Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Всё о документообороте

  Все выпуски  

Всё о документообороте :: Технологии


Информационный Канал Subscribe.Ru

Всё о ДОКУМЕНТООБОРОТЕ

Ведущий рассылки
Михаил Кузьмин
 

Генераторы отчетов.


 

Добрый день.

Достаточно интересный, на мой взгляд, обзор генераторов отчетов - как одного из важнейших компонентов СЭД.

Всего хорошего,
М.К.

 


 
Обзор средств генерации отчетов, Соловьев А.В.

Статья посвящена анализу современных программных средств генерации отчетов по информации баз данных (БД), тенденций их развития и возможностей.

Введение.

По мере развития информационных технологий, выходные документы средств накопления информации постоянно усложняются и увеличиваются в объеме. Кроме того, нужна автоматизация самого ресурсоемкого и трудоемкого этап деятельности подавляющего большинства организаций - работы с печатными документами. Этот этап по разным оценкам (см. например, [1, 2]) занимает около 60% времени сотрудников.

Изменяется и само представление о печатном документе: он может содержать в себе сложные вычисления, изображения, графики, диаграммы и т.д.

В связи с усложнением форм и количества печатных документов особо остро встает задача создания электронных комплексов, позволяющих автоматизировать процесс "производства" печатных документов, используя информацию, хранящуюся в базах данных. Такие электронные комплексы называются Генераторами отчетов (ГО). Такие системы, как правило, являются неотъемлемой частью программных комплексов, созданных для автоматизации бумажного документооборота компаний - программ электронного документооборота.

Терминология и часто используемые сокращения

ГО - Генератор отчетов.
OLAP - On-Line Analytic Processing.
Отчетная форма - описание формы отчета с помощью специальных спецификаций (пустографка отчета), содержащая описание, расположение, формат и структуру частей отчета, другие атрибуты полей и графических объектов, составляющих отчет и заполняемых в отчете информацией исходной базы данных (БД), по которой отчет создается.
Отчет - подразумевается уже созданный (по отчетной форме) программой ГО отчетный документ.
БД - база данных.
СУБД - система управления базами данных.
ODBC - Open DataBase Connectivity, стандарт доступа к реляционной базе данных.
ADO - ActiveX Data Objects, стандарт доступа к реляционной базе данных, разработанный в Microsoft.
DAO - Data Access Objects, стандарт доступа к реляционной базе данных, разработанный в Microsoft, предназначенный главным образом для быстрого доступа к БД Access.
API - Application Program Interface.
MS - Microsoft.
SQL - Structured Query Language (язык запросов в реляционной СУБД).
RTF - Rich Text Format (распространенный формат электронного документа).
WYSIWYG - графические средства полного соответствия информации на экране компьютера печатному оригиналу ("как вижу так и печатаю").
HTML - HyperText Markup Language.
SGML - Standard Generalized Markup Language (стандарт ISO 8879).
XML - Extensible Markup Language (restricted form of SGML - по определению W3C [3]).
W3C - World Wide Web Consortium [4].

"Всемирно известные" ГО.

1. Oracle Report (Oracle Corp.): примерно в 1,5 раза дороже (~$1100 при установке на одну машину) чем Crystal Report ($750 за Developer Edition, $615 за Professional). Кроме того, такое же лицензионное соглашение на использование компонент, может быть даже более жесткое, т.к. не говорится о "платных" и "бесплатных" методах. Мощное средство (встроенный язык программирования, мастер запросов к БД, шаблоны типовых отчетов), похожее на Crystal, но "заточен" под Oracle и дорог. Занимает много места при установке.

2. Centura Report Builder (Gupta Technologies): вдвое дешевле (~$300), но судя по материалам конференций пользователей продукта, существуют проблемы с подключением через ODBC к произвольным базам данных (кроме собственной Gupta SQLBase), сложная настройка на БД через собственные драйвера (MS SQL Server, Sybase и т.д.), проблемы печати со многими принтерами и устойчивости (в различных форумах по программному продукту есть жалобы на неожиданные падения программы!!!). Не развит экспорт, беднее возможности, чем в Crystal. Нет подотчетов, более слабый дизайнер и достаточно запутанный интерфейс [5].

