
Делопроизводство и документооборот
По западной статистике, управление документами рассматривается
как один из трех главных приоритетов для большинства компаний, входящих
в 1000 лучших западных фирм [1].
Секретарь-референт тратит до 75% своего времени на работу с документами
[1].
У руководителя на нее уходит до 45% рабочего дня [1].
У рядовых сотрудников предприятия - до 30% [1].
При этом 30% перемещений сотрудников по офису в той или иной степени
связано с поиском нужных документов, за год на это в общей сложности
у них уходит около месяца [1].
На согласование документов тратится 60-70% рабочего времени [1].
До 15% бумажных документов безвозвратно теряется [1].
В результате 20-30% поставленных задач вообще не решаются [1].
Согласно данным журнала ASAP и исследованиям Delphi Consulting
Group [2]:
ежегодно в мире появляется около 6 млрд. документов;
только в США каждый год находится в обороте около 30 млрд. документов;
суммарная стоимость обработки потока документов на предприятиях составляет
15% от их дохода;
документы отнимают 60% трудового времени офисных служащих;
45% фонда оплаты труда составляют затраты на оплату обработки документов;
85% документов никогда не потребуются снова;
50% являются дубликатами, а 60% устарели.
При переходе к работе с электронными документами по оценке
Nortan Nolan Institute:
рост производительности труда сотрудников составляет 25-50%;
уменьшается время обработки одного документа более чем на 75%;
уменьшение расходов на оплату площадей для хранения документов составляет
до 80%.
По данным Siemens Business Services (были опубликованы в
журнале iBusiness, N4, 2000) [3]:
30% времени рабочих групп тратится на поиски и согласование документов;
6% документов безвозвратно теряются;
каждый внутренний документ копируется до 20 раз (один отечественный
заказчик, у которого было установлено около 100 рабочих мест Lotus Notes,
на одной конференции сказал о 3-х кратном сокращении затрат на расходные
материалы после внедрения электронной системы работы с документами);
на 20-25% возрастает производительность труда персонала при использовании
электронного документооборота;
стоимость архивного хранения электронных документов на 80% ниже в
сравнении с бумажными.
Общая статистика работы с документами [4]:
80% информации организации содержится в бумажных документах;
85% хранимых документов никогда не извлекаются;
25% сохранённых документов теряются и никогда не могут быть найдены;
50% документов дублируется в различных хранилищах;
35% времени сотрудников организации уходит на работу с документами.
Сетевые технологии, помимо оперативности поиска документов:
втрое сокращают потребность в бумаге и расходных материалах;
на 80% уменьшают нужду в архивных хранилищах;
в Западной Европе делается 19-25 копий каждого документа, в России,
учитывая протяженность территории, слабость компьютерной базы и привычку
создания запасов "на всякий случай", эту цифру можно смело
удвоить и даже утроить [5].
По американским оценкам [5]:
в базы данных за 25 лет их существования занесено всего 10-15% информационных
ресурсов организаций;
основной их массив хранится в традиционном виде;
в США 85% документооборота остается бумажным, несмотря на то, что
75% административных функций и 73% почтовых операций осуществляется
по Интернету.
В докладе Генерального Секретаря ООН Кофи Аннана признается, что, несмотря
на экологическую угрозу сокращения площади лесов, производство и потребление
бумаги к 2010-му году увеличится в мире на 50% [5].
Билл Гейтс привел данные об экономической эффективности
пересмотра системы документирования в корпорации "Майкрософт"
- в области маркетинга вместо 114 видов бумажных документов используют
9 электронных, ликвидация 350 тыс. письменных отчетов о продажах принесла
экономию в 40 млн. долл. в год [5].
Объем находящейся в оперативной базе документов у отдельных
российских предприятий достигает 3 млн., но лишь 30 тыс. из них (1%) находятся
в непосредственной обработке. Остальные ждут своего часа на файлах. Попробуйте
представить себе объем их бумажного эквивалента [5]!
Рынок СЭД
По мнению экспертов, именно электронный документооборот
будет одним из самых быстрорастущих сегментов ИТ-отрасли в нашей стране.
На российском рынке работает более 20 ИТ-компаний, представляющих столько
же систем как собственного производства, так и западных разработчиков
[1].
В мире есть более 100 систем электронного документооборота
(СЭД), которые находят заказчиков в самых разных отраслях [1].
Аналитики "РосБизнесКонсалтинга" оценивают российский
рынок СЭД в 20 млн. долл. и отмечают, что при реализации некоторых проектов
затраты на консалтинговые услуги могут составлять от 30 до 50% [1].
По данным аналитической фирмы IDC, объем отечественного
рынка СЭД в 1999 г. составлял около 2 млн. долл., а в 2002 г., по подсчетам
департамента консалтинга компании РБК, достиг 20 млн. долл. Николай Никольский,
директор по маркетингу фирмы Cognitive Technologies, дает более высокую
оценку - от 30 до 50 млн. долл. [6]
Что касается динамики, то в РБК считают, что в ближайшие
три года рынок будет расти на 70% в год и достигнет 120 млн. долл. Примерно
так оценивают динамику рынка и поставщики [6].
По мнению Александра Сапожникова, директора направления
по управлению знаниями компании ЛАНИТ, ежегодный рост составляет 40-60%
[6].
Наталия Рудомазина, руководитель службы маркетинга компании
"Электронные офисные системы" (ЭОС) считает, что рынок увеличивается
на 40-50% в год [6].
Дмитрий Марченко, руководитель отдела продаж систем электронного
документооборота компании "Оптима", подчеркивает, что спрос
на СЭД стремительно растет - за последний год количество заказчиков увеличилось
вдвое [6].
Как заметил Владимир Андреев, директор центра компетенции
электронного документооборота Digital Design, сейчас, в отличие от ситуации
трех-четырехлетней давности, растет популярность автоматизации не просто
канцелярской работы и архива документов, а именно процессов документооборота
[6].
Источники
О. Лукоев, Проблемы консалтинга в области документооборота, PCWeek/RE
№ 18, с. 29, http://pcweek.ru/?ID=494411
Любое письмо может быть опубликовано в рассылке,
если нет явного запрета на публикацию.
Для публикации адреса электронной почты, указывайте его в тексте письма.