3. Crystal Report (Crystal Decisions): при установке на одну машину стоит ~$750, не "бесплатное" API (~$199 при установке на одну машину). Очень богатые возможности. Признан лучшим ГО 2003 года. Система устойчива и предсказуема, кроме того, быстро работает сам процесс формирования отчетов.

Но есть и недостатки: строковые и формульные поля типа строка не могут быть длиннее 255 символов (исключение поля типа Memo, но их нельзя включать в формулы), отсутствует мастер таблиц, что делает перерисовку отчета достаточно сложной, создание подотчетов только 2-х уровней вложенности, богатые возможности по экспорту отчетов, но к сожалению почти весь экспорт "кривой" (особенно это касается графических элементов, что было частично исправлено в последней версии 9.0), если секция Detail по высоте не "влезла" на страницу, возникают различные ошибки, связанные с прорисовкой объектов при формировании отчета.

4. SoDA - Software Documentation Automation (Rational Software):
Это Генератор проектной документации. SoDA, по существу, представляет собой макрос, написанный для MS Word и особенно полезный при реализации крупных информационных проектов, в которых на составление документации и ее постоянную переработку обычно тратится очень много времени и сил разработчиков.

По задаваемым пользователем шаблонам SoDA "компилирует" документацию, собирая в один документ текстовые и графические данные из различных источников, например из моделей, созданных в Rational Rose [6]. Далее пользователь может отредактировать полученный документ с помощью Microsoft Word или Adobe FrameMaker+SGML (это две разные версии SoDA, документ генерируется в формате HTML). Как и любая система отчетности, SoDA базируется на тех данных, которые получает из сторонних программ.

SoDA поддерживает всю линейку продуктов Rational Software, позволяя создавать сложные комбинированные отчеты на основе выходных данных программ состава Rational Suite. Плюс ко всему, SoDA имеет доступ к данным из Microsoft Project.

SoDA может работать в двух режимах. Первый - генерация отчета по данным на основе существующего шаблона (Word), который, в свою очередь, строго следует стандартам RUP и ISO. Второй - генерация отчета на основе собственного шаблона компании, оформленного произвольным образом в соответствии с ее традициями.

Поддерживается Word, начиная с версии 95. Шаблоны пользователь создает на основе стандартных шаблонов SoDA, включая в них SoDA макросы (они, собственно, и ответственны за генерацию отчетов). Генератор отчетов SoDA представляет собой по существу отдельный тулбар в Word. Отчеты генерируются по всей линейке продуктов Rational (включая разнообразную графику и схемы), а также для отдельных документов Word.

Как заявляют сами разработчики SoDA: "даже с помощью SoDA трудно получить стопроцентно читабельный отчет для заказчика, но свои процентов восемьдесят такого отчета SoDA честно сгенерирует. Остальную правку можно возложить на плечи специалиста, способного придать отчету (на этом этапе уже - документу) литературный вид."

Цена SoDA for Word - $4820 (floating license) и $2755 (node locked license), SoDA for FrameMaker - $5525 (floating license) и $2760 (node locked license). [7, 8]

5. Access (Microsoft Corp.):
Свой Генератор отчетов с возможностью экспорта в Word (в формате RTF!!!). Хорошо продуманный мастер отчетов (для создания простых отчетов без рисования). Возможны группировки данных, форматирование объектов, создание формул из довольно богатого набора. Идеология построения отчетов аналогична Crystal Report и Centura Report Builder.

Недостатки: отсутствует табличный мастер и вообще создание таблиц, все таблицы в конечном отчете создаются в табулированном представлении строк, а не объектами Table со строками и колонками (как результат, тяжело исправлять конечный отчет, чтобы не нарушилось правильное чередование ячеек в таблице). При экспорте в Word (формат RTF) теряются все графические элементы (линии, прямоугольники, невозможно экспортировать таблицу с разграфкой). Расположение элементов на листе бумаги осуществляется за счет табуляций, что не всегда хорошо. Отсутствует выравнивание текста по формату.

ГО отечественных производителей.

Краткий обзор касается не только ГО как таковых, но и интегрированных систем создания отчетов в крупных программных комплексах (например, в системах электронного Документооборота, электронного архива и т.д.).

6. 1С:Предприятие (1С):
Богатый набор отчетов с возможностью настройки и сохранения этой настройки (это называется "создать отчет"). Пользователь может самостоятельно задавать (настраивать) уровень детализации, параметры группировки и критерии отбора данных в отчетах в соответствии со спецификой решаемых задач. Такие индивидуальные настройки (фактически - созданные пользователем специализированные отчеты) могут быть сохранены для дальнейшего использования. В ряде отчетов для большей наглядности предусмотрено графическое представление данных (реально - это интеграция с диаграммами Excel), а также расшифровка показателей в виде соответствующих отчетов.

Как таковой, дизайнер произвольных шаблонов отсутствует - существуют только настраиваемые отчеты, построенные по принципу таблиц данных, в которых можно изменить поля сортировки, отформатировать (шрифты, выравнивания, цвет) ячейки таблиц, добавить изображения.

Развиты средства отображения отчетов в виде диаграмм, графиков и т.д. (например, всевозможные рейтинги, задолженности, продажи за период). В типовые отчеты по существу встроены диаграммы и можно сразу смотреть отчет в виде таблицы и в виде диаграмм). Существует возможность назначать период выполнения отчетов (например каждый день, или каждые 1/2 часа и т.д.)

Существует конвертор табличных документов 1С:Предприятия для Microsoft Excel.

Данный программный продукт представляет собой конвертор (фильтр), используемый Microsoft Excel для открытия файлов в формате "1С:Предприятие". Он позволяет пользователям Microsoft Excel открывать файлы табличных документов (отчетов и печатных форм первичных документов), созданных в 1С:Предприятии. При этом сохраняется не только текстовое содержание табличного документа, но и элементы форматирования (шрифты, рамки, цвета и т.д.). [9]

7. FastReport (Fast Reports Inc.): по данным журнала Delphi Informant Magazine, занимает 2-ое место по популярности среди инструментов для разработки отчетов для Borland Delphi. Представляет собой компоненту (VCL) и полный программный код для встраивания в программные проекты Borland Delphi (~$30 за одну лицензию).

Собственный дизайнер отчетов, развитый язык скриптов (Pascal-подобный) для создания вычисляемых переменных, работа с БД: Interbase Express (IBX), IBObjects, ActiveX Data Objects (ADO). Возможности и идеология построения отчетов близка к Centura Report Builder. Имеется визуальный конструктор связок таблиц, очень близкий к Crystal Report, а также собственные средства WYSIWYG для предварительного просмотра и печати отчетов.

Минусы: существуют проблемы печати (например, все страницы на одной) на некоторых принтерах Xerox, Canon, HR LJ w1000, некорректный экспорт в другие форматы, сложность настройки и частая необходимость перекомпиляции (интегрирован только с Borland Delphi, поставляется в виде исходных кодов), существуют проблемы с переходом от версии к версии Fast Report. [10]

8. LanDocs (ЛАНИТ):
Дизайнера отчетных форм нет, существует набор типовых отчетов по регистрации документов и контролю исполнения.

Наряду с интерактивными средствами контроля исполнения система предоставляет возможность печати различных отчетов: справка о неисполненных документах; справка об исполненных документах; сводка об исполнении контрольных документов; сводка-напоминание по контрольным документам; сводка об исполнении заданий; напоминание по заданиям. Наряду с отчетами по контролю исполнения система предоставляет возможность формирования и печати других отчетов о состоянии документооборота, таких как: регистрационная карточка документа; журнал регистрации за период; сведения о документообороте; статистика по корреспондентам.

Отчеты готовятся в виде файлов формата RTF, что позволяет просмотреть и откорректировать отчет перед печатью (средствами MS Word, загрузив в него файл RTF).

Отчеты настраиваются разработчиками перед установкой программы заказчику. Существуют типовые не настраиваемые отчеты (см. список выше), которые идут с типовой поставкой продукта. [11]

9. NauDoc (NAUMEN):
Нет как такового дизайнера произвольных отчетных форм, но существуют настраиваемые отчеты. Существуют настраиваемые отчеты по контролю исполнения документов (КИД) и настраиваемый журнал регистрации документов.

Объект "Журнал":
- Возможность создания нового журнала с произвольным набором полей;
- Возможность добавления/удаления записей;
- Возможность фильтрации записей в журнале за определенный период;
- Возможность регистрации документа.

Отчёты по КИД:
- Входящие задания. Таблица, содержащая поля: заголовок (ссылка на документ), назначено (возможность отправить письмо по e-mail), контролёр (возможность отправить письмо по e-mail), ответственные пользователи (возможность отправить письмо по e-mail), дата создания, окончание. Возможность сортировки по каждому столбцу в прямом и обратном порядке. Раскраска в красный, желтый и зелёный цвет (просрочено/заканчивается срок исполнения/выполнено). Возможность скрыть часть столбцов таблицы. Возможность показывать/не показывать завершенные задания.
- Исходящие задания. Таблица, содержащая поля: заголовок (ссылка на документ), назначено (возможность отправить письмо по e-mail), контролёр (возможность отправить письмо по e-mail), ответственные пользователи (возможность отправить письмо по e-mail), дата создания, окончание. Возможность сортировки по каждому столбцу в прямом и обратном порядке. Раскраска в красный, желтый и зелёный цвет (просрочено/заканчивается срок исполнения/выполнено). Возможность скрыть часть столбцов таблицы. Возможность показывать/не показывать завершенные задания.
- Статистика выполнения заданий. Таблица: пользователь, назначено заданий, завершенные задания, отклонено, без ответа, expired task, процент обработанных заданий. Возможность фильтрации строк таблицы за период действия заданий.

Весь продукт основан на HTML-технологии. Все отчеты создаются в HTML формате, регистрационные журналы, кроме того, можно экспортировать в Excel. [12]

10. Optima-WorkFlow (Optima):
В качестве дизайнера отчетных форм используется Crystal Report.

При помощи пакета Crystal Report возможно создание различных форм отчётности. Макет отчета может добавляться к системной библиотеке отчетов. На него устанавливаются права на использование конкретными пользователями. Выполнение отчета может быть инициировано непосредственно с автоматизированного рабочего места. Возможна параметрическая настройка правил формирования отчета.

Минус (кроме недостатков самого Crystal): удорожание рабочего места дизайнирования отчетной формы ($615 - за одну лицензию Crystal Report Professional). [13]

11. PayDox (PayBot):
Система построена на Internet-технологиях (HTML), дизайнера отчетной формы как такового нет, отчеты можно настроить самостоятельно (существует мастер создания таблиц) или использовать стандартные.

Система позволяет создавать необходимые пользователям отчеты по документам и получать информацию о документах в режиме реального времени. Отчеты могут создаваться как администратором системы, так и самими пользователями. При создании отчета пользователи указывают информацию, которую необходимо вывести в отчет, задают порядок следования колонок отчета и указывают поля, по которым должно производиться итоговое суммирование. Настройки отчетов сохраняются в системе для дальнейшего использования. Если к некоторым документам отчета данному пользователю не разрешен доступ, пользователю выдается соответствующее сообщение.

Выдаваемые отчеты можно вывести в формате HTML, MS Word, MS Excel (отображаются в среде Internet Explorer). В отчетах можно выводить итоговые суммы по нескольким показателям одновременно, например, по контрагентам и по периодам, по категориям документов и по типам финансовых операций. Если некоторые из документов требуют разрешения на оплату и у данного пользователя есть такие полномочия, непосредственно из отчета можно выдать разрешения на проведение оплаты таких документов, после чего система немедленно отправит e-mail уведомления ответственным за данные документы пользователям. В отчетах можно указывать вычисляемые по формулам поля. Формулы вычислений можно задавать как на VB Script, так и на языке используемой СУБД (например, Transact SQL для MS SQL или VBA для MS Access). Также в системе имеется набор стандартных функций для использования при настройке отчетов. Например, если суммы в платежных документах представлены в разных валютах, система автоматически конвертирует такие суммы по необходимому курсу (указанному или в самом документе или в справочнике курсов валют) в основную валюту, в которой ведется учет, для расчета итогового консолидированного баланса в единой валюте.

Система имеет встроенный конструктор отчетов, позволяющий пользователям самостоятельно формировать необходимую отчетность. Все отчеты имеют простую табличную структуру. Отчет может быть выдан в виде гистограммы. Отсутствует дизайнер отчетных форм для создания отчетов произвольной формы. СУБД: MS Access или MS SQL Server. [14]

12. Q&R [Запросы и отчеты] (Intertrust Ltd.):
Генератор отчетов, работающий только над БД Lotus Notes (в самом Lotus-е нет ГО!!!), создающий отчеты в формате MS Word (95, 97) и MS Excel (new!!!). Представляет собой раздельно существующие подсистемы: формирования запросов (в том числе параметризуемых, а также формульных - с помощью формул Lotus) и создания шаблонов отчетов в MS Word или MS Excel.

Запросная подсистема выполняет запрос (запрос составляется в стандарте QBE - Query By Example) и формирует коллекцию отобранных документов. В MS Word или MS Excel создается шаблон, в котором пользователь описывает пустые поля (имеется в виду объекты типа Field Word) с именами реальных полей БД (в конце таблицы, периодической секции, секции итогов и т.д. создается поле с именем "конец таблицы"), а также рисует таблицу и определяет итоговые суммы, затем запускается (из Lotus) функция формирования отчета по шаблону, по которой поля заменяются на значения из БД.

Простая логика работы, легко можно создать простые документы. Генератор отчетов входит в состав систем "OfficeMedia", "CompanyMedia-Делопроизводство", "CompanyMedia-Управление Персоналом" , разработанных Компанией "ИнтерТраст".

Недостатки: не развит контроль создаваемых шаблонов, что приводит к ошибкам при работе системы, непросто создать сложные отчеты.

Стоимость ГО - $49 (1 лицензия). [15]

13. БОСС-Референт (АйТи):
Система имеет собственный Генератор отчетов, работающий над БД Lotus Notes.

ГО работает с хранилищем отчетных форм. Для отчетной формы формируется запрос к БД (в стиле QBE, форма для запроса очень похожа на Евфрат). Как такового дизайнера отчетной формы не существует, существует мастер создания таблицы отчета, форматирование ячеек таблицы (шрифты, форматы представления данных). Возможно создание формульных полей (VBScript). Для каждого столбца таблицы можно указать заголовок, сортировку по столбцу, итога по столбцу (сумма, максимум, минимум, кол-во).

Далее отбираются документы в соответствии с колонками таблицы, созданной в мастере отчетов (список документов можно тут же просмотреть). Далее отчет экспортируется в Excel или Word. При экспорте задается заголовок отчета (строка). [16]

14. Гран-Док (Гранит Центр):
Система достаточно узкоспециализированная (для муниципальных властных структур).

Собственно Дизайнера отчетных форм нет, нет и настраиваемых отчетов, система работает с MS SQL Server, печать типовых отчетов осуществляется в Word. В стандартную поставку входят примерно 12 типовых отчетов. Кроме того можно любой документ системы распечатать через Word (начиная с Word 97). [17]

15. Дело (Электронные офисные системы):
Генератора отчетов пока нет. Есть только формирование стандартных отчетов.

Планируется создание мастера для описания выходных форм документов с помощью документов Excel и печать документов в соответствии с этим представлением (Excel). [18]

16. Documentum (Documentum):
Кроме того, что существует гибкая интеграция с MS Office, из материалов невозможно что либо понять. Скорее всего, в системе есть "настраиваемые" отчеты; дизайнера отчетной формы как такового нет. [19]

17. CalliGraph (Сантэл-Телеком):
Генератор отчетов со своим дизайнером и печатью. Возможен экспорт отчета в Excel. Поддерживается работа с ODBC базами данных через ADO, в версии 4 добавлена возможность работы с СУБД CACHE. ГО написан на Delphi.

Система позиционируется как самостоятельный Генератор отчетов, причем как OLAP-средство (On-Line Analytic Processing) средство. Возможно создание аналитических отчетов с последующей детализацией по колонкам. Существует достаточно неплохой мастер таблиц, вернее, весь отчет представляется в виде таблицы (матрицы). Существуют возможности по созданию аналитических отчетов по заданным параметрам (например, анализ цен по показателю, разбивая его на диапазоны (0-100, 101-1000 и т.д.)). Возможность по созданию итогов и сортировок. Есть параметры, существует возможность быстрого просмотра (вывести первые 10 записей БД в отчет). Есть опции подавления нулевых строк и столбцов при печати. Полученный отчет (матрица, таблица) можно экспортировать в Excel. Есть возможность задавать псевдонимы для любых таблиц и полей таблиц БД.

К недостаткам можно отнести: очень слабые средства WYSIWYG при дизайнировании и печати отчета, сложную настройку на БД.

К достоинствам: развитые средства создания аналитических отчетов с всевозможным заданием диапазонов и детализаций (к сожалению отсутствуют диаграммы как в Excel).

Ближайшим конкурентом по OLAP-средствам являются системы SAS (SAS Inc.) и Crystal Analysis (Crystal Decisions) - системы, создающие отчеты с многомерным анализом данных (напр., дата/время, география, продукты), построением диаграмм и прочее. Crystal Analysis, кроме того, интегрирован с MS Excel.

Стоимость 1 лицензии CalliGraph - 550$ (для сравнения: Crystal Analysis v10 - $665).
Произведено более 150 продаж CalliGraph (для сравнения: Crystal Report - 16*106). [20]

18. Cognitive Report (Cognitive Technologies):
Генератор отчетов со своим дизайнером отчетной формы. Пользователь создает отчетную форму произвольного вида. Для удобства работы предусмотрены: мастер табличных представлений данных, мастер создания связок таблиц БД и правил выборки данных, мастер создания вычисляемых переменных. Доступ к информации реляционных баз данных осуществляется через ODBC, ADO или DAO, а также к СУБД "НИКА" с помощью стандарта XNika (разработка компании Cognitive Technologies).

В программе предусмотрена возможность быстрого переформирования таблиц данных (изменение числа, размеров колонок, смена колонок местами), предусмотрено создание параметров (параметризация запроса к БД), создание сортировочных полей неограниченной вложенности. Предусмотрена также возможность создания сложных таблиц с переменным числом колонок в строках, а также быстрое создание иерархий данных (преимущественно для СУБД "НИКА") - авторазмещение массива с подчиненным ему массивом данных.

Готовые отчеты создаются в форматах RTF, Word DOC, HTML, Plain Text. Возможно создание отчетов по отчетным формам Crystal Report, а также их конвертация во внутренний формат Cognitive Report.

ГО Cognitive Report не поставляется как отдельный продукт. ГО входит в состав пакетов ЕВФРАТ-Документооборот, Электронный Архив ЕВФРАТ, линейку продуктов, основанных на XNika-технологии, Документооборот для электронной торговли. Модули генерации отчетов (без дизайнера отчетной формы), используются в Информационно-аналитической системе "Астарта".

Литература.

[1] - Киты индустрии. Xerox меняет стратегию//Computer Week Moscow. - #25. - 1995. - С. 38.
[2] - Internet и телекоммуникации. Электронные документы изменяют представление об информации.//Computer Week Moscow. - #8. - 1996. - С. 21.
[3] - World Wide Web Consortium. Extensible Markup Language (XML) 1.0. W3C Recommendation. (www.w3.org/TR/1998/REC-xml-19980210 - dt-valid).
[4] - www.w3.org/
[5] - www.interface.ru/fset.asp?Url=/gupta/gupta.htm
[6] - www.interface.ru/rational/rosemain.htm
[7] - www.interface.ru/fset.asp?Url=/rational/ratline.htm
[8] - www-306.ibm.com/software/awdtools/soda/
[9] - www.v8.1c.ru/trade/analit.htm
[10] - www.fastreport.ru/ru/index.php
[11] - www.landocs.ru
[12] - www.naumen.ru/go/products/naudoc/changes
[13] - www.optima-workflow.ru
[14] - www.paydox.ru
[15] - www.intertrust.ru/Site2/mainstre.nsf/x/4B859E7371D8E98BC32568EA003ABCBA
[16] - www.it.ru/boss/referent/reportsman.html
[17] - www.granit.ru/products_info.asp?id=10 - co
[18] - www.eos.ru/eos/21005
[19] - www.documentum.ru/products/index.html
[20] - www.calligraph.ru
[21] - Емельянов Н.Е. Введение в СУБД ИНЕС.- М.: Наука, 1988 - с. 203 - 207.

Источник: Электронный журнал Cognitive News, Май, 2005.

 
Любое письмо может быть опубликовано в рассылке, если нет явного запрета на публикацию.
Для публикации адреса электронной почты, указывайте его в тексте письма.

 

С пожеланиями успехов,
Михаил Кузьмин alldoo@tut.by
 
Сайт рассылки http://alldoo.at.tut.by

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: comp.soft.review.kouzmin
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